Птичий иллюзион Панариных
У молодого иллюзиониста, если только он не наследует номер родителей, путь к успеху не усыпан розами. Фокусников у нас нигде не готовят, никто не проявляет заботы и об их совершенствовании.

Приходится полагаться только на собственные силы и материальные средства. И надо быть подлинным энтузиастом, обладать завидным упорством и выдумкой, чтобы не спасовать перед множеством проблем и завоевать свое право на признание зрителей. Особенно нелегко тому, кто ищет варианты синтеза иллюзии с другими жанрами.
Фокусы с животными мы не раз видели и раньше. Из магического пустого ящика достают кролика или гуся. Черная кошка превращается в белую, или наоборот. Но звери эти оставались пассивными. Впрочем, нам доводилось видеть в одном из иллюзионных номеров и неплохо дрессированных медведей. Однако создавалось впечатление, что косолапые имеют к иллюзии весьма косвенное отношение.
На недавнем Всесоюзном конкурсе циркового искусства молодые артисты Ростовской дирекции коллективов «Цирк на сцене» Наталья и Алексей Панарины продемонстрировали номер «Как прекрасен этот мир!», сочетающий манипуляцию с дрессировкой. Жюри единодушно присудило этому дуэту звание лауреатов конкурса.
В номере Панариных животные органично входят в иллюзионные трюки. Появляясь самым неожиданным образом, птицы сразу принимают активное участие в маленьком забавном спектакле. Курица сама впрягается в тележку и везет цыплят за кулисы, громадный мохноногий петух оказывается искусным балансером на катушке. Высыпавшиеся из красочного платка десять крошечных бетнамских курочек дружно бегут через сцену и запрыгивают в огромную бутафорскую скорлупу. Куры скачут через кольцо. Голуби, небольшие попугаи и разноцветные волнистые попугайчики, возникая в результате искусной манипуляции, летят и садятся на окружающий легкий реквизит. Они как бы тоже участники происходящего зрелища. Каждая птица отлично знает свое место. А ведь известно, каких трудов требует дрессировка пернатых.
На сцене все открыто. Реквизит минимальный. Никаких ящиков. Все тринадцать минут внимание зала приковано к сцене. С каждым трюком интерес зрителей нарастает. Этому способствует и искусство манипуляции и редко встречающаяся дрессировка птиц.
Давая высокую оценку номеру Панариных, жюри конкурса прежде всего учитывало тот факт, что артисты сами придумали принципиально новые секреты иллюзионных трюков. Панариных и в самом деле, никто не учил, никто не помогал им ставить номер.
Они встретились три года тому назад, будучи на гастролях в Комсомольске-на-Амуре. Наташа приехала из Улан-Удэ, она в то время была артисткой Бурятского театра кукол. А Алексей выступал в коллективе «Цирк на сцене», в который пришел после нескольких лет участия в самодеятельности. Оказалось, что оба очень любят животных.
— А если нет этой любви, то работать с птицами невозможно, — говорит Алексей, — ведь их надо не только терпеливо дрессировать, им нужна и забота, и ласка...
Все питомцы Панариных, кроме исполняющих роли статистов — голубей и волнистых попугайчиков, имеют имена... К примеру, петуха-эквилибриста зовут Антоном, большая курица — Клара, золотой фазан — Яшка, курочка-наездница — Галюня... И свои имена они хорошо усвоили. Это нужно для дрессировки.
Панарины общаются со своими подопечными, как с равноправными партнерами. Диву даешься, слыша за кулисами, как Алексей на полном серьезе выговаривает Антону за какую-то промашку. И чувствуешь, что тот хорошо понимает, о чем идет речь. Вид у этого бравого мохнатого красавца становится виноватым, он воркует, словно оправдываясь. Спрашиваю, есть ли любимчики?
— А как же, — улыбается Наташа, — вот, например, Ромка. У этого попугая своеобразный характер. Общительный и вместе с тем независимый. Он у нас как член семьи.
И Ромка, чувствуя, что разговор идет о нем, лезет ласкаться к своей хозяйке.
Все бы хорошо. Но положение Панариных осложняется тем, что работают они в «Цирке на сцене». А это означает, что вынуждены все время быть в пути. Почти ежедневно таскать клетки, реквизит, костюмы. Репетировать, дрессировать животных приходится урывками, зачастую ночами. К тому же экономные руководители Ростовской дирекции не разрешают им иметь ассистента и хотя бы одного служителя на шестьдесят птиц. И Панарины годами работают без выходных дней. Ведь за пернатыми надо ухаживать, кормить два раза в сутки. Вот и не разлучаются они со своими питомцами. Все время вместе.
Но эти скромные, влюбленные в свое дело люди полны энергии, не унывают и надеются на лучшее будущее. Сейчас они особенно воодушевлены конкурсом. Рассказывают:
— Мы никогда и не надеялись стать лауреатами. Помогло то, что жюри смотрело нас в Запорожском цирке. Конечно, на арене наш номер выглядел гораздо лучше, чем на сцене. Да и птицы за несколько дней успели привыкнуть к новой площадке и исполняли трюки более четко, чем обычно. Теперь мечтаем работать в настоящих цирках...
И к ним надо прислушаться. «Цирк на сцене» делает большое и важное дело. Но есть ведь цирковые номера в творческом отношении, сильно проигрывающие при выступлении на сцене, а не на манеже. Да и эксплуатация их в условиях постоянных переездов чрезвычайно осложнена.
К. АЛЕКСЕЕВ
оставить комментарий