В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирковое искусство второй половины 50-х г. - начала 90-х г. в СССР

Творческому подъёму искусства цирка в СССР во второй половине 50-х годов во многом способствовали смотры и конкурсы, которые начали проводиться ещё в военные годы. Они активизировали поиск новых форм спектаклей, подготовку оригинальных произведений.

Beдущие артисты и режиссёры стали стремиться к тому, чтобы все компоненты, составляющие цирковое произведение: трюки, композиция идея, костюмы, актёрская выразительность, пластика, музыкальное и световое оформление, грим - были подчинены единому замыслу - созданию художественного образа.

Обсуждению творческих и организационных проблем было посвящено режиссёрское совещание, которое проводилось в 1955 году в Москве Главным управлением государственных цирков. Впервые был осуществлён просмотр и обсуждены номера многих артистов разговорного жанра. В результате чего из циркового репертуара было исключено свыше трехсот устаревших произведений. Взамен артисты получили репризы, клоунады, сценки, интермедии, монологи на современную тематику. На конференции говорилось,что за последнее время удалось привлечь для создания нового репертуара большую группу писателей. К ведущим клоунам - Карандашу, К.Берману, Б.Вяткину и другим известным комикам были прикреплены группы авторов, драматургов для подготовки персонального репертуара. С клоунами успешно сотрудничали в те годы В.Масс и М.Червинский. Н.Эрдман, В.Поляков, Г.Рыклин, В.Бахнов и Я.Костюковский, Н.Лабковский, И.Финк, Ю.Благов, В.Дыховичный и М.Слободской, В.Ардов и многие другие, в том числе постоянные авторы сатирического журнала "Крокодил".

В дальнейшем лучшие произведения, созданные, драматургами и писателями для клоунов советского цирка, как образцы новых и современных реприз, интермедий, сценок, были позаимствованы артистами из Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Чехословакии, Монголии, Вьетнама, Кубы.

Творческие совещания имели принципиальное значение, так как пожелания, советы, замечания и конкретные предложения мастеров арены были направлены на выявление специфики и улучшение циркового дела. Теоретические споры и диспуты, в которых принимали участие видные историки и практики отечественного искусства, исследователи и деятели культуры помогали уточнить и прояснить дальнейшую линию развития советского цирка.

Весной 1955 года в Государственному училище циркового искусства, основанного в 1926 году, открылось отделение клоунады и музыкальной эксцентрики. С этого времени в училище ведётся планомерная подготовка артистических кадров в жанре клоунады.

Летом 1955 года большая группа молодых артистов успешно выступила на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве. Гастроли артистов советского цирка за рубежом, носившие в 1920-30 х годах эпизодический характер, со второй половины 50-х годов стали проводиться постоянно.

Первый международный фестиваль циркового искусства, проходивший в Варшаве в 1955 году - этапный момент в истории отечественного искусства. Первое место в этом соревновании заняла программа советского цирка. Она была отмечена золотой медалью и дипломом. Кроме того, группа ведущих мастеров была награждена золотыми и серебряными медалями: клоун Олег Попов, дрессировщик В.Филатов, эквилибрист Л.Оcинский, танцовщица на проволоке Н.Логачёва, акробатка М.Демкина, жонглёр И.Хромов, эквилибрист Ю.Половнев, дрессировщик Н.Ермаков, акробат В.Плинер, режиссёр-постановщик программы А.Арнольд.

Международное жюри своей высокой оценкой официально поддержало новый стиль и творческие принципы советского цирка.

В 1957 году в Москве был проведён Второй международный фестиваль циркового искусства в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Молодые мастера отечественного цирка вновь заняли первые места и многие из артистов удостоились звания лауреатов.

Вместе с советскими исполнителями на Всемирном форуме молодежи выступило около двухсот пятидесяти артистов: из Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Китая, Монголии, Польши, Румынии и других стран. 31 июля 1957 года они приняли участие в цирковой кавалькаде и грандиозном представлении, проходившем на футбольном поле стадиона "Динами".

В этот день из ворот Центрального парка культуры и отдыха имени Максима Горького выехала вереница, красочно разрисованных открытых автомашин. На них разместились акробаты, жонглёры, дрессировщики и животными, гимнасты, эквилибристы и, конечно, клоуны.

Впереди всей кавалькады вышагивал Олег Попов. Он тащил за собой на толстом канате машину, в которой артисты на ходу демонстрировали отдельные трюки и фрагменты номеров. Нарядно разукрашенная процессия проследовала по улицам Москвы и вышла на гаревые дорожки стадиона "Динамо". Здесь на пяти больших аренах, расположенных по зеленому полю, одновременно начались выступления артистов цирка из разных стран.

Клоуны во главе с Олегом Поповым разыгрывали сценки, придуманные специально для показа на стадионе. Зрители восторжено принимали пародийную интермедию на футбольный матч. Олег Попов выстаивал две команды, разумеется, это были две клоунские группы. На этих "спортсменов" невозможно было смотреть без смеха: высокие и маленькие, толстые и худые - все в одном ряду. При этом на майках футболистов повторялась единственная цифра "13".

С первого удара по мячу на поле поднималась клоунская кутерьма. То там, то здесь возникали забавные потасовки: с кого-то стаскивали майку, кого-то выносили с поля. Счёт в матче велся не по забитым голам, а по выведенным из строя спортсменам. Пострадавших укладывали на одном и другом краю футбольного поля. В какой-то удобный момент членам одной команды удавалось, преодолев большие трудности, раздвинуть ворота противника, а свои сузить. Мало того, перед створом свои ворот они выстраивали настоящий дощатый забор, представлявший "стенку". Заканчивалось необычное соревнование тем, что один из футболистов ловил мяч на голову и тот вдруг раскалывался. Оказывается, вместо мяча по полю гоняли арбуз. С аппетитом уплетая лакомые кусочки, довольные "спортсмены" покидали поле под смех ш аплодисменты зрителей.

Во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов на манеже московского цирка на Цветном бульваре демонстрировалась водная феерия "Юность празднует" автор В. Беляков, режиссёр-постановщик М.Местечкин. Первое отделение шло на суше, а второе на воде. Для этого арена, особым образом переоборудованная, заполнялась водой и цирковые артисты выступали в непривычной для себя обстановке.

Появление на арене огромного количества воды походило на яркий фееричеcкий трюк - шумный и эффектный. Бурные потоки, подсвеченные разноцветными огнями, с ревом, подобно мощному водопаду, обрушивались на манеж с рампады, находящейся почти под куполом цирка. Барьер, окружающий арену, мгновенно превращался в каскад фонтанов, выбрасывающих высоко вверх звонкие струи брызг Проливной дождь, внезапно проливавшийся из-под циркового поднебесья, вспенивал бурлящую поверхность арены. Такое необычное зрелище в цирке было показано впервые и сопровождалось восторженным приёмом зрителей.

Центральным действием, показанным в водной стихии, была дерзкая игра дрессировщицы М.Назаровой с тигром Пуршем. Опасный хищник, как громадный ласковый котёнок, резвился, прыгал, гонялся в воде за мячами. Хрупкая, отважная блондинка и грозный зверь, находящийся на свободе, вызывали восхищение публики. Не было жестокого укрощения, не было обязательной клетки, a была потрясающая воображение рискованная игра, убедительно иллюстрирующая гармоническое сочетание Человека и Природы.

Большое место в программе отводилось клоунам. Ковёрным был Олег Попов. Ему помогали Анатолий Векшин и первые выпускники отделения клоунады ГУЦИ Андрей Николаев, Валерий Колобов.

Во втором отделении на воде показали новый номер Татьяна и Юрий Никулин, Михаил Шуйдин. Они исполнили пантомимическую сценку "Весёлые рыболовы".

Главная тема спектакля "Юность празднует"- единство молодежи всего мира, борьба за счастье человечества - была выделена и в репертуаре артистов разговорного жанра. Клоуны успешно справились с этой непростой и непривычной для них задачей. Впервые в истории отечественной клоунады в репертуаре Олега Попова рядом с эксцентрическим номером на свободной проволоке и потешными репризами нашла место и лирическая тема. Клоун сыграл шуточную сценку о неудачливом влюбленном.

В этой интермедии комедийный талант Попова заискрился новыми гранями, что отметили зрители и рецензенты. Анализируя игру молодого ковёрного, журналисты писали, что он создавал характер наивный, рассеянный, но в то же время поэтичный даже в самых смешных моментах. В многочисленных рецензиях говорилось, что в репертуаре Попова нет ни капли вульгарности или пошлости. Артист не прибегал к легким способам комикования, чтобы вызвать смех зрителей.

Искусство Олега Попова стало началом новой эпохи в клоунаде. Его маска как бы олицетворяла достижения советское цирка. Зарубежным гастролям Олега Попова всегда сопутствовал грандиозный успех.

Встречи зарубежных зрителей и знатоков арены с выдающимися мастерами цирка из СССР, как писала иностранная пресса, стала для многих удивительным и радостным открытием.

Яркая творческая жизнь отечественного цирка содействовала тому, что в октябре 1957 года у мастеров арены появился свой журнал "Советский цирк". Он был создан по инициативе историка и теоретика циркового искусства Е.Кузнецова, ставшего главным редактором ежемесячника.

В 1958 году коллектив артистов советского цирка вновь выступал за рубежом. В Брюсселе во время Всемирной выставки была показана оригинальная цирковая программа. В эпилоге представления на ярко-красный ковёр со всех сторон слетались белоснежные голуби, а вокруг манежа проносилась модель недавно запущенного в космос спутника Земли, сопровождаемая огневым следом. Этот эпилог, поставленный режиссёром Н.Зиновьевым, впечатляюще раскрывал истинный дух советского цирка, его красоту, оптимистическую веру в победу человеческого разума, устремлённость нашего народа в мирную жизнь, счастливое будущее.

Выход на мировую арену советского цирка совпал с периодом бурного расцвета в нашей стране многонационального циркового искусства. В братских республиках по примеру Азербайджана и Узбекистана развернулась работа по организации больших цирковых коллективов. К концу 50-х годов в системе Союзгосцирка (так с 1957 г. стало называться Главное управление цирками) действовали: Азербайджанский ансамбль (созданный в 1945 г.), Узбекский цирковой коллектив (сформированный в 1942г.), Литовский ансамбль, премьера которого состоялась в 1954 г., Латвийский (созданный в 1955г.). К ним присоединились в 1956 г. Украинский и Армянский, в 1958г. - Грузинский, в 1959г.- Белорусский.

В ряде национальных коллективов, наряду с оригинальными номерами, вобравшими в себя элементы народного искусства, выступали клоуны, самобытные маски и репертуар которых удачно сочетали фольклорные традиции с современностью.

Так, в программе Литовского ансамбля в паузах между номерами действовал ковёрный Барнабас. Это был псевдоним народного артиста Литовской ССР Йонаса Раманаускаса. Он играл плутоватого деревенского мужичка, типичную фигуру для литовского фольклора.

В Украинском коллективе выступал ковёрный Василий Байда с партнёрами. Это был парубок длинный, нескладный, он любил розыгрыши и озорные шутки, уподобляясь святочным ряженым. Высоченного роста, худощавый Байда, перехитрив своего партнёра, вдруг застенчиво улыбался и, смутившись, торопливо улепетывал с манежа.

В Латвийском коллективе в паузах междру номерами появлялись заслуженные артисты Латвийской ССР Антонио (Антонас Маркунас) и Алексей Шлискевич. Дуэт их напоминал взаимоотношения младшего и старшего братьев. Антонио с восторгом и завистью смотрел на поучающего и опекающего его Шлискевича. Когда младший проказничал, норовил выйти из повиновения, старший прибегал к разным хитрым уловкам, чтобы вразумить бедокура. Появление на манеже этой пары всегда вызывало у зрителей улыбку. Крупный Шлискевич, на котором был надет короткий пиджак и короткие брючишки, в огромной кепке и огромных ботинках неторопливой походкой вышагивал по арене, а рядом семенил Антонко взерошенный, невысокого роста, в свободно висящем костюме.

Удачнее всего фольклорные традиции с современностью сплавились в творчестве Акрама Юсупорва. Это был один из выдающихся клоунов советского цирка. Народный артист Узбекской ССР Юсупов снискал признание и на родине и за рубежом. Покоряла удивительная человечность его дарования. Клоун буквально излучал доброту. Сценки, разыгрываемые комиком, были не только смешны, но и трогательны. Проникнутые мягким юмором, сдобренные милой, чуть напевной речью с неожиданно смешными словечками, клоунские интермедии просто очаровывали публику. Актёрское решение реприз всегда было прозрачно и в то же время чрезвычайно тонко. В исполнении Юсупова все было естественно, правдиво, бесхитростно. Подкупала беспредельная вера клоуна в происходящее и непосредственность, граничащая с детской.

По вопросам развития клоунады с 25 по 27 ноября 1959 г. проводилась конференция. Так, в Москве в Центральном Доме работников искусств СССР проходили заседания, звучали доклады, а в цирке на Цветном бульваре были показаны представления, состоявшие из клоунских номеров. Причем комики, специально приглашенные в столицу, играли лишь по одной репризе или сценке, разумеется, самой лучшей из своего репертуара. Это позволило присутствующим, а среди них были театральные критики, писатели, драматурги, коллеги-артисты, руководящие работники и т.д., воочию увидеть, что представляет собой разговорный жанр в цирке на данном творческом этапе.

Этот своеобразный смотр цирковых смехотворцев стал значительным событием в истории развития отечественной клоунады. Конференция всесторонне проанализировала состояние современного комедийного искусства цирка. Особо подчеркивалось, что появились и получили развитие новые, оригинальные клоунские маски, в которых концентрировались разнообразные человеческие типы, пропущенные сквозь эксцентрическое восприятие.

Важным достижением советского цирка стала ежегодная подготовка артистических кадров во всех жанрах на базе Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Появился ряд замечательных артистов, демонстрировавших номера, в которых фольклорные традиции сочетались с высочайшим актёрским мастерством, уникальными трюковыми достижениями, виртуозной исполнительской техникой,

Б 60-е годы советский цирк упрочил свой авторитет за рубежом. Его выдающиеся представители обрели популярность во многих странах мира. Наиболее тесные творческие контакты установились у деятелей советского цирка с коллегами из социалистических стран. Наладился обмен репертуаром среди клоунов. Артисты и режиссёры, выезжая в цирки Болгарии, Монголии, Вьетнама и ГДР, помогали в подготовке творческих кадров, работали над номерами, аттракционами своих зарубежных коллег. В Государственном училище циркового искусства начали обучаться посланцы из Монголии, Болгарии, Вьетнама, Чехословакии и других социалистических стран.

Широко развернулось строительство новых цирков. Оно было вызвано тем, что в годы войны многие помещения погибли, а из сохранившихся некоторые давно обветшали. Было принято решение о строительстве сорока девяти зданий. Рядом с цирками впервые стали возводить гостиницы, оборудованные под квартиры для артистов и членов их семей, а до этой поры им приходилось снимать комнаты у частных лиц.

Рост цирковых предприятий потребовал значительного увеличения артистического контингента. При создании национальных цирковых коллективов, например, таджикского, казахского, татарского, руководство Союзгосцирком широко развернуло студийную форму подготовки номеров и аттракционов. Будущие участники новых ансамблей обучались два года в специальных студиях, организованных в республиках. Под наблюдением опытных педагогов и тренеров молодые артисты постигали азы цирковых жанров, отрабатывали новые номера; им читали лекции по истории цирка, театра, музыки; они посещали занятия по мастерству актёра, гриму, танцу и прочим дисциплинам. Однако подготовка артистов разговорного жанра по-прежнему была в основном сосредоточена в Государственном училище циркового искусства в Москве.

В числе первых выпускников отделения клоунады ГУЦИ, сумевших привлечь внимание зрителей и специалистов, следует назвать ковёрных Леонида Енгибарова, Андрея Николаева, Валерия Колобова, Геннадия Маковского и Геннадия Ротмана, буффонадных клоунов Анатолия Смыкова и Валентина Костеренко, которые, играя с разными партнёрами, действовали в самобытной маске Рыжего.

На рубеже 50-х и 60-х годов на амплуа ковёрных перешли Ю.Никулин и М.Щуйдин. Оставаясь приверженцами пантомимы, они большинство своих миниатюр разыгрывали без слов, используя элементы акробатики, иллюзии. Цирковые специалисты называли Никулина и Шуйдина драматическими клоунами. В их репризах и сценках рядом оказывались и смех, и грусть, и лиризм. Эта большая редкость, когда клоунам удаётся в своём выступлении сочетать смешное, трогательное и серьёзное. Новаторской клоунадой "Шипы и розы" Ю.Никулин и М.Шуйдин способствовали утверждению лирико-комедийного направления в советском цирке.

В 60-е годы одной из форм пропаганды циркового искусства среди зрителей, проживающих в отдалённых городах и сёлах, стала кавалькада, впервые показанная в Москве в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Утром 10 октября 1957 года жители Москвы вновь наблюдали необычное зрелище. На Пушечной улице одна за другой стояли двадцать нарядно оформленных автомашин. Расписанные клоунскими масками, изображениями цирковых сцен и животных, они имели броский, праздничный вид. Впереди на вздыбленном бутафорском коне лихо восседал клоун Петр Кукушкин, как бы ведущий за собой весь весёлый кортеж. Так отправлялась в путь цирковая кавалькада по маршруту Москва - Донбасс - Кубань. В составе кавалькады артисты разных цирковых жанров, подготовившие для зрителей несколько программ. Каждый автомобиль - это своеобразная сценическая площадка с бутафорией, аппаратной, реквизитом.

Красочный, пестрый артистический поезд продвигался по улицам Москвы, направляясь на юг. В масках зверей играли оркестранты. Многочисленных зрителей приветствовал поднятой лапой знаменитый медведь Гоша. Минуя подмосковные посёлки и города, цирковая кавалькада в тот же день прибыла в Тулу. Появление артистов превратилось в массовый праздник цирка. Тысячи зрителей аплодировали, когда раздались слова приветствия и началась демонстрация цирковых номеров. Вот так в каждом городе участники кавалькады давали по нескольку представлений.

В необычных передвижных программах принимали участие известные и любимые артисты: Г.Новак, акробаты-прыгуны Хоменко, музыкальные эксцентрики К.Иванов и В.Гаврилов, дрессировщики И.Кудрявцев и И.Чернецов, а также многие другие.

За месяц цирковая кавалькада посетила двадцать три города. Десятки тысяч зрителей видели на площадях и стадионах, выступления цирковых мастеров.

В 1958 году уже шесть цирковых кавалькад двинулись из разных городов по следующим маршрутам: Казахстан - Киргизия - Узбекистан; Урал - Западная Сибирь; по Украине; Ленинградская область - Белоруссия - Латвия - Литва - Эстония; Московская область - Поволжье; Новосибирская область - Кузбасс - Алтай.

Кавалькады устраивались и в последующие десятилетия вплоть до конца 80-х годов.

Организационный опыт и практические навыки, приобретенные во время проведения цирковых представлений на стадионе "Динамо", пригодились при создании в 1958 году постоянной дирекции для систематических показов масштабных цирковых спектаклей на спортивных аренах. Первая программа "Цвети наша молодость!" (сценарий П.Вернадского и Н.Коваля, реж. - пост. Е.Рябчуков) была продемонстрирована в Вильнюсе. В 1959 году на стадионах давали представления Пензенский, Куйбышевский, Ташкентский цирки. В 1959 г. московский цирк на Цветном бульваре подготовил специальную программу для стадионoв - "Праздник цирка" (постановщики М.Местечкин и Е.Рябчуков, худ. Л.Окунь, А.Цемель, текст стихов и интермедий Ю.Благов). В представлении принимали участие: группа выдающихся акробатов-прыгунов под руководством В.Довейко, замечательные канатоходцы под руководством Я.Гаджикурбанова, всемирно-известные джигиты под руководством А.Кантемирова и М.Коченова, клоунская группа во главе с О.Поповым, дрессировщик М.Кудрявцев с медведем Гошей, Воздушные гимнасты Е.Морус, Д.Доиато, Р.Немчинская демонстрировали рискованные трюки гимнастики под фюзеляжами парящих над стадионом вертолетов; мотоциклисты-гонщики И.Иванов и Г.Левин показывали прыжки на мотоциклах с трамплина.

В 1960 г. Союзгосцирк совместно с Всесоюзным гастрольноконцертным объединением и спортивным обществом "Динамо" создали детское тематическое представление "Последний звонок" по сценарию Ю.Благова, режиссёром-постановщиком был Н.Зиновьев.

С 1961 г. выступления на стадионах страны осуществляла главным образом московская группа "Цирк на сцене", созданная ещё в 1935 г. Постановочной группой, возглавляемой В.Мильрудом, были подготовлены и показаны следующие спектакли: "Весне навстречу" (1961г.), "Эстафета весёлых друзей" (1963г.), "Цирк на стадионе" (1965г. ), "Озаренные солнцем" (1967г.) и другие.

В поисках новых форм спортивно-цирковых представлений масштабного формата были подготовлены программы для водных стадионов - "На голубой арене"(1959г. по сценарию И.Финка, постановщик режиссёр Н.Безносик) и "Загадочный кристалл" (1960г. сценарий И.Луковского и А.Арнольда, режиссёр А.Арнольд, главную роль волшебника играл А.Шаг, комическим героем был А.Юсупов). В этих спектаклях цирковые номера перемежались выступлениями мастеров по фигурному плаванию и прыгунов в воду.

В 1961 г. в Ростове - на - Дону цирковой коллектив "Семеро весёлых" выпустил представление "Пароход идёт "Анюта". Авторами были В.Ардов, М.Тривас, Э.Шапировский, режиссёром-постановщиком - Е.Рябчуков. В оформлении художником А.Фальковским были использованы элементы цирковой условности. Манеж превращался в палубу. Для этого его закрывали специальным ковром, расписанным под дощатый пол. Барьеры арены декорировались под фальшборт округлого судна. В артистическом выходе возвышался капитанский мостик, а на противоположной стороне размещалась носовая часть парохода.

Сюжет был таков: "Анюта" отправлялась в очередной рейс. Заканчивалась посадка пассажиров. Среди них была группа цирковых артистов, которые направлялись на открытие новой электростанции. Они должны были участвовать в предстоящем праздничном концерте по поводу пуска новостройки. Пароход отчаливал от берега и тотчас выяснялось, что в группе артистов отсутствует дрессировщик медведей. А без него представление состояться не может. Все были в панике.

Чем ближе "Анюта" была к цели, тем больше волновались и переживали окружающие, стремясь найти выход из создавшейся ситуации. Неожиданно дрессировщик появлялся на палубе парохода, догнав "Анюту" на вертолёте. Его выступление с медведями было последней точкой в импровизированной праздничной программе. Завершался спектакль прощальной песенкой, под мелодию которой на палубу выбегали в праздничных костюмах участники представления

Пантомима была сыграна более тысячи раз. Её показывали во многих цирках страны.

Ярким явлением в истории отечественного искусства стала водяная пантомима "Карнавал на Кубе", посвященная революционным событиям на острове Свободы.

Сценарий спектакля написали Л.Кулиджанов, Ю.Никулин, М.Местечкин, режиссёром-постановщиком был М.Местечкин, художником Л.Окунь, балетмейстером П.Гродницкий. Премьера состоялась в октябре 1962 г. в московском цирке на Цветном бульваре. В этом синтетическом представлении была сделана попытка раскрыть средствами цирка, кино, музыки и балета романтику героического подвига кубинского народа в его борьбе за свободу.

Феерическое зрелище сопровождалось великолепными водяными каскадами, фонтанами, принимавшими различные причудливые формы; фейерверками, рассыпавшимися по цирковому куполу золотыми искрами огней; народными песнями, танцами, превосходными номерами, отчаянными схватками с бандитами и захватывающими погонями за диверсантами.

В начале пантомимы И.Кобзон исполнял песню "Куба - любовь моя!", а по ходу спектакля Е.Евтушенко читал свои стихотворные произведения, посвященные событиям, на мятежном острове.

Главные роли играли: Ю.Никулин-рыбак Пипо, М.Кантемиров -революционный боец Рамон, Г.Леонтенко - красавица Кончита, М. Шуйдин - главарь бандитов Родригес.

Пантомима-феерия "Карнавал на Кубе" вошла в золотой фонд отечественного искусства.

Особое место в истории советского цирка заняла конно-балетная пантомима "Бахчисарайская легенда" по мотивам поэмы А.Пушкина "Бахчисарайский фонтан". Авторы сценария и постановщики - Н.Зиновьев и И.Курилов (балетмейстер), художники А.Фальковский и Р. Вайсенберг. В "Бахчисарайской легенде" была использована музыка из балета Б.Асафьева "Бахчисарайский фонтан".

Премьера спектакля состоялась в сентябре 1963 г. в Минском цирке. В пантомиме были широко использованы цирковые номера, дрессировка лошадей, акробатика, джигитовка, иллюзия. В главных ролях действовали цирковые артисты: В.Манжелии (хан Гирей), Л Лукьянова (Мария), А. Зотова (Зарема).

Великолепно играл хана Гирея дрессировщик лошадей Б. Манжелли. Беспощадный и кровожадный в первых сценах, он в конце спектакля, стоя у фонтана слёз, выражал такую скорбь и отчаяние, что без слов становилось понятно: утраченная любовь изменила его жестокосердную душу.

Следующий цирковой спектакль в жанре пантомимы связан с творческими поисками Олега Попова. В 1964 г, на арене московского цирка на Цветном бульваре было показано представление " Лечение смехом" (авторы Ю.Благов, М.Местечкин, О.Попов, режиссёр-постановщик М.Местечкин, художник А.Фальковский). Центральным персонажем представления был О.Попов.

Созданию весёлой атмосферы спектакля помогало художественное оформление. В начале представления манеж накрывали декоративным ковром с изображением Олега Попова. С первыми звуками увертюры, когда в цирке постепенно выключался свет, глаза комика оживали и портрет лукаво подмигивал зрителям. Для достижения этого эффекта использовалось светопроекционное устройство.

Среди действующих лиц представления были директор цирка и новый режиссёр - Мешалкин. Директор получал указание о том, что в цирке должен быть смех. Он в свою очередь давал распоряжение режиссёру и требовал чтобы тот "накачал" как следует артистов. Мешалкин воспринимал приказ в прямом смысле и, взяв насос, начинал добросовестен накачивать Олега Попова. Его чрезмерные старания приводили к тому, что клоун лопался. Его срочно направляли в поликлинику, и он попадал на прием к главному врачу. Но того вызывали на экстренное совещание по вопросу улучшения обслуживания больных. Пострадавший Попов, находясь в полуобморочном состоянии, случайно надевал докторский халат. Пациенты принимали его за настоящего врача и заставляли новоявленного доктора продолжать прием. Попову не удавалось убедить окружающих, что он накинул халат по ошибке, и клоун вынужден был занять место главного врача.

К нему вереницей потянулись различные больные, причем каждый страдал каким-нибудь странным недугом. Приходил акробат на костылях с забинтованной ногой. Попов рекомендовал ему чисто цирковое лечение. Он советовал больному больше ходить на руках, а не на ногах. Акробат тут же отбрасывал костыли и вставал на руки. Довольный, он проделввал несколько сложных трюков, доказывая, что действительно так ходить ему гораздо удобнее. Он покидал приемную врача вверх ногами.

Появлялся больной-совместитель, мучающийся из-за того, что не может поспеть одновременно в два места работы. И в этом случае Попов находил радикальный метод лечения. Он укладывал пациента на хирургический стол и распиливал его на две равные части. Счастливый совместитель тотчас "разбегался" в разные учреждения: в одну сторону направлялась голова и половина туловища, в другую - все остальное.

На приеме у "главного врача" оказывался пьяница. Он скандалил, требуя бюллетень. Хитрый доктор его разоблачал. Он подносил к лицу проспиртованного субъекта горящий факел и просил дыхнуть. Тотчас изо рта пьяницы, как из пасти Змея Горыныча, вырывался столб пламени. Симулянт с позором бежал из кабинета.

Встречались в поликлинике и недобросовестные родственники больных. Одна супруга приносила своему мужу, который лежал на стационарном лечении с язвой желудка, передачу с "диетическими" продуктами. Когда врач Попов на всякий случай проверял содержимое свертка, то приходил в ужас. Из кулька вываливались свиной окорок, кольцо колбасы, батон хлеба с запрятанной в нём бутылкой водки.

Довелось новому "главврачу" участвовать и в художественной самодеятельности поликлиники. Из номеров, показанных на импровизированном концерте, интереснее всего прозвучали две интермедии. Первая была посвящена антиалкогольной теме. Исполнялись сатирические стихи Ю.Благова, высмеивающие любителей спиртных напитков, а на манеже разыгрывалось действие, в котором были заняты клоун, изображавший захмелевшего ловеласа, и ультрамодные девицы, вихляющиеся в танце под разухабистую визгливую музыку. Внезапно на них направляли рентгеновский аппарат, и его лучи обнажали внутреннюю суть каждого из персонажей, а также показывали, что их ждёт в скором времени из-за чрезмерной любви к возлияниям. Подвыпивший балагур превращался в обглоданную селедку, которая перед этим была его закуской, а окружающие его девицы трансформировались в разноцветные скелеты. Финал сценки, решенной в стиле агитплаката, вызывал всплеск смеха в зрительном зале.

Вторая интермедия называлась "Я встретил вас". Она исполнялась на мелодию старинного романса, что придавало иронический оттенок всему происходящему. В сценке действовали старый профессор и его юная невеста. Чета шествовала через манеж: она хрупкая, в белоснежном платье и фате - и он, согбенный старикашка в профессорской шапочке. Было очевидно, что пара возвращалась из Дома бракосочетания. Дряхлый супруг, из которого в буквальном смысле сыпался песок, оставлявший заметный след на ковре, неотрывно смотрел влюбленными глазами на свою очаровательную жену. В приливах восторга старичок порывался обнять юную подругу жизни, но воздушное создание ловко ускользало от сластолюбца. Профессор, с трудом переставляя ноги, еле поспевал за молодой супругой. Весь путь молодоженов оказался усыпанным толстым слоем песка.

В спектакле "Лечение смехом" шел разговор и об отрицательных явлениях в медицинской практике. Олег Попов сыграл врача-перестраховщика: чтобы определить у пациента простой насморк, он, прибегая к помощи рентгеновского аппарата, сложной электронной установки, создал большой штат сотрудников. И все это врач проделал не из-за добросовестного отношения к своим обязанностям, а только для того, чтобы снять с себя всякую ответственность.

В другой интермедии на прием к Попову привозили в клетке разбуянившегося льва. Царя зверей играл цирковой артист, скрывавшийся под бутафорской шкурой. Осматривая вновь прибывшего пациента, врач неожиданно выяснял, что грозный хищник и он сам страдают одним и тем же пристрастием - питают большую с склонность к горячительным напиткам. Общий язык был найден. Новые друзья совершали обильные возлияния в честь приятного знакомства и начинали горланить "Шумел камыш". Неожиданно приятели попадали на глаза милиционерам. И вот, спустя несколько секунд, на манеже появлялись утихомиренные "врач" и укрощенный лев. С метлами в руках они понуро брели, опустив голову, причем оба обритые наголо. Жалкий вид лысого царя зверей и незадачливого лекаря вызывал саркастический смех - храбрецы-горлодеры оказались полным ничтожеством.

В интермедии "Утопленник" клоун высмеивал врачей-бюрократов и формалистов. На арену выносили носилки с утопленником. Звали доктора. Олег Попов в белом халате и шапочке торопливо приближался к пациенту. Он так спешил, что чуть не наступал на лежащего, но в последнее мгновение успевал переступить через носилки. Врач ногой небрежно переворачивал утопленника и нажимал на его живот. Изо рта больного вырывалась струя воды и выскакивала живая рыбка. Врач доставал огромный шприц и делал утопленнику укол, от которого тот моментально оживал. Теперь доктор приступал к оформлению необходимой документации.
- Паспорт! - командовал врач.
Больной доставал паспорт. Врач внимательно листал его, затем захлопывал и возвращал пациенту,
- Взять его, - указывал врач санитарам,- и утопить обратно!
- Почему? - с ужасом выкрикивал бывший утопленник.
- Вы не моего участка! - категорически заявлял врач.
В финале веселого спектакля участники представления бросали в зрительный зал рецепты, выписанные главврачом Олегом Поповым, В них рекомендовалось следующее лечение: "Весельчак живет всех дольше - смейся в день сто раз и больше".

В репертуаре О.Попова этот спектакль сохранялся в течение ряда лет. Клоун исполнял его в Московском, а затем в Ленинградском цирке, где было показано уже несколько иное представление под названием "Если хочешь быть здоров". Авторы и постановщики отказались от некоторых интермедий, уточнили сожетную линию.

Расставшись с представлением "Лечение смехом", 0.Попов продолжал исполнять отдельные интермедии: "Симулянт-пьяница", "Старинный романс", "Я встретил вас", "Утопленник". Одновременно клоун разрабатывал и лирическую тему в своём репертуаре. Попов исполнил миниатюру "Луч", которая стала украшением цирковых программ, в которых выступал ковёрный Олег Попов.
… Цирк погружался в полумрак. Прожектор, как луч солнца, пробивал серую мглу, нависшую над манежем. В центре ковра высвечивался яркий кружок. К нему приближался Олег Попов. Он согревал солнечным теплом руки, лицо. Блаженно улыбаясь, клоун усаживался в середину яркого кружка и не спеша доставал из принесенной с собой корзинки хлеб, затем бутылку с кефиром. Было ясно, что клоун собирается перекусить на лоне природы. Попов и зрители как бы оказывались на полянке.

Неожиданно солнечный луч вздрагивал и отползал в сторону, оставляя комика в темноте. Он словно обижался на то, что отдыхающий клоун так прозаически решил использовать его тепло. Попов, обнаружив пропажу луча, направлялся за ним и силой возвращал на прежнее место. Но солнечный круг вновь убегал от клоуна, не желая ему подчиняться. Огорченный комик понимал, что допустил оплошность. Желая вымолить прощение, клоун нежно гладил обиженный луч, как бы уговаривая его вернуться на старое место. Растроганный нежным обращением, солнечный круг позволял комику возвратить его туда, где он находился вначале. Клоун, обхватив двумя руками луч света, аккуратно нес его в центр манежа и опускал на ковёр.

Подружившись с лучиком, комик вновь тянулся к его теплу, но теперь он действовал намного деликатнее. В свою очередь луч щедро обогревал чудака. Внезапно идиллическая картинка взрывалась резкой трелью свистка блюстителя порядка. Клоун покорно складывал вещички и направлялся к выходу, но, спохватившись, возвращался и, осторожно прикасаясь к яркому кругу, собирал его в небольшой солнечный зайчик, а затем прятал в плетеную корзинку, и вдруг в сумке комика вспыхивал огонек. Бережно приподняв драгоценную ношу, Попов потихоньку удалялся с манежа. В полумраке, окутывавшем цирк, виден был силуэт клоунской фигуры и солнечный блик, мерцающий в корзинке. Эта аллегорическая сценка вызывала восторг зрителей и специалистов.

В Туле в 1964г.состоялась премьера уникального представления "Цирк на льду". Этот удивительный ансамбль был создан по сценарию Н.Эрдмана и А.Арнольда, режиссёром-постановщиком был А.Арнольд, балетмейстером В.Бурмейстер, художником Е.Чемодуров. В программе различные цирковые номера - воздушная гимнастика, акробатика, эквилибристика, жонглирование, клоунада - исполнялись на коньках. В представлении дрессировщик А.Майоров и его четверолапые партнёры-медведи демонстрировали забавную о сценку, разумеется, на коньках "Медвежий хоккей".

"Цирк на льду" с постоянным успехом вплоть до 90-х годов гастролировал по стране и за рубежом.

В 1967 г. был выпущен новый оригинальный коллектив, получивший название "Цирк на воде". Сценарий написали С.Михалков и А.Аронов. Поставил этот спентакль режиссёр А.Аронов. Цирковое действие развертывалось в специальном бассейне, установленном вместо арены и заполненном до краев водой.

В роли героев представления выступали три клоуна: А.Глущенко, игравший капитана, С.Щукин - боцмана, В.Серебряков - юнгу. Цирковые номера демонстрировались непосредственно на воде, под водой или на специальных сценических площадках в виде мостиков, плотиков и лодок.

В 1966 г. произошло событие существенно повлиявшее на развитие советского цирка. В Государственном институте театрального искусства имени А.Луначарского открылся заочный факультет цирковой режиссуры. Руководителем первого циркового курса стал М.Местечкин. С этого времени один раз в два года проводится приём на курс цирковых режиссёров.

Среди окончивших ГИТИС по специальности "цирковая режиссура" немало артистов, которые не прекращая выступлений на манеже, продолжали заниматься режиссёрской практикой: В.Головко, М.Запашный, В.Суркова, В.Аверьянов и другие.

Впервые в 27 июня 1967 г. Союзгосцирк провёл на Всесоюзной выставке народного хозяйства СССР "День цирка".

В два часа дня по улицам Москвы прошла красочная цирковая кавалькада. Артисты на машинах, мотоциклах, верхом на лошадях проследовали по Садовому кольцу и проспекту Мира к Выставке. Когда шествие достигло главных ворот ВДНХ, на эстрадах начались цирковые представления.

На центральной эстраде выступала большая группа артистов вместе с популярным клоуном Карандашом, Вели представление ковёрные Ю.Никулин и М.Шуйдин. В этой же программе участвовали артисты венгерского цирка и большая группа выпускников ГУПИ.

Заботясь о творческом росте артистов, руководство Союзгосцирка объявило в 1967г. конкурс на лучший сценарий представления, а в 1968 г.- смотр новых произведений циркового искусства. При подведении итогов отмечалось,что заметного успеха добились молодые артисты, выступающие в различных жанрах циркового искусства и в том числе в клоунаде.

В 1964 г. Л.Енгибаров завоевал первую премию на международном конкурсе клоунов в Праге, ему был вручен приз имени известного чешского писателя Эдуарда Басса. Вместе с советским артистом приз оспаривали представители Польши, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Болгарии.

Мимические сценки Л.Енгибарова были новым явлением в клоунаде мирового цирка. Миниатюры мастера, были похожи на удивительные рассказы без слов о радости и печали человека.

Вот, например, как строилась новелла Енгибарова о "Грустном акробате". Чуть ссутулившись, засунув руки в карманы брюк, под печальную мелодию на манеж выходил клоун. Словно в раздумье, кивнув зрителям головой, он начинал медленно выполнять серию эквилибристических трюков на руках. В ритме печального блюза Енгибаров вставал в стойку на двух руках, не спеша переходил на одну руку, а затем опускался, замирал в позе, когда тело, находясь параллельно земле, удерживается на локте. Этот трюк на профессиональном языке называется "крокодил". Публика аплодировала артисту, но клоун будто не замечал никого. Он тихо ложился на ковер и в задумчивости замирал. Публика боялась потревожить покой клоуна. В этой репризе средствами акробатики артист рассказывал о грусти, переживаниях, сомнениях человека. Так и не придя к определенному решению, клоун неторопливо покидал манеж.

Публика аплодировала артисту, инспектор, которым вел цирковое представление, просил клоуна выйти на арену для поклона, но Енгибаров, отрицательно покачав головой, понуро уходил за кулисы, словно он не мог поверить, что его искусство кому-то нравится.

Замысел и выполнение этой репризы, которую иногда артист именовал нОдиночество" - были настолько оригинальны и удачны, что она вошла в золотом фонд отечественной и мировой клоунады.

В репертуаре Л.Енгибарова были репризы пародийного характера, в которых клоун демонстрировал сложнейшие жонглерские и акробатические трюки. Такой репризой была "Скакалка".

Озорной паренёк появлялся на арене со скакалкой в руках. Он намеревался порезвиться на свободном манеже. Беззаботно и весело прыгал через скакалку. Ведущий решительно пресекал его легкомысленные занятия и отбирал скакалку. Но у клоуна появлялась ещё одна. Ведущий и её отбирал. Комик доставал из кармана следующую скакалку. И она была отобрана. Мало того, ведущий заставлял клоуна вывернуть карманы и, убедившись, что они пустые, уходил с манежа. Лукаво улыбнувшись, комик доставал маленькую веревочку из шляпы. Однако она оказывалась слишком короткой и стоя прыгать через неё нельзя. Клоун огорчён! И все же выход находился: Енгибаров ложился на спину и начинал прыгать лежа. Он перебрасывал веревку через ноги, переносил её между спиной и ковром, через голову и снова через ноги.

На арену возвращался ведущий. Он удивленно смотрел на необычного прыгуна и собирался отобрать у него и эту веревочку. Резко вскочив с ковра, клоун быстро обматывал веревку вокруг шеи и гордо удалялся с манежа, на ходу поправляя свой импровизированный галстук.

Созданию некоторых реприз Л.Енгибарова предшествовали литературные миниатюры, которые писал сам исполнитель. Например, интермедия "Микрофон".

... Однажды микрофон, обыкновенный микрофон, ужасно загордился. Он стал помыкать даже своим шнуром, динамиками, подставками. Он стал невыносимо заносчив..

- Что такое человек без меня? - рассуждал микрофон, - Не может обойтись без меня никто - ни певица, ни комментатор, ни космонавт! Это я - микрофон - разношу их голоса по планете.

И тогда человек стал часто и надолго выключать микрофон, и тот сделался скромнее - понял: совсем не обязательно человеку пользоваться им все время. Больше того - самые главные слова человек всегда будет говорить без микрофона. Какие именно? Ну, например, "Я вас люблю".

Написав эту миниатюру, Енгибаров стал обдумывать, как можно изложенное на бумаге перенести на манеж. Случай поторопил его. Как-то коверному пришлось срочно заполнять непредвиденную паузу в представлении. Тут он увидел микрофон, лежащий на барьере. Клоун взял его в руки, подумал и начал произносить зажигательную речь, однако его никто не услышал. Клоун не мог понять, почему это происходит. Вдруг он обнаружил, что наступил ногой на шнур, видимо, это мешало звуку проходить в микрофон. Клоун снимал со шнура ногу, и тотчас аппарат включался. Леня вставал в позу заправского оратора, намереваясь произнести темпераментную речь, но тут его охватывала робость. И хотя он шевелил губами, но слов не было слышно. Растерянно озираясь по сторона, он призывал на помощь ведущего. Тот подбадривал клоуна жестами. Как бы в оправдание, артист прикладывал микрофон к сердцу, и на весь цирк раздавались его громкие удары: "Тук- тук-тук". Для сравнения он подносил микрофон к груди ведущего - на сей раз были слышны тяжеловесвые удары: "Бум-бум-бум". Причем после каждого удара наступала томительная пауза. В эти секунды клоун с ужасом смотрел на ведущего, будто сию минуту он должен с ним расстаться навсегда. Сердце инспектора манежа билось все медленнее и медленнее. По мере того как микрофон сползал с груди на живот, звук пропадал вовсе. Клоун в панике метался вокруг ещё живого, но с остановившимся средцем ведущего. Он прослушивал микрофоном все части его тела, надеясь обнаружить признаки пульсирующего сердца. Клоун щупал голову ведущего, заглядывал в глаза. Отчаявшись, начинал всхлипывать и переходил на рыдания. Ведущий, с улыбкой наблюдавший за комиком, предлагал ему приложить мокрофон к левой части своей груди. И когда клоун исполнял его просьбу, то приходил в неописуемую радость. Сердце оказывалось на месте. Оно билось, как и прежде, размеренно и громко.

Разумеется, не все изложенное автором Енгибаровым на бумаге удавалось клоуну Лене (таков был псевдоним Леонида Енгибарова) перенести на манеж, но, что важно, была сохранена его художественная позиция и взволнованно-ироническая интонация.

Леонид Енгибаров сыграл классическое цирковое антре "Бокс", которое многократно было показано другими коверными и буффонадными клоунами. Клоун интерпретировал сценку по-своему. В ней появились лирические м героические мотивы. По ходу клоунады здоровенный верзила избивал тщедушного паренька подлогом того, что он, дескать, обучает приемам бокса начинающего спортсмена. Слабосильный юноша уже намеревался улизнуть с манежа. И вдруг одна из зрительниц, сидящих в первом ряду, бросала измученному спортсмену цветок. Здоровенный соперник нагло улыбаясь, подходил к цветку и пренебрежительно отбрасывал его ногой. Леня, потрясенный этим хамством, нежно взглянув на девушку и жестом успокоив её, бросался в битву с грубой силой и наглостью. Неравная схватка заканчивалась тем, что хилый паренек с сердцем благородного рыцаря одерживал блестящую победу над жестокостью, хамством и бездушием.

Душевному состоянию комического персонажа Енгибарова был характерен особый лирический настрой. Оказываясь в различных комедийных ситуациях, его герой вызывал не только смех, но и трогательные симпатии зрителей.

Победа выдающегося мастера на конкурсе в Праге утвердила в искусстве цирка "енгибаровское" направление, в котором органично соединились выразительная мимика, самобытный трюк, эксцентрическая мысль, музыка и свет, создававшие особый, лирический настрой.

В 1965 г. А.Николаев был удостоен звания лауреата на международном фестивале циркового юмора в Софии, а в 1969 г. на международном конкурсе клоунов имени Грока, проходившем в Милане, ковёрный Николаев, выступавший под псевдонимом Андрюша, завоевал приз "Золотая маска". За рубежом эта награда считается высшей в жанре клоунады.

Семидесятые годы характеризовались новым творческим взлетом и теоретическим осмыслением искусства цирка. В практику вошло проведение научных конференций по актуальным проблемам цирка совместно с коллегами из стран социалистического содружества. Одна из таких конференций, организованная в ноябре 1971 г. министерством культуры СССР совместно с Главным управлением эстрады и цирка министерства культуры ГДР, открылась докладом на тему "Теоретические принципы эстрадного и циркового искусства"

Участники совещания пришли к мнению, что в настоящее время созданы благоприятные условия для дальнейшего расширения международных связей циркового искусства стран социализма.

Укреплению контактов деятелей советского цирка с коллегами из братских стран содействовала и международная конференция, проходившая в Москве с 14 по 17 января 1975 г. в Доме Союзов. За круглым столом собрались делегаты восьми стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Монголии, Польши, Румынии, Советского Союза и Чехословакии. Шел разговор о творческих позициях циркового искусства в странах социалистического содружества о цирковом мастерстве, новаторстве и драматургии, режиссуре, о повышении художественного уровня номеров, аттракционов и исполнительской культуры артистов, о музыкальном, световом, художественном оформлении программ и спектаклей,

В докладах отмечалось, что в Советском Союзе, ГДР, Венгрии, Вьетнаме, Монголии, Польше существует организованная подготовка цирковых артистов в специальных школах и студиях. Так, в нашей стране помимо существовавшего в Москве циркового училища было открыто ещё два учебных заведения - Государственное эстрадно-цирковое училище в Тбилиси (1969) и так же училище в Киеве (1975). В Болгарии, Чехословакии, Польше, ГДР созданы подобные творческие центры - студии, в которых артисты совместно с режиссёрами, художниками, композиторами, балетмейстерами, инженерами готовят новые произведения для показа на цирковых аренах.

Конференции способствовали дальнейшей консолидации творческих сил цирковых деятелей стран социалистического содружества.

В апреле 1971 г. в Москве открылся цирк на Ленинских горах. Впервые в стационаре было сконструировано три манежа для показа в одном спектакле водяных пантомим, феерий, номеров на льду, иллюзионных аттракционов.

Во время демонстрации цирковой программы происходила смена одной арены на другую. Цирк показал первое представление "Огни нового цирка"(1971), в котором участвовали мастера трёх поколений артистов советского цирка. Среди постановок ярко выделялись: "Русские самоцветы" (1971), "Молодость нашей страны" (1974), "Баллады о смелых"(1975), "Русская зима"(1976) и другие.

В начале 70-х годов Леонид Енгибаров подготовил два представления "Причуды клоуна" (1971г.) и "Звездный дождь" (1972г.). Он выступил и драматургом и исполнителем этих произведений, а режиссёром-постановщиком был Ю.Белов.

Литературный дар и артистический талант мима раскрылись наиболее ярко именно в этих необычных по форме спектаклях, где лирические миниатюры нашли неожиданное сочетание с броской цирковой эксцентрикой.

Представление "Причуды клоуна" состояло из пантомимических сценок, которые были придуманы и разыграны Енгибаровым, а в спектакле "Звездный дождь" отдельные мимические интермедии переплетались с короткими новеллами, как бы дополняющими друг друга. Так, например, ведущий спектакля Ю.Белов читал лирическую миниатюру "Тореадор": "Она его любила. Она знала, что он самый искусный тореро. Он лучше всех владел мулетой, а сверкающая шпага казалась продолжением его гибкой руки. Но хотя он был самый ловкий и быстрый и самый бесстрашный, он так и не стал знаменитые матадором. Для матадора он не умел самого главного. Он не умел убивать. И за это она его любила".

С последними словами ведущего на сцене появлялся мим в образе тореадора и разыгрывал пантомиму "Дебют тореадора".

Исполняемые мимические интермедии не были иллюстрацией к только что прочитанным лирическим миниатюрам. Пантомимы исполнялись как импровизационные этюды на ту же тему, но рождавшие совершенно иные ассоциации.

В 1972г. жизнь народного артиста Армянской ССР Л.Енгибарова внезапно оборвалась. Большой, сложный, эксцентрический мир, созданный этим удивительным художником, внес огромный вклад в развитие искусства как советского, так и мирового цирка.

В течение 70-х годов сформировались новые национальные цирковые коллективы: Киргизский, Казахский, Татарский, Таджикский. В 1973 г. на арену вышли молодые артисты нового Башкирского коллектива а в 1974г. - Молдавского циркового коллектива. В каждом ансамбле были номера и в том числе клоунские, строившиеся на фольклорном материале.

Важным событием стало открытие в сентябре 1975 г, в ГИТИСе им. А.Луначарского кафедры "Цирковое искусство" основателями которой, были педагоги: Ф.Вардиан, В.Крымко, М.Местечкин, С.Макаров. Началась осуществляться систематическая подготовка на очном и заочном отделениях режиссёров как для советского цирка, так и для цирков Болгарии, Монголии, Польши, Вьетнама, Кампучии и др. Уже у концу 70-х г. в системе Союзгосцирка работало пятнадцать главных режиссёров и тридцать очередных. Среди них были первые выпускники кафедры "Цирковое искусство" ГИТИСа.

В течение 1977-1978гг. в стране проводился творческий смотр среди артистов, авторов и режиссёров на лучший спектакль для детской аудитории. Почти одновременно с этим соревнованием с декабря 1978г. по май 1979 г. Союзгосцирк совместно с Союзом писателей СССР провели конкурс на лучший репертуар для клоунов. Литературный материал, одобренный членами жюри, лег в основу оригинальных сценок, интермедий, реприз и клоунад, вошедших в репертуар ковёрных.

Оригинальный и весёлый спектакль, поставленный А.Николаевым, увидел свет в 1977г.

... В луче прожектора возникала фигура в обычном сером костюме. Это был Андрей Николаев. Звучала лирическая мелодия вступительной песенки, и артист начинал петь:

От великого - шаг до смешного:
Стоит только шагнуть не туда ...

Стихи песенки и весь текст представления "Я работаю клоуном" написал сам А.Николаев. Он пел о том, что в нашей жизни все перемешано - комическое и трагическое, грустное и весёлое. После взлёта на гребень славы человека подстерегает оглушительный провал, а неудача часто сменяется удивительным везением. Трудно балансировать между крайностями, но ещё сложнее всегда оставаться Человеком. Заканчивалась песенка такими словами:

Так и буду шутом многоликим
И, шагая, не стану иным.
Кто захочет - пусть будет великим,
Ну а я - захотел стать смешным...

Вспыхивал свет и тут же, на глазах зрителей, А.Николаев трансформировался в клоуна Андрюшу. На носу появлялась курносая нашлёпка, на макушке - красный берет, а серый костюм, вывернутый наизнанку, становился клоунским одеянием привычного синего цвета.
- Здравствуйте, - обращался к публике артист, - я работаю клоунов. Меня зовут Андрюша ...

Он предлагал зрителям отложить все заботы до следующего дня, а сегодня веселиться вместе с участниками представления. И зрителям действительно не приходилось скучать, Андрюша поражал многогранностью дарования, заставляя не только смеяться до коликов, но и размышлять над тем, что происходило на манеже.

Андрюша был главным героем спектакля. Он заполнял паузы и входил во все номера программы, являясь одним из основных исполнителей. Его антагонистом выступал скучно-надоедливый долговязый ведущий, который постоянно норовил одернуть озорника, придать уныло-благопристойный вид происходящему. Но пресекая шалости Андрюши, он сам попадал в нелепые ситуации, вызывая смех зрителей. Андрюша выходил победителем из всех положений, и веселое остроумие торжествовало, одерживая верх над скукой и тоской

В спектакле были необычные для цирка персонажи, такие, как весёлый трубочист, вступающий в битву с пауком, вычурные танцоры, исполняющие демоническое танго, бабая-яга, обольщающая наивного Андрюшу, и другие фигуры. Интересен был номер на батуте, называющийся "Бал шутов".

Высоко над манежем на троне восседал король- клоун Андрюша. Вокруг него прыгали придворные в пестрых средневековых одеяниях, доказывая свою преданность монарху и стараясь заслужить его благосклонное внимание. Но вдруг король пропадал и трон оказывался не занятым. Тотчас чопорные придворные, забыв об этикете, устраивали потасовку, борясь за вожделенное место. Прыгая, они отталкивали друг друга, сбивали с ног. Оригинальная режиссёрская трактовка придала традиционному акробатическому номеру весьма сатирическое звучание - такие пороки, как низкопоклонство, карьеризм, борьба за власть, не уходят из жизни сами собой вместе с исчезновением королей и диктаторов. Они живучи, и люди должны помнить об этом даже в демократическом обществе.

Спектакль "Я работаю клоуном" высветил новые возможности цирковой клоунады и показал богатый творческий потенциал комиков цирка.

Выступая на манеже А.Николаев занимался педагогической деятельностью. Он профессор, преподает мастерство актёра и режиссуру в ГИТИСе им. А.Луначарского.

В 70~е годы в системе Союзгосцирка существовало пятьдесят коллективов "Цирк на сцене", которые несли своё искусство в самые отдаленные уголки страны. Их выступления проходили на стадионах небольших городов, во дворцах спорта, в домах культуры и в клубах, на палубах короблей, полевых станах, и просто на строительных площадках. В течение одного года коллективы "Цирк на сцене" давали до пятнадцати тысяч представлений.

Впервые в истории советского цирка в 1978 г. за создание грандиозного воздушного аттракциона "Прометей" автор, режиссёр, артист В.Волжанский был удостоен Государственной премии СССР.

В этом новаторском произведении мастера арены, используя выразительные средства циркового искусства, на оригинальных канатах, натянутых в разных плоскостях и на разной высоте, разыгрывали древний миф о Прометее, одарившем огнём и в том числе творческим людей. Эффектное и необычное действие сопровождалось музыкой А.Скрябина, а также стихотворным текстом:

Смерть и горе объявляю я врагам.
И друзьям объявляю Жизнь и Счастье!
Мной завещанное пламя
Погасить теперь уже никто не властен!

Главное действие происходило над манежем, который был украшен изображениями спирали галактики, Земли, окруженной россыпью сверкающих звёзд.

В Ленинградском цирке в 1979 г. состоялась премьера спектакля "Руслан и Людмила" по мотивам произведения А.Пушкина. Режиссёры и сценаристы А.Сонин и А.Шаг создали занимательную и красочную феерию, в которой были включены: танцы, а также конные, акробатические, воздушные, иллюзионные номера, клоунады.

Пантомима "Руслан и Людмила" успешно гастролировала по циркам СССР.

Артисты советского цирка с 1976 г. начали участвовать в самом престижном международном конкурсе, который проводится в Монте-Карло (открытие его произошло в 1974г.). Званиями лауреатов были награждены: акробаты-вольтижёры под руководством В.Шемшур (1976г., приз Серебряный клоун), акробаты с подкидной доской под руководством В.Белякова (1978г., приз Золотой клоун), эквилибристы на першах под руководством Л.Костюк (1979г., приз Золотой клоун).

Осенью 1979 г. в Москве проходила международная научно-практическая конференция, посвященная 60-летию Советского цирка. На ней были подведены итоги развития этого вида искусства, определена его роль и место в социалистическом обществе, рассмотрены задачи, стоявшие перед цирками стран социалистического содружества.

В работе конференции приняли участие представители Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Кореи, Кубы, Лаоса, Монголии, Польши, Румынии, Чехословакии. Они говорили, о значительном интересе, который представлял для цирков этих стран опыт советского искусства манежа.

На конференций был выработан и подписан итоговый документ - "Рекомендация", который закреплял основные принципы дальнейшего развития циркового искусства в странах социалистического содружества.

В дни юбилея большая группа цирковых артистов, деятелей советского цирка за творческие достижения была отмечена высокими правительственными наградами и почётными званиями. Впервые артисты цирка были удостоены высоких званий - Героев Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот". Это - народные артисты СССР: И.Бугримова, Е. Милаев и М.Румянцев, выдающийся мастер советского цирка Карандаш.

Начало 80-х годов совпало с успешным выступлением советских артистов на интернациональных фестивалях, смотрах циркового искусства в Гаване и Париже. Вместе с этим на представительном международном конкурсе в Монте-Карло званиями лауреатов были отмечены: клоун Олег Попов (1981г., приз Золотой клоун), воздушные гимнасты П.Любиченко и Л. Головко (1981г., приз Серебряный клоун), жонглёр С.Игнатов (1983 г., приз Серебряный клоун), конный аттракцион "Горская легенда" под руководством Т.Нугзарова (1984г., приз Золотой клоун), воздушные гимнасты на штейн-трапе Н.Васильева и Ю.Александров (1984г., приз Серебряный клоун), акробатический ансамбль "Романтики" под руководством В.Довейко (1985г., приз Золотой клоун), клоун Ю.Куклачев (1985г., приз Серебряный клоун), воздушный полет под руководством В.Станкеева (1988г, приз Серебряный клоун), соло-эквилибрист на моноколесах А.Цуканов (1988г., приз Серебряный клоун), акробатический дуэт артистов Коцуба (1989г., приз Серебряный клоун).

Мастера советского цирка продолжали оказывать творческую помощь коллегам из цирков социалистических стран. В ТИ В ГИТИСе им. А,Луначарского и ГУЦЭИ (так с 1962г. стало называться ГУЦИ) велась интенсивная подготовка артистов, режиссёров, педагогов для цирков Болгарии, Вьетнама, Кубы, Монголии, Лаоса, Кампучии, Йемена.

Очередным масштабным произведением, подготовленным в цирке, стал публицистический спектакль "Город Мир". Он был показан в 1983 г. в Тульском цирке. Его создателями были Ю.Куклачев и А.Калмыков.

На улицах символического циркового города живут Смелые, Ловкие, Сильные люди, но есть здесь и такие закоулки, где притаились Зло, Жестокость. Путешествуя по необычному городу, клоун встречается как с Красотой, Радостью, Добротой, так и с черными силами, сеющими Войну и Смерть. Герой Куклачева, объединив вокруг себя силы Света и Разума, решительно вступает в битву со Злом, отвоевывая для жителей города Счастье и Жизнь.

Публицистический спектакль "Город Мир" затрагивал острейшую тему борьбы человечества за мир, прогресс на земле.

Творческие поиски ведущих артистов, режиссёров убедительно доказывали, что искусство цирка вступило в новую фазу развития. Оно наполнилось новым содержанием. Теперь мастерам арены стали доступны и высокая поэзия и острое злободневное слово, лирика и публицистика.

Однако со второй половины 80-х годов (с началом" "перестройки") негативные явления, проявившиеся в жизни нашего многонационального государства, сказались и на цирке. Развитие искусства и появление новых произведений сдерживалось тяжелым экономическим положением в стране,

В поисках выхода из сложной ситуации Союзгосцирк с 1987г, был переименован в творческо-производственное объединение. Это было сделано для того, чтобы усилия цирковой организации в первую очередь были направлены на улучшение художественных процессов. К тому же переход циркового объединения на новые условия хозяйствования существенно расширял права Союзгосцирка в области планирования творческой и финансовой деятельности.

В феврале 1988 г. на манеже Московского цирка на Ленинских горах демонстрировалась новая пантомима "Гусарская история", в основу которой была положена пьеса А.Гладкова "Давным-давно". Б спектакле исполнялись сложные трюки, оригинальные композиции конной дрессуры, но, увы, из-за финансовых проблем пантомима просуществовала не долго.

В октябре 1989 г. в Москве в Доме Союзов проходила очередная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию Советского цирка. В течение двух дней обсуждался круг вопросов, связанных с творческим и финансовым состоянием циркового искусства в разных странах. В дискуссии приняли участие представители Аргентины, Венгрии, ГДР, Китая, Кубы, Монголии, США, Франции, Чехословакии. Рассматривались проблемы подготовки артистических кадров, о зрительском интересе в США и Канаде к советскому цирку, о месте цирка в мировой культуре, о развитии фестивального движения в цирковой среде.

Многие отмечали, что теперь цирковой фестиваль не только состязание артистов и режиссёров, это и грандиозная артистическая биржа. Именно поэтому цирковые конкурсы проводятся с октября по февраль - в то время, когда директора частных цирков формируют программы на весь предстоящий сезон. Во время фестивального марафона импресарио, директора цирков и журналисты переезжают с одного конкурса на другой в надежде увидеть новые номера, заключить выгодные контракты, обменяться информацией и впечатлениями.

В дни конкурсов между специалистами возникают жаркие дискуссии, которые подчас выплескивались за рамки научно-практических конференций. В Италии, где более 40 частных цирков и много номеров с животными, каждый фестиваль превращался в повод для жестоких стычек между деятелями цирка и представителями партии "зеленых".

В Москве специалисты говорили о том, что расцвет фестивального движения пришелся на середину 80-х годов. С 1984г. в Барселоне проходит международный фестиваль комиков, посвященный памяти знаменитого испанского клоуна Шарля Ривеля. С 1985г. в Риме проводится международный фестиваль в "Золотом цирке" Лианы Орфей, Кроме того, в разных городах Италии периодически собирается фестивальная программа с участием советских артистов "Большая премия интернациональных цирков". Раз в два года проводится фестиваль акробатического искусства в Китае. Он был учреждён в 1987г. в провинции Учао.

Участники дискуссии подчеркивали, что международные фестивали и конкурсы способствуют дальнейшему развитию современного циркового искусства. Творческое общение и дух соревнования стимулируют создание новых и оригинальных произведений. А уникальные достижения становятся не только достоянием победителей - их рекорды остаются в истории мирового цирка,

С этого времени несмотря на тяготы, выпавшие на долю мастеров советского цирка, они не прекращали принимать участие в международных цирковых фестиваллх и конкурсах. И даже становились лауреатами, получая высшие награды. Например, в Монте-Карло: аттракцион "Суматранские тигры" под руководством Н.Павленко (1990 г., приз Золотой клоун), акробаты со скакалкой под руководством В.Акишина (1990г., приз Серебряный клоун).

Казалось, что подготовка и выпуск масштабного и величественного спектакля "Спартак" по мотивам романа Р.Джованьоли будет новой яркой страницей в истории отечественного цирка. Постановку осуществлял сценарист и режиссёр, а также главный исполнитель роли Спартака -М.Запашный. Премьера состоялась 15 декабря 1990г. Представление было выпущено и сыграно лишь в одном Калининском цирке. Отсутствие финансовых средств не позволило артистическому ансамблю начать со "Спартаком" гастроли по стране.

Период 1990-1992гг. характеризовался наличием кризисных явлений в системе советского цирка, связанных с распадом единого циркового комплекса на территории бывшего СССР. Возникла угроза исчезновения отечественного цирка с его высоким культурным, эстетическим, профессиональным уровнем, традиционно считавшимся одним из лучших в мире.

Разрушительные тенденции в сфере циркового искусства в России были приостановлены и положение в определенной степени стабилизировалось в результате создания 9 января 1992 г. Государственной Компании "Российский цирк". Это позволило в новых экономических, организационных и правовых условиях определить основное начала деятельности цирковых учреждений и предприятий, сохранившихся в рамках общей системы "Росгосцирк" объединил 42 цирка, 17 передвижных цирков-шапито, 9 зооцирков - всего в систему вошло около трёх тысяч артистов. Подготовкой номеров для "Росгосцирка" по-прежнему занималось ГУЦЭИ, где продолжали работать над новыми произведениями режиссёры, балетмейстера, педагоги.

Всё это позволило избежать полного развала уникальной системы государственных цирков, сохранить творческий состав, а также не утратить былой высокий уровень циркового искусства в России.

СЕРГЕЙ МАКАРОВ. ДОКТОР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100