Проворство рук
На дверях маленького деревянного балаганчика, в котором по воскресеньям танцевала и разыгрывала благотворительные спектакли местная молодежь, красовалась длинная красная афиша.
«Специально проездом, по желанию публики, сеанс грандиознейшего факира из черной и белой магии. Поразительнейшие фокусы, как-то: сожигательство платка на глазах, добывание серебряного рубля из носа почтеннейшей публики и прочее вопреки природе». Из бокового окошечка выглядывала печальная голова и продавала билеты. Дождь шел с утра. Деревья сада вокруг балаганчика намокли, разбухли, обливались серым мелким дождичком покорно, не отряхиваясь. У самого входа пузырилась и булькала большая лужа. Билетов было продано только на три рубля.
Стало темнеть. Печальная голова вздохнула, скрылась, и из дверей вылез маленький облезлый господин неопределенного возраста. Придерживая двумя руками пальто у ворота, он задрал голову и оглядел небо со всех сторон.
— Ни одной дыры! Все серое! В Тимашеве прогар, в Дмитриеве прогар… В Обояни прогар, в Курске прогар... А где не прогар? Где, я спрашиваю, не прогар? Судье почетный билет послал, голове послал, господину исправнику... всем послал. Пойду лампы заправлять. Он бросил взгляд на афишу и оторваться; не мог.
— Чего им еще надо? Нарыв в голове или что? К восьми часам стали собираться.
На почетные места или никто не приходил, или посылали прислугу. На стоячие места пришли какие-то пьяные и сразу стали грозить, что потребуют деньги обратно. К половине девятого выяснилось, что больше никто не придет. А те, которые сидели, так определенно и громко ругались, что оттягивать дольше становилось опасным. Фокусник напялил длинный сюртук, с каждой гастролью становившийся все шире, вздохнул, перекрестился, взял коробку с таинственными принадлежностями и вышел на сцену.
Несколько минут он стоял молча и думал:
— Сбор четыре рубля, керосин шесть гривен — это еще ничего, а помещение восемь рублей, так это уже чего? Головин сын на почетном месте — пусть себе. Но как я уеду и что буду кушать — это я вас спрашиваю. И почему пусто? Я бы сам валил толпой на такую программу.
— Брраво! — заорал один из пьяных. Фокусник очнулся. Зажег на столе свечку и сказал:
— Уважаемая публика! Позволю предпослать вам предисловием. То, что вы увидите здесь, не есть что-либо чудесное или колдовство, что противно нашей православной религии и даже запрещено полицией. Этого на свете даже совсем не бывает. Нет! Далеко не так! То, что вы увидите здесь, есть нечто иное, как ловкость и проворство рук. Даю вам честное слово, что никакого таинственного колдовства здесь не будет. Сейчас вы увидите необычайное появление яйца в совершенно пустом платке.
Он порылся в коробке и вынул свернутый в комочек пестрый платок. Руки у него слегка тряслись.
— Извольте убедиться сами, что платок совершенно пуст. Вот я его вытряхаю.
Он вытряхнул платок и растянул руками.
— С утра одна булочка в копейку и чай без сахара, — думал он.— А завтра что?
Публика зашевелилась, зашепталась. Кто-то фыркнул. И вдруг один из пьяных загудел:
— Вре-ешь! Вот яйцо!
— Где? Что? — растерялся фокусник.
— А к платку на веревочке привязал.
— С той стороны, — закричали голоса. — На свечке просвечивает.
Смущенный фокусник перевернул платок. Действительно, на шнурке висело яйцо.
— Эх ты! — заговорил кто-то уже дружелюбно. — Тебе за свечку зайти, вот и незаметно было бы. А ты вперед залез! Так, братец, нельзя. Фокусник был бледен и криво улыбался.
— Это действительно, — говорил он. — Я, впрочем, предупреждал,что это не колдовство, а исключительно проворство рук. Извините, господа... — голос у него задрожал и пресекся.
— Ладно! Ладно!
— Нечего тут!
— Валяй дальше!..
— Теперь приступим к следующему поразительному явлению, которое покажется вам еще удивительнее. Пусть кто-нибудь из почтенной публики одолжит мне свой носовой платок. Публика стеснялась. Многие уже вынули было, но, посмотрев внимательно, поспешили запрятать в карман. Тогда фокусник подошел к Головину-сыну и протянул свою дрожащую руку.
— Я мог бы, конечно, и свой платок, так как это совершенно безопасно, но вы можете подумать, что я что-нибудь подменил.
Головин-сын дал свой платок, и фокусник развернул его, встряхнул и растянул.
— Прошу убедиться! Совершенно целый платок.
Головин-сын гордо глядел на публику.
— Теперь смотрите. Этот платок стал волшебным. Вот я свертываю его трубочкой, вот подношу к свечке и зажигаю. Горит. Отгорел весь угол. Видите?
Публика вытягивала шеи.
— Веррно! — кричал пьяный. — Паленым пахнет!
— А теперь я считаю до трех и - платок будет опять цельным.
— Раз! Два! Три! Извольте посмотреть!
Он гордо и ловко расправил платок.
— А-ах!
— А-ах! — ахнула и публика. Посреди платка зияла огромная паленая дыра.
— Однако! — сказал Головин-сын и засопел носом.
Фокусник прижал платок к груди и вдруг заплакал.
— Господа! Почтеннейшая пу... Сбору никакого!... Дождь с утра... не ел... не ел — на булку копейка!
— Да ведь мы ничего! Бог с тобой, — кричала публика.
— Разве мы звери! Господь с тобой. Но фокусник всхлипывал и вытирал нос волшебным платком.
— Четыре рубля сбору... помещенье — восемь рублей... во-о-осемь... во-о-о...
Какая-то баба всхлипнула.
— Да полно тебе! О, господи! Душу выворотил! — кричали кругом.
В дверь просунулась голова в клеенчатом капюшоне.
— Эт-то что? Расходись по домам! Все и без того встали. Вышли. За хлюпали по лужам, молчали, вздыхали.
— А что я вам скажу,; братцы, — вдруг ясно и звонко сказал один из пьяных.
Все даже приостановились.
— А что я вам скажу! Ведь подлец народ нонеча пошел. Он с тебя деньги сдерет, он у тебя и душу выворотит. А?
— Вздуть! — ухнул кто-то во мгле.
— Именно, что вздуть. Аида! Кто с нами? Раз, два... Ну, марш! Безо всякой совести народ... Я тоже деньги платил некрадены... Ну, мы ж те покажем! Жжива!
Писательница Надежда Александровна Тэффи (псевдоним Н. А. Бучинской) была хорошо известна в дореволюционной России. Начав печататься в 1901 году, она работала во многих литературных жанрах: писала лирические стихи, эстрадные миниатюры, пьесы, многие из которых шли на сиенах столичных и провинциальных театров. Но наибольших успехов и известности Н. Тэффи достигла в жанре короткого юмористического рассказа. С тонкой иронией рисует она чиновничий, артистический и богемный быт дореволюционного Петербурга.
Эмигрировав в 1922 году, Н. Тзффи поселяется в Париже. Помимо юмористических рассказов, остро и беспощадно рисующих неприглядную жизнь белоэмигрантских кругов, она пишет рассказы и повести, пронизанные тоской по далекой родине, грустные и задушевные. Умерла Н. Тзффи в 1952 году. Публикуемый выше рассказ был напечатан в одном из дореволюционных сборников писательницы.
Никита БОГОСЛОВСКИЙ
Журнал Советский цирк. Апрель 1967 г
оставить комментарий