Прокатная площадка или творческая организация - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Прокатная площадка или творческая организация

Такой вопрос возникал уже не раз, когда речь заходила о цирках. В других зрелищных искусствах все обстоит достаточно определенно. Известно, что театр — творческая организация.

Здесь постоянно идет работа над новыми спек­таклями, в которой участвуют артисты, ре­жиссеры, художники, композиторы. В кино тоже все ясно. Киностудия создает филь­мы, в кинотеатрах демонстрируются кар­тины. Ну, а в цирке?

Чаще всего бывает так. К началу сезона в стационар приезжают исполнители с го­товыми номерами, из них формируют программу: определяют очередность вы­ступлений, ставят простенький парад-про­лог — и представления начинаются. Такой порядок и породил, очевидно, убеждение в том, что цирк — это прежде всего про­катная площадка, что забота руководства цирка — лишь собрать программу, а о соз­дании номера должен думать сам артист. Иной раз ссылаются, что так, мол, сложи­лось исторически. Действительно, когда-то, в дореволюционные годы, хозяин набирал артистов с готовыми номерами, имеющих своих животных, реквизит, кос­тюмы и т. д.

Сейчас времена иные. За неполные полвека своей истории советское цирковое искусство поднялось на такую высоту, что подготовка нового стала коллективным трудом, общей заботой. И хотя творче­ский процесс сложно регламентировать, существуют перспективные планы подго­товки новых номеров и аттракционов опре­деленных жанров, отпускаются средства на изготовление реквизита и костюмов, предусматривается, что с исполнителями будут работать режиесеры, художники, композиторы.

Но где же должны осуществляться эти планы, проводиться репетиции? Значительная часть репетиционной работы па­дает на Центральную студию циркового искусства. И все же многие артисты гото­вят новые произведения в цирках. Причем стремятся попасть в совершенно опреде­ленные стационары, которые завоевали право называться постановочными цирка­ми. Спросите любого исполнителя, где он предпочел бы репетировать свой номер, и можете быть наперед уверены, что на­ряду с Московским и Ленинградским бу­дут названы Ярославский, Саратовский, Минский, Харьковский, Киевский, Тульский и некоторые другие цирки. Они зареко­мендовали себя как подлинно творческие организации, где всё, начиная от дирек­тора и кончая техническим персоналом, считают своим долгом заботиться о мас­терах манежа, работающих над новыми, оригинальными произведениями.

Ярославский цирк сравнительно молод, открылся несколько лет назад, но у его коллектива уже сложились хорошие поста­новочные традиции (директор А. Ядренов). Вспомним, что именно сюда были приве­зены из Беловежской пущи великаны-зуб­ры, которых прежде никто не рисковал дрессировать. Артист В. Тихонов решил объединить их в своем аттракционе с тиг­рами. Сложная репетиционная работа ве­лась под руководством Г. Перкуна, тогдашнего главного режиссера Ярославского цирка. Аттракцион «Зубры и тигры» сейчас пользуется успехом у нас в стране и за рубежом. В Ярославле же создавался ори­гинальный иллюзионный аттракцион О. Белоусова «Человек-невидимка» (постанов­щик и художник А. Фальковский). Здесь были подготовлены и другие интересные номера.

Исполнители, задумавшие новое, охотно едут в Саратовский цирк (директор И. Дубинский), они знают, что там им помогут изготовить сложную аппаратуру и все не­обходимое для оформления номера. В Саратове выпущены такие оригинальные номера, как «Акробаты-прыгуны с шеста­ми» Замоткины, «Гимнасты на параллель­ных брусьях с батудом» Салмины, «Экви­либристы на наклонном канате» Магоме-довы и другие, отмеченные на недавнем смотре новых произведений циркового искусства. В Тульском цирке успешно осуществле­на постановка пантомимы «И арсенал и щит России» — о трудовых и боевых де­лах туляков в Великую Отечественную войну (директор Д. Калмыков, главный режиссер А. Вольный). В Туле состоялась премьера представления «Конный цирк».

Минский цирк (директор М. Марусалов) фактически создал у себя студию для по­полнения Белорусского коллектива моло­дыми исполнителями. Два года здесь ве­лись занятия со стажерами, приглашен­ными из художественной самодеятельно­сти и спорта. В результате подготовлено несколько номеров в исполнении вчерашних любителей, ставших профессиональ­ными артистами, В цирке организована своя пошивочная мастерская, изготовляю­щая костюмы для акробатов, воздушных гимнастов, клоунов. В прошлом году в Минске была успешно поставлена панто­мима о героической борьбе белорусского народа с фашистскими захватчиками — «Партизанская баллада» (режиссер М. Лукавецкий).

Большую работу по подготовке новых номеров, созданию Украинского коллектива проделал Киевский цирк (директор В. Ни­кулин, главный режиссер Б. Заец). Казалось бы, все наши ведущие стацио­нарные цирки должны стремиться к тому, чтобы стать постановочными. Однако далеко не каждый директор охотно берет на себя заботу о подготовке новых номе­ров, а тем более больших тематических представлений. Некоторые из них прояв­ляют полнейшее равнодушие к артистам, репетирующим в стационаре. Если номер к сроку не готов, они лишь направляют в Союзгосцирк запрос, продлен ли репети­ционный период, и на этом успокаиваются, хотя у директора есть все возможности разобраться в причине неудач исполните­ля и помочь ему завершить работу.

Откуда же такое равнодушие? Оно, видимо, объясняется тем, что выполнение финансового плана цирка обеспечивается обычно текущей программой. «К чему же тогда лишние хлопоты?» — рассуждают иные руководители. Ведь если в цирк при бывает для репетиций группа артистов, то появляется дополнительная работа для униформистов и осветителей, увеличи­ваются расходы (например, расходы на электроэнергию). Кроме того, если гото­вится аттракцион дрессуры, надо где-то разместить животных, обеспечить их кор­мами. К тому же артисты, находящиеся на репетиционном периоде, обычно одоле­вают дирекцию различными просьбами, им требуется то одно, то другое, а програм­му они никак не обогащают.

Забот и хлопот становится еще больше, если цирку предстоит обеспечить исполни­телей новым реквизитом, костюмами. Своих мастерских нет, приходится прибе­гать к услугам городских предприятий. Ме­стные ателье, как правило, незнакомы с особенностями цирковых костюмов, по­этому заказы выполняются медленно и далеко не всегда так, как нужно. Еще труднее с аппаратами. Для любого пред­приятия цирковой аппарат — продукция незнакомая, внеплановая, материалы на нее не выделены. Приходится рассчиты­вать лишь на доброе отношение руководи­телей завода к цирку, на то, что поддер­жат городские партийные и советские ор­ганизации. Наиболее инициативные и энер­гичные директора устанавливают творче­ские контакты с коллективами местных предприятий, и те охотно идут навстречу циркам. В Ярославле, например, были из­готовлены сложные электронные системы для иллюзионного аттракциона «Человек-невидимка». Заказы цирка часто выполняют предприятия Саратова, Тулы и дру­гих городов.

Итак, как показывает практика, успех постановочной работы в цирке зависит главным образом от энтузиазма директора и главного режиссера (если такая долж­ность существует в данном цирке). Именно от энтузиазма, ибо трудности и заботы, о которых шла речь, немалые, а поощре­ния весьма скромные. Правда, выпуск нового оригинального произведения в том или ином цирке обыч­но привлекает внимание зрителей, обеспе­чивает аншлаги. Так было в Ярославле, когда демонстрировались аттракционы «Зубры и тигры» «Человек-невидимка», в Туле, когда начались представления «Цирка на льду» и «Конного цирка». Но дело в том, что и без таких премьер мо­гут быть и бывают аншлаги. Стоит дирек­тору «добиться» в Союзгосцирке, чтобы ему прислали известных исполнителей, — и билеты будут распроданы. Это куда про­ще, чем взять на себя обременительную заботу о создании оригинального аттрак­циона или сюжетного представления.

До сих пор мы говорили о трудностях постановочной работы, связанных главным образом с изготовлением реквизита и ап­паратуры, с содержанием животных и т. д. Но есть и другая сторона дела, не менее важная, — творческая. Пока что далеко не во всех цирках есть режиссеры. А без режиссера какой же цирк может стать постановочным?! В прошлом году, например, немало артистов готовили новые номера в Костроме. Но как готовили? В их распоряжение предоставлялся манеж с такого-то по та­кой-то час, а там действуй как знаешь. Или Челябинский цирк... В минувшем сезоне он был полностью отдан для репетиций, но опять-таки сами артисты вынуждены были заботиться о реквизите и костюмах, а главное, некому было оказать им мало-мальски квалифицированную творческую помощь.

Режиссеров, могущих взять на себя по­становку номеров и аттракционов, нет и во многих других стационарных цирках. Правда, сюда наезжают время от времени режиссеры из Москвы, но они, как прави­ло, получают командировки на неделю, в лучшем случае — на две. А ведь рядом с теми, кто создает новое, должен по­стоянно быть опытный специалист, к кото­рому можно обратиться за помощью, за советом.

Надо ли говорить о том, что острую необходимость в серьезной творческой помощи режиссера, художника, балетмей­стера ощущает каждый исполнитель, гото­вящий новый номер. Не случайно артисты, оказавшиеся в прошлом сезоне на репе­тициях в Челябинске, сами искали контак­тов с различными специалистами; они, в частности, попросили дирекцию цирка пригласить балетмейстера из местного театра для уроков хореографии. А в ред­ких случаях, когда в Челябинск приезжал режиссер, курирующий тот или иной но­мер, все артисты старались показать ему свою работу, выслушать его советы и ука­зания.

Выше мы говорили, что успех постано­вочной работы зависит прежде всего от энтузиазма руководителей цирка, Но одно­го энтузиазма, разумеется, мало. Видимо, коллективы стационаров, создающих новые произведения, должны получать более значительное вознаграждение, чем то, на какое они могут рассчитывать сейчас. Было бы, на наш взгляд, справедливым, объявляя новый номер или называя его в програм­мке, добавлять: «Выпуск такого-то цирка». Одним словом, энтузиазм, инициативу руководителей постановочных цирков сле­дует всячески поддерживать, материально и морально поощрять. Поощряя и поддер­живая такие цирки, мы окажем неоцени­мую помощь нашим мастерам манежа, которые заслужили право рассчитывать на самые благоприятные условия для поисков нового, для создания оригинальных произ­ведений циркового искусства.

В приказе министра культуры СССР, подводящем итоги смотра новых произве­дений циркового искусства, посвященного 50-летию Великого Октября, объявлена благодарность циркам, оказавшим актив­ную помощь артистам в подготовке новых номеров, аттракционов и представлений. Опыт работы лучших стационаров пока­зывает, что многие наши цирки могут и впредь вести большую и плодотворную постановочную работу, быть подлинно творческими организациями.
 

К. ГАНЕШИН

Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования