Продолжение следует... Н.T. Финогенова, Ю.И. Нехорошев
Сухой сентябрь стучится в двери ГИТИСа. Второкурсники только что вышли из здания и сбились в кучку. Есть o чем потолковать.
— Луначарский в «письме третьем» говорит — театр родился из игры!
— Это касается первобытных народов, a Русь — уже государство!
— Мотылевская, завуч, в прошлом году доказывала: русский театр ведет начало от школьного, церковного.
— Театроведы-историки Игнатов, Покровский ссылаются на театры иностранцев, им начали подражать Волков, Сумароков...
— Не-ет. Они самородки. Сами родились, Самостоятельно. Потому и репертуар их сразу стал национальным...
Разговор вызван первой лекцией профессора Ю.А. Дмитриева. Стремительно влетев в аудиторию, внимательно оглядел каждого сидящего, а их всего пятнадцать — группа «мхатовцев», группа, которую набрал П.A. Марков.
- Кто староста?
— Я. Нехорошев.
— Почему?
— Сам удивляюсь.
— Прошу: если появятся желающие не слушать мои лекции о русском театре, пусть уходят, но предупреждаю — на зачетах и экзаменах я задам отсутствующим вопросов больше, чем в билете.
После такого «сладкого» предупреждения, Юрий Арсеньевич вытащил из левого кармана пиджака карточку, наподобие мех, что стоят в библиотечных каталогах, и, глядя поверх наших ошарашенных голов, громыхнул:
— Театр начинается не c игрушек, не c первобытных плясок й' заклинаний, не c вешалки, и родился он не на площади! Театральное действо возникло как потребность жизни общества, как жажда талантливых людей выразить свои чувства, эмоции, энергию, фантазию... в остроумных, подчас остросоциальных диалогах, в смешных переодеваниях, в фокусах, в жонглировании, в акробатике, в пении, в плясках. Эти талантливые люди называли себя скоморохами. Свое искусство они показывали и на площадях, и в хоромах знатных людей, и в трактирах, и на улицах, и на постоялых дворах... – всюду, где собирались желающие повеселиться, искусство скоморохов синтетично.
B нем семена всех будущих жанров профессиональной сцены – драмы, сатиры, оперетты, цирка, эстрады, мастерство скоморохов славит даже пословица: «Всяк спляшет, да не так, как скоморох»...
Раздался звонок. Юрий Арсеньевич спрятал карточку в правый карман пиджака. Стремительно вышел.
Мы, юнцы, тогда и не подозревали, что Дмитриев, говоря o сути скоморошества, выстроил для себя три направления творческого действа: театр, цирк, эстрада. Но, пожалуй, раздумывать об этом было некогда.
Грянул гром. Идеологический. Взрывной. Детонирующий в среде художественной интеллигенции не один год.
28 сентября 1949 года в газете «Правда» появилась статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». Большинство из них, самых авторитетных и талантливых, в свое время окончили ГИТИС или преподают в нем сегодня. Вскоре на место директора института, известного историка, профессора С.С. Мокульского был назначен Матвей Алексеевич Горбунов. Он – выпускник Академии общественных наук при ЦК КПСС, – защитил кандидатскую диссертацию на тему «Русская философия XVIII века», согласился директорствовать потому, что в институте есть машина, a у него больные ноги. О театре Горбунов знает понаслышке, пьес не читал, актеров видит в кино. Студенты мгновенно прозвали его «Мотя».
Срочно созвано общеинститутское собрание. B президиуме – представители Комитета по делам искусств, редакций газет и еще какие-то дяди. Их знает только Горбунов – он с ними переговаривается. Сбоку стола притулился Нехорошев – недавно избран председателем студенческого совета. Представляет общественность.
– Смотрю в зал, – рассказываю Наде Финогеновой, она на собрание не пришла, – сидят студенты c широко раскрытыми глазами и ртами. B переднем ряду, рядом c П.А. Марковым, A.K. Дживелеговым, H.M. Тарабукиным, С.С. Мокульским, pежиссерами И.Я. Судаковым, Поповым сидит Ю.А. Дмитриев. Лицо y него красное, лысина блестит, голова опущена. за стеклами очков глаз не видно. Руки сжаты, пальцы сцеплены. Страдает историк скоморохов! A, может быть, в душе смеется над шутовством ныне изгиляющихся потешников и сдерживается от смеха?..
Выступающие – аспиранты и члены Ученого совета ГИТИСа. – яростно критикуют историков B.H. Всеволодского-Гернгросса, С.С. Игнатова, E.A. Покровского, книги o Мейерхольде, написанные в конце 20-x годов А.А. Гвоздевsм, Н.Д. Волковым. Особенно неистовствуют Б.H. Асеев и Б.И. Ростоцкий.
Не торопясь, к трибуне идет B.Ф. Залесский. Он опубликовал в журнале «Театр» статью, в которой на идеологической плахе отрубил головы не только почти всем известным театроведам, но и коллективу Института истории искусств во главе c H.Э. Грабарем, который, по мнению Залесского, за все годы своего существования не выпустил ни одного марксистского исследования. C трибуны собрания, нет, не собрания, a трибунала, он требует закрыть ГИТИС, почистить и вновь открыть. Аплодисментов не последовало.
Дмитриев, не поднимая головы, ссутулившись, оседает под боксерскими ударами «сотоварищей» по институту.
Подготовленные секретарем партбюро Даниловым, выступают студенты c критикой лекций, в которых «много преклонений перед Западом и мало ленинских определений искусства, высказанных в статье o писателе Льве Толстом». Особенно достается старику Дживелегову.
Упрекают его за книги и лекции в полном отрыве от марксистского толкования исторических процессов, в протаскивании буржуазных идей и даже в легкомысленном использовании анекдотов и всяких скабрезных ситуаций Людовиков и герцогов.
Из зала к трибуне идет Г.H. Бояджиев – соавтор по некоторым книгам Дживелегова, его племянник, тоже профессор, тоже раскритикованный, Достает бумажку и говорит:
- До революции Алексей Карпович Дживелегов был членом партии кадетов... Зал ахнул. Загудел. Дмитриев вскинул голову, впился глазами в выступающего.
- Входил также в редколлегию энциклопедии «Гранат». Статью «Карл Маркс» он заказал Ленину. Будущий вождь пролетарской революции прислал Дживелегову благодарственное Письмо. Текст зачитываю ...
B зал упала ледяная тишина. Дмитриев поднялся и направился к двери. За ним в коридор двинулись студенты. Не все. Но свободных мест осталось много. Собрание медленно угасает...
Новый директор ввел правило: по воскресеньям один из педагогов дежурит в общежитии студентов на Трифоновской улице. Как обычно, по общественной обязанности я сопровождаю дежурного по этажам трех корпусов, даю пояснения:
— Это второй этаж, — говорю Дмитриеву, дежурному. — Здесь обширный туалет. Три кабины и четыре раковины, Туалет на третьем этаже протекает, поэтому пользователи кабинок сидят под зонтами, вон там, в углу, они ожидают страждущих.
— М...м... гм... A где же душевые?
— Минут пятнадцать пешком, в Банном проезде районный оазис для мытья белья, там и парилка, и шайки.
— A где кухни?
— Электроплитка в каждой комнате. Строго — одна.
— На пять человек?
— Бывает и на восемь, как в комнате, где я живу,
— Там все театроведы?
— Шесть режиссеров.
— A Горбунов здесь был?
— Неоднократно. B комнате, где живут студенты литовской студии, увидел на стене репродукцию скульптуры Родена «Поцелуй», приказал снять, строго пояснив: «Не всякую родену можно вешать на стену».
— Думал, эту хохму придумали...
...На очередном заседании Ученого совета ГИТИСа Юрий Арсеньевич восклицал:
— Яне космополит и не поклонник Запада! Но я был в учебных заведениях разных стран и — клянусь! — нигде не слыхал, не видел, чтобы будущие работники эстетического фронта, проводники культуры сидели в туалете под зонтами! Надо немедленно обратиться в Комитет по делам искусств, в идеологический отдел ЦК партии!
После заседания сообщаю Юрию Арсеньевичу:
— Зачем писать в Комитет? Ответственный сотрудник этого учреждения Меликадзе c семьей живет на третьем этаже корпуса, в котором вы были. (Новое здание общежития построено через 11 лет.)
Каждый месяц в газетах и журналах появляются статьи Дмитриева o театре, цирке, эстраде, о мастерах разных жанров, очерки истории... Все это требует массу времени! Но Юрий Арсеньевич никогда не пропускает занятия в ГИТИСе. Активно выступает на многочисленных жюри конкурсов, на худсоветах и... никогда не опаздывает на лекции.
Влетая в аудиторию, оглядев присутствующих, всегда спрашивает y Финогеновой, которая аккуратно записывает лекции: «На чем мы остановились?» И, достав нужную карточку, продолжает излагать факты истории, биографии актеров, особенности драматургии затронутого периода. Выводы — категорические, железно-непробиваемые — не декларирует. Он фактами подводит студентов к необходимости самим сделать окончательный вывод и этим итогом закрепить в памяти материал истории.
На экзаменах и даже на зачетах Дмитриев строг. От его цепкого взгляда шпаргалку не спрячешь. Заметив, что студент положил книгу на колени или добыл из тайника листок, помалкивает и, выслушав ответ на вопросы билета, спрашивает то, o чем говорил в лекциях, – a там, в основном, все строится на живых фактах.
Только Финогенову Дмитриев экзаменовал особенно:
– Что в билете? Прочитайте... Так... мм ... так. Уверен, вы все это знаете. Скажите вот что: когда вы были в Малом театре? Вчера! M... м... Ну и кто вам понравился?.. Почему? М...м... A как у вас дома? Я знаю, семья y вас театральная. Отец тоже заканчивал ГИТИС, a мать – актриса. Где будете проходить практику? ... B Малом?!
Практику – умозрительную – Финогенова и Нехорошев проходят в Малом театре. Известный режиссер А.Д. Дикий ставит пьесу B.B. Овечкина «Настя Колосова». Пьеса типична для тех лет.
Передовая колхозница яростно сражается за новаторскую агротехнику, a ее притормаживают нерадивые колхозники. Играть актерам нечего, произносят газетные фразы на общие темы. Декорации выполнены по эскизам знаменитого живописца А.А. Пластова, точнее, по его пейзажному этюду. Планировок нет. Актеры ходят из левой кулисы в правую и обратно. Действия сценического не получается. Месяц бился Дикий с очумелыми актерами, орал, кричал, стучал кулаком по столу, но спектакля не получилось. Сославшись на его «болезнь», бразды режиссерского правления взял K.A. Зубов. Он слепил серенький спектаклик, который продержался в репертуаре недолго.
Дмитриев не раз подолгу беседовал c Финогеновой и понял – она искренне любит Малый театр, смотрит его спектакли со школьных лет, хорошо знает его актеров. Посоветовал взять для курсовой работы тему «Режиссура в Малом театре». Работа была высоко оценена руководителем курса П.A. Марковым.
Настало время выбирать тему для дипломного сочинения. Надя обратилась к Дмитриеву за советом.
– У вас была удачная курсовая. Вот и продолжите и углубите ее. A какой выбор y Нехорошева?
– Просматривает записи o Малом театре. Думает о его главном художнике Борисе Ивановиче Волкове.
– Прекрасная тема и редкая. O художниках театра почти никто не пишет. Передайте мой совет – творчество Волкова очень интересная тема!
Защита наших дипломных «сочинений» прошла не гладко. Оппоненты резко критиковали Финогенову и Нехорошева
за цитирование «космополитически» настроенных историков, «антипатриотов», противников соцреализма – A.Я. Таирова, А.А. Гвоздева, И.И. Юзовского, K.H. Державина, B.Э. Мейерхольда... Требовали оценить дипломы как «посредственные», но Марков и Дмитриев отстояли своих подопечных, и комиссия согласилась на отметку «хорошо».
Дмитриев предложил Наде Финогеновой подумать o6 аспирантуре. Тема диплома актуальна и достаточно проработана.
Но... состоялся ее брак c Нехорошевым. Она ждет ребенка. Когда сын слегка подрос, Финогенова начала редакторский кросс в знаменитом государственном издательстве «Искусство». Принятая на должность младшего редактора – барышни на побегушках, – она очень скоро, через восемь месяцев, стала редактором, потом старшими научным редактором и, наконец, заведующей созданной по ее инициативе редакцией по эстраде, цирку и народному сценичeскому творчеству. Легко заметить влияние Дмитриевских лекций. Книги по этим темам выходят в редакции массовыми тиражами.
B 1958 году первая рукопись Ю.A. Дмитриева легла на редакторский стол Финогеновой. Необходимо было срочно сделать книжечку «Советский цирк» к Брюссельской международной выставке. Подготавливая рукопись к набору, она попросила Юрия Арсеньевича прийти и ознакомиться c замечаниями и вопросами. Влетев в комнату, где сидели еще трое редакторов, пролистав страницы, испещренные вопросами, предложениями и исправлениями, Дмитриев вскипел:
– Это что такое? Яне новичок! Y меня опубликовано более...
– Не горячитесь. Не согласны – сотрите карандашные строчки. Останутся только Ваши.
Хлопнув дверью, разгневанный автор ушел, Через некоторое время Дмитриев положил на стол редактора две рукописи, одна c пометками Финогеновой, другая – исправленная и заново перепечатанная.
C той памятной встречи прошло почти пятьдесят лет.
За время своей редакторской деятельности Надежда Тимофеевна. Финогенова выпустила в свет более ста книг. В их числе двенадцать солидных трудов Ю.A. Дмитриева: «Советский цирк» (к Брюссельской выставке 1958 года), «Малый театр (1917-1941)», «Малый театр (1941-1995)», «Звезды провинциальной сцены», «Очерки по истории русского драматического театра. От истоков до 1885 г.», «Государственный Академический Малый театр» (к юбилею театра, 2011 г.), «Эстрада и цирк глазами влюбленного», «Советский цирк сегодня» (1967 г.), «Цирк в РОССИИ. От истоков до 1917 г,», «Прекрасное искусство цирка. От истоков до 1995 г.», «Мой старый цирк, бульвар Цветной» (к юбилею Московского цирка на Цветном бульваре, 2000 г.), «Цирк в России. От истоков до 2000 г.».
Совсем не просто устанавливались доверительные отношения между автором и редактором. Дмитриев писал много. Его принцип: три страницы в день, даже в выходные и праздники. Легко подсчитать «урожай» за месяц, за год... Это здорово! Однако возникало и немало просчетов, почерк y Дмитриева похож на египетские иероглифы, машинистка, переводя его в нормальный текст, часто путает и коверкает слова. Быстрота, c которой Дмитриев «проглатывает отпечатанный материал», не сверяясь, а только надеясь на память, приводит порой к казусам. Редактор терпеливо сверяет цитаты, исправляет, отглаживает текст.
После второй, третьей книги Юрий Арсеньевич целиком доверился опыту Финогеновой. Порой даже и не знакомился c редакторской правкой, убеждаясь, что знания бывшей ученицы год от года растут, обогащается и опыт редактирования. Ведь, помимо ГИТИСа, она окончила и редакторское отделение полиграфического института, и сегодня на ее рабочем столе лежит верстка большой книги профессора «Знаменитости российского цирка».
Творческая дружба редактора и автора не оборвалась и тогда, когда Юрий Арсеньевич тяжело заболел. Связующим звеном, точнее – соучастницей творческого процесса создания книг стала его супруга, Людмила Николаевна Уразова. Она – известный искусствовед, научный сотрудник Государственного института искусствознания, заслуженный деятель культуры Польской Народной республики, автор многих статей по изобразительному искусству и плакату Польши.
После ухода Ю.A. Дмитриева, она продолжила издание его трудов, а он опубликовал их около двух тысяч. Эти издания – еще одна лавровая ветвь в венок славы, венчающий 75-летний творческий подвиг Юрия Арсеньевича Дмитриева – рабкора, журналиста, историка, профессора, доктора искусствоведения, создавшего капитальные исследования, обогатившие золотой фонд национальной русской культуры.
оставить комментарий