В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Рабочая программа по дисциплине мастерству актера "Цирковое искусство"

Для училища циркового и эстрадного искусства по специальности 0508 «Цирковое искусство»


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научно-методический центр по художественному образованию

МОСКВА, 2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ МАСТЕРСТВО АКТЕРА

Составители: кандидат искусствоведения, педагог по истории цирка и  эстрады, старший методист Е. П. Чернов, председатель цикловой комиссии по клоунаде, педагог по мастерству актера и специализации Е. В. Барменков

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Цирк не должен перестраиваться по чужой указке. Реформа должна сложиться внутри цирка усилиями самих цирковых артистов, ибо театра-цирка нет и его не должно быть, есть и должны быть каждый сам по себе: и цирк, и театр. Творения мастеров цирка и мастеров театра протекают и должны протекать в условиях архитектурных особенностей двух различных сценических площадок, по законам далеко не одинаковым.

Правда, театр и эстрада, вливая элементы своих искусств в цирк, сильно вредили и вредят делу процветания циркового искусства, как такового. Правда, цирк в самые театральные из театральных эпох весьма сильно двигал дело процветания театрального искусства, как такового (особенно в старой Японии и в Италии времен commedia dell arte /комедия масок (итал.)/. Несмотря на это, в деле реформы и современного цирка и современного театра необходимо создать такие условия, при которых искусство и цирковое, и театральное могли бы каждое развиваться по линиям параллельным, а не перекрещивающимся.

Мы знаем, что творилось еще недавно, когда Моисси и Юрьев вторгались на круглую площадку арены. Цирк почему-то бездействовал в дни трагических представлений, а спектакли, которыми руководили на арене модные режиссеры, оказались недостойными того, чтобы засветиться под куполом цирка, обязывающего всякого под него входящего к особенному мастерству.

Как же быть?

Цирковым артистам нечему учиться ни у актеров, ни у режиссеров драмы. Если современному театру надо напитываться элементами акробатики, отсюда вовсе еще не следует, что надо сливать представления цирка и театра в зрелище нового типа, в зрелище фореггеровского театра-цирка. Чем-то любительским веет от этого предложения.

Да, современному актеру надо постоянно напоминать о том, что Мочалов, по-видимому, постигал по-своему тайны акробатики, раз способен был ошеломить и зрительный зал и критиков своего времени необычайными для театра прыжками в сцене выкрика о петухе в шекспировском «Гамлете». Современному актеру приходится постоянно рассказывать о том, что ни одному актеру старой японской сцены, не прошедшему акробатической и танцевальной школ, не дано было стать трагическим актером.

Не театр-цирк должен стать мечтой современных реформаторов цирка, а до того, как артист выберет себе один из двух путей — цирк или театр, — он должен пройти еще в раннем детстве особую школу, которая помогла бы сделать его тело и гибким, и красивым, и сильным; оно должно быть таковым не только для salto mortale /смертельный прыжок (итал.)/, а и для любой трагической роли (вспомним Сада-Якко и Ганако).

Современный драматический артист, умирая на сцене, знает короткий, скучный, маловыразительный акт конвульсии, столь натуралистически примитивный, а какой-то китайский актер в старину умирал так: получив удар пули в сердце, актер подбрасывает свое тело в воздух, как эквилибрист, и только после этой «шутки, свойственной театру», он дает себе волю бросить себя плашмя на сценическую площадку.

Тов. Мейерхольду мыслится необходимость в создании своеобразной художественно-акробатической гимназии. Программа такой школы должна быть построена так, чтобы воспитанник ее мог, кончая курс, выйти в свет юношей здоровым, гибким, ловким, сильным, пылким, готовым выбрать себе мастерство по призванию для работы или в цирке, или в театре трагедии, комедии, драмы»

Из выступления Вс. Эм. Мейерхольда «Возрождение цирка» /17 февраля 1919 года/

Программа «Мастерство актера» предназначена для училищ циркового и эстрадного искусства по специальности № 0508 «Цирковое искусство» Основные положения данной программы разработаны на основе системы К. С. Станиславского с учетом специфики циркового искусства /маска, трюковое действие, производственная площадка/.

Система К. С. Станиславского является методологической основой воспитания артиста любого жанра сценического творчества, в том числе и циркового. Как и любой учебный процесс, процесс обучения данному курсу  в эстрадно-цирковом училище строится на дидактических принципах, но имеет свои специфические особенности, свойственные цирковому искусству.

Программа разработана с учетом  государственных требований госстандарта среднего специального образования (от «24» июня 2001 г.). Это формы и нормативные сроки освоения программы. Необходимые цели и задачи.

Основные задачи курса: 

- воспитание личности будущего артиста цирка, поощрение стремления  к свободе самовыражения;
- определение актерской индивидуальности учащегося как основы для создания  маски;
- овладение учащимися элементами внутреннего переживания и внешнего воплощения по системе К. С. Станиславского;
- развитие умения логично и целенаправленно пользоваться одним из главных выразительных средств циркового искусства - трюком, доводя его до образного воплощения;
- познание специфики цирковых   жанров и использование этих знаний на практике при обработке материала, взятого из окружающей жизни, художественных произведений литературы, театра, кино, живописи, музыки сегодняшнего дня.

«Подлинный артист, - отмечал К. С. Станиславский, - горит тем, что происходит кругом, он увлекается жизнью, которая становится объектом его изучения и страсти, с жадностью захлебывается тем, что видит, старается запечатлеть получаемое из вне не как статистик, а как художник, не только в записной книжке, но и в сердце». 

В результате освоения данного курса, ученик должен:
- владеть основами актерского мастерства, свободно применять комплекс технологических навыков в выбранной профессии;
- владеть средствами пластической выразительности;
- владеть практическими навыками работы с гримом;
- владеть основами комической и сатирической манеры игры и эксцентрики;
- владеть приемами общения со зрительской аудиторией в условиях циркового представления;
- использовать элементы классического, народного, историко-бытового и современного танца в выбранном цирковом жанре при подготовке учебного номера;
- понимать смысловую и эмоциональную окраску музыки через движение;
- применять теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений при художественно-музыкальном оформлении циркового номера;
- применять теоретические знания  и практические навыки в процессе поиска  и реализации интерпретаторских решений при художественно-музыкальном оформлении учебного циркового номера;

Программа предусматривает две формы преподавания - аудиторную и практическую. Практические занятия занимают большую часть времени, отведенного на прохождение той или иной темы. Это обусловлено действенной направленностью курса по мастерству актера.

Предмет «Мастерство актера»  изучается в училище циркового и эстрадного искусства в течение двух лет на 2 и 3 курсах и преподается поэтапно – от  раздела к разделу с общим объемом – 144 часа.

Помимо основных часов для обучения по плану, существуют и дополнительные с общим обьемом – 288 часов. Эти часы могут быть использованы по желанию педагога на 1, 2, 3 и 4 курсах с равномерным распределением по 72 часа на каждый год обучения.

Примерный план  дополнительного обучения может быть следующим:

1 курс  – подготовительный к основному и включает в себя первичные упражнения для освоения навыков из раздела системы К. С. Станиславского «Тренинг и муштра»: «работа с воображаемым предметом», «если-бы», «предлагаемые обстоятельства» и др.

2 курс – закрепление пройденного материала основного курса, индивидуальная работа, аудиторная и практическая: просмотры видео и фото материалов, посещение цирковых, эстрадных и театральных площадок.

3 курс – аналогично 2-му и   работа  в создании номера: маска; трюковое, вокальное, танцевальное, речевое действие.

4 курс  на первом семестре, аналогично  3-му. На втором семестре –  корректировка практической работы учащихся с номером  в период выпускного спектакля.
 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДЛЯ  ПРАКТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1 раздел  "Я ЕСМЬ"

1 тема Сценическое действие

Задача: закрепление на практике элементов актерского мастерства: «воображение и фантазия», «если бы», «предлагаемые обстоятельства», «вера», «сценическая свобода и внимание».

Органический переход от бездействия к действию - основа первичных упражнений и этюдов. Обоснованность, целесообразность, продуктивность действия. Взаимосвязь внутреннего переживания и его внешнего воплощения. Вера в подлинность воображения и фантазии - основа возникновения правдивости внешнего действия.

Упражнения как тренаж и подготовка к темам первого семестра.

1. «Гипноз»
2. «Растение», «Предмет»

В перечисленных упражнениях бездействие оживляется в результате чужих «если бы».

Например: «телефон», «ветер», «пожар», «батарейка» и др.

Задача: пробуждение «ленивого воображения»

2 тема  В мире животных, растений и предметов 

Задачи: развитие внимания,  веры и органичного существования в сценическом изображении растений, предметов и животных. Органическое проникновение в «характер» изображаемого (заяц - труслив, осел – упрям и др.). Недопустимость слепого копирования.

Практическую  работу над этюдами по теме «в мире животных, растений и предметов» можно начать с упражнения «Показать животное» /растение, предмет/.

Учащиеся делятся на две группы. Каждая из групп придумывает названия животных. Их должно быть ровно столько, сколько человек в другой группе. Затем один из учащихся подходит к своим «соперникам» и те шепотом называют какое-либо животное, которое он должен изобразить, чтобы члены его команды догадались. В том случае если показ остался непонятным, то может быть дана еще одна попытка, чтобы исполнитель нашел другой способ показа (Аналогично с предметами и растениями).

Для практического освоения «В мире…»  есть и другие упражнения.

Начинать рекомендуется с наименее действенных, когда позыв к движению идет изнутри, продиктован необходимостью. Это «Пластилин», «Скульптуры», «Резиновые игрушки», «Манекены». В этих упражнениях заняты, как правило, все учащиеся.

«Резиновые игрушки» и «Пластилин»

Здесь одни из учащихся  становятся «материалом», из которого другие лепят или надувают всевозможные фигуры животных, растений, предметов. Например, один из учащихся «надувает» своего партнера, как резиновую куклу (мяч, кресло, животное и пр.). Предельная вера позволит учащемуся поступать соответственно логике поступков и действий изображаемых  предметов. Так, «мяч» может внезапно спуститься, покатиться кульбитами, перевернуться в воздухе (трюк-сальтомортале), ускакать и пр. Подобные упражнения служат хорошим внутренним и внешним (мышечным) тренингом и подготовкой к темам данного раздела.

Задание:

Придумать историю своего животного, предмета или растения и в этюдном плане, «став» ими, показать один из впечатляющих эпизодов.

Примеры этюдов, вошедших в экзамен. Принцип построения ряда этюдов по теме «Сходство человека с растением»

На сцене занавес из двух ширм. Вступает музыка. Ширмы медленно раздвигаются. Перед нами две фигуры исполнителей. Один сидит на корточках, а другой лежит чуть впереди в группировке. Вот оживает первая фигура, изображающая медленно растущий цветок. Руки сложены над головой в бутон. Немного напряжения и вот... лепестки раскрыты. "Цветок" вдыхает полной грудью свежий воздух, его глаза жмурятся от яркого света. Но что это?.. Оживает вторая фигура. Вначале действуют только руки. Они ищут, за что бы уцепиться. Движение рук влево - пустота, вправо - пустота, назад - есть. Мертвой хваткой "вьюнок" ухватился за стебель "цветка". Почувствовав опору, "вьюнок" ползет, оплетая "цветок" своим телом. Он ползет по ногам, вокруг талии, груди и плеч. "Вьюнок" начинает своими стеблям оплетать лепестки-руки "цветка". Последнее сопротивление - "цветок" закрывается, еще мгновение и он беспомощно падает вниз. "Вьюнок" судорожно хватается за воздух и тоже падает. Ширмы медленно сдвигаются. На их месте справа и слева сидят в группировке две фигуры. Идет индивидуальный и одновременный показ сразу двух мини-этюдов: "Подсолнух" и "Одуванчик". Вот один из них:

«ОДУВАНЬЧИК»

Фигура исполнителя, покачиваясь из стороны в сторону от порывов ветра, вырастает вверх, поднимает голову и перед нами беззаботный, жизнерадостный "одуванчик". Он ловит рукой-листиком маленький луч солнца и смотрится в него как в зеркальце. "Одуванчик" совершенно поражен своей замечательной пышной прической. Очередной порыв ветра и вдруг... совсем рядом с "одуванчиком" летит маленький белый парашютик. "Цветку" нравится наблюдать за летящим парашютиком... а вот еще и еще один. "Одуванчик" ловит их в воздухе, играет ими. Но вот... парашютиков больше нет. Стало скучно. Играть больше не с чем. Тогда "одуванчик" решает еще раз полюбоваться своей шевелюрой. Но что это... он совершенно лысый. Ширмы медленно раздвигаются, закрывая, кислую мину "одуванчика" и того исполнителя, который исполнял параллельный этюд. В центре начинается следующее действие.

«РЕПЕЙНИК»

Зрители видят скрюченную лежащую фигуру. Она начинает резкими, угловатыми и прерывистыми движениями подниматься вверх. Ноги исполнителя полусогнуты, локти рук прижаты к груди, а пальцы согнуты, как когти хищной птицы. Волосы торчат в разные стороны. Глаза бегают в разные стороны - в кого бы вцепиться. В это время проходит "грибник". Цап... и "репейник", прицепившись к его рубашке и злорадно улыбаясь, идет за ним. Увидя на себе "репейник", человек с силой отрывает его и бросает на приятеля, идущего немного сзади. Сделав несколько кувырков, "репейник" цепляется в его штаны и тащится вслед. Тогда между приятелями завязывается игра - они бросают "репейник" друг в друга и вот... изловчившись, "репейник" вцепился в обоих друзей. Раскачав вредное "растение" за руки и за ноги, они бросают его на ширму. Вцепившись в серую материю, "репейник" недовольно смотрит вокруг. Приятели спасаются бегством. Через секунду идет еще один прохожий. Цап... ухватившись за его рубаху, "репейник", ехидно улыбаясь, неотступно следует за ним.

«ПАУКИ» 

В этом этюде принимают участие два исполнителя, которые владеют навыками акробатики.

Зритель становится свидетелем поединка двух пауков, которые, встретившись, затевают между собой драку. Клубок дерущихся пауков представляет собой соединение двух человек, один из которых перевернут вверх ногами. Первый держит  руками ноги второго, а второй ноги первого. Вначале мы видим перекатывающуюся нелепую фигуру (исполнители делают элементы эксцентрической акробатики: трактор, перекаты и пр.). Затем пауки переваливаются с боку на бок, один из них встает на четвереньки так, что другой исполнитель остается висеть под его животом. Куда же пропал соперник – недоумевает первый паук. А, перевернувшись боковым кульбитом, они меняются местами. Куда же подевался мой противник – недоумевает теперь уже второй паук… 

Надо отметить, что это большая удача, когда учащиеся находят такие повадки животных, которые могут быть выражены трюковым действием. К этому надо стремиться и в работе над другими темами. Известны цирковые номера, в сюжете которых лежит история из жизни растений, предметов и животных. Например, «Саламандра» и «Бабочка» в исполнении гимнастки В. Сурковой 

Примеры этюдов по теме «Сходство человека с предметом»

«МОСТИК»

Выходят девушка и парень. На их пути оказался ручей. Парень с легкостью перепрыгивает препятствие и ждет девушку. Но та не решается совершить прыжок и стоит в ожидании. Тогда парень, подойдя к ручью, делает «мостик» (элемент акробатики) и девушка переходит по нему через ручей. 

«ВЕНТИЛЯТОР» 

Исполнитель выносит на плече партнера, у которого руки расставлены в разные стороны. Молодой человек ставит «предмет» на пол, подключает воображаемый провод в розетку и нажимает ногой на приподнятый носок ноги партнера. Тот начинает неистово кругами размахивать руками, будто мельница и поворачиваться корпусом то влево, то вправо. Теперь зритель понимает, что это вентилятор. Молодой человек ложится рядом и раскрывает книгу. Вдруг одна из лопастей вентилятора подхватывает книгу и кружит ее. Парень пытается извлечь книгу из лопастей, но делает неловкое движение и теперь он сам оказывается в круговороте рук вентилятора (трюковая обмотка исполнителя вокруг шеи партнера, изображающего вентилятор). Сделав несколько оборотов, молодой человек застревает под крылом вентилятора, который конвульсивно дергается. Парень еле дотянулся до носка ноги партнера и отключил его от сети. Рука-лопасть отошла в сторону и молодой человек падает на пол. Посмотрев в паспорте гарантийный срок, он обмотал вентилятор проводом и понес его отдавать в ремонт. 

3 тема  "Я есмь"

Понятие «Я есмь» и его значение для артиста. Значение индивидуальности учащегося для нахождения будущей  маски.

«Я есмь» на нашем языке говорит о том, что я поставил себя в центр вымышленных условий, что я чувствую себя находящимся среди них, что я существую в самой гуще воображаемой жизни, в мире воображаемых вещей и начинаю действовать от собственного имени, за свой страх и совесть» (К. С. Станиславский). 

Задание: найти сходство между животным, предметом, растением и соединить в одном мини-этюде. Это сходство должно определяться какой-либо чертой характера в человеке. 

Примеры этюдов «Метаморфозы»: 

1. Перекати - поле, кувыркающееся от ветра по полю; медуза, плывущая по воле волн; пресс-папье, послушно качающееся под рукой человека - человек, постоянно кланяющийся и перед всеми заискивающий.
2. Лист, трясущийся на ветру; заяц, дрожащий от страха; флюгер, содрогающийся от порывов ветра - человек, который всего боится и трясется от страха.
3. Крапива, готовая в любой момент ужалить; кобра, замершая перед нападением; оголенный провод, ожидающий прикосновения, чтобы ударить током - человек, готовый в любую секунду напасть.
4. Репейник, ожидающий в кого бы вцепиться; назойливый комар; ощерившаяся заноза - пристающий ко всем человек.
5. Подсолнух, радующийся появлению солнца и поворачивающий за ним голову; собака, виляющая хвостом и визжащая от радости при виде хозяина; лампочка, загоревшаяся улыбкой света - человек, сияющий от счастья.
6. Плакучая ива, склонившаяся от горя; лемур с большими грустными глазами; старая брошенная и забытая игрушка - грустный человек.
7. "Самовлюбленный" нарцисс, растущий в стороне от других цветов; павлин, распустивший хвост; свистящий на кухне чайник, весь переполненный "гордостью" от исполненного долга - самовлюбленный человек.  

4 тема Трюковое действие 

Трюк  – как основа действия в искусстве циркового артиста. Логика и оправданность в использовании трюков  в упражнениях и этюдах. 

Задание: развитие многоплоскостного внимания в единстве внутреннего переживания и трюкового  действия.

Упражнение «Тир».

В нем в пространстве между двумя ширмами двигаются «мишени». В момент выстрела «мишени» оживают. Желательно использование трюкового действия: жонглер начинает жонглировать  шариками или кольцами, акробат делать курбеты. Другие могут затанцевать, заговорить и даже запеть.

2 раздел ВЕРА

1 тема  Маска-соло 

Задачи: закрепление личностных качеств характера учащегося в мини-этюдах по темам  «Уршух или лимень», «Метаморфозы» 

Спросите у учащихся: «Кто страшнее, уршух или лимень?» Несмотря на то, что в природе нет таких животных, почти все ответят, что уршух конечно страшнее. А лимень - эдакий мямля. Учащиеся делятся на две группы - уршухов и лименей. Уходят за ширму и начинают появляться. В показе предполагается индивидуальная интерпретация. Предполагаемые повадки неизвестных животных вынуждают учащихся идти от себя. Можно придумать и другие названия несуществующих животных. Например, воркун или шкрябчик. Важно, чтобы в этих названиях выявилась характерная черта того или иного ученика: боязлик, быструн, стесняй, вялик, горлан, мнитик, дурик, вяклик, смурик, воблик, толстик, задир, спун, грызлик, хряк, смеюн и др. 

2 тема Процес оправдывания 

«Если нужно написать письмо, то вы ведь не начнете с запечатывания конверта. Не правда ли? - писал К. С. Станиславский, призывая актеров с подлинной правдой и верой относится ко всему, что происходит на сцене. - Вы приготовляете бумагу, перо, чернила, соображаете, что надо передать, и излагаете свои мысли на бумаге. Только после этого вы берете конверт, надписываете его и запечатываете. Почему вы так поступаете? Потому что вы логичны и последовательны в ваших действиях" /Станиславский К.С.Работа актера над собой.М.1951.С.196/. 

Основные задачи:

1 – изучение и закрепление актерской эмоциональной памяти и памяти физических действий, элементов процесса оправдывания в упражнениях с «пустышкой» /с воображаемым предметом/. Первостепенная роль таких, как чувство правды и вера, логика и последовательность. 
2 – поиск  предметов, сходных  по какому-либо признаку (форма, вес и т.д.) как основа для упражнений раздела «Эксцентрика». 

Работу с воображаемым предметом следует начинать с обычных действий с реальными предметами, постепенно переходя к воображаемым. Например, написать письмо, зашнуровать ботинки, сьесть яблоко и др. Работу с реальным предметом учащийся может делать самостоятельно и показать аналогичную работу, но только с воображаемым. Сольные и групповые упражнения с воображаемым реквизитом: жонглирование кольцами, поднятие штанги, перебрасывание гири и др. 

Примеры упражнений на сходства предметов по форме: 

- по форме

Один из учащихся уходит за ширму. Другой придумывает для себя воображаемый предмет и начинает с ним действовать. Затем он по команде застывает, сохраняя форму предмета. Например, коробка. Теперь выходит учащийся из-за ширмы. В его задачу входит, судя только по форме (размерам), догадаться, что это за предмет. Как правило, он ошибается. В результате находится много предметов сходных по форме. И главное именно в этом, а не в разгадке. Потом следует предложить учащимся передавать этот «предмет» с сохранением его первоначальной формы, но, в связи с различными догадками у каждого предметы будут различны. Например, палка - кий, кий - удочка, удочка - рапира и т.д. 

Задание: придумать и показать этюд на оправдание действия с воображаемым предметом или его признаком /«обойти мебель в темной комнате», «поднимать  бутафорскую штангу», «показать иллюзию с исчезновением» и др./. 

3 тема  Общение /с предметом/ 

«Бунт предметов» 

Здесь учащиеся вступают в игру с как бы «ожившим» предметом. Это может быть «ожившая» шляпа, «непослушный» пиджак, «строптивая» тросточка. Учащиеся должны дать оценку происходящему, а затем найти способ, чтобы усмирить эти взбунтовавшиеся предметы - шляпу можно приласкать, пиджаку сунуть в карман конфетку... (предметы здесь и дальше настоящие). 

Роль событийного ряда в развитии верного психофизического действия: конфликт, оценка, задача, приспособление. Важность продуктивного действия в процессе выполнения задачи, ее трех взаимосвязанных компонентов: цель, действие, приспособление. 

Задание: придумать и показать мини-этюд. Например,  общаться с «непослушным» шариком во время жонглирования. 

4 тема Логика перехода к трюку 

Оправдание, логика и обоснованность исполнения трюкового действия.

Заданием может быть такое упражнение:

На сцену выходит исполнитель. Остальные должны предложить ему словесные подсказки для исполнения какого-либо трюка, элементов танца, вокала или речи. Например: «плакат», «плеер», «замочная скважина», «книга рекордов Гиннеса» и др. 

Задание на дом: придумать, а затем показать этюд на оправдание использования трюка. Сюжетом для этюда могут быть подсказки пройденного упражнения или взятые из перечня «универсальных». Например, «Студенческий билет», «Я, телевизор».

В первом,  учащийся циркового училища выронил свой студенческий билет. Шедший за ним человек, подняв билет, выкрикнул – «Это не вы потеряли?». Видя сомнения нашедщего, студент берет его шляпу, зонтик, портфель и начинает ими жонглировать. Во втором, например, во время показа цирковой программы, сломался телевизор, и, чтобы развеселить девушку, юноша начинает жонглировать бытовыми предметами и пр. 

3 раздел ЭКСЦЕНТРИКА

1 тема Маска-пара /общение с партнером/ 

Контраст между партнерами как основа их манежного существования (клоунская пара, музыкальные эксцентрики Амвросьева и Шахнин, женглеры-эксентрики Хвощевский и Будницкий, акробаты Касеев и Манасарян,  ).

Внешний и внутренний контраст. Виды внешнего контраста: фигура,  рост, темперамент (холерик и флегматик, сангвиник и меланхолик). Внутреннего  из представителей «льзя» и «нельзя» и спорщиков о том, кто лучше.. 

Практическому освоению темы помогут такие упражнения:

«Лесть»

Напомните учащимся содержание басни Крылова «Ворона и лисица». Затем предложите разделиться им по парам. В диалоге партнеры обмениваются комплиментами, наделяя друг друга качествами, которые совершенно противоположны характерности их масок.  Предложите учащимся самим найти себе из группы партнера. Свой выбор необходимо обосновать каким-либо комическим несоответствием, контрастом. Например, тонкий и толстый, низкий и высокий, флегматик и холерик, злой и добрый и пр. 

«Плюс» и «минус» - в этом упражнении пара учащихся выходит на сцену. Остальные предлагают им свои «если бы», которые исполнители должны вводить в свои действия. Каждый должен действовать сообразно своей индивидуальности. Например, было предложено слово «пожар». Халерик стал суетиться и тушить огонь, заливая его водой из чайной ложки. Флегматик же, наоборот, начал изучать правила по использованию огнетушителя. 

«Черное и белое». Попросите учащихся разделиться парами по контрасту. Задание следующее. Придумать и показать такую ситуацию, в которой обнаруживалось бы несоответствие между ними. Например, первая пара - приятели на выставке картин. Они внимательно разглядывают воображаемое полотно. На одного картина действует таким образом, что он начинает плакать. Второй реагирует совершенно по другому - смеется. Следующая пара - партнеры ведут диалог по телефону. Первый исполнитель уговаривает второго пойти в кино, а тот не хочет и придумывает всевозможные отговорки. Третья пара - учащиеся в танц-зале танцуют с воображаемыми партнершами. Первый ведет даму на счет 1/4, а второй на счет 1/8. 

Задание

Придумать и показать этюд, в котором бы обыгрывался внешний контраст между партнерами или же раскрывался внутренний. 

2 тема  Логика алогизма 

АФАНДИ И ДВЕРЬ 

Еще подростком Афанди своими чудачествами удивлял не только чужих людей, но даже родную мать. Как-то пошла она к соседке, наказала:

- Сынок, стереги дом, ни на шаг не отходи от двери.

Афанди сел на порог, караулит. Мало ли много ли времени прошло, явились гости.

- Посидите, - сказал им Афанди, - я за мамой схожу.

На удивление всем он сорвал с петель дверь, взвалил ее на плечи и отправился за матерью.

- Что с тобой, сынок! - удивилась та. Для чего тебе понадобилось таскать на себе дверь?
- Ты же мама, сама наказала не отходить от нее ни на шаг. Вот я и выполняю твой наказ. 

В ЧАПАНЕ - ТО БЫЛ Я 

- Что случилось, Афанди? Сегодня ночью у вас в доме был такой шум! - полюбопытствовал сосед.
- Да ничего особенного. Жена проходила мимо и зацепила мой чапан. Вот он и свалился.
- Ну, разве от того, что падает чапан, бывает такой шум? - удивился сосед.
- Какой ты бестолковый! В чапане-то был я. 

"Двадцать три Насреддина", М. С.39-40; 68 

УПРАЖНЕНИЯ 

Главная задача упражнений - освоение процесса "оправдывания" /чувство правды и вера, логика и последовательность/. 

1. Учащиеся делают мини-этюды на соответствие внутренних переживаний и внешнего действия: пишут письмо, пришивают пуговицу, зашнуровывают ботинки, завязывают галстук, настраивают инструмент, открывают замок и пр. 
2. Мини-этюды на оправдание "алогичных" ситуаций. Например, учащийся берет конверт, надписывает его, запечатывает и опускает в почтовый ящик. И только потом обнаруживает, что не вложил в конверт письмо. Как оправдать эту ситуацию? Учащиеся находят решения исходя из своей логики. Например, написал письмо, но забыл вложить в конверт, так как был очень взволнован и рассеян. Или же, написал письмо, вложил в конверт, пошел за записной книжкой, чтобы написать переписать адрес. Использовав благоприятный момент, другой учащийся вытащил письмо из конверта и спрятал его. 
3. Почему вы сели на окрашенную скамейку, на которой есть табличка "Осторожно, окрашено!"

Примеры оправдания этой ситуации:

а/ Увидел табличку с надписью "Осторожно, окрашено!", перенес на другую скамейку и только тогда сел;
б/ Увидел табличку с надписью с сразу сел на скамейку. Почему? Человек - иностранец. Он изучает русский язык. Достает из кармана словарь и начинает с увлечением переводить;
в/ Увидел на скамейке табличку с надписью "Осторожно, окрашено!", но все равно сел и только тогда поверил в то, что написано. Действительно, правильно написано... окрашено /ценно для выявления характерности в маске - "Фома неверующий"/. 

ЗАДАНИЕ 

Придумать мини-этюды на оправдание какой-либо алогичной ситуации. 

Примеры: 

а/ Собираюсь играть на музыкальном инструменте. Кладу ноты и играю. Из инструмента выходят дикие звуки... Оказывается - ноты перевернуты вверх ногами;

МИНИ-ЭТЮДЫ

для практического изучения системы "перевертыша". 

1. Ход от кажущегося алогизма к обнаруживающейся в конце логики. 

Примеры: 

а/ Исполнитель сидит на стуле и играет веселую музыку. Музыка веселая, а исполнитель плачет. В чем дело? Когда же он встает, зритель видит, что под ним лежала большая кнопка;
б/ Исполнитель собирается смотреть телевизор и одевает водолазный костюм. Диктор объявляет: "А сейчас, уважаемые зрители, будем демонстрировать спектакль Горького "На дне".

2. Обратный ход. Кажущаяся вначале логичной, ситуация в конце становится алогичной. 

Примеры: 

а/ Исполнители выносят какой-то плакат. Они с силой колотят молотками, прибивая крепления, громко ругаются, давая друг другу советы, как лучше повесить. Когда же плакат открыт и показан зрителям, все видят, что на нем написано "Охраняйте тишину!".
б/ Исполнитель изображает человека, публично кающегося в совершенных ошибках и бьющего себя в грудь. Затем, сходя с трибуны, "оратор" вынимает из-за пазухи подушку, защищающую его грудь от ударов. 

Задание. 

Придумать и показать этюд по пройденной теме.

3 тема Использование предмета не по назначению 

«С помощью фантазии можно внутренне перерождать для себя мир вещей» – К. С. Станиславский 

Упражнение «Можно и так…» 

Учащиеся садятся по кругу. В центре кладется какой-либо предмет, например, зонтик. В задачу входит придумать для предмета другое использование (юла, пропеллер, колесо, руль, лодка и другое). Учащиеся поочередно входят в круг и раскрывают свой замысел. 

Задание:

Найти предмет и придумать для него возможное количество использований не по назначению. Для начала не следует объединять их какой-либо темой, так как на следующем занятии остальные ученики могут дополнить найденное своими предложениями. Таким образом,  на предмет собирается своеобразное «Досье». 

Примеры «Досье»: 

1. Палка - копье, штанга, кий, ружье, костыль, пропеллер самолета (во вращении-трюк), вентилятор (во вращении-трюк), трапеция, турник, весло, лопата, лом, отбойный молоток, сачок, гитара, карандаш, сигара, ракетка, лошадка, ручка двери, станок для танца, кларнет, качели, ручка от коляски, зонт, клюшка, перила, проволока, лапта, метла, грабли, коса, перш (баланс-трюк), выбивалка, кнут, маятник, стрелки часов (во вращении-трюк)... 
2. Телефонная трубка - ручка двери (дипломата, холодильника и др.), ручной душ, электробритва, гимнастическое кольцо, усы, сосиска, рожки молодого бычка, конек... 
3. Зонт - гриб, руль, пропеллер, кресло, парашют, лодка, таз, колесо, юла, весло, панцирь черепахи, цветок (в момент медленного раскрытия)... 
4. Сковорода - ракетка для тенниса или пинг-понга, банджо, матроска, веер, сачок, маятник часов, часы, зеркало, диск для метания, серьга, медальон, штурвал, автомат... 

Задание:

Отобрать из «Досье» на предмет какие-либо использования не по назначению, объединить их в единую тему и показать этюд.

Примеры этюдов, вошедших в программу экзамена: 

ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ 

В форганге появляется молодой человек с метлой. Он подметает дорожку, ведущую на манеж. Но как только он вступает в «заколдованный круг» манежа, метла перестает ему подчиняться. С ней происходит ряд взаимосвязанных превращений, решенный пластично, последовательно и в единой спортивной теме. Метла становится тяжелой штангой и тянет учащегося к ковру - он обнаруживает, что это штанга и начинает поднимать ее. Однако это уже не штанга, а весло, которое затем становится клюшкой, лошадкой, копьем, стремительно летящим за пределы манежа... А там... учащийся вновь находит обычную метлу. 

Метла послужила созданию еще одного этюда, в котором девушка, мечтая о цирке, использует метлу как трапецию, перш, микрофон, турник, партнера по вольтижной акробатике, лошадку и пр.  Два этюда из досье одного предмета - хула-хуп.

«В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» 

Выходит девушка, неся в руках два хула-хупа. Она поднимает хулахупы над головой, поворачивая их таким образом, что один обруч оказывается внутри другого. Внешне они напоминают глобус. Девушка вращает "Землю", вступает мелодия "Как прекрасен этот мир". Девушка вглядывается в глобус и вдруг замечает... важного петуха (один обруч держится одной рукой на голове - это хохолок, а второй на спине - это хвост). Вот обручи опять сложены вместе и девушка видит на глобусе лопоухого, машущего ушами, слона (оба обруча прикладываются к ушам). После очередного сложения обручей, перед нами... (два обруча скрещены на лопатках спины в виде крыльев) порхающая бабочка. Через секунду... (обручи сложены вертикально сзади на пояснице) гордо выступает павлин. Перья его хвоста медленно расходятся в разные стороны. А когда обручи опять сложены, девушка, перепрыгнув через них назад, превращается в попугая, сидящего на кольце. Хулахупы над головой. Это опять глобус. Девушка опускает обручи вниз и уходит. 

«МОДНИЦА» 

Выходит девушка с хулахупом. Она держит обруч перед собой. Вступает мелодия. Девушка открывает «дверь», идя по комнате, поправляет «картину» в круглой рамке, встает перед овальным «зеркалом», поправляет рукой прическу. Затем девушка разворачивается спиной и, взяв «бусы», одевает их. Смотрится в «зеркало», затем одевает «клипсы» на уши и, последний раз, посмотревшись в «зеркало», берет круглую «сумочку» на руку и уходит, закрыв за собой «дверь». 

В процессе доработки в этот этюд вошло еще одно использование хулахупа не по назначению: девушка вынимала из огромного пакета «пластинку» и клала ее на пол. Затем она, поставив на «пластинку» носок ноги как иглу и крутила обруч-пластинку на ноге. Звучала музыка. Но она не нравилась девушке. Тогда исполнительница опускала «пластинку» вниз и, перевернув ее на другую сторону, опять вращала вокруг себя, поднимая крутящуюся «пластинку» по всему телу к вытянутой вверх руке. Супермодная мелодия, таким образом, как бы разливалась по всему телу девушки. (Такое использование предмета не по назначению должно быть в большей степени одобрено педагогом, так как решается посредством трюкового действия и может стать основой для создания номера.) 

4 тема  Несоответствие… 

Эта тема посвящена практическому изучению комических несоответствий, наиболее часто используемых в цирке.

Виды несоответствий:

1. Знание, умение, сила в кажущихся незнании, неумении, слабости /и наоборот/;
2. Показ маловажного важным /и наоборот/;
3. Усложнение простой задачи /и наоборот/;
4. Анахронизмы - нарушение привычного хода событий: соединение старого с новым и наоборот; соединение черт различных эпох и реалий:  сказочного /фантастического/ с действительностью /реальностью/ и наоборот. 

Просмотры материалов с примерами несоответствий: в театре, в литературе, в кино,  карикатурах, в жанрах циркового искусства. 

Например, если это в театре, то К. С. Станиславский предлагал своим ученикам и такие упражнения, в которых нужно было оправдать какой-либо алогизм, к примеру, несоответствие мизансцены с душевным состоянием и делом. Это может создать комическое впечатление, объяснял К. С. Станиславский, "представьте себе императорскую чету, бегущую рысью короноваться". Использование приемов анахронизма можно увидеть в современной постановке театра им.Вахтангова спектакля Гоцци «Принцесса Турандот». 

Понятие несоответствия как «каркаса» или «вешалки» для гардероба с новым  материалом цирковых реприз, номеров, пантомим.

Задание.

Придумать /взять из современной жизни/ и показать этюд на какое-либо несоответствие, используя его как сверхзадачу. 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 

4 раздел ПАРОДИЯ

1 тема  Чужая маска 

Копирование чужих масок - возможный путь нахождения собственной. По словам Карандаша, «маска Чаплина сперва помогла, затем помешала»  ему в работе. 

Задачи:

- определение личности будущего артиста в процессе выбора чужой маски для подражания. Переосмысление ее сообразно своей индивидуальности;
- работа над этюдами с сюжетом логичного обоснования использования чужой маски 

Например, это может быть наглядный сон, или «реальная» фантастика, в которых начинающий ученик показывает невероятные трюки из репертуара своего кумира /он жонглирует в маске Растелли, но только воображаемыми предметами/. Или же, использование чужой маски с целью пародийного осмеяния. Например, современный клоун в желании высмеять буффонную клоунаду, надевает рыжий парик, красный нос и пр. Но для реализации подобных показов, необходимо обрести навыки из следующей темы. 

2 тема Буффонное и гротесковое преувеличение 

«Если пародия не ударится в преувеличение, она никогда не достигнет желаемой цели» - Гоцци. Практическое освоение видами пародийного преувеличения. 

1. Буффонное 

Логичное оправдание преувеличения или преуменьшения некоторых предметов в связи с их тенденцией к увеличению или уменьшению. 

Примеры: 

1. Учащийся раздувает воздушный шарик до такого размера, что в него можно залезть самому, посадить друзей и всем вместе улететь на Луну.
2. Сворачивая манежный ковер, учащийся в конце концов кладет его в нагрудный карман рубашки. 

Преувеличение как основа «особой манеры» манежного существования циркового  артиста. Преувеличение внутреннего и внешнего сценического действия и его формы.

Техника актерской игры.

Практическое изучение элементов буффонадной клоунады: «апач», «смех», «плач», «каскады» и буффонной манеры поведения актеров Комедии дель-арте /все актеры комедии масок были первоклассными гимнастами, прыгунами и плясунами. Это кувырки, беготня, прыжки, всякого рода акробатические и эквилибристические номера/. 

2. Гротесковое 

«Настоящий гротеск -  это внешнее наиболее яркое смелое оправдание огромного, всеисчерпывающего до преувеличенности внутреннего содержания» (К. С. Станиславский).

Практическое изучение «метафоричности», как основы образной структуры гротескового преувеличения 

Задание - 

Написать чей-то портрет и автопортрет, используя исключительно метафоры и фразеологизмы. Вот, к примеру, что написал учащийся А. Песков /по окончании ГУЦЭИ он стал делать пародии на известных эстрадных певцов/. 

Автопортрет 

Человек в футляре - нет! Скорее наоборот - весь на ладони. Новость услышу, варежку раскрою, локаторы развешу, ушами хлопаю, рад бы на ус намотать, да усы сбрил. Бывает, сорвусь с цепи, бросаюсь словами, бочку качу, а выведу на чистую воду - руки опускаются. Творческий рост средний, но уже дошло, что ум хорошо, а два лучше. Жизнь по карману бьет, но здоровье берегу. Попросят руку - и сердце отдам, всю душу изолью, но на шею никто не сядет! Всякове в жизни бывает, настроение падает, но носа не вешаю. Имею чувство меры, из рамок не выхожу, но преподнести себя могу. Большой охотник чаи гонять, клопа давить. Меня не так просто надуть, а кто захочет - дам прикурить, чтоб дым пошел. Или нос утру, отутюжу и он у меня сандалии откинет, он у меня по уши в калоше сидеть будет. Но это все в крайнем случае, а вообще у меня голова не соломой набита, что-то можно и мимо ушей пропустить и нервы зря не мотать. 

Задание - 

Найти в автопортрете тот фразеологизм, который определяет основную черту характера и показать мини-этюд. 

Так, на экзамене, посвященном теме «Буквализация метафор и фразеологизмов», может быть показан выход каждого учащегося, исполняющих мини-этюд «Автопортрет»: человек, который не может встать на ноги; человек, который за словом в карман не полезет; человек, который все мотает на ус; человек, который не может найти себе места; человек, который витает в облаках; человек, который подкладывает всем свинью; человек, который грызет науку; человек, который обводит всех вокруг пальца. 

3 тема Пародия на виды искусств 

Обьектом для пародийного осмеяния может быть любой вид творчества: цирк, театр, музыка, балет, опера, оперетта, телевидение, радио, живопись, спорт и др. Начинать же следует с простых упражнений  на развитие внимания и памяти. 

Упражнения

Зеркало 

1 - две группы напротив друг друга. Первая действует, вторая копирует.
2 - группа стоит полукругом. Один учащийся в центре круга - действует. Остальные копируют. 

Моды сезона 

Все учащиеся уходят за ширму. Остается один, который представляет их для показа мод, предварительно описывая как они одеты. 

Обезьяна 

Учащиеся выходят поочередно и пытаются изобразить кого-либо из присутствующих или известных всем лиц. Например, это может быть директор училища или буфетчица. Другие должны узнать. 

Последовательность работы с материалом для пародирования:

1 - обьект - например - искусство цирка. Жанр - атлетика.
2 - сходство - копирование.
3 - деталь-точка для преувеличения.

Аналогично и с другими обьектами: ТЕАТР, БАЛЕТ, ОПЕРА, ЭСТРАДА, КИНО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, РАДИО, СПОРТ 

Если это театр, то обьектом-точкой для преувеличения могут быть штампы в актерской игре. Для успешного освоения этого «зла», необходимо практически отработать элементы «ремесла» и «представления»: словесные и образные штампы. Их перечень и описание можно позаимствовать у К. С. Станиславского.

Если это цирк, то штампами для пародирования он также не обеднен. Например, это могут быть такие чрезмерности: в комплиментарности, в танцевальности, в страховке, в театрализации, в свето-затемнении, в пении, в иллюзионной откровенности, в гуманном отношении к животным или наоборот и пр. пр. 

4 тема Пародичность 

Понятие –  «пародичность» в цирке, как приема комической или сатирической сценки, высмеивающей какое-либо жизненное явление. Просмотр реприз Карандаша «Иллюзионист» и Хазанова «Я, от Иван Иваныча». 

Обсуждение и сравнительная характеристика. Желательно прийти к следующему выводу: в первой репризе мы увидели юмористическую пародию на иллюзионистов, а во второй сатирическую пародичность на жизненное явление с использованием иллюзионного трюка. Просмотр пародичной репризы Карандаша «Речь министра пропаганды Геббельса» /гротесковое преувеличение/ и пародичного фрагмента из фильма Чаплина «Великий диктатор» /буффонное преувеличение/.

Обсуждение и сравнительная харатеристика. 

Начать можно с работы над мини-этюдами, в которых трюки исполняются не для пародирования цирковых или эстрадных жанров, а  с целью разрешения жизненных проблем. Например, это могут быть упражнения на освоение элементов приспособления:  «Серенада» и «С целью…». Чтобы завоевать сердце любимой девушки, юноша начинает жонглировать, ездить на велосипеде «без рук», или исполнять головокружительные прыжки. С целью, сорвать фрукты с высокого дерева, исполнитель использует вольностоящую лестницу, или катушки, или колонну из двух нижних партнеров.

А с целью, отвлечь внимание сторожа, воришки используют синтетический метод цирка Дю Солей. Первый начинает петь, второй - танцевать, а третий - жонглировать украденными фруктами. Сторож, в свою очередь, оказавшись бывшим артистом оригинального жанра, может подключиться к их действиям. Аналогично поступают, подъехавший на моноцикле, полицейский и свидетели. Всеобщее веселье заканчивается коллективным поеданием украденных фруктов. 

Задание:

Найти объект для пародичного осмеяния. Показать в этюде.  

5 раздел  ЦЕЛЕВАЯ ПАНТОМИМА 

1 тема Принцип выбора материала для постановки 

«Цирк не должен перестраиваться по чужой указке. Реформа должна сложиться внутри цирка усилиями самих цирковых артистов, ибо театра-цирка нет и его не должно быть.  Творения мастеров цирка и мастеров театра протекают и должны протекать в условиях архитектурных особенностей двух различных сценических площадок, по законам далеко не одинаковым»  - В. Э. Мейерхольд. 

Выбор материала из литературы, живописи с учетом законов цирковой специфики (маска, трюковое действие, производственная площадка-манеж), драматургии (дивертисментная программа или сюжетная пантомима), приемов (эксцентрика, пародия, буффонада, гротеск).

Предпочтительное использование произведений искусств, близких к цирковой специфике. Это могут быть рассказы и романы о цирке: Куприна, Чехова, Олеши, Горького, Гонкур и др. Картины художников: Шагала, Пикассо, Манэ, Дарана и др. Сюжеты из фантастического мира сказочников:  Ершова, Шварца, Гоцци, Братьев Гримм, Андерсена и др. Забавные рисунки карикатуристов - Кукрыниксы, Бидструпа, Жан Эффеля и др.

Так, например, дипломным спектаклем одного из выпусков циркового режиссерского отделения РАТИ была постановка новеллы А. Франса «Жонглер богоматери». 

Целевая пантомима  /меломима/ может иметь и такую форму, как «сюжетный дивертисмент». Здесь могут быть использованы этюды, которые делались учащимися в процессе практических занятий. Например, из разделов «В мире животных, растений и предметов», «Использование предмета не по назначению», «Эксцентрика» или «Пародия». «Сюжетный дивертисмент» может быть также составлен из цикла произведений малых форм: басня, новелла, карикатура и др. 

Так, например, итоговым экзаменом одного из курсов была целевая пантомима, составленная из этюдов по новеллам  Л. Енгибарова «Последний раунд». Начиналась пантомима с новеллы «Зонтик», а заканчивалась новеллой «Аплодисменты». 

«ЗОНТИК»

Звучит фонограмма идущего дождя. Укрывшись зонтами и перепрыгивая через лужи, спешат люди. Но вот из толпы выходит молодой человек, весь промокший, с закрытым зонтом. Он говорит:

«...Немного помолчав, она сказала: «Но нам же негде жить, у нас нет дома». Я рассмеялся и сказал, что у меня есть зонтик, совсем новый, который сам раскрывается, если нажать кнопку. И такой зонтик - это прекрасное жилье. Очень уютное для двоих. И в нем хорошо путешествовать, слушать дождь и еще... .

Молодой человек иллюстрирует свои слова соответствующим использованием зонтика: как лодку, слуховой аппарат, руль автомобиля... И в этот момент он остановился, задумавшись, чем же еще может стать зонтик?.. На помощь ему приходят прохожие. Оказывается, зонт может быть еще и пропеллером, и креслом, парашютом, колесом, юлой, тазиком, грибом, веслом и даже панцирем черепахи, и даже медленно распускающимся цветком.

«Теперь, спустя много лет, - продолжает молодой человек, - она наконец поняла, какой это был чудесный зонтик... И ей тоскливо в своей уже трехкомнатной квартире, потому что чем больше квартира, тем дальше друг от друга те, кто в ней живут. И когда идет дождь, она готова броситься из окна вниз, чтобы найти свой зонтик. Но разве с пятнадцатого этажа узнаешь, какой зонтик – твой», - с этими словами молодой человек скрывается за зонтами прохожих. 

Работа по выбору  материала для постановки: ознакомление с литературным и художественным материалом, просмотры видео и цирковых программ.

Задачи:

выработка умения трансформировать  жанры литературы, живописи на язык цирка, умение находить стилевую близость.

2 тема Сверхзадача и сквозное действие 

Освоение элементов системы К. С. Станиславского - сверхзадача и сквозное действие в процессе постановки отрывков из литературных произведений. 

Попросите учащихся:

- назвать общую задачу сегодняшнего дня
- назвать все задачи сегодняшнего дня, учитывая общую задачу дня
- назвать сверхзадачу всей вашей жизни
- назвать задачи на ближайшие отрезки времени

Следить, чтобы в их ответах логически и последовательно "цепляли" одну задачу за другую, сложив из них одну сквозную линию, направленную к сверхзадаче жизни /или к общей задаче дня/. Сценическую задачу нужно непременно определять глаголом, т. к. задача должна быть действенной. Например, роль Аргана из Мольера "Мнимый больной" – «хочу, чтобы меня считали больным...» 

Основополагающее значение в постановке целевой пантомимы учения К. С. Станиславского о сверхзадаче. «Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний, мук и радостей» -  главная задача пантомимы. Разработка и решение специфического воплощения свехзадачи автора художественного произведения в  пантомиме. Сверхзадача автора - сверхзадача  пантомимы. 

Работа над отрывком - тщательный разбор всего произведения и выявление его сверхзадачи. Необходимость правильного определения сверхзадачи: например, претензия ничтожества казаться значительным является основой сверхзадачи комического произведения («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Ревизор» Гоголя, «Клоп» Маяковского и т.д.).

Контрдействие - условие возникновение конфликта в произведении. Конфликт - пружина развития сюжета. Необходимость рассмотрения контрдействия и конфликта в связи с элементами общения и приспособления. Антре «Дедушкин сад»: клоун, чтобы истоптать чужую шляпу, отвлекает партнера рассказом о дедушкином саде.

3 тема Трюк-сюжет 

Достижение образности трюка  - вершина мастерства артиста цирка. Решение с помощью трюка  образных характеристик персонажей, их взаимоотношений. Эпизодическое использование трюкового действия режиссерами театра К. С. Станиславским, Е. Б. Вахтанговым, В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым. 

Задача: уметь логично и целенаправленно использовать одно из главных выразительных средств циркового искусства - трюк,  доводя его до образного действия в создании эксцентрических положений. 

Иллюстративная функция трюка  в развитии сюжета. Так, например, можно проиллюстрировать рассказ Марка Твена «Как я укрощал велосипед» серией трюков на велосипеде, как это делал А. Марчевский в репризе «Укрощение моноцикла». 

4 тема Характерность 

О различии характерности в маске театрального актера и артиста эстрады. «Характерность - это та жа маска, скрывающая самого актера человека» (К. С. Станиславский). Характерность, например, у конферансье - это маска, наоборот, раскрывающая актера-человека.

Значение характерности для раскрепощения, преодоления природной застенчивости и скованности учащегося, раскрытие их индивидуальности. Роль внешней маскировки для выявления внутренних переживаний и недопустимость ее использования как способа маскировки пустоты. 

Работа над мини-этюдами с использованием внешней маскировки, с использованием парика, носа, бороды, усов, и др. 

Упражнения: 

1. Маскарад. Каждый должен создать внешний образ и скрыться за ним /доктор, военный и др./. Можно использовать парики, наклейки и пр.
2. Сыграть старика или старуху.  Не идти по линии простого внешнего копирования.  Изучение  природы старости. Действовать, например, энергично, почти по-молодому, но... лишь в пределах 15-20 градусов  обычного жеста.
3. Юношам сыграть девушку или наоборот.
4. Изобразить какой-либо физический недостаток /глухота, слепота и др./ 

6 раздел ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

 1 тема Грим, костюм 

Значение грима и костюма в процессе заострении характерности в маске циркового артиста. На этом этапе манежного перевоплощения уже найденные, более или менее определившиеся характерные черты будущей маски артиста с помощью грима и костюма подвергаются некоторому преувеличению.

Маска циркового артиста «приобретает подлинную выразительность только через актерский образ, и притом такой, который выражает типические черты человеческого характера, но воспроизводит их как бы сквозь увеличительное стекло, сквозь лупу» /Кузнецов Е.М. Арена и люди советского цирка. С.117/. Артист цирка выражает свое «я есмь» посредством заострения, преувеличения собственных характерных качеств, как внешних: нос, глаза, прическа, губы, фигура, походка, так и внутренних, глубинных. Роль и функция художника в процессе поиска  маски.

Анализ и оценка лучших работ (художник В. Рындин – костюм и грим клоуна В. Лазаренко, картина П. Пикассо – «Портрет Воларда»). Виды и меры буффонного преувеличения в костюме и гриме. Обзор и использование гротесковых масок из мира животных, растений, предметов, графических от мифологии и астролябии.  Работа над собственным костюмом и гримом. Использование практических навыков и теоретических знаний, полученных учащимися на занятиях по гриму и истории костюма.

2 тема Музыка 

О значении музыки в искусстве цирка. Музыка, как основа для сюжетной подачи актерской маски, номера - его трюкового репертуара. Понятия «трюко-музыка» или «трюк-аквалайзер». Просмотр лучших цирковых номеров и программ /жоглер С. Игнатов, танцы на проволоке В. Стихановский и Т. Маркова, «Звездные канатоходцы» п/р Волжанского и др., пантомим цирка  Дю Солей/.

Эксцентрика и гротесково-буффонадная образность в балете и цирке. Знакомство с творчеством хореографов и режиссеров  балета и цирка: К. Голейзовского, Л. Якобсона, С. Каштеляна, А. Гроднецкого, Л. Швачкина и др.

Виды взаимоотношения музыки с трюковым действием. Знаменитый балетмейстер Ф. Лопухов, например, различал несколько видов взаимоотношения музыки с танцем: танец около музыки, с музыкой, под музыку, на музыку и в саму музыку. По сути, в последовательности этого перечня взаимосвязи музыки и движения заключается последовательность практической работы по данной теме. Начинать же следует с упражнений на овладение чувством внутреннего и внешнего темпо-ритма. 

Упражнения из системы К. С. Станиславского:

1. Хлопки в ладоши /раз-два-три-четыре/ - удар на раз. Затем на  раз и три, затем на раз, два и три, затем по две восьмых, с ударением на первую восьмую каждой четверти - разраз, двадва, тритри, четыречетыре; затем шестнадцатые и 32-е.
2. Хлопки. Такт 4/4 с ударением на первой полуноте. Звуком "гм" передаем четвертую паузу - раз-два, гм, четыре; затем - раз-два /полутона/, гм /четвертная пауза/ гм /восьмая пауза/ и 1/8 нота /раз-два, гм, гм, 1/8.
3. Сидя, топать в такт ногами. Затем руками отбивать такты. Один выстукивает мелодию, а другой должен догадаться /например, стук поезда, буря на море, град, крик уток и пр./.
4. Под медленный стук метронома вынести предметы; передавать их присутствующим.
5. Оправдать медленность или быстроту действия /например, при самых быстрых действиях вы отмахиваетесь от пчел и пр./.
6. Передать движениями в соответствии темпо-ритма то, о чем говорит музыка, что она внутренне подсказывает воображению. Каждый понимает по-разному /для выявления индивидуальности/.
7. Три метронома в разных темпах. Действовать по своему усмотрению.
8. Действовать в двух различных темпо-ритмах. Оправдать такое состояние. Затем три различных темпо-ритма /например - вы актер и готовитесь к спектаклю. Повторяете стихи в медленном темпо-ритме, от волнения топчетесь по комнате в другом темпо-ритме и торопливо одеваетесь в третьем темпо-ритме/. Для организации разных темпо-ритмов сначала соедините два темпо-ритма и, доведя действие до механичности, можно вводить третий.
9. Действовать со своим внутренним темпо-ритмом, держать его про себя, в той или иной размеренности. После отбивания темпо-ритма оправдывайте его вымыслом воображения и предлагаемыми обстоятельствами.
10. Оправдать вымыслом воображения и предлагаемыми обстоятельствами несоответствие между внутренним темпо-ритмом и внешним. Например, внутренний скорый, а внешний - насильственно медленный.
11. Оправдать чужой темпо-ритм, оживить его своим вымыслом воображения /где, когда, для чего и почему/. Два хода - от темпо-ритма к чувству и наоборот. Подход индивидуальный. 

Задача.

Использовать полученные навыки для работы над этюдами «Эксцентрика по нотам».

3 тема  Реквизит 

Роль художника и артиста в процессе работы над изготовлением реквизита. О возможностях реквизита в заострении характерности в маске. Работа над этюдами по теме «Использование предмета не по назначению», т.е., бытовых предметов как циркового реквизита  /в музыкальной эксцентрике, жонглировании и в других жанрах/. 

Также полезны занятия по использованию столярных и слесарных навыков, полученных на уроках по труду. Например, будущему жонглеру не помешает умение  сделать кольцо или булаву,  клоуну бутафорскую штангу, гимнасту – освоить такелажную работу в цирке, а всем вместе – технику счастливой безопасности. 

4 тема Зритель 

Практическое освоение такого вида общения, как общения артиста цирка со зрителем. Правила и специфика актерской игры. О ее близости к искусству скульптора /цирковой номер скульптора Коненкова «Самсон и Далила», атлетов Анохина и Вяткина и др./ Знание специфики мизансцены: манежной  и циркового пространства.

Задача: выработка учащимися «круговой» выразительности, графической четкости, обобщенности пластики.

Упражнения:

«Ртуть»

У меня в руке ртуть. Я переливаю ее в ваш указательный палец, в самый кончик. Переливайте ее дальше по всему телу... Для развития непрерывной линии движения. 

«Часы»  /из заставки целевой пантомимы «История цирка»/

Учащиеся стоят по кругу. Они застыли в виде скульптур. Но, с боем часов, статуи начинают двигаются по кругу и медленно превращаться в артистов цирка какого-либо жанра. Например, «акробатика». Замирают на месте. Но бой часов снова приводит их в движение и теперь они превращаются в клоунов и т.д. 

«Веер» 

В задачу учащихся входит придумать такое выразительное действие (приспособление), которое могло бы привлечь всеобщее внимание. Следует заметить, что действия учащихся должны быть не случайными, а соответствующими их маскам.

«Бумеранг»

Учащиеся должны так действовать и говорить, чтобы любое их действие или слово облетало весь зал и, как бумеранг, возвращалось к ним. Можно предложить одному учащемуся делать уже известный этюд, в то время как остальные сидят по кругу зрительного зала. Каждый из «зрителей» может останавливать играющего, если действие или слово осталось напонятным. 

Приобретение навыков импровизации. Необходимость мобилизации сценического внимания и всей актерской техники для мгновенной корректировки своих действий, для смелого и находчивого использования непредвиденных ситуаций. Роль импровизации в накоплении нового материала. Закрепление полученных навыков в  упражнениях и этюдах на оправдывание чужих «если бы» и «предлагаемых обстоятельств». Умение делать их своими собственными. 

Задание:

придумать и показать этюд, используя освоенные упражнения. О возможности  показа этюдов в целевой пантомиме.

Например, на одном из выпусков режиссерского отделения ГИТИСа /РАТИ/ этюды  о скульптурах легли в основу дивертисментной пантомимы «Греческий дворик». В нем было много смешных ситуаций, особенно в той, где назойливая муха мешала одному из атлантов поддерживать портик, в то время как  дети Лаокоона на том же портике использовали змею вместо прыгалок.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ардов В. Е.  Разговорные жанры эстрады и цирка. - М., 1968
Бояджиев Г. Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. - Л., 1973
Гуревич З. Б. О жанрах советского цирка. - М., 1984
Дмитриев Ю. А. Эстрада и цирк глазами влюбленного. – М., 1971
Енгибаров Л. Г. Первый раунд. – Е., 1971
Завадский Ю. А. Рождение спектакля. – М., 1957
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. – М., 1978
Зворыкин Ю. В. Юмор в публичном выступлении. – М., 1977
Кузнецов Е. М. Цирк. – М., 1956
Куприн А.И. Рассказы о цирке. – М., 195
Любимый цирк.  Сборник рассказов.  – М., 1974
Мейерхольд В. Э.  Статьи. Письма. Речи. Беседы. – М., 1968
Местечкин М. С. В театре и цирке. М., 1976, с.115-167
Немирович – Данченко В. И. Театральное наследие. - М., 1952
Новицкая Л. П. Уроки вдохновения. – М., 1984
Румнев А. А. О пантомиме. – М., 1964
Станиславский К. С. Работа актера над собой. – Любое издание
Таршис Н. А. Музыка спектакля. – Л., 1978
Фальковский А. П. Художник в цирке   М., 1978
Чернов Е. П. Проблемы создания художественного образа /на примере                      
советской клоунады/ Диссертация. – М., 1988
Цирк! Цирк! Цирк! Сборник рассказов. – М., 1989

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100