Прыгает Юрий Хазов
Есть артисты, творчество которых является своеобразным эталоном профессионального мастерства. К ним относится Юрий Хазов.
Пожалуй, трудно найти такую область акробатики, где бы Юрий не проявил себя зрелым мастером. В групповых номерах он свободно работает как верхний, так и средний, хорошо стоит на руках, отлично прыгает в партере. Но особенно высоких результатов Хазов достиг в прыжках с подкидной доски. Здесь ему, пожалуй, нет равных. Переднее сальто с полупируэтом и в темпе заднее сальто, тройное переднее сальто с полупируэтом. Это далеко не полный перечень трюков Хазова, которые красноречиво говорят за себя. Но не только их сложностью характеризуется творчество акробата, поражает прежде всего техника исполнения. Хазов настолько хорошо «чувствует» подкидную доску, что даже самый придирчивый специалист вряд ли смог бы найти в его действиях даже мелкие недостатки. Легкий, пружинящий отход, исключительное чувство воздуха, безукоризненное владение своим телом делают его работу поистине виртуозной и захватывающей.
Встав на подкидную доску, артист описывает в воздухе эффектное сальто, затем, придя на поднятый конец второй доски, отправляет своего партнера на колонну из двух человек. Данное упражнение не новинка, его исполняют многие, но так, как это делает Хазов, нам видеть не приходилось. Сказывается высокий профессионализм, вдумчивое и бескомпромиссное отношение к своему труду. Есть артисты, которым безразлично, как исполнить тот или иной трюк, лишь бы его исполнить. Хазов яркий противник этого. Его девиз — совершенство во всем, даже в малом, будь то обыкновенное сальто или гладкий прыжок. Являясь ревностным сторонником «школьной» работы, Юрий всегда принципиален. Поэтому во всех спорах и творческих дискуссиях его советы и замечания всегда авторитетны. Интересно наблюдать за Хазовым на репетиции. Он всегда занят чем-то сложным и замысловатым. То вдруг ухитряется исполнять на барьере серию арабских сальто, или где-нибудь в стороне, чтоб его никто не видел, начинает шлифовать сальто-мортале, делая их в темпе по нескольку раз. Одна из любимых разминочных комбинаций Хазова — арабское сальто, заднее сальто и переднее сальто, которые акробат исполняет одним темпом, причем так легко и красиво, будто бы прыгая на батуде.
Способность прыгать легко и красиво обнаружилась у Хазова еще с детства. В 1942 году в числе других участников детской группы он выступал на арене Московского цирка в номере «Пятнадцать малолетних прыгунов». В этом номере помимо разнообразных прыжковых комбинаций двенадцатилетний мальчишка исполнял рекордный для своего возраста трюк — переднее сальто с трамплина через пятнадцать человек. С тех пор имя Юрия Хазова стало популярным в цирковых кругах. Не случайно, что сразу же из детской группы молодой акробат вошел в лучшую в то время труппу акробатов с подкидными досками Беляковых, в которой проработал более двенадцати лет. Находясь в армии, Юрий Хазов продолжал совершенствовать свое мастерство в спорте. Его выступления на соревнованиях всегда вызывали интерес, захватывая отточенностью и законченностью движений. Хазов одним из первых среди армейских спортсменов показал двойное переднее сальто в партере. Выступая по программе мастеров, Юрий неоднократно завоевывал призовые места во всесоюзном масштабе.
Закончив службу, он вновь отдался любимому делу. Несколько лет Хазов работает в труппе Довейко, затем переходит в номер акробатов с подкидными досками Аболонских, в котором работает и по сей день. Интересно, что в этой труппе артист впервые решил выступить в комической роли. Результат оказался удачным. Обычно в групповых номерах комик больше «смешит», нежели исполняет трюки, Хазов же нашел нечто свое. Он предложил совершенно новый образ. Его сальто-мортале с доски на доску с нахлобученной на глаза шапкой или гладкие прыжки на колонну вызывают не только смех, но и удивление. Артист находит для себя комическую ситуацию даже на тумбе, исполняя на шатающейся поверхности целую акробатическую комбинацию, завершая ее великолепным затяжным сальто на арену. Вся работа артиста смотрится с повышенным интересом. Хазов шутит, исполняя прыжки, находя для этого нужный ритм и необходимую манеру держаться на манеже. Юмор в акробатике — дело серьезное. Чуть не так — и травма или трагедия, причем в самом прямом смысле этого слова. Но для такого прекрасного артиста, как Юрий Хазов, — это исключено. Он всегда в форме, всегда в отличном творческом настроении. Да иначе и быть не может. Ведь положение ведущего в акробатике обязывает ко многому.
В. ВИКТАС, артист цирка
Журнал Советский цирк. Февраль 1964 г.
оставить комментарий