Психология циркового трюка
Иной читатель, прочтя заголовок, возможно, удивится: если речь идет о трюке, то причем тут психология? Другое дело, сложность трюка, его оригинальность, чистота исполнения и т. д.
Но речь пойдет именно о психологии, о науке, изучающей психическую деятельность человека. Разумеется, я коснусь лишь небольшого раздела этой науки, той ее части, которая имеет отношение к практической работе артиста цирка. Постараюсь показать, что артисту нельзя забывать о своем психическом состоянии, что необходимо сознательно управлять этим состоянием.
О психологической подготовке к выступлению я задумывался давно, когда еще сам выступал в акробатическом номере. Толчком к этим размышлениям послужили такие факты. В одном из городов мы репетировали каждый день, а вечером, на представлении, некоторые трюки сразу не получались, их приходилось повторять. В следующем городе мы не могли репетировать. Однако здесь — ни одной серьезной неудачи. Казалось бы, все должно быть наоборот. А дело, как я понял, вот в чем: во втором городе мы внутренне готовились к выступлению, психически собирались, дисциплинировали свое внимание и волю. А в первом городе, после репетиций, нам казалось, что всо пойдет само по себе. И мы внутренне расслаблялись. А даже небольшой срыв вызывал «цепную реакцию» — следующие ошибки.
8 то же время известно: общая приподнятость, ощущение, что все идет хорошо и удачно, вызывают подъем сил, и тогда «под кураж» исполняются комбинации, которые в другое время артист просто не осилил бы. В этом убедительно проявляется взаимосвязь физического и психического состояния артиста.
Можно ли контролировать это состояние, сознательно влиять на него, даже в момент наивысшего напряжения, во время исполнения трюка, когда все решают мгновения? Постараюсь показать, что мы в силах управлять своим психическим состоянием в любой ситуации.
Одна из наиболее частых причин неудачных выступлений — чрезмерное волнение. Особенно это касается начинающих артистов. Взволнованность мешает сосредоточиться и четко управлять движениями своего тела, а в результате, например, запоздалый или чуть преждевременный отход с подкидной доски, незначительное нарушение «времени» в воздушном полете, моточный «отход» с турника н т. д. Это часто ведет к срыву трюка. Причина неудачи, кстати, часто таится именно в неточности движений, предшествующих трюку. Мне вспоминается, как лучший в свое время турнист Александр Сметанин однажды на репетиции сказал: «Любой перелет почти целиком исполняется на «своем» турнике». Сметанин имел в виду, что правильный «отход» почти полностью обеспечивает успешный перелет в целом. Об этом хорошо знают воздушные полетчики, турнисты и артисты других жанров. Но всегда ли уделяется этому должное внимание?
Мне кажется, нет. И здесь мы подошли к тому, как важно сосредоточить внимание на главном, как важно правильно распределить внимание, своевременно переключать его с одного действия на последующее. В самом деле, даже короткий трюк (например, двойное сальто в руки к ловитору) включает в себя различные движения. Гимнаст должен точно «уйти» с мостика, так же точно исполнить кач вперед и назад, но втором каче выполнить мощный «отход» (опять-таки точно вовремя!), правильно разгруппироваться, чтобы касание рук ловитора было мягким, наконец, вернуться на трапецию, а затем и на мостик.
Безусловно, любое из этих движений, будучи неточно выполненным, может быть причиной срыва и падения гимнаста в сетку. Значит, во время исполнения любого движения необходимо полностью на нем сосредоточиться.
В приведенном примере все действия тесно взаимосвязаны между собой. Возникает вопрос — в какой момент гимнаст должен «переключать» свое внимание ив новое движение? Может быть, следует заканчивать предыдущее движение автоматически? Но заранее переключившись на последующее, гимнаст может допустить ошибку в предыдущем. По-видимому, лучшим является вариант, когда внимание как бы постепенно переключается с одного движения на другое, в какой-то момент распределяется между ними, причем ко второму движению все увеличивается, а к предыдущему — уменьшается.
Проделать это часто совсем не просто. Но если гимнасты или акробаты научатся правильно распределять свое внимание во время исполнения трюков и комбинаций, сумеют правильно и своевременно «переключать» ого на последующее движение, польза от этого будет несомненная.
Теперь я хочу вернуться к разговору о волнении, которое охватывает исполнителей перед и во время выступления. Мы уже отмечали, что оно особенно часто отражается на точности трюкоп начинающих артистов. Многим, наверное, приходилось слышать изречение: «Артист, который не волнуется перед выходом к зрителям,— не артист». Это справедливо, но волнение волнению рознь. Дело в том, что волнение опытных артистов не мешает им вовремя сосредоточиться на главном.
Умение «уйти в себя», остаться «спокойным», когда достаточно причин для волнения,— это чисто психологический опыт. Одним он дается раньше, другим позже, но необходим он всем. И молодежи надо стараться овладеть им возможно быстрее.
Срывы подстерегают артистов порой в конце комбинации, после исполнения самой сложной ее части. Объясняется это но только физическим утомлением. После точного исполнения наиболее сложного трюка, внимание артиста к последующим движениям нередко ослабевает и возможность срыва увеличивается. Требуется заранее «настроить» себя на максимальное внимание от начала до конца комбинации.
Хочу подчеркнуть — необходимо сохранять достаточное внимание даже при исполнении самых простых элементов и движений. Многие травмы происходят при исполнении как раз второстепенных трюков.
Теперь зададим себе такой вопрос — всегда ли артисты представляют себе трюк непосредственно перед его исполнением? И как они это делают? Можно представить свой трюк как бы «со стороны», зрительно. Но можно иначе, так сказать, субъективными движениями тела. То есть четко «пережить» все движения в той последовательности, в какой их и предстоит выполнить.
Польза такого «программирования» несомненна. Если у гимнаста или акробата повторяется в выступлении одна и та же ошибка, то в мысленном «прогоне» он обязательно «наткнется» на нее, и это заставит его сосредоточиться при исполнении трюка.
Есть немало других вопросов, так или иначе связанных с психологией циркового артиста. К сожалению, до сих пор этой стороне деятельности артистов но уделялось серьезного внимания. А жаль. Водь научный подход к методике освоения и исполнения трюков позволит резко повысить сложность трюковых комбинаций.
Я уверен, назрела необходимость серьезно подумать о подготовке специалистов, которые смогли бы наладить необходимую научную работу. Это поможет поднять цирковое искусство на новую, еще более высокую ступень.
Л. Шляпин, художественный руководитель ГУЦЕИ, заслуженный артист РСФСР
оставить комментарий