Последний романтик цирка Владимир Стихановский
Случаются в жизни этапы, пережив которые, художник может с полным правом сказать о собственной судьбе, что она оказалась счастливой.
О судьбе героя моих заметок я бы именно так и сказал: Ему выпала счастливая творческая судьба!
…Ему посчастливилось родиться и работать в теперь уже "былинные" времена, когда цирк в нашей стране был не просто на подъёме - в зените, в Ренессансе! Цирковое искусство страны Советов, хотя официально это, вроде бы и не провозглашалось, было "нашим всем", "важнейшим из искусств"! Наряду с балетом, кино и танцем.
…Ему посчастливилось именно в "те времена" поступить в Цирковое Училище, выдержав фантастический (сто человек на место!) конкурс, которому безнадёжно завидовали такие популярные в те годы ВУЗы как МАИ и "Бауманский". Не были исключением, кстати, элитарное МГУ и кастовое МГИМО.
…Ему повезло в ГУЦЭИ с педагогами, наставниками и репетиторами, которые щедро дарили ученикам свой преподавательский талант и профессиональный опыт, отдавая самое лучшее, чем их наградила жизнь в искусстве и любовь к профессии.
…Ему снова повезло с режиссёром-новатором Юрием Гавриловичем Мандычем, который буквально фонтанировал новыми оригинальными идеями, заражая своей невероятной энергетикой учеников.
… Ему опять повезло и в период учёбы в ГИТИСе, где его Мастером курса был признанный корифей цирковой режиссуры Марк Соломонович Местечкин.
Куда ни кинь - ему, выходит, всюду везло!?
Но только сам "счастливчик" знает настоящую цену своего счастья. Из врождённого такта и скромности, он редко распространяется о том, сколько усилий, характера, воли, эмоций, энергии и труда приходилось растрачивать, чтобы тебя сочли вполне удачным…
Я говорю о счастливчике, которого в цирке давно знают, ценят и любят - главном режиссёре экспериментальных творческих мастерских Центра циркового искусства, Владимире Алексеевиче Стихановском.
Его артистическая карьера вполне сложилась и была редкостно успешной. Достаточно припомнить, что во времена "золотого Века" отечественного цирка, на который пришёлся артистический расцвет В.Стихановского, номер "Танцы на проволоке" - в партнёрстве с Татьяной Марковой, а затем, и в сольном исполнении, - был настоящим завсегдатаем программ доброго десятилетия Старого Московского цирка. Из многих тысяч артистов тогдашнего прославленного "Союзгосцирка", такой чести и признания удостаивались считанные единицы. Счастливчику есть, чем по праву гордиться.
Профессией циркового режиссёра овладевают по-разному: учатся, случаются, рождаются, становятся, но только при одном условии: если у тебя есть что сказать в манеже нового, оригинального, поразительного. По-видимому, у В.Стихановского было и есть что сказать. Одних только версий собственного номера за два с лишним десятка лет работы у Стихановского было с десяток. Разлёт музыкальных предпочтений, - от Баха и Моцарта до классика аргентинского танго Карлоса Гарделя, от А.Пахмутовой… до современного рок-мейнстрима. Использование всего многообразия пластической лексики, - от классических балетных экзерсисов, до джаз-танца, - свидетельства неустанных поисков адекватного выражения собственного понимания быстроменяющейся действительности.
На излёте 90-х Стихановский-артист, быть может, интуитивно почувствовал, что, работая в манеже.., не успевает за Стихановским-режиссёром. В 91-ом он делает непростой выбор и покидает манеж. Но остаётся в цирке!
Как артист, он удостоен почётных званий: "Заслуженный артист России", Лауреат премии Ленинского комсомола, Лауреат Всесоюзных и Международных конкурсов цирка. Как режиссёр, удостаивается звания Лауреата Всесоюзного конкурса за постановку лучшего детского циркового спектакля.
Перебирая в памяти отдельные эпизоды и фрагменты своей биографии, Владимир Алексеевич вдруг неожиданно замолкает. После паузы тихо переводит разговор на то, что "вся эта "статистика" профессионального признания перестаёт работать, когда оказываешься один на один с очередным новым замыслом, оригинальным сценарием номера, или крупным творческим проектом, который собираешься реализовать в новой режиссёрской работе". Тогда наступает период долгих поисков и мучительных сомнений. Смогут ли именно эти исполнители "вытянуть" необходимый уровень задуманного трюкового репертуара, в каком стиле решить тот или иной номер, каким будет пластический рисунок, музыкальный материал и проч. и проч.
В 90-е годы В. Стихановский внимательно следит за бурными изменениями, происходящими в отечественном цирке, связанными с переменами в жизни. Исчезает страна под названием СССР, круто меняются условия жизни людей и кажется, будто само время с бешеной скоростью несётся навстречу новой эпохе - то ли постиндустриальной, то ли постмодернистской, с её неуёмной жаждой потребительства… Словом - да здравствует демократия, со всеми её прелестями и ужасами, которые настигли-таки Россию. А что станет с цирком? Вопрос не на шутку волнует режиссёра В.Стихановского.
В 1994 году В. Стихановский ставит гастрольную программу "Русские сезоны в Америке", которая вызывает восторг достаточно искушённой заокеанской публики. В следующем году В.А. Стихановский принимает предложение "Росгосцирка" возглавить творческую Мастерскую "Пластический цирк" в Центре Циркового Искусства в Москве.
За годы работы в ЦЦИ режиссёр-постановщик В.Стихановский поставил более тридцати номеров в различных цирковых жанрах и стилистических направлениях. Многие его номера отличает оригинальное, новаторское решение. Дерзкий экспериментальный подход, который составляет индивидуальный почерк режиссёра В.Стихановского, следует безусловно признать плодотворным.
Он старается никогда не повторяться, отыскивая в канонической версии признаки актуального времени, будь то костюмы, пластическое решение, музыка, трюковые связки, общая композиция номера… Всегда при этом оставаясь приверженцем по-особенному изящного, возвышенного направления. Я бы назвал его - романтическим. Что есть романтизм в творческом методе В. Стихановского?
На основе синтеза искусств, но цирковыми средствами, - создание на манеже универсальной картины мира, изображая сильные, возвышенные страсти и изысканные чувства. Некоторая декларативность такой установки, тем не менее, нашла своё адекватное воплощение на манеже.
Таковы, например, дуэты на канате под руководством Народных артистов России Адама Виситаева и Геворга Хачатряна, номер танцоров на проволоке "Танго" в исполнении Ю.Вартановой и А.Сидоренко и номер "Паганини" в исполнении С.Шитова.
Атмосферы особой элегантности, приподнятости и возвышенности режиссёру В.Стихановскому удалось достичь в номерах воздушных гимнастов: "Полёт желаний" п/р О.Понукалина, "Воздушное адажио" в исполнении Ольги и Сергея Таёкиных, "Партерном полёте" п/р П.Ашвица, воздушном полёте "Икар" п/р Н.Сарычева, "Гимнасты на бамбуке" в исполнении Ольги Моревой и Игоря Пурденко.
Смелые и неожиданные режиссёрские решения нашли своё выражение в номерах "Русская палка" п/р А.Федосова, "Океан" - эквилибрист на оригинальном аппарате в исполнении П.Хачатряна, "Посвящение" - эквилибристическая композиция в исполнении Д.Прудникова, "Танго с велосипедом" в исполнении О. и А. Коковиных.
Новые, неожиданные пластические, и композиционные решения были использованы режиссёром в таких номерах как акробаты с подкидными досками "Карнавал" п/р В.Наркевича и "Фрейликс" п/р А.Ковгара, номер воздушной акробатики "Восточная мозаика" п/р В.Ковалёва. Большинство из перечисленных номеров были удостоены высоких наград на различных международных Фестивалях и Конкурсах циркового искусства.
Можно ли после сказанного не признать счастливой судьбу артиста и режиссёра В.Стихановского? Вопрос риторический, но я не удержался и позвонил своему герою. Вот наш диалог:
Автор: Володя, ты доволен тем, что тебе удалось сделать в цирке?
Владимир Стихановский: Я не доволен тем, что мне пока не удалось сделать того, что я мог бы поставить. Цирк, к сожалению, стал искусством "малобюджетным". С такими "возможностями" сегодня нельзя соответствовать современным требованиям цирковой режиссуры. Это обидно.
Автор: И всё-таки, ты можешь о себе сказать: жизнь удалась!?
В.С. Легко!!! Если же говорить всерьёз, то иногда мне кажется, что всё поставленное мной, как бы это сказать, делал кто-то… другой. Я всегда относился двояко к своим номерам - что-то нравилось, что-то не устраивало… Сейчас, как, кстати, и раньше я готов бросить вызов постановкой российского циркового шоу и Дю Солей, и Ронкалли, и Флик-фляку, да кому угодно.
Автор: Значит ли это, что ты не всё сказал в цирке?
В.С. Именно так: недовысказался! Очень хочу, просто постоянно брежу такими проектами. И, как и в юные годы, самозабвенно верю, что смогу. Скоро, очень скоро смогу. Не может быть, чтобы не смог! Я в этом абсолютно уверен!
P. S. После этого, я думаю, читатель согласится с автором, что Владимир Стихановский - счастливый и безмерно талантливый человек! К тому же, неповторимый цирковой романтик!
Владимир Сергунин