Призвание Евгении Чивелы
Стремительна и темпераментна румба, исполняемая оркестром, и тот же темп в воздухе. Молниеносные обрывы, курбеты носки в носки (кроме Е. Чивелы, ни одна воздушная гимнастка не пыталась повторить этот трюк) и, наконец, финал — зал неизменно ахает — так необычен, головокружителен каскадный прыжок на штрабатах.
Номер Евгении Чивелы и Владимира Рытова — номер международного класса. «Непостижимо» — так охарактеризовала работу гимнастов одна венгерская газета. А ведь это, пожалуй, точное определение номера, полного неожиданностей. Самый искусный, самый рискованный трюк, как известно, приберегается к финалу. Прыжок с рамки в руки к ловитору — обычное завершение лучших номеров воздушных гимнастов мира. А Чивела и Рытов начинают работать с прыжка!
На фото. Еще секунда, и воздушная гимнастка Е. Чивела ринется из-под купола к манежу
Рискованный аванс! Ведь каждый следующий трюк должен быть более сложным, более эффектным. И гимнасты не обманывают зрителя. Интерес к номеру растет с каждым мгновением. Двойной обрыв, с переходом партнерши в ноги к ловитору, курбеты а ногах заставляют удивляться даже профессионалов. ...Врачей двое — старенький профессор устало барабанит по столу и прячет от Жени глаза. Тот, что моложе, — доцент-невропатолог — разминает в пальцах папиросу.
— Пункция невозможна. Смещены нервные корешки. Что же остается?
— Скажите, доктор, я буду еще когда-нибудь работать?
Профессор поднимает глаза. Она прочитала в них все. Раньше слов.
— На свете бывают чудеса, но я в них не верю.
Приговор.
Она снова слышит завывание ветра, резкий хлопок парусины шапито, страшную пустоту тела и давящую тишину зала, чувствует обожженные губы. Две веревки оборвались разом. В истории цирка неслыханный случай. ...Глядя, как непринужденна, задориста Женя Чивела, как она доверчива к партнеру, как уверенно ведет номер Владимир Рытов, все в один голос утверждают — они всегда были неразлучны друг с другом. А между тем трудно найти две более непохожие судьбы.
Женя помнит себя и цирк в одно и то же время. Впрочем, цирк не совсем точно. Первое впечатление детства — полет воздушных гимнастов. Ни ловкие акробаты, ни смешные клоуны, ни даже покорители детских и взрослых сердец — дрессированные звери. Нет, только головокружительный полет заставляет сильно-сильно биться сердце. Там, под куполом цирка, не актриса в костюме с блестками, а она, Женя, легкая почти невесомая.
— Да, я тоже могу делать стойку, — со слезами упрямо твердила она родителям. Отец — тихий, добрый человек, бухгалтер зоовыставок — только вздыхал. Мать покорно открывала домашнюю аптечку, доставала тампоны, йод, бинты. На коленках не заживали ссадины, кожа на руках успевала вырастать чудом.
На фото. В. Рытов и Е. Чивела перед выходом на арену
Пришли нелегкие военные годы. Жене надо было думать не о залитом огнями цирке. Вместе с другими стоически отказывалась от школьного завтрака — крохотной белой булочки — всем классом сушили сухари, вязали варежки, укладывали в кулечки дорогие подарки для бойцов. Когда прогремел салют победы, Жене шел уже шестнадцатый год. С мечтами о цирке как будто бы давным-давно покончено.
В Одесскую экспериментальную цирковую студию набирали одиннадцатилетних. Ну что ж! И все-таки когда зал студии был пуст, Женя подходила к снарядам, пробовала повторить то, что увидела, тайком подглядев, как занимались гимнасты. Для чего? Вряд ли она дала бы тогда определенный ответ. Ей казалось, что о ее попытках не подозревает ни одна душа на свете. И вдруг...
— Женечка, — окликает ее директор студии Чумаков, — я хочу познакомить тебя с руководителем воздушного номера Зементовым.
Это было первое в ее жизни официальное знакомство. Дмитрий Иванович Зементов задал ей тот самый единственный вопрос, о котором она не смела мечтать.
— Хочешь работать в воздухе?
Она лишилась дара речи.
— Что же ты молчишь? Отказываешься?
— Я не знаю, как решит мама, — растерялась Женя.
Дмитрий Иванович усмехнулся:
—А ну-ка, попробуй подтянуться на кольцах.
Руки не слушались, сердце покатилось куда-то далеко-далеко вниз. Провал. Теперь не возьмет ни за что. Она ошиблась. После репетиции страшно шевельнуть пальцами, но про себя думала: как бы ни было трудно, все равно полезу наверх. Неудача, срывы, новые попытки. Наконец первый успех. И вдруг телеграмма из главка: «Кандидатуру Чивелы для номера не утверждаем». Но товарищи по работе уже поверили в новую партнершу, Зементов был непоколебим и отстоял дебютантку. Перед первым выходом на Жене не было лица.
— Женечка, успокойся, обойдется, — утешали ее друзья.
— Да я совсем не боюсь, совсем я не об этом. Старые актеры говорят: если не чувствуешь волнения перед номером, ты не артист, ты ремесленник. А на сердце у меня спокойно-спокойно.
В то время, когда Женю уже полюбила публика, когда товарищи — друзья-партнеры — восхищались ее настойчивостью и волей, Владимир Рытов, будущий партнер Чивелы, еще ни разу не бывал в цирке. Больше всего его занимала техника. В пять лет он приходил домой вымазанный с ног до головы в мазуте и машинном масле. Зато в девять - умел разбирать и собирать карбюратор, а в четырнадцать — водил машину. Как-то забрался на парашютную вышку, пристегнул лямки и прыгнул вниз. С полпути упал камнем — лямки были рассчитаны на взрослого, и он неожиданно проскользнул между ними. Но воздух он не разлюбил. Всю жизнь ему не хватало скорости. Мотоцикл, машина и, наконец, самолет. В аэроклубе его первым допустили к полетам. Но и здесь он искал острого и необычного. Летая по «коробочке», закладывал на развороте крутой вираж, планировал с повышенной скоростью.
— Рытов, — гремел инструктор, — правила существуют для того, чтобы их соблюдать.
На него сыпались выговора. Но аэроклуб он закончил с отличной аттестацией и был рекомендован в военную авиашколу. Перед членами приемной комиссии летного училища стоял семнадцатилетний юноша с телосложением атлета и застенчивыми голубыми глазами. На первый взгляд он казался мягким, даже чуточку неповоротливым, но на самом деле это был человек мгновенной реакции и крепкой воли. Эти качества угадал в нем начальник училища, и его зачислили курсантом, хотя ему не хватало года для того, чтобы быть принятым в училище.
Из его стен он вышел летчиком-истребителем. В годы войны вместе с несколькими молодыми летчиками Рытова направили в полк особого назначения. И вот памятный бой. Он с капитаном Васильевым — и девять «мессершмиттов». Три вражеские машины взяли самолет «в вилку». Нажал гашетку — ни звука. Выход один — идти к земле. 70 — 50 — 20 метров. Сыграть на психология, заставить противника потерять высоту. Силы неравные, горючее на исходе, еще рискованный маневр, и враги не выдерживают, уходят. Рытов сажает самолет на верхушки деревьев. Может быть, тогда он отчетливо понял, чго все его трюки — и в аэроклубе и в авиашколе — были нужны.
Уже после войны, тридцати двух лет от роду Рытов случайно попал в цирк. После номера воздушных гимнастов Морус Владимир побежал за кулисы: познакомьте с артистами,
— Вот бы так хоть раз в жизни полетать.
— Ну что ж, — сказали ему, — заходите на манеж во время репетиции,
попробуйте.
Морус по-особенному пристально следит за движениями.
— Давно работаете?
— Первый раз в жизни.
Рытов и не догадывался, что только случайное стечение обстоятельств открыло ему дорогу в цирк. Как раз в это время создавался национальный латышский коллектив. Владимиру предложили подготовить воздушный номер. Этот разговор Владимир запомнил на всю жизнь. Это была трудная бессонная ночь. А что, если... Утром сотрудник ГАИ Владимир Рытов на приеме у министра.
— Хочу переменить профессию. Буду летать.
— Снова в авиацию? Ну что ж, не смею задерживать.
Владимир дипломатично промолчал.
— Вакантной должности пока нет, — сказали ему в цирке. — Будете репетировать, готовить номер, а работать пока станете униформистом.
...Через два года он встретился на репетиции с артисткой Е. Чивелой. Он был потрясен ее трудолюбием. Уже известная гимнастка работала не покладая рук два-три часа подряд. Они поняли друг друга с полуслова. Нужен свой оригинальный номер. Тренировались в свободное время, беседовали со старыми артистами, рылись в музейных библиотеках, настойчиво искали своего решения. И вот когда номер просмотрен, одобрен, проверен на зрителях — нелепая трагическая случайность — падение с двенадцатиметровой высоты и приговор врачей.
Что ждет человека, если он перестает верить? Женя этого не знала. Она верила вопреки и наперекор всему. Таков уж ее характер. Но надежды — надеждами, а тело, руки отказывались служить. Теперь заговорила железная воля, закалка и... любовь. Да, любовь к профессии, любовь к человеку. Когда она в больнице по часу катала ногами бутылку, точно в зубнике висела на полотенце, чтобы проверить позвоночник (соседки по палате содрогались при виде таких тренировок), когда она вечером говорила: больше не могу, а утром шла репетировать на манеж, когда ее массажировали заботливые руки, подбадривали родные глаза: ну еще немного, ну совсем немного, — ей не давала отступать любовь.
Семь месяцев непрерывной борьбы, и вот самое последнее — надо повторить финальный прыжок. Сделаю это завтра, — говорит она на репетиции - еще есть время. И так каждый день. И, наконец, ясно поняла — она боится. Неужели отступит? Нет, отступать нельзя. Когда после прыжка друзья подбежали к ней, никто ничего не понял Женя смеялась, смеялась тихо, чуть прикрыв рот ладонью.
Иные воздушные гимнасты увлекаются внешними эффектами. Их аппаратура красочна, но громоздка. Нередко она заслоняет мастерство актера. В номере Чивелы и Рытова все иначе. Внешне аппаратура проста до предела, а между тем все здесь продумано до мелочей, до деталей. Набор тонких тросов не отвлекает внимание зрителей, а лишь подчеркивает ловкость, изящество исполнения. За всем этим — кропотливая работа, поиски. Сколько различных марок стали пришлось перепробовать Рытову, чтобы найти наконец ту, которая позволила уменьшить диаметр штамберта почти вдвое.
Для основных узлов Рытов использовал конусные держатели — тросы теперь не сворачиваются, работают эластично. Супруги Чивела и Рытов не держат профессиональных секретов. Конусные держатели теперь прочно входят в конструкцию аппаратуры многих гимнастов. Е. Чивела и В. Рытов побывали со своим номером во многих городах Советского Союза и за рубежом. Однажды в Риге после представления Владимир встретился со своими сослуживцами по ГАИ.
— Ну, — спрашивали они, — теперь душа твоя успокоилась? Ведь большей скорости никто не выжимает.
Владимир смеется. Да, пока что их номер не повторил ни один гимнаст. Но разве есть потолок для исканий у людей пытливых, настойчизых? Так или почти так думает их дочурка, кудрявая пятилетняя Вероника. Упражнения, которые она разучивает с папой, не слишком сложны и отработанны, но она упрямо качает головой.
— Я сумею.
Ну что ж, может быть это еще искорка. Но ведь и искорка может разгореться в большую любовь к профессии, профессии, без которой стала немыслима жизнь ее родителей.
А. и В. ШУСТИКОВЫ
Журнал Советский цирк. Январь 1963 г.
оставить комментарий