Прокатная площадка или творческая организация
Такой вопрос возникал уже не раз, когда речь заходила о цирках. В других зрелищных искусствах все обстоит достаточно определенно. Известно, что театр — творческая организация.
Здесь постоянно идет работа над новыми спектаклями, в которой участвуют артисты, режиссеры, художники, композиторы. В кино тоже все ясно. Киностудия создает фильмы, в кинотеатрах демонстрируются картины. Ну, а в цирке?
Чаще всего бывает так. К началу сезона в стационар приезжают исполнители с готовыми номерами, из них формируют программу: определяют очередность выступлений, ставят простенький парад-пролог — и представления начинаются. Такой порядок и породил, очевидно, убеждение в том, что цирк — это прежде всего прокатная площадка, что забота руководства цирка — лишь собрать программу, а о создании номера должен думать сам артист. Иной раз ссылаются, что так, мол, сложилось исторически. Действительно, когда-то, в дореволюционные годы, хозяин набирал артистов с готовыми номерами, имеющих своих животных, реквизит, костюмы и т. д.
Сейчас времена иные. За неполные полвека своей истории советское цирковое искусство поднялось на такую высоту, что подготовка нового стала коллективным трудом, общей заботой. И хотя творческий процесс сложно регламентировать, существуют перспективные планы подготовки новых номеров и аттракционов определенных жанров, отпускаются средства на изготовление реквизита и костюмов, предусматривается, что с исполнителями будут работать режиесеры, художники, композиторы.
Но где же должны осуществляться эти планы, проводиться репетиции? Значительная часть репетиционной работы падает на Центральную студию циркового искусства. И все же многие артисты готовят новые произведения в цирках. Причем стремятся попасть в совершенно определенные стационары, которые завоевали право называться постановочными цирками. Спросите любого исполнителя, где он предпочел бы репетировать свой номер, и можете быть наперед уверены, что наряду с Московским и Ленинградским будут названы Ярославский, Саратовский, Минский, Харьковский, Киевский, Тульский и некоторые другие цирки. Они зарекомендовали себя как подлинно творческие организации, где всё, начиная от директора и кончая техническим персоналом, считают своим долгом заботиться о мастерах манежа, работающих над новыми, оригинальными произведениями.
Ярославский цирк сравнительно молод, открылся несколько лет назад, но у его коллектива уже сложились хорошие постановочные традиции (директор А. Ядренов). Вспомним, что именно сюда были привезены из Беловежской пущи великаны-зубры, которых прежде никто не рисковал дрессировать. Артист В. Тихонов решил объединить их в своем аттракционе с тиграми. Сложная репетиционная работа велась под руководством Г. Перкуна, тогдашнего главного режиссера Ярославского цирка. Аттракцион «Зубры и тигры» сейчас пользуется успехом у нас в стране и за рубежом. В Ярославле же создавался оригинальный иллюзионный аттракцион О. Белоусова «Человек-невидимка» (постановщик и художник А. Фальковский). Здесь были подготовлены и другие интересные номера.
Исполнители, задумавшие новое, охотно едут в Саратовский цирк (директор И. Дубинский), они знают, что там им помогут изготовить сложную аппаратуру и все необходимое для оформления номера. В Саратове выпущены такие оригинальные номера, как «Акробаты-прыгуны с шестами» Замоткины, «Гимнасты на параллельных брусьях с батудом» Салмины, «Эквилибристы на наклонном канате» Магоме-довы и другие, отмеченные на недавнем смотре новых произведений циркового искусства. В Тульском цирке успешно осуществлена постановка пантомимы «И арсенал и щит России» — о трудовых и боевых делах туляков в Великую Отечественную войну (директор Д. Калмыков, главный режиссер А. Вольный). В Туле состоялась премьера представления «Конный цирк».
Минский цирк (директор М. Марусалов) фактически создал у себя студию для пополнения Белорусского коллектива молодыми исполнителями. Два года здесь велись занятия со стажерами, приглашенными из художественной самодеятельности и спорта. В результате подготовлено несколько номеров в исполнении вчерашних любителей, ставших профессиональными артистами, В цирке организована своя пошивочная мастерская, изготовляющая костюмы для акробатов, воздушных гимнастов, клоунов. В прошлом году в Минске была успешно поставлена пантомима о героической борьбе белорусского народа с фашистскими захватчиками — «Партизанская баллада» (режиссер М. Лукавецкий).
Большую работу по подготовке новых номеров, созданию Украинского коллектива проделал Киевский цирк (директор В. Никулин, главный режиссер Б. Заец). Казалось бы, все наши ведущие стационарные цирки должны стремиться к тому, чтобы стать постановочными. Однако далеко не каждый директор охотно берет на себя заботу о подготовке новых номеров, а тем более больших тематических представлений. Некоторые из них проявляют полнейшее равнодушие к артистам, репетирующим в стационаре. Если номер к сроку не готов, они лишь направляют в Союзгосцирк запрос, продлен ли репетиционный период, и на этом успокаиваются, хотя у директора есть все возможности разобраться в причине неудач исполнителя и помочь ему завершить работу.
Откуда же такое равнодушие? Оно, видимо, объясняется тем, что выполнение финансового плана цирка обеспечивается обычно текущей программой. «К чему же тогда лишние хлопоты?» — рассуждают иные руководители. Ведь если в цирк при бывает для репетиций группа артистов, то появляется дополнительная работа для униформистов и осветителей, увеличиваются расходы (например, расходы на электроэнергию). Кроме того, если готовится аттракцион дрессуры, надо где-то разместить животных, обеспечить их кормами. К тому же артисты, находящиеся на репетиционном периоде, обычно одолевают дирекцию различными просьбами, им требуется то одно, то другое, а программу они никак не обогащают.
Забот и хлопот становится еще больше, если цирку предстоит обеспечить исполнителей новым реквизитом, костюмами. Своих мастерских нет, приходится прибегать к услугам городских предприятий. Местные ателье, как правило, незнакомы с особенностями цирковых костюмов, поэтому заказы выполняются медленно и далеко не всегда так, как нужно. Еще труднее с аппаратами. Для любого предприятия цирковой аппарат — продукция незнакомая, внеплановая, материалы на нее не выделены. Приходится рассчитывать лишь на доброе отношение руководителей завода к цирку, на то, что поддержат городские партийные и советские организации. Наиболее инициативные и энергичные директора устанавливают творческие контакты с коллективами местных предприятий, и те охотно идут навстречу циркам. В Ярославле, например, были изготовлены сложные электронные системы для иллюзионного аттракциона «Человек-невидимка». Заказы цирка часто выполняют предприятия Саратова, Тулы и других городов.
Итак, как показывает практика, успех постановочной работы в цирке зависит главным образом от энтузиазма директора и главного режиссера (если такая должность существует в данном цирке). Именно от энтузиазма, ибо трудности и заботы, о которых шла речь, немалые, а поощрения весьма скромные. Правда, выпуск нового оригинального произведения в том или ином цирке обычно привлекает внимание зрителей, обеспечивает аншлаги. Так было в Ярославле, когда демонстрировались аттракционы «Зубры и тигры» «Человек-невидимка», в Туле, когда начались представления «Цирка на льду» и «Конного цирка». Но дело в том, что и без таких премьер могут быть и бывают аншлаги. Стоит директору «добиться» в Союзгосцирке, чтобы ему прислали известных исполнителей, — и билеты будут распроданы. Это куда проще, чем взять на себя обременительную заботу о создании оригинального аттракциона или сюжетного представления.
До сих пор мы говорили о трудностях постановочной работы, связанных главным образом с изготовлением реквизита и аппаратуры, с содержанием животных и т. д. Но есть и другая сторона дела, не менее важная, — творческая. Пока что далеко не во всех цирках есть режиссеры. А без режиссера какой же цирк может стать постановочным?! В прошлом году, например, немало артистов готовили новые номера в Костроме. Но как готовили? В их распоряжение предоставлялся манеж с такого-то по такой-то час, а там действуй как знаешь. Или Челябинский цирк... В минувшем сезоне он был полностью отдан для репетиций, но опять-таки сами артисты вынуждены были заботиться о реквизите и костюмах, а главное, некому было оказать им мало-мальски квалифицированную творческую помощь.
Режиссеров, могущих взять на себя постановку номеров и аттракционов, нет и во многих других стационарных цирках. Правда, сюда наезжают время от времени режиссеры из Москвы, но они, как правило, получают командировки на неделю, в лучшем случае — на две. А ведь рядом с теми, кто создает новое, должен постоянно быть опытный специалист, к которому можно обратиться за помощью, за советом.
Надо ли говорить о том, что острую необходимость в серьезной творческой помощи режиссера, художника, балетмейстера ощущает каждый исполнитель, готовящий новый номер. Не случайно артисты, оказавшиеся в прошлом сезоне на репетициях в Челябинске, сами искали контактов с различными специалистами; они, в частности, попросили дирекцию цирка пригласить балетмейстера из местного театра для уроков хореографии. А в редких случаях, когда в Челябинск приезжал режиссер, курирующий тот или иной номер, все артисты старались показать ему свою работу, выслушать его советы и указания.
Выше мы говорили, что успех постановочной работы зависит прежде всего от энтузиазма руководителей цирка, Но одного энтузиазма, разумеется, мало. Видимо, коллективы стационаров, создающих новые произведения, должны получать более значительное вознаграждение, чем то, на какое они могут рассчитывать сейчас. Было бы, на наш взгляд, справедливым, объявляя новый номер или называя его в программке, добавлять: «Выпуск такого-то цирка». Одним словом, энтузиазм, инициативу руководителей постановочных цирков следует всячески поддерживать, материально и морально поощрять. Поощряя и поддерживая такие цирки, мы окажем неоценимую помощь нашим мастерам манежа, которые заслужили право рассчитывать на самые благоприятные условия для поисков нового, для создания оригинальных произведений циркового искусства.
В приказе министра культуры СССР, подводящем итоги смотра новых произведений циркового искусства, посвященного 50-летию Великого Октября, объявлена благодарность циркам, оказавшим активную помощь артистам в подготовке новых номеров, аттракционов и представлений. Опыт работы лучших стационаров показывает, что многие наши цирки могут и впредь вести большую и плодотворную постановочную работу, быть подлинно творческими организациями.
К. ГАНЕШИН
Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1968 г.
оставить комментарий