Программа Юрия Авьерино в цирке-шапито парка культуры и отдыха имени Горького - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Программа Юрия Авьерино в цирке-шапито парка культуры и отдыха имени Горького

Программа Юрия Авьерино в цирке-шапито парка культуры и отдыха имени ГорькогоМинувшим летом один из моих знакомых спросил, какие аттракционы я рекомендовал бы ему посмотреть в цирке. Среди других я назвал программу иллюзиониста Юрия Авьерино.

—    А где он выступает?
—    В Центральном парке культуры и отдыха имени Горького.
—    Это значит в шапито?
—    Да, в шапито.
—    Вряд ли это интересно, — поморщился мой собеседник. — Уж если идти в цирк, то в настоящий, стационарный. . .

Настоящий цирк и «ненастоящий». . . Противопоставление, что и говорить, категоричное, но ведь именно так (или почти так) думают порой иные любители нашего искусства. Не верят они зыбким брезентовым сооружениям, в которых, по их мнению, показывают нечто второстепенное, чему не нашлось места на «большом» манеже. Возможно, это объясняется тем, что программы летних цирков нередко формируются наспех, без строгого отбора исполнителей, но ведь такое может случиться — и случается, к сожалению, — и в цирках стационарных.

Шапито, конечно же, не стационар, здесь не то пространство и не то освещение, какие-то номера, особенно, воздушные, бывает, проигрывают под сравнительно невысоким матерчатым куполом. Но значит ли это, что представления летних цирков заведомо требуют к себе снисходительного отношения? Разумеется, нет. В Москве, во всяком случае, программы шапито вот уже несколько сезонов подряд выдерживаются на хорошем профессиональном уровне. Дело, таким образом, вовсе не в том, где расположен цирк — на проспекте Вернадского или в аллеях парка культуры и отдыха, а в том, какие артисты выступают на его манеже.

Знакомый мой, к слову сказать, так и не собрался на представление с участием заслуженного артиста РСФСР Юрия Авьерино. И напрасно: «ненастоящий», как он полагал, цирк был во всех отношениях настоящим. В этом убеждали многие номера программы, и иллюзионный аттракцион прежде всего. (Кстати, год или два назад Авьерино с успехом выступал на манеже нового Московского цирка — это еще одно подтверждение тому, что шапито принимают на своих аренах отнюдь не «второстепенных» исполнителей.)

Современные иллюзионисты, как правило, избегают в своих аттракционах нарочитой таинственности, им более близка шутливо-ироничная манера подачи трюков. Наверное, это правильно: нынешний зритель достаточно образован и культурен, чтобы убеждать его в существовании всемогущих магов и чародеев. Но, с другой стороны, не обедняем ли мы зрелищно иллюзионное искусство, когда начисто убираем из него малейшие намеки на «сверхъестественность» и «волшебство»? Не получается ли в этих случаях нечто подобное тому, что бывает в номерах дрессировщиков хищников, когда животные на манеже настолько инертны и неагрессивны, что блекнет романтика профессии укротителя, утрачивается прелесть покорения грозных зверей?

Обо всем этом думаешь, когда смотришь программу Авьерино. В отличие от многих иллюзионистов от любит и умеет «поиграть в загадочность», настроить зрителей на волшебную волну.

Уже начало аттракциона — клубящийся белый туман, который вырывается из-за форганга и плотно укутывает манеж, — рождает радостное изумление зала. Другое дело, что потом, по дороге домой, многие зрители, возможно, начнут размышлять о различных химических реакциях, вспоминать о «дымных» опытах, которые они когда-то делали в школе — все это будет потом. . . А пока перед глазами сказочная картина — упругие облака, неизвестно откуда спустившиеся на манеж, и красавицы девушки, полускрытые таинственным туманом.

Заставить зрителей хоть на какое-то время поверить в то, во что зрелому размышлению поверить трудно, — искусство весьма непростое. И Авьерино вполне владеет этим искусством. Он умеет так построить действие, что внимание публики не ослабевает ни на минуту.

Вот он гипнотизирует, усыпляет ассистентку, которая затем, уже в «отключенном» состоянии, будет «висеть» в воздухе, опираясь затылком на острие вертикально стоящего меча. Гипнотизирует так сосредоточенно, с такой огромной эмоциональной самоотдачей, что публика замирает — уснет или не уснет? И вряд ли приходит кому-либо в голову простейшая мысль, что раз в сеансе участвует ассистентка, то гипноза здесь, очевидно, нет и в помине, что руководитель аттракциона просто-напросто блистательно разыгрывает сценку,  которая нужна ему для перехода к основному трюку. Но об этом мы: опять-таки подумаем потом, а пока всецело верим артисту, сопереживаем его сосредоточенную напряженность.

В нашем цирке немало хороших иллюзионистов, и тем отраднее, что репертуар Авьерино в большинстве своем оригинален, он почти не повторяет того, что показывают другие мастера жанра. Здесь и забавная «перекраска» кошки (была черной, стала белой), и эффектное исчезновение «загипнотизированной» ассистентки, которую иллюзионист только что бережно держал на руках, и мгновенно расцветающий на манеже яблоневый сад.

Зрители, помнящие недавнее выступление Авьерино в новом Московском цирке, очевидно, обратили внимание на новый любопытный трюк, которого не было прежде. «Разделив» ассистентку на четыре части, артист затем «складывает» ее, но «складывает» примерно так, как это делает Карандаш, восстанавливая свою знаменитую Венеру. Все перепутано, то, что должно быть наверху, оказывается внизу...

Секрет, наверное, прост, как просты секреты подавляющего большинства фокусов, но поди-ка разгадай его!

Необычность трюков, артистизм исполнителя, по-цирковому роскошные, со вкусом придуманные костюмы — все это придает аттракциону Юрия Авьерино (партнерша Людмила Авьерино) особое очарование. Посмотрев его однажды, хочется прийти в цирк еще раз, снова погрузиться в мир загадочной «волшебной арены».

Иллюзионный аттракцион — второе отделение программы. А что было в первом?

Отлично работали гимнасты на турниках под руководством Олега Чижова. И дело не только в сложных трюках, как, например, тройное сальто-мортале с турника. Номер крепко «сбит» композиционно, здесь нет той дробной разрозненности комбинаций, которой грешат нередко выступления этого жанра.

По ходу номера турнистов инспектор манежа поименно перечислил всех его участников. Мне тоже хочется это сделать: вместе с Чижовым выступали Александр Агафонов, Юрий Платов, Николай Покрин, Александр Сиваков, Юрий Назарович, Сергей Кердиваров, Владимир Ачасов, Валентин Галахов. . . И добавить, что давно приспело время пересмотреть существующий ныне порядок, когда в программках, в объявлениях ведущего спектакль называется только руководитель номера. Артисты, годами работающие в цирке, никогда не видят свою фамилию напечатанной, не слышат ее произнесенной с манежа. Несправедливо это по отношению ко многим и многим мастерам нашего искусства! К слову сказать, даже в программках учебного цирка ГУЦЭИ перечисляются обычно все участники номеров — почему бы не делать так и во «взрослых» цирках?

Обрадовала встреча с заслуженным артистом РСФСР Николаем Ермаковым. «Школу собачек», у наследованную в свое время от отца, дрессировщик не только бережно сохранил, но и привнес в нее новые сценки, новые трюки — к урокам арифметики и географии прибавились уроки пения и физкультуры. . . Право же, это очень хорошо, когда эстафету поколений принимают творческие люди, которые не довольствуются тем, что было сделано до них.

В непривычном для московских зрителей составе вышли на манеж эквилибристы с першами, которых возглавляет ныне Николай Лычкатый — из номера ушел его создатель и исполнитель основных трюков, народный артист РСФСР Леонид Костюк. На качестве выступления это, конечно же, сказалось: Костюк есть Костюк, с присущими ему артистизмом и высочайшим профессиональным мастерством. Но мне в данном случае хочется сказать о другом. .. Даже оставшись без основного исполнителя, группа не утратила своих достоинств, не растеряла сложные трюки. Солидную, судя по всему, основу заложил в своих партнерах бывший руководитель, многому их научил, если и без него номер продолжает жить. И можно только пожелать, чтобы со временем здесь вырос новый Костюк, чье мастерство и фантазия приумножают достигнутые успехи.

«Забавных медведей» показывают заслуженные артисты Татарской АССР Раиса и Грант Ибрагимовы. Медведи и в самом деле забавны, несмотря на безвкусные нелепые «костюмы», в которые неизвестно зачем наряжены животные (в стремлении «сделать посмешней» тоже нужно чувство меры и вкус). В номере есть интересные находки, как, например, упражнение с лентой и переброска колец. И тем не менее, думается, что молодым дрессировщикам следует посмотреть на свою работу критическим взглядом. Сделано немало, и все же номеру недостает пока композиционной стройности и завершенности, он как бы распадается на отдельные, ничем не связанные между собой фрагменты. Да и трюки желательно видеть более оригинальные, а то ведь медведями, которые вальяжно ходят на задних лапах и при этом пританцовывают, сегодня в нашем цирке хоть пруд пруди!

Татьяна и Анатолий Егоровы. На манеж выходят двое, но работает по существу (и притом великолепно работает!), один партнер: партнерша при этом только присутствует. Можно понять желание артиста сохранить в номере двух исполнителей, как было во времена его выступлений с отцом, но для этого, очевидно, надо соответственно перестроить репертуар, сделать партнершу активной участницей происходящего на манеже.

Дуэт блестящих эквилибристов отца и сына Егоровых привлекал увлеченным дружеским соревнованием старшего и младшего, элементами выразительной актерской игры, синхронным исполнением трюков. Сейчас нужны какие-то другие сюжетные и трюковые «мостики», которые помогли бы Татьяне Егоровой найти свое место в номере. Пока это место не найдено.

В заключение несколько слов о клоунах Александре Гримайло и Николае Ящукове. В одном из не давних номеров нашего журнала, в статье «Веселая, но трудная профессия», о них достаточно подробно рассказывал К. Алексеев. В Москву молодые клоуны частично привезли свой новый репертуар. Но репризы их, к сожалению, недостаточно органично вписались в программу. Основной упрек, который можно сделать коверным, пожалуй, сводится к тому, что в исполняемых ими сценках нередко чувствуется наигрыш, «пережим», стремление во что бы то ни стало развеселить зрителей. И уж совсем плохо, когда артисты коверкают язык, полагая, что так будет смешнее («шаловятся» вместо «шевелятся» и т. д.).

Александр Гримайло и Николай Ящуков сравнительно недавно вышли на манеж. Хочется верить, что артисты успешно преодолеют сложности творческого становления, займут достойное место среди мастеров действительно веселой и действительно трудной профессии клоуна. . .

Программа «Волшебная арена», как и всякая другая, чем-то радует, что-то вызывает в ней возражение и желание поспорить. Но главное остается главным: коллектив под художественным руководством Юрия Авьерино показал минувшим летом в шапито интересное представление, которое тепло встретили московские зрители.

Н. КРИВЕНКО

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования