Продолжаем разговор о конферансе
Метаморфоза
Да простят мне специалисты, если я позволю себе поделиться некоторыми мыслями по тому важному разделу эстрадного искусства, которое называется «конферанс в концерте». Всю свою долгую сценическую жизнь мне довелось пройти бок о бок с такими старейшинами этого жанра, как А. Алексеев, А. Менделевич, М. Гаркави и многими другими. Приходилось работать и с некоторыми представителями конферанса среднего и младшего поколения. Анализировать творчество каждого из них в отдельности я не берусь. Экскурс в далекое и недалекое прошлое занял бы много времени, да и трудно это сделать в рамках одной журнальной статьи. Они заслуживают большего.
Хочу только сказать главное: многие из них были настоящими помощниками артистов и подлинными друзьями зрителей. Я всецело разделяю высказывания одного из корифеев конферанса А. Алексеева, которыми он поделился с читателями на страницах журнала. Особое внимание заслуживает его утверждение роли конферансье как «хозяина» концерта. Мне хотелось бы лишь заменить этот устаревший, на мой взгляд, термин «хозяин» более подходящим к современности словом «режиссер». Ведь «хозяевами» могут быть и директор концертной организации, и художественный руководитель, и администратор, и редактор. Все они играют тоже немаловажную роль в создании любого концертного представления. А вот «проведение» концерта на сцене должен осуществлять конферансье-режиссер.
Младшему поколению артистов этого жанра, я полагаю, не следует сбрасывать со счетов тот громадный опыт и те хорошие навыки и традиции, которые они получили в наследство от представителей старшего поколения. Совершенствуя свое исполнительское мастерство, поднимая на новую, более высокую ступень литературно-музыкальный материал конферанса, никогда не следует забывать о том, что конферансье-режиссер концертной программы в первую очередь должен уметь «вести» концерт, создавая тот нужный, приятный и дружеский контакт между исполнителями и зрителем, который обеспечивает успех концерта в целом как единого зрелища.
Школа конферанса — это не музыкальная школа с установленной годами программой обучения. Такая школа — это личные данные плюс бесконечное количество творческих поисков, находок и решении задач со многими неизвестными. И, естественно, выигрывает тот, кто, учитывая все это, обладая мастерством исполнения и доброкачественным репертуаром, идет в ногу со временем. Поверьте, здесь не решает успех ни год рождения, ни стаж работы, ни приверженность исполнителя к тому или иному стилю конферанса. Я видела старейшего конферансье М. Гаркави, переживавшего «вторую» молодость на стадионах нашей страны и умеющего еще блеснуть и в творческих и праздничных вечерах. Мне вспоминается также выступление молодого способного О. Милявского, который почему-то «старчески» брюзжал по адресу тех или иных неполадок, недостатков, вместо того чтобы с молодым задором призывать слушателей к борьбе с ними.
На моих глазах росло мастерство одних, приостанавливался рост других. При- мне зарождался новый вид так называемого «парного» конферанса на эстраде (Е. Дарский и Л. Миров), и, наконец, я была свидетельницей получившего за последнее время особенно большое распространение конферанса в сочетании с искусством интермедий, фельетонов, пародий, скетчей, иначе говоря, с исполнением своих сольных номеров. Закономерна ли такая метаморфоза искусства конферанса? По-моему, закономерна. Жизнь.ушла далеко вперед, изменился облик советского зрителя. Мы «повзрослели», зритель «возмужал», выросли аудитории. Из небольших помещений с узким кругом любителей эстрадных концертов исполнители шагнули в громадные Дома культуры, парки, сады, во Дворцы спорта, на стадионы, в сельские местности на полевой стан, на целину, на великие стройки, прочно обосновались на радио и на телевидении.
И артистам-конферансье пришлось откликнуться на зов времени и расширить рамки и палитру своего исполнительского мастерства и сценического поведения. В большом эстрадном хозяйстве нашей страны нужны всякие конферансье: и искрометные смехотворцы Л. Миров и М. Новицкий, и сумрачно остроумный П. Рудаков, и поэтически настроенный Э. Радов, и десятки других конферансье — хороших и разных. Чувство меры, умение не растеряться в разговоре со зрителем, уважение к товарищам по сцене, помощь им и словом и делом — все это может и должно быть основой деятельности любого конферансье, должно быть той оправой, при которой ярче засверкает творческая индивидуальность каждого участника концерта. Мне всегда казалось, что быть только обаятельным, находчивым, мило острящим, непринужденно разговаривающим с публикой — еще мало для того, чтобы считаться хорошим конферансье (хотя без этих данных конферансье не мыслим). Некоторые маститые конферансье, «подавая» остроты, имевшие успех в дни их молодости, явно проигрывают в соревновании с молодежью, выступающей с более современным и совершенным репертуаром, равно как и последние явно просчитываются, прибегая к использованию старых, набивших оскомину, лишенных оригинальности анекдотов и шуток.
Бывает еще и такое.
Некоторые конферансье, думая о своем личном успехе больше, чем об успехе концерта в целом, зачастую теряя чувство меры, стараются во что бы то ни стало вызвать у зрительного зала восторженный прием своего выступления, перегружая гостей-зрителей своими «угощениями», напоминающими крыловскую «демьянову уху». Интермедии и другие вставные номера, как фельетон, куплет, умело вкрапленные в программу концерта, должны быть на одинаково высоком уровне с ведением концерта в целом по своему литературному материалу и актерскому мастерству. Конферансье же, игнорирующие это непреложное условие, попадают зачастую в положение обычных ведущих. У конферансье может и должен быть личный успех. В каком месте программы он возникает и в какой мере будет содействовать общему успеху представления — это и есть вопрос умения, вкуса и такта. И еще одно. Конферансье должен уважать выступающего с ним артиста — коллегу. Недопустимо, на мой взгляд, чтобы после выступления певицы или певца с той или иной арией или романсом из классического репертуара (кстати, подобный репертуар является несомненным украшением любого эстрадного концерта) ни с того ни с сего начать исполнять какие-нибудь озорные, пусть даже остроумные, куплеты, предпосылая их исполнению конферанс вроде: «А сейчас я буду петь». И после своего выступления, обращаясь к залу, бросить небрежно: «Теперь я предоставляю сцену следующему артисту...»
Зачастую конферансье позволяют себе подражание только что выступавшему артисту. Допустимо ли это? Возможно, но... при одном непременном условии: подобное действие должно носить характер дружеского шаржа, но никак не злого комикования, что всегда вызывает закономерную обиду у артистов и не всегда здоровую и одобрительную реакцию зрительного зала. Сегодня для конферансье, как никогда, важно понимать, сознавать, что говорить, как и кому говорить.
В наше время мало придать эстрадному концерту только хорошую атмосферу. Его надо наполнить живым репертуаром, сегодняшним днем.
Тамара ЦЕРЕТЕЛЛИ, заслуженная артистка Грузинской ССР
Журнал Советский цирк. Август 1964 г.
оставить комментарий