Путь к образу. Заметки режиссера цирка
Бесспорна истина, что артист в цирке обязан не просто исполнять трюки, но непременно создавать образ. Это требует от него не только натренированности, но и разностороннего творческого развития, умения логически, обоснованно действовать на манеже, находить различные выразительные средства для раскрытия образа.
Однако для подготовки артиста цирка всеобъемлющей школы еще не создано. Ему преподается лишь сумма профессиональных навыков для исполнения трюков в том или ином жанре и некоторые практические навыки в смежных искусствах. Подготовка должна быть более глубокой, всесторонней.
Какой именно? Вот некоторые соображения на сей счет.
Прежде всего, определяя направление и характер художественно-творческого воспитания артиста цирка, нужно иметь в виду особенности и обстоятельства, в которых находится он во время выступления. Во-первых, артирт выходит на арену не для раскрытия «истины страстей и правдоподобия чувствований в предполагаемых обстоятельствах», а для конкретного действования в исключительных и конкретных обстоятельствах. Во-вторых, артист на манеже раскрывает «жизнь человеческого духа» не через лицедейство, а через необычные физические действия — трюки, в основе которых проявляются реальные возможности самого исполнителя.
Героико-романтическое искусство цирка нельзя отнести ни к искусству переживания, ни к искусству представления в чистом виде. Оно несет в себе элементы и того и другого и является прежде всего искусством яркого действования. Недаром А. В. Луначарский отмечал: «Цирк есть чрезвычайно правдивое, в отличие от окутанного замаскированностью театра, зрелище человеческой силы и ловкости».
На арене у артиста по-настоящему действует его человеческая органика, она включена непосредственно в мир преодоления реальных препятствий. Артист, видимый на манеже со всех сторон, вырабатывает в себе физическую свободу, ибо. с напряженными мышцами трюка не выполнишь, привыкает быть «внимательным беспредельно» — пользоваться многоплоскостным вниманием. К. С. Станиславский в книге «Работа актера над собой», говоря о внимании, не случайно приводит в пример именно артиста цирка. Он пишет о жонглере на лошади: «...ногами и корпусом ему надо балансировать на спине галопирующей лошади, глазами следить за равновесием палки, поставленной на лоб, а на ее верхушке большая вертящаяся тарелка, и кроме того, ему еще нужно жонглировать тремя или четырьмя мячами. Сколько же у него объектов внимания! Но он еще находит возможным лихо покрикивать на лошадь. Все это жонглер может делать потому, что у человека многоплоскостное внимание и каждая плоскость не мешает другой».
Памятуя о конкретности и реальности мира, в котором приходится действовать артисту на арене, не следует считать, что он все делает, если так можно выразиться, только «от себя». Исполнитель действует, как характер с определенно отобранными человеческими качествами. Когда, например, артист перед своим выступлением, надев куртку униформы или халат, выходит на манеж, чтобы проверить правильность установки аппарата,— он обыкновенный человек, занятый обыкновенным делом. Но когда после объявления его номера артист появляется из-за форганга в ярком костюме, освещенный лучами прожекторов, — это уже не тот человек, который только что осматривал аппарат. Зрители видят на арене бесстрашного волшебника, которому подвластно все.
Выходя на манеж, артист обязан раскрыть черты своего образа в процессе действования, исполняя трюки, общаясь с партнерами и со зрителями, которые в цирке являются соучастниками представления. Для воспитания такого артиста, независимо от того, в каком жанре он выступает, необходима всесторонняя сценическая подготовка, основанная прежде всего на творческом применении системы Станиславского, разумеется, используя ее основы с учетом особенностей условий бытия артиста на арене.
Многие ведущие мастера манежа отлично сознают это и стремятся усвоить и пользоваться принципами школы Станиславского. Так, умелое применение на практике «системы» помогло В. Волжанскому создать номер, который по праву считается классическим в советском цирке. Он воспитывает своих партнеров не только как исполнителей трюков, но и как артистов, владеющих сценическим общением, вниманием, умеющих точно и выразительно реализовать сценическую задачу. Напомним, что нередко артисты цирка участвуют в сюжетных представлениях, в пантомимах, исполняют в них различные роли, для чего им также требуется владеть основами сценического мастерства.
К сожалению, подобной творческой подготовкой многие исполнители не располагают. И, оказавшись на манеже, они действуют каждый сам по себе, друг с другом не общаются, а в итоге какого-либо цельного образа не создается. Мне вспоминается номер Косоребриковых — эквилибристов с першами, — как он выглядел некоторое время тому назад. Четверо артистов при выступлении даже не смотрели друг на друга. Исполнив трюк, эквилибрист отходил в сторону и терпеливо ждал момента, когда ему надо принять участие в демонстрации очередного трюка. Разобщенность, внутренняя пустота, разнобой в сценическом бытие участников номера приводили к полному нарушению ансамбля. Как Косоребриковым удалось преодолеть этот недостаток, будет сказано ниже. Сейчас хочется подчеркнуть, что подобный недостаток — увы! — довольно распространен.
К сожалению, нередко в групповых номерах пока один из партнеров исполняет трюк, другие проявляют полное безразличие к происходящему, так сказать, не включают свое внимание в круг главного события на манеже и, сами того не желая, разрушают целостное впечатление от выступления товарищей. Если артисты не умеют сценически общаться друг с другом, их номер распадается на ряд механически исполняемых трюков, и в этом случае говорить о настоящем искусстве, о целостном и образном решении номера не приходится.
Случается, что артисты даже в таком номере, как, например, «Акробаты-эксцентрики», где часто в основу положен конфликт между партнерами, где изображается борьба между ними, теряют органическую взаимную связь, проявляют полную неспособность сценического общения. Акробаты смотрят друг на друга, иногда подмигивают зрителям, но «не видят» ни друг друга, ни зрителей. Случается, партнеры выносят на манеж свои, так сказать «закулисные», личные отношения. Исполнитель не подает партнерше руку или не скрывает своего безразличного отношения к партнеру. Последний пример — крайность. Но даже если отсутствие сценической культуры не выражено так наглядно, то все же слабое знакомство с ней дает себя знать. Даже способные, неплохо подготовленные исполнители далеко не всегда удачно используют различные, приемлемые в цирке, выразительные средства для раскрытия образа.
Наблюдая как-то выступления молодого одаренного артиста В. Мусина, я увидел, что он неточно управляет своим вниманием, в результате теряет «объект» и действует нелогично, неубедительно. Можно привести и другие примеры того, как от слабого владения актерским мастерством проигрывает и сам исполнитель, и номер в целом.
Как изменить положение? Думается, что творческую помощь в повышении художественного развития артистов должна оказать прежде всего режиссура. Постановщик обязан не ограничиваться работой над трюковыми элементами номера — выходом артистов, комплиментом, мизансценой, — а заниматься и обучением и воспитанием исполнителей. Режиссер призван знакомить артистов с системой Станиславского, проводить занятия по актерскому мастерству. Что это и нужно и вполне возможно, я убедился на собственной практике.
Расскажу, как это выглядит. В первой беседе с участниками номера я стараюсь определить его основной художественный замысел, внимательно анализируя недостатки каждого из исполнителей. Затем, убедившись, что все артисты меня поняли, что они согласны с моими замечаниями и предложениями, приступаю к практическим занятиям. В случае если между партнерами нет органической взаимосвязи, провожу этюды на внимание и общение, добиваюсь, чтоб артист открыл для себя логику своих действий, понял природу их правды. В одном случае правды искусства переживания, в другом верную демонстрацию художественной формы роли. Добиваюсь, наконец, выявления чувства и мысли через взгляд, улыбку, жест и другие зримые действия.
Такие занятия провожу до тех пор, пока не увижу, что артисты научились творчески владеть своим вниманием, могут направлйть его на нужный объект, с определенной задачей, что они поняли: органичное общение с партнером — значит уметь через действие понять его мысль и ответить мыслью же через то или иное действие. Потом приступаю непосредственно к репетициям номера. Такую работу я проводил с участниками номера Косоребриковых, о котором упоминалось выше, и со многими другими. Занимался я, в частности, и с клоуном Валерием Мусиным. Пригласив в помощь ему артистку, мы ставили различные этюды. В результате Мусин, отказываясь от наигрыша, открыл для себя большой внутренний мир правды действования в образе.
Ознакомление с основами системы Станиславского, обучение приемам построения образа мне приходилось вести и с выпускниками циркового училища. Несколько лет назад, осуществляя постановку сюжетного представления в армянском коллективе, я обратил внимание, что Л. Енгибаров, только что окончивший училище, в одной из своих реприз «формально обращается» со своим вниманием, нарушает логику действования. Тогда я помог талантливому артисту понять и почувствовать, где у него от неверно направленного внимания рвалась логика мысли, а следовательно, и логика действия.
Могу вспомнить работу с М. Кантемировым. В Ивановском цирке ставилась пантомима для детей. Отличный наездник приступил к новой для него работе — созданию одной из ролей. Упражняясь на этюдах, он довольно быстро постиг нужные элементы сценического мастерства. Перечисленные выше примеры, разумеется, не исчерпывают всех возможностей режиссуры. Большую пользу в этом смысле оказывает артистам участие в каких-либо игровых сценках, где они применяют свои актерские способности в условиях, отличных от номера, решают новые творческие задачи.
Для представления «Мы — за мир!» в Ивановском цирке мной была поставлена игровая сценка «На солнечной поляночке». В сценке участвовали артисты номера, возглавляемого Евгением Мила-евым. Одетые в костюмы воинов Советской Армии, они должны были и танцевать и исполнять пантомимические сценки. Занятия с режиссером, балетмейстером, художником значительно расширили творческий диапазон актеров и в конечном счете послужили более верному их действованию в номере
Во всех случаях при подготовке номера необходимо и режиссуре и исполнителям тщательно учитывать - драматургию номера для определения верной логики действования всех исполнителей. Перед участниками и сюжетного представления и номеров физкультурно-спортивного характера стоит задача создания художественного образа. Для этого требуется умение строить свое сценическое бытие в соответствии со сверхзадачей и сквозным действием, которые, по выражению К. С. Станиславского, являются «главными в искусстве».
Е. ТИМОШЕНКО, главный режиссер Ивановского цирка
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.
оставить комментарий