Проблемы цирка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Проблемы цирка

ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ

На открытии сезона 1973/74 года в московском цирке на Цветном бульваре пошла прекрасная программа. Но что это значит — прекрасная или просто хорошая цирковая программа? Разумеется, в ней должны быть представлены и талантливые исполнители и интересные номера. Но на сегодня этого мало. Представление следует режиссерски организовать. Современный цирк не может существовать без режиссуры, и кто этого не понимает, тот рискует отстать от художественных требований времени.

М. Местечкин удачно, начиная с пролога, выстроил действие. Как только зрители входят в амфитеатр, то сразу видят на манеже белые фонари. В сочетании с ярким ковром и такой же барьерной дорожкой они выглядят очень эффектно (художник А. Фальковский).

Начинается представление. По высокой красивой лестнице, ведущей со сцены на арену, спускаются 3. Устинова и А. Короткий, недавние участники народного цирка, ставшие профессиональными артистами. Они демонстрируют акробатический этюд, отличающийся не только пластической выразительностью, но и истинной одухотворенностью. Тема любви поэтически раскрывается здесь средствами акробатики. И раскрывается очень убедительно и достоверно.

Вслед за ними на арену по тон же лестнице сходит вся труппа и исполняет ритмический танец, или, чтобы быть более точным, ритмические движения, органично переплетающиеся с акробатическими трюками (балетмейстер П. Гродницкий). И все это сопровождается звонкой мелодией, исполняемой оркестром под руководством дирижера В. Перинаца.

Наконец, мы видим двух мужчин во фраках, а между ними даму в вечернем туалете — это Завен Мартиросян, Георгий и Инга Агароновы. Они поведут программу. Но вначале Инга и Георгий читают стихи, рассказывая о цирке, в котором артисты ежевечерне творят чудеса (автор М. Ножкин).

Все это вместе создает атмосферу красоты, торжественности, блеска, то есть всего того, что обязательно должно присутствовать в цирковом представлении. И когда на арене появляется гимнастка Галина Адаскина, цирк готов к восприятию ее яркого, смелого и эмоционального номера.

А теперь хочу рассказать об одном письме. Я получил его от своего доброго приятеля Р. Грилье, в прошлом выдающегося циркового артиста, а сейчас достаточно известного циркового режиссера. Он писал мне: «В Ростовском-на-Дону цирке к открытию имелось в наличии семь номеров и музыкальный аттракцион лилипутов. При этом, если за день до открытия режиссер не знал точно, кто же будет работать в программе, и не имел времени для репетиций, то можно себе представить состояние постановщика и дирекции цирка».

Но может быть, это печальное исключение? Нет. В Краснодар тот же режиссер прибыл за девять дней до премьеры, срок этот, согласитесь, крайне невелик, чтобы как следует организовать программу. Открытие цирка было назначено на 21-е сентября 1973 года. Багаж Э. Кио прибыл в ночь на 21-е и этой же ночью разгружался из вагонов. Весь день артисты разбирали и подвешивали свою аппаратуру, объясняли униформистам, что и где следует ставить. Те, кто успевал, беседовал с дирижером, наскоро пытаясь ему растолковать, как аккомпанировать номеру. Открыли цирк 22 сентября, не проведя ни одной прогонной репетиции, не говоря уже о генеральных.

24 октября того же года в Казанском цирке должна было состояться премьера новой программы. 21 октября дирижер оркестра В. Березин при мне жаловался директору цирка Б. Гизатуллину, что ни один артист не сдал ему нот. А многие артисты вообще еще но приехали. 22-го числа, в понедельник, в цирке был выходной день. Значит, для подготовки премьеры оставались вторник и половина среды. Ведь в три часа дня манеж начинают готовить для вечернего представления, а артисты уходят, чтобы отдохнуть перед выступлением. Так часто готовятся премьеры. И после этого мы говорим о банальных прологах, браним режиссеров за однообразие используемых ими выразительных средств, критикуем артистов в этих прологах участвующих. Да какие подлинные художественные произведения можно создавать при таких условиях?!

Следует воспитывать чувство ответственности циркового артиста не только за свой номер, но и за представление в целом. Для этого необходимо создавать в цирке творческую атмосферу. Сегодня без нее не может жить ни одно зрелищное предприятие.

Конечно, созданию творческой атмосферы во многом могли бы способствовать постоянно действующие коллективы. Правильно, что их создают. Но таким коллективам следует уделять гораздо большее внимание. После гастролей в Москве начал действовать коллектив «Мечте навстречу» — в центре его находится своеобразная и талантливая клоунская группа «Ребята с Арбата». Но недавно участник этой группы Д. Альперов говорил мне, что из коллектива постоянно изымают номера и заменяют их другими, может быть, даже удовлетворительными, хотя чаще слабыми, но главное, совсем не соответствующими сюжету спектакля.

Убежден, что так поступать нельзя. Это дискредитирует саму идею коллективов, снижает качество представлений и никак не способствует проведению в жизнь важной творческой идеи.

ПРОБЛЕМА ВТОРАЯ

В октябре 1973 года мне довелось съездить в Тулу вместе с заместителем управляющего Всесоюзного объединения государственных цирков Л. Зайцевым. Он жаловался, что Союзгосцирку не хватает так называемых аттракционов, то есть номеров, особенно привлекающих внимание зрителей. Не могу по этому поводу спорить с таким знатоком цирка, как Зайцев, но хочу заметить: сейчас на аренах происходит естественная смена поколений. Корифеи цирка тридцатых, сороковых и даже пятидесятых годов все чаше покидают манеж, а их место занимают или, во всяком случае, должны занять молодые мастера. Процесс этот сложен, но неизбежен. Молодое всегда сменяет старое.

Однако, я уверен, нельзя просто механически передавать старый номер молодому исполнителю, не задумываясь над тем, чем он обогатит номер. Ведь жизнь идет вперед, и то, что могло казаться превосходным сорок лет тому назад, сегодня зачастую оказывается посредственным. К тому же нельзя забывать о личности артиста. В конце концов так научить львов, как это сделала И. Бугримова, возможно, но без ее артистического обаяния номер обязательно потеряет многое. Номер — это прежде всего артист!

Когда речь идет об аттракционе, важно не только, что будет делать артист, но и как он будет делать это. Не обладая особым артистическим дарованием, аттракцион создать нельзя.

С этой точки зрения, мне кажется, очень важно приглядываться к тем артистам, которые сегодня имеют тенденцию утвердить свой номер, как аттракционный, и всячески им в этом помогать. Успех И. Символокова, прошедшего путь от униформиста. ассистента и манипулятора до создателя замечательного, поистине мирового аттракциона "Водяная феерия", единственного в своем роде, должен о многом заставить подумать.

Прежде всего, почему новый аттракцион должен напоминать уже имеющиеся? Почему аттракцион это обязательно демонстрация дрессированных хищников или выступление иллюзиониста со сложной аппаратурой? Для меня, например, аттракционом является выступление Инги и Георгия Агароновых, демонстрация ими поистине феноменальной памяти. Я провел в цирке, и подавляющее большинство из них заявило, что номер Агароновых самый любопытный и самый запоминающийся. Мне уже доводилось писать, что я видел, кажется, всех известных мастеров мнемотехники на протяжении последних сорока лет. Но Агароновы превосходят своих предшественников прежде всего артистизмом. Конечно, такой номер нуждается в специальной рекламе, его надо уметь преподнести. Но это уже дело цирковой администрации. Попутно не могу не заметить, что мы недостаточно активно пропагандируем новые цирковые имена. Ведь без звезд цирковое искусство не может существовать.

А разве нет всех оснований для выдвижения в класс аттракционов артистов Федотовых, выдрессировавших лошадей Пржевальского, лам, зебру, страусов. То, что но арене действуют лошади Пржевальского, — сенсация. Ее только надо уметь подать, что пока, к сожалению, не делается. Зрители с увлечением следят, как страус везет тележку и всадника, зебра галопирует, а ламы выстраивают бегущий ряд. К тому же Федотовы подлинно артистичны.

Очаровательный номер «Киз Байрам» (Восточная сказка) подготовила труппа, возглавляемая Р. Белеем, при участии талантливой солистки М, Ташкенбаевой. Если в этом номере появится еще несколько красивых верблюдов, в том числе белых, если увеличится число акробатов, если с артистами чуть-чуть поработают режиссер и балетмейстер, получится такой номер, который сможет стать украшением любой программы.

А труппа туркменских джигитов, руководимая Д. Ходжабаевым, начала подготовку нового номера, охватывающего почти все стороны конного цирка. Право же, потенциально это может быть прекрасный аттракцион.

С моей точки зрения, аттракцион трудно придумать человеку со стороны, но цирковому, такой номер вырастает исподволь, в самой артистической среде. Но помогать созданию аттракционов необходимо. Доло это трудное, но заниматься им должны все. кто связан с художественной работой в Союзгосцирке.

ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЯ

Хороших клоунов у нас не хватает. Иной раз смотришь на арену и становится стыдно за цирк, в котором подвизается бездарный комик. Нельзя также не сказать, что клоуны старшего поколения, во всяком случае иные из них, все очевиднее сдают свои творческие позиции. Известно, что в карете прошлого далеко не уедешь. Тем более, что сама карета все чаще требует ремонта. Б то жо время у нас есть выдающиеся мастера смешного, иные из них выдвинулись в число цирковых премьеров, и редкий цирковой директор не стремится заполучить их в свою труппу.

За последнее время появились новые артисты, явно претендующие на заметное место. Назову среди них В. Кондратова и В. Маторина. Они на высоком профессиональном уровне проводят свое выступление, используя традиции старых коверных, прежде всего пародируя номера программы. Оба клоуна хорошие акробаты, жонглеры, эквилибристы, их пародийный фарс с таинственным сундуком заслуживает высшей похвалы. К тому же они искренни на манеже и смешны (особенно Кондратов). Смотреть их — одно удовольствие. Думаю, если эта пара сохранится, ее с радостью будет приглашать любой цирк.

По праву имеют успех у зрителей С. Щукин и В. Серебряков — артисты редкого обаяния и органического комизма. К сожалению, они иногда прибегают к грубым приемам, и к тому же Серебряков, артист первоклассный, излишне оглупляет свой персонаж. Этим весьма незаурядным артистам нужна помощь тонкого, умного режиссера, и тогда мы сможем увидеть одну из самых интересных пар в советском цирке.

С моей точки зрения, серьезное внимание следует обратить на Ю. Куклачева и его милую партнершу, цирковую травести. Сценка с водой и цветком, сделанная, конечно, под влиянием знаменитого Л. Енгибарова, полна очарования, она соединяет лирику, героику и юмор, в решается приемами буффонады.

Но вот обстоятельство, связанное с клоунадой, на которое нельзя не обратить внимания: очень сузилось амплуа артистов, выступающих в этом жанре. Остались почти только одни коверные. Кажется, во всем цирковом «конвейере» есть только две пары клоунов, исполняющих буффонадное антре. Особенно хвалят В. Костеренко и Л. Зиновьева. Но, согласитесь, две клоунские пары на все цирки страны — это ничтожно мало. Почти исчезли клоуны-дрессировщики. Я имею в виду не тех, кто лишь надевает клоунский костюм, а настоящих клоунов. Такие есть — Н. Ермаков, А. Попов. Один показывает «Школу собачек», другой — сценку «На приеме у докторе Айболита». Но именно подобных комических номеров с дрессированными животными очень мало. Очень мало сейчас музыкальных клоунов, хотя за последние годы выдвинулись талантливые комические музыканты, точнее, комические артисты, использующие музыку. Назову А. Аскерова, создавшего веселого Буратино, и С. Эристави, в номере которого забавно действуют собака и лошадь.

Но вот куплетов, частушек, веселых диалогов, всего того, чем славились Бим-Бом, братья Кольпетти, братья Танти, В. Эйжен и И. Хитрое, не слышно совсем. И отсутствие их обедняет представление, делает его скучнее и оно теряет свою общественную значимость.

И еще вот что. Выступления наших известных клоунов, как, например. Карандаша, О. Попова, Ю. Никулина и М. Шуйдина в любых спектаклях оказываются ведущими. Сейчас на нашей арене прочно утвердились клоуны: Г. Маковский и Г. Ротман, А. Николаев, Е. Майхровский, группа клоунов «Ребята с Арбата». Это все интересные творческие индивидуальности. Такие стоит ли и их выступления в программах рассматривать как своеобразный аттракцион. А это значит, что не только их имена пойдут красной строкой на афишах, но в то же время программы будут подбираться так. что клоуны смогут выявить свои возможности максимально. Называя этих артистов цирковыми ««звездами», мы ни в чем не погрешим против истины.

Вот три, как мне кажется, важные проблемы, которые уже и раньше обсуждались на страницах нашего журнала. Но, к сожалению, проблемы поставленные, не есть проблемы решенные...

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования