Продолжаем славные традиции
В февральском номере журнала «Советский цирк» за прошлый год была опубликована статья маршала Советского Союза С. М. Буденного «Без лошади нет цирка».
В статье были указаны причины, которые вызвали в послевоенные годы сокращение количества конных номеров. Всесоюзное объединение государственных цирков развернуло работу по восстановлению номеров конного жанра, по улучшению их художественного уровня. Только что закончившийся смотр новых произведений циркового искусства свидетельствует о достигнутых успехах. В конце прошлого года .выпущена конно-балетная пантомима «Бахчисарайская легенда» (режиссер Н. Зиновьев, балетмейстер И. Курилов, художники А. Фальковский и Р. Вайсенберг). Артисты Л. Котова и Ю. Ермолаев создали два новых интересных номера: «Конно-балетная сюита» и «Зебры и лошади». Их выступления прошли с успехом не только в Советском Союзе, но и в Польше и Чехословакии. Заслуженные артисты Северо-Осетинской АССР Д. Туганова и В. Денисов приняли конюшню народного артиста РСФСР М. Н. Туганова. Созданный ими номер «Иристон» смело можно назвать новым. Он отличается интересной композицией, творческим решением трюковых комбинаций, оригинальными сюжетными мизансценами.
Старейший мастер цирка заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР Али-Бек Кантемиров усовершенствовал свой номер. Во вновь созданном коллективе под руководством Варзиева блеснула виртуозной работой Нанули Мелкадзе. Повысилось художественное качество номера «Джигиты» под руководством Ходжабаева. Подготовили два новых номера артисты Е. и Э. Рогальские. В прошлом году зрители увидели три номера «Жонглер на лошади» артистов В. Теплова, В. Бегбуди, И. Кочакова. Они работают в различном стиле, не повторяя друг друга. Появилась обаятельная «гротеск-наездница» Ольга Лапиадо, способная ученица старейшего мастера русского цирка Н. Никитина. Выпущен новый номер «Высшая школа верховой езды» в исполнении молодых артистов Л. и Л. Кривых. Эти успехи, конечно, не дают нам права успокаиваться. Нужно еще многое сделать. В частности, решить вопрос о подготовке молодых артистов, дрессировщиков, берейтеров. Не секрет, что эти специалисты в настоящее время подготавливаются путем индивидуального ученичества. Необходимо, чтобы их выпускало Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Кроме того, надо организовать студию конного цирка. 6 текущем году будет продолжена творческая работа по подготовке номеров. Они внесут жанровое разнообразие в программы конного цирка. Сейчас идут репетиции «Акробатов-вольтижеров на лошадях», возглавляемых С. Запашным, конно-танцевальной сюиты «Русская березка» под руководством Ю. Ермолаева и других номеров и аттракционов.
Особое внимание обращено на постановку сцен с участием лошадей в пантомимах «Надпись на скале» (Азербайджанский коллектив), «Четыре жениха» (Цыганский коллектив). В самое ближайшее время у нас будет 45 номеров конного жанра. В этом году состоится творческое совещание по вопросам дальнейшего развития конного цирка. Надеемся, что оно внесет много нового и интересного. Советские мастера манежа с честью продолжают славные традиции.
С. СЕМОЧКИН, начальник художественного отдела Союзгосцирка
Журнал Советский цирк. Май 1964 г.
оставить комментарий