Против копирования и копировщиков
Эстрада — искусство индивидуальностей. Понятие это уже стало аксиомой. Но, наверное, ни в одном виде искусства нет такого огромного количества копий и копировщиков, как на эстраде.
Каждый год и без того многочисленная армия певцов пополняется новичками. Не буду говорить о тех, чье появление остается незамеченным — а таких, к сожалению, большинство. Но вот те молодые и молоденькие любимцы, чьи имена красной строкой украшают афиши городов, — сколько лет продержится их успех?
Певец не очень смотрится со сцены и с дикцией порой не в ладах, неловок в движениях. А костюмы, особенно платья певиц!.. Но мы великодушны, мы все прощаем и твердим, усыпляя свою художественную бдительность: «Молодой! Начинающий! Растущий!» А через несколько лет вдруг с изумлением замечаем, что растущий-то не растет и что нас шокирует его первозданное невежество. И, спохватившись, спешим сообщить миру, что молодое дарование (увы, уж и не такое молодое!) лишено художественного вкуса. И сокрушаемся, откуда все это?
Простите, а кто с ним работал? Кто учил? Кто проявил заинтересованность, чтобы он не был похож на десятки предшественников ? Среди молодых певцов есть и очень начитанные, любящие и понимающие поэзию. В кругу друзей они спорят о Превере и Вознесенском, они знают, в чем разница театров «Ванемуйне», театра на Таганке и «Современника». И они жаждут революций здесь, на эстраде, мечтают свершить что-то необычное. Но проходит время, и эти робкие ростки зарождающейся личности тают, исчезают. Наиболее удачливые из них, те, что добились более или менее стойкой популярности, становятся трудягами от пения. Они деятельны и напористы. Они куют славу, как железо — пока горячо. Они поспевают всюду — на радио, на телевидение и, конечно же, на концертные площадки. Они преданны делу, замкнуты в нем. А весь остальной мир — многообразный, разноголосый, живущий, радующийся, страдающий, словно скользит мимо них. Изредка они вспоминают свои мечты, иногда еще с жаром говорят о них за столиком ресторана. Но, засыпая в субботу, они уже не обещают себе начать новую жизнь с понедельника. Некогда. У них нет времени осмыслить что-то, что уходит, ушло из их жизни.
Сколько несостоявшихся открытий! Но разве только артисты во всем виноваты? Не секрет, что далеко не все поющие на эстраде имеют консерваторию за плечами или хотя бы музыкальное училище. Большинство приходит из самодеятельности. И они-то особенно нуждаются в поддержке, в умном и чутком режиссере, в советах большого мастера.
Журнал Советский цирк. Июль 1967 г.
оставить комментарий