Китайский синдром? Китайский прорыв! - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Китайский синдром? Китайский прорыв!

За свою почти 130-летнюю историю балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро» стал явлением культуры поистине мирового масштаба. Этот несомненный балетный шедевр со временем претерпел многочисленные изменения и интерпретации.

Премьера "Лебединого озера" состоялась 20 февраля 1877 года на сцене Московского Большого театра и удержалась в репертуаре до 1884 года. Однако принято считать, что первым сценическим воплощением "Лебединого озера", достойным музыки Чайковского, явилась петербургская премьера балета, осуществленная в Мариинском театре в 1895 году М. Петипа и Л. Ивановым и ставшая основой для всех последующих интерпретаций.

Любопытно, что бессмертный шедевр для великого композитора был всего лишь "пробой пера" в балетной музыке. До этого на счету Чайковского значился лишь детский одноактный балет "Озеро лебедей", сочиненный им для своих племянников и предназначенный для скромного домашнего спектакля.

Тем не менее, на эту жемчужину мировой хореографии (как и на всякую святыню) перманентно покушались и покушаются разного толка постмодернисты, время от времени, предлагая зрителю собственный вариант прославленного спектакля.

Пионером выступил Сергей Петрович Дягилев в 1908 году в балетах «русских сезонов», использовав элементы акробатики в своих балетах. Это произвело тогда сильный эффект на парижскую публику.

В Кремлевском дворце съездов недавно прошла премьера китайской версии «Лебединого озера», поставленного продюсерским агентством «Shanghai City Dance Company Limited» в стилистике балетно-циркового шоу. Это европейская премьера проекта и начало мирового турне китайского Акробатического Балета. Синтез классического танца с цирком Ц не столько экзотика, сколько актуальная тенденция для мирового культурного мейнстрима. Поиск новых выразительных средств в условиях глобализации. Мировой цирк ищет созвучных времени форм и приёмов подачи, чтобы удержать, а по возможности расширить внимание современной зрительской аудитории. Спектакль китайских артистов адресован самой широкой аудитории всех возрастов.

По поводу цирка справедливым будет заметить. Китайский цирк силен, - в особенности, - своими традиционными жанрами. Такими как велофигуристы, эквилибр на стульях или гимнастика на мачтах. Не говоря о сугубо «китайских» разновидностях жанров: «игра с тарелочками», «игра с метеорами», «каучук»Е Здесь мировой цирк, как говорится, отдыхает. Теперь наступило время освоения балета.

Либретто «Лебединого озера» основано на сюжетном мотиве, распространенном во многих народных сказках мира. Это история о колдовстве, превращающем девушку в птицу, и о верной любви, самоотверженном подвиге, преодолевающем злые чары. Образ девушки-лебедя давно стал одной из классических ролей балетного репертуара, ролей столь же привлекательных, сколь и трудных, требующих от исполнительницы и блестящей виртуозности и тонкой лирической интонации.

Замысел постановки возник из успеха акробатического дуэта «Восточный лебедь» из провинция Гуандун, который в 2002 году завоевал «Золотого клоуна» (цирковой аналог кинематографического «Оскара») на международном конкурсе в Монте-Карло. Окрылённые успехом, руководитель гундунской акробатической труппы Нин Ген Фу и хореограф Жао Минг дерзнули превратить фрагмент в полноформатный балетно-цирковой спектакль. Результат вышел впечатляющим.

Хотя Некоторые строгие ревнители «чистоты жанра», как со стороны балета, так и со стороны цирка, по всей вероятности «обиделись» на китайских мастеров за покушение на «наше всё», к коим, безусловно, относятся как жемчужина отечественного балета Ц «Лебединое озеро», так и российский цирк. Но вся «восточная» хитрость в том и состоит, что китайский проект Ц не балет и не цирк! Он Ц ни то, ни другое! Это микст, синтез, по меньшей мере, трёх составляющих: балета, цирка и, как ни парадоксально, Китайской Национальной Оперы. Пекинской Оперы, если быть совсем точным.

В течение восьми веков эволюции сложилась особенная, непохожая на другие «восточная система игры». «Пекинская Опера» - это слияние всех жанров театрального и циркового искусств: оперы, балета, пантомимы, акробатики, гимнастики, трагедии и комедии, во имя достижением гармонии Инь и Ян.

В основе лицедейства лежат «четыре умения» и «четыре приема». Первые четыре - это пение, декламирование, перевоплощение и жестикуляция; вторые четыре Ц «игра руками», «игра глазами», «игра туловищем» и «шаги». В понятие «жестикуляция» входит целая гамма выразительных средств присущих искусству цирка. В число классических амплуа «военных» пьес Пекинской Оперы непременно входят такие персонажи как "военный герой", "военная героиня" и "женщина-воительница". Все сцены в спектаклях подобного рода составлены из акробатических и гимнастических трюков. Не удивительно, поэтому, что шанхайский проект появился. Он, попросту, не мог не появиться! Китайская ментальность повелевала появиться чему-то подобному.

Шанхайский спектакль внятно отвечает на эстетический вызов современного постмодернистского зрительского сознания. Так называемое классическое искусство, с его строгими регламентациями и ранжированной структурой динамично изменило свой облик, стиль, манеру подачиЕ

Исполнители блистательно владеют многими жанрами цирка. Вместе с тем, артисты шанхайской постановки обладают удивительной балетной подготовкой, в каждом шаге по сцене, в каждом повороте, движении, принимаемой на сцене позе чувствуется отличная балетная выучка, школа. Все участники постановки Ц исключительно танцевальны. Сами себя Постановщики из Поднебесной позиционируют, как «очень красивый цирк и самый опасный балет». Я бы уточнил: среди артистов цирка они Ц лучшие танцовщики, а среди танцовщиков Ц лучшие цирковые артисты!

Либретто, слегка подкорректированное более поздними наслоениями, остается верным первоисточнику. Избранная постановщиками форма спектакля предполагает демонстрацию небольших, наиболее органичных для сюжета спектакля и эффектных по зрелищности фрагментов цирковых номеров.

Принц Зигфрид влюблён. В сопровождении шутовской кампании он собирается на поиски привидевшейся ему во сне прекрасной Девушки-лебедя. Раскрутив глобус, кампания пытается угадать место, где могла бы оказаться прекрасная девушка. «Угадывание» строится как фрагмент увлекательного жонглёрского номера, чередующегося стойками на руках.

Для путешествия снаряжается парусник. Длинные мачты, балансируемые артистами на поясе и на плече становятся «живым», подвижным реквизитом для демонстрации захватывающего номера «Гимнасты на мачтах». С одной на другую «живую» мачту исполняются различные сальто и перелёты. Сцена смотрится, будто игривая забава обезьян, ловко перелетающих с одной лианы на другую.

Путники приплывают в Египет. На фоне пирамид и сфинксов Принц пересаживается на «корабль пустыни» - горделивого верблюда. Кордебалет исполняет восточный танец. Словно в калейдоскопе меняются страны.

Действие переносится в Индию, где Принц продолжает поиски любимой, восседая на слоне, меж разгуливающих на ходулях танцоров. Следует так называемый «партерный полёт» - очередная «изюминка» шанхайской постановки.

На расстоянии пяти-шести метров друг от друга располагаются «живые пирамиды» из ходулистов, на плечах которых стоят акробаты, называемые в цирке ловиторами. Ловиторы в своих сильных руках раскачивают вольтижёров (верхних акробатов) и перебрасывают их друг другу. Во время перелётов акробаты-вольтижёры демонстрируют эффектные сальто и пируэты.

Оказавшихся в Китае Принца и его свиту ожидают новые, более восхитительные зрелища: гимнасты на пружинящих ремнях, взлетающие в воздух в «стойках» и «крестах», виртуозное вращение в так называемых ренских колёсах различного диаметра и «женщина-змея» (каучук), обвивающая юношу своим невероятно гибким телом.

И, конечно, поразительно живописный Ц на фоне пагод и храмов Ц виртуозный по технике танец тридцати балерин, исполняющих номер группового жонглирования шляпами. Поразительно красивое зрелище! В особенности, учитывая, что все танцевальные па и жонглёрские комбинации балерины исполняют, не сходя с пуантов.

На сцене возникает озеро. Через него пролегла тонкая как струна проволока.

И по этой зыбкой нити Девушка-Лебедь с особым изяществом проходит такжеЕ на пуантах. И все эти номера слаженно обрамляют сюжет, складываясь в мелькающее и органичное чередование стройных эпизодов сюжета.

Хореограф Жао Минг и постановщик спектакля Нин Ген Фу счастливо избежали соблазна выстраивать классические «диагонали» кордебалета на знаменитую музыку второго акта. Предчувствуя, что «цирковые лебеди» едва ли смогут конкурировать с «балетными», постановщик облачает лебединый кордебалет в длинные белые платья, позволяющие красиво и бесшумно скользить по сцене, без привычного стука пуантов, хотя танцовщицы, как уже говорилось, вполне владеют пальцевой техникой. Разумеется, вскоре, зрители догадываются, что в данной сцене используются ролики, но восторженное удивление от этого не пропадает.

Контрастно, с особым остроумием динамику сцены и роскошество костюмов оттеняет пародийная четвёрка белых лебедей-мужчин в пачках. Квартет выполняет своеобразную роль, цирковых коверных. Когда один из комических лебедей, «поскользнувшись» грохается на пол, шеститысячный зал Дворца съездов дружно заливается детским счастливым смехом. В то же время, в этой сцене продемонстрирована осведомлённость постановщиков и одновременно ирония по поводу скандально известной постановки англичанина Мэтью Боурна с его «мужским» «Лебединым озером».

Но несомненным суперхитом стал остроумно придуманный и безупречно исполненный концертный номер мирового балетного репертуара «танец маленьких лебедей». Его исполнилиЕ лягушата, танцуяЕ на руках. «Танец маленьких лягушат» имеет поистине феерический успех у публики, кажется, примиряя как противников, так и почитателей постановки. Такое, как принято говорить, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Надо сказать, что работа ног у танцовщиков доведена до совершенства. А у исполнительницы партии Одетты Ву Женг Дан Ц до абсолютного совершенства. «Взмахи лебединых крыльев» артистка передает ногами с той же выразительностью, с какой балерины делают это руками.

Но главным чудом спектакля стал номера Зигфрида и Одетты с их кульминационным адажио Лебедя и Принца. Это Ц мегахит постановки, удачное сочетание хореографии (с тактичными отсылками к каноническому тексту) и акробатики высочайшей сложности, в которую вплетены выразительные балетные позы. Как уже говорилось, именно это выступление было увенчано «цирковым Оскаром» на Международном Фестивале цирка в Монте-Карло. Адаптированное к сценическим условиям, акробатическое адажио из Гуандуна только выиграло.

Сюжет «доигрывается» до счастливого финала. Злодей Ротбарт и коварный черный Лебедь-Одиллия Ц повержены. А обретшие счастье влюбленные появляются в красочном обрамлении «расцветающих» на глазах ярких букетов. Этим цветочным апофеозом (иллюзионный трюк) и завершается спектакль.

Эпилог. Или китайское ноу-хау.

Вей Баохуа, солист труппы, исполнитель партии Принца: «Это нелегкая работа, потому что самое важное - удержать равновесие».

Ву Женг Дан, солистка труппы, исполнительница роли Одетты: «Его действия (партнёра Ц В.С.) должны быть очень точными, потому что я в любой момент могу упасть».

Нина Семизорова, нар. арт. РФ, бывшая солистка Большого театра: «Все это очень необычно для российского зрителя, который привык воспринимать отдельно цирк, отдельно балет. Мы всегда ревностно относились к тому, что кто-то берет наше национальное достояние, меняет все и оставляет только музыку. Но то, что сделали с «Лебединым озером» китайцы, не вызывает у меня отторжения. Это Ц красивое шоу для любого возраста».

Ли Минг, генеральный продюсер «Shanghai City Dance Ltd.»: «Основная сложность заключалась в выборе исполнительского состава будущего проекта. Предложений было даже не десятки Ц сотни. В настоящее время в Китае насчитывается больше ста цирковых школ, и почти в каждой из них имеются номера и исполнители самого высокого уровня.»

P.S. Продюсерская Компания «Shanghai City Dance Company Limited» была создана в апреле 2003 года. Основу креативной и продюсерской групп составили молодые выпускники Калифорнийской школы бизнеса, обладающие высокой профессиональной квалификацией, неукротимой энергией, знанием иностранных языков, обширными связями и другими качествами, отвечающими высоким критериям, принятым в международном шоу-бизнесе.

Основная деятельность Компании: инвестирование средств в проэкты культурной индустрии, включающие танец, музыку, театр, проведение различного рода презентаций и Конкурсов.

Первой постановкой Компании стал большой этнический балет «Прощание наложницы», второй Ц большого танцевального перформанса «Грёза красной спальни», третьей Ц стал акробатический балет «Лебединое озеро», в который вложено 5$ миллионов.

В 2005 компания инвестировала в создание спектакля «Ху Мулан», который открывал программу седьмого международного Шанхайского фестиваля сценических искусств. Вскоре будут представлены публике ещё два балетных проекта в содружестве с компаниями «Молодой Кей Фей» и «Голос дракона».

И, наконец, почему была выбрана цирковая школа из провинции Гуандун, которую китайские коллеги меж собой именуют «военным цирком»?

Никакого секрета. Школа цирка в провинции Гуандун Ц это любимое (!) детище Министерства обороны Китая. Всё равно, как если бы Минобороны России все средства, выделяемые на содержание футбольных, хоккейных, баскетбольных и других спортивных команд, Академического театра Российской Армии, Академического ансамбля песни и пляски им. Б.Александрова направляло все свои средства и усилия на функционирование и развитие некоей цирковой структуры. Минобороны Китая, в отличие от Российского, рассматривает цирковую школу Гуандуна, как своего рода начальную военную подготовку. А на это Ц ни средств, ни сил в современном Китае не жалеют.

Так что никакого особенного «китайского ноу-хау» попросту не существует. Всем всё давно известно! Следует лишь заниматься этим квалифицированно и всерьёз. Тогда, при прочих равных, произойдёт ожидаемый «прорыв».

У китайцев этот прорыв получился.

C чем и поздравляю!

Владимир Сергунин

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования