Многонациональный цирк России XX столетия - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Многонациональный цирк России XX столетия
 

Автореферат диссертации  на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
 

Пятаева Ольга Викторовна

Специальность – 17 00 01 – Театральное искусство

Автореферат диссертации  на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург  2009



          История отечественного цирка неотрывна от многонациональной культуры России. Речь пойдет не только о сугубо национальных цирковых коллективах, которые существовали и (правда, в меньшей степени) существуют сегодня в национальных республиках и автономиях нашей страны. Репертуар российского цирка всегда вбирал в себя элементы этой многонациональной культуры. Более того, он не ограничивался пределами России, но очень часто и разнообразно привлекал для создания цирковых номеров, пантомим и представлений многие традиции других стран.
          Сегодня назрела настоятельная потребность в том, чтобы определить, исследовать и сформулировать основные закономерности влияния национальных культур на репертуар российского цирка XX и начала XXI века. Надо признать, что с этой точки зрения история российского цирка систематически не рассматривалась ни в одной из гуманитарных наук.
          Российский цирк представляет собой уникальное явление: цирки других стран в большинстве случаев несут на себе отпечаток четко выраженной мононациональной культуры. Разумеется, в ряде стран существуют цирки с многонациональным репертуаром, как например, Cirque du Soleil (Цирк дю Солей). Но в отличие от российского цирка, они привлекают в свой антрепризный репертуар готовые номера из цирковых программ разных стран. Уникальность многонационального российского цирка состоит в том, что он не только прокатывает, но и создает такой цирковой репертуар.
          С этой точки зрения  идеология многонационального государства оказалась плодотворной. Одной из самых важных тенденций развития отечественного цирка в советскую эпоху стало обращение к национальным культурам России, имеющее яркое воплощение в цирковом искусстве.
          Известно, что основными формами существования циркового искусства являются  номер, аттракцион, цирковое представление. Исследование проблем создания художественного образа в этих трех основных формах циркового искусства не может быть осуществлено без серьезного изучения влияния на цирк народного искусства многонациональной России – его тематизма, стилистики, специфической образности.
          В данной диссертации исследуется  влияние, которое оказали на отечественный цирк национальные культуры народов России, принимая во внимание масштаб этого воздействия. Многообразие национальных культур, существующее именно в России, представляет широкое поле для анализа. В данном контексте асколизация практики уникального российского цирка, несомненно, должна быть выполнена в отечественном искусствоведении как один из самых важных малоисследованных аспектов своеобразной художественной структуры российского цирка.
            Объект исследования – цирковое искусство России ХХ столетия.
         Предмет исследования – проблемы создания художественной структуры цирковых номеров, аттракционов, пантомим, тематическая, образная, стилистическая тектоника которых опирается на народное искусство или испытывает его влияние.
          Основной структурной единицей циркового материала  является отдельный номер: законченное произведение циркового искусства,  представляющее собой совокупность трюков, чередующихся в известной композиционной закономерности, выполняемых группой людей или животных в определенный промежуток времени и конкретизирующих ту или иную идею, выявляемую в художественно воздействующем образе в специфических условиях циркового манежа. Созданию художественного образа помогают костюм, грим, музыка, аксессуары.  Эти компоненты очень часто несут в себе стилистику того или иного национального искусства, оказывают существенное влияние на структуру художественного образа в цирке, и потому требуют отдельного и тщательного рассмотрения.

          Цель исследования – изучение истории отечественного цирка XX века, определение его уникальности в ракурсе использования народного искусства в структуре его репертуара.

          Задачи исследования:
-    рассмотреть в исторической ретроспективе воздействие отдельных видов национальных искусств (литература, музыка, танец, театр, изобразительные искусства) на основные формы циркового искусства;
-    проанализировать специфику введения фольклорно-этнографического материала в художественную структуру циркового зрелища российского цирка;
-    выявить историческую периодизацию развития российского цирка XX столетия в ракурсе темы исследования;
-    исследовать творчество мастеров цирка (актеров, режиссеров, художников, авторов, композиторов), внесших наиболее заметный вклад в создание циркового репертуара на национальной основе.
    
          Научная новизна исследования  состоит в том, что история российского цирка прошедшего столетия в контексте заявленной темы диссертации до сих пор не изучена подробно. Отдельным национальным коллективам, номерам, артистам  посвящено достаточно много статей и книг. Но тенденции и история взаимовлияния и взаимопроникновения национальных культур, столь характерные для российского цирка, практически не исследованы. В работе впервые представлено российское цирковое искусство на многонациональной основе, прослежен процесс интеграции различных видов народных искусств в пределах развития отечественного циркового искусства столетнего периода. В научный обиход вводятся неопубликованные материалы по истории российского цирка, анализируется неизвестная ранее фактология циркового искусства.
           При том,  что приоритетом исследования является история циркового искусства,  в нем нельзя не коснуться и отдельных важных теоретических проблем, на которые выводит исследователя исторический анализ. Например, вопрос о жанровой классификации  номеров, аттракционов, пантомим. Рассмотрение его требует дробления на такие отдельные составляющие художественной структуры циркового зрелища, как музыкальное сопровождение,  перенесение на манеж, трактовка в условиях манежа и избранного жанра национального костюма, реквизита, танца, введение фольклорно-этнографической тематики. Только разобрав все элементы по отдельности, можно прийти к выводам о закономерностях их синтеза в цирковом искусстве. 
          Исследование, в котором основное внимание сосредоточено на значении многонационального искусства в развитии отечественного цирка, сегодня представляется особенно  актуальным. Это обусловлено всем контекстом социально-культурных условий существования современного российского общества. 90-е годы прошлого века внесли не самую лучшую лепту как в развитие национального искусства, так и отечественного цирка. Поэтому, несомненно, актуальной     задачей является стремление обратить внимание на необходимость воссоздания во многом утраченных традиций многонационального искусства народов России в перспективах развития отечественного цирка.    
     
Материалом исследования стали:

1.    Репертуар отечественного цирка ХХ столетия, впервые в совокупности проанализированный диссертантом (более 100  архивных видеозаписей Санкт-Петербургского музея циркового искусства).
2.    Анализ форм циркового искусства разных исторических этапов, содержащийся в периодике и научной литературе первой половины ХХ века. Исследования, касающиеся принципов использования народного искусства в цирковом репертуаре.
3.    Тексты сценариев и либретто, режиссерские разработки, на основе которых поставлены анализируемые в работе номера, аттракционы, пантомимы.
4.    Многочисленные труды – монографии, сборники, статьи, журнальные и газетные рецензии, посвященные как  цирковому искусству, так и искусству народов России.
5.    Материалы архивов: музея циркового искусства, Российского этнографического музея, Большого Санкт-Петербургского цирка; документы и материалы, хранящиеся в Российской Национальной библиотеке, Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке, библиотеке Государственного института искусствознания и материалы сектора массовых жанров этого института, библиотеки Российского Института истории искусств.
6.    Архив автора диссертации, состоящий из интервью с ведущими деятелями циркового искусства России: С.М. Макаровым, В.Н. Сергуниным, А.А. Сониным.

          Методологически диссертационное исследование основано на принципах историзма, выработанных отечественной театроведческой школой  в сочетании с утвердившимися традициями жанрового подхода к анализу циркового искусства, который присутствует в трудах ведущих исследователей Российского цирка: Т.Абидова , Е.Альперова , Ф.Бардиана , Ю.Дмитриева , Евг. Кузнецова , С.Макарова . Диссертационное исследование базируется также на статьях и монографиях практиков циркового искусства – И.Бугримовой, Б.Вяткина, Л.Енгибарова, В.Запашного, М.Румянцева (Карандаша), В. Филатова.
          Теоретическая база. Некоторые положения диссертации опираются на работы, касающиеся искусства народов России. Это книги А.Андреевой , К.Богданова ,  Ю.Бромлея, Г.Вейса  Л.Гумилева  А. Некрыловой  В.Петрухина,  Н.Чебоксарова.  Научная мысль смежных областей – эстетики, философии, культурологии А.Зися , М.Кагана, Ю.Лотмана, А.Лука, В. Проппа, Я.Ратнера, Ю.Шора  ориентировала автора на широкий гуманитарный контекст в исследовании темы диссертации.

          Литература вопроса. Как уже отмечалось, ни научных трудов, ни даже попыток поставить проблему народных корней искусства многонациональной России в отечественном цирке не имеется. Однако отдельные детали исследования вопроса встречаются в различных трудах, книгах, мемуаристке. Так, в книгах Евг. Кузнецова  содержится ставший хрестоматийным материал об истоках возникновения как цирка, так и эстрадно-цирковых жанров в России. Еще более глубоко в историю заглядывает С.Макаров , анализируя вопросы зарождения цирка со времен древнеегипетской цивилизации. Существенными для избранной темы стали работы, посвященные отечественному периоду истории циркового искусства исследования Ю.А. Дмитриева.  Уникальные по масштабности географических и временных параметров, они раскрывают огромный пласт материала, связанного с цирком - архивы, прессу, воспоминания современников, богатые личные наблюдения. В книгах формулируются основные особенности циркового искусства, его своеобразие.
          Обширный информационный материал, на который во многом опирается данное исследование, содержится в «Маленькой энциклопедии «Цирк»  и энциклопедии «Цирковое искусство России».  В текстах, опубликованных в ней, затрагивается биография артистов, краткое содержание номеров, история создания национальных цирков.
          В книгах режиссеров – А.Конникова , М.Местечкина , И.Шароева  рассматриваются отдельные вопросы, касающиеся специфики цирковой и эстрадной режиссуры. Несмотря на то, что основное внимание в этих изданиях обращено на особенности режиссуры циркового представления, авторы не могут обойти проблемы создания основной формы циркового репертуара – номера. Большое значение для исследования темы имела книга выдающегося педагога, режиссера, эквилибриста З.Гуревича , в которой не только описано множество номеров, связанных с использованием народного искусства, но и подробно рассказано об особенностях и классификации цирковых жанров.
          Важным для раскрытия темы диссертации являются теоретические работы исследователей циркового искусства: это книги и статьи Н.Кривенко , Ю.Георгиевой , Г.Агаджанова , Р.Славского , М.Немчинского , В.Савиной. 
          С целью расширения аргументационной базы темы исследования привлечена литература, хотя и смежная, но рассматривающая интересующие автора проблемы. Это книги, касающиеся эстрадного искусства – трехтомник очерков истории «Русская советская эстрада»,  а также в энциклопедии под редакцией Е. Уваровой «Эстрада России. XX век», С.Клитина, Л.Тихвинской.  В этом же смысле представляются полезными  труды И.Богданова , где рассматриваются отдельные вопросы оригинальных жанров эстрады, а именно такого явления, как «цирк на сцене».
          Для исследования большое значение имеет артистическая мемуаристика. Книги А.Акопяна  Н.Дуровой  В.Дурова, А.Кисса, Ю.Никулина, Б.Эдера  содержат яркие и достаточно полные описания тех или иных цирковых номеров, аттракционов и пантомим, что важно для понимания введения народной тематики в канву циркового представления. Огромный интерес в этом смысле представляют и статьи ведущих мастеров и теоретиков циркового искусства, опубликованные в разные годы в журнале «Советская эстрада и цирк» .
          Практическая значимость работы заключается в том, что она может помочь режиссерам и артистам цирка найти пути к расширению палитры выразительности в произведениях циркового искусства, использовать выявленные в диссертации закономерности введения фольклорно-этнографического материала в художественную структуру циркового зрелища. Практические выводы диссертации имеют прямое отношение к постановочному процессу в современном российском цирке, к созданию нового репертуара. Также результаты исследования могут быть использованы при обучении молодых творческих кадров – артистов и режиссеров цирка и эстрады, как в процессе актерского и режиссерского творчества, так и при чтении курсов лекций по истории российского цирка, где возможно возникновение целого нового раздела, относящегося к национальному цирку народов России.
          Апробация исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре эстрадного искусства и музыкального театра Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. По теме диссертации сделан доклад на аспирантской научной конференции СПбГАТИ  «Феномен актера: профессия, философия, эстетика», опубликованы три статьи в научных сборниках.
          Структура диссертационного исследования.  Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. В конце работы приводится список использованных источников (251 название) и впервые вводимый в научный обиход перечень видеоматериалов из архива музея циркового искусства при Санкт-Петербургском цирке (более 100 названий).
          Во Введении обосновывается выбор диссертационной темы, доказываются ее новизна и актуальность, определяются цели и задачи исследования, его методологические принципы, приводится обзор литературы, определяются ракурсы исследования темы, практическая значимость работы.
          Вектор исследования многонационального цирка России позволяет не ограничиваться только анализом структуры циркового репертуара. Представляется важным рассмотреть тему в широком контексте, сосредоточить внимание на  уникальности многонационального российского цирка, определить его значение в  процессе взаимопроникновения и взаимовлияния культур народов нашей страны.
    Критерии оценки циркового репертуара в отечественном искусствознании основываются на работах Ю.А. Дмитриева, Е. Кузнецова, Р.Е. Славского, З.Б. Гуревича. Сегодня эти традиции продолжают в своих работах заметные исследователи С.М. Макаров, М.И. Немчинский, В.Н. Сергунин. Однако для раскрытия темы данной работы необходима оценка репертуара и с точки зрения его национальной основы. Поэтому в диссертации каждая структурно-художественная цирковая единица определяется следующим образом:

- репертуар, полностью основанный на фольклорно-этнографическом материале;
- репертуар стилизованный, содержащий определенную степень адаптации, в котором заметны тенденции  «осовременивания»;
- репертуар, в который для создания художественного образа привлекаются отдельные элементы народного уклада;
- особое внимание обращается на репертуар, в котором заметно взаимовлияние и синтез различных культур. 

          Данные критерии оценки не призваны отражать художественное качество циркового репертуара. Они необходимы для научного анализа, который рассматривает введение фольклорно-этнографического материала в художественную структуру.
          Сложность классификации циркового зрелища, несущего в себе элементы народного искусства, заключается в огромном жанровом многообразии. Более того,  некоторые жанровые подвиды, например, такие как «джигитовка», «высшая школа верховой езды», «дрессировка экзотических животных», исторически и традиционно связаны с определенными этносами. Вместе с тем нельзя не отметить и тенденцию взаимопроникновения национальных искусств, а в более широком плане – и культур в целом, что отчетливо заметно именно в цирковом искусстве России ХХ-го столетия. Понимание диалектики  этого процесса особенно важно в определении перспектив развития российского цирка, в котором, с одной стороны,  важно сохранить национальную самобытность, а с другой – не растерять традиций взаимообогащения.
          В первой главе «Цирковые номера: основа репертуара многонационального цирка России» изучается процесс и история создания основных форм циркового искусства на национальной основе.
          Параграф «Народные истоки цирковых жанров» открывается анализом  происхождения цирковых жанров. Как показано в исследовании, одни возникли на основе трудовых навыков, другие обязаны своим происхождением народным игрищам, праздничным и религиозным обрядам, третьи пришли на манеж из спорта.
          В работе показано, как с появлением первых ярмарочных балаганов, а в конце XVIII века и стационарных, когда артисты стали располагать постоянной репетиционной площадкой, произошел качественный скачок в развитии традиционных жанров. Наметилось  и разветвление некоторых из них на разновидности. Разумеется, отдельные номера даже внутри одного жанра, созданные разными мастерами в разные исторические отрезки времени, по своему образно-стилевому решению отличаются друг от друга. И все-таки жанровая структура в своих основных признаках обладает устойчивостью формы.
          Параграф «Периодизация истории российского цирка ХХ столетия» посвящен пяти, выделяемым автором, этапам, которые характеризуются особой спецификой подходов к использованию элементов народного искусства в создании циркового репертуара.
          На основе анализа многочисленных материалов автор делает выводы о том, что цирк и в прошлом, и сегодня чутко реагирует на все происходящее в социально–экономической жизни общества. Меняются социальные условия – меняется и содержание цирковых номеров. Мастера цирка тотчас откликаются на эти преображения, находя применительно к условиям манежа соответствующую художественную форму. Исторические рамки данного исследования ограничены ХХ веком. Период использования народного искусства для создания художественного образа номера автор предлагает разделить на пять этапов, которые связаны с историческими коллизиями, происходившими в России.
1.    1900 – 1917.  Этот период условно можно охарактеризовать как доминанту частной антрепризы.
2.    1917 – 1930. Период становления советского цирка, его реформы и преобразований.
3.    1930 – 1985. Самый продолжительный период в истории российского цирка, связанный с культурно-идеологическими ценностями советской системы.
4.    1985 – 1992. Кризисный период, связанный с распадом Советского Союза.
5.    1992 – 2000 (до настоящего времени). Возвращение к лучшим традициям советского времени в использовании народного искусства в цирковых жанрах, освобождение от идеологических стереотипов.
          Вместе с тем нельзя не отметить, что границы между этими периодами достаточно размыты. Переходы осуществлялись, как правило, постепенно. На границе исторических этапов какое-то время существовали признаки их обоих.
          В параграфе «Элементы художественной структуры цирковых номеров, основанные на народном искусстве» подробно проанализированы  конкретные способы и приемы использования многонационального богатства культур народов России в цирковых номерах. Рассматривается специфика трюкового оснащения,  актерский образ, музыка, костюм, реквизит, снаряд или аппарат, пластическое решение, танец,  тематизм,  сюжетная основа.
           На примере работ практиков отечественного цирка: А.Юсупова, И.Ташкенбаева, Р.Абакарова, А.Кантемирова, А.Ковгара, Н.Ширай, В.Касьянова, В.Оскал-Ооола, Е.Аванесовой, А.Аскоряна, М.Туганова научно доказывается, что характер трюковой работы определяет общую фольклорно-этнографическую и стилевую направленность номера, которую в едином художественном ключе  поддерживают все остальные выразительные средства.
          Параграф «Номера национальных коллективов российского и советского цирка» посвящен номерам,  которые создавались на базе национальных коллективов.
          Как показано в диссертации, во времена расцвета советского цирка был создан не просто огромный репертуар на народной основе, но организованы целые национальные цирковые коллективы. Естественно, что в таких коллективах использование народного искусства, фольклора в цирковом репертуаре было  наиболее плодотворно.
          Во второй главе «Аттракционы отечественного цирка, построенные на основе национальных культур народов России» проанализировано введение национальной тематики в центральную часть программы – аттракцион.
          Отдельные параграфы посвящены жанру «Дрессура» (дрессировка лошадей, хищных зверей, домашних и экзотических животных, птиц и др.). В главе анализируются аттракционы, использующие сюжетную народную тематику. Как доказывает автор исследования, неординарный подход в сюжетной линии, характерные и красочные элементы народной тематики создают неповторимый образ аттракциона, где артистами являются животные. Особое внимание уделено джигитовке – основному жанру конно-акробатического аттракциона.
          В диссертации отмечается, что с первой половины XIX века русская джигитовка отдельными фрагментами начинает демонстрироваться в цирке. Вначале она включалась отдельными фрагментами в пантомимы, а самостоятельно утвердилась в 80 - 90-х гг. XIX столетия. Первые номера джигитовки исполнялись наездниками-солистами, затем небольшими труппами. С 20-х годов XX века в России и Европе появились уже целые коллективы конных театров. На основе огромного материала автор показывает, что джигитовка обогатилась такими трюками и приемами, каких не могло быть в конноспортивных играх народных праздников.
          Параграф «Специфика введения народной тематики в художественную структуру конно-акробатических аттракционов» включает анализ введения народной тематики в тот или иной конно-акробатический аттракцион  с точки зрения постановочного решения.
          Наравне с аттракционами, в основе которых лежит конноспортивное искусство верховой езды, присущее различным народам,  существуют аттракционы, где в основе лежит яркая художественная стилизация, содержащая определенную степень адаптации. В связи с этим, классификация анализа конных аттракционов строится следующим образом:
          1. Конно-акробатические аттракционы на национальной основе.
          2.Конно-акробатические аттракционы со стилизованной народной тематикой.

          Третья глава «Цирковые программы». В ней диссертант исследует аналогичные проблемы в отношении крупной цирковой формы – такой, как пантомимы и программы национальных цирков России.
          Здесь рассматриваются  этапы возникновения цирковой режиссуры и ее роль в цирковых представлениях.
          Как показывает автор работы, в русском дореволюционном цирке функции режиссера обычно выполнял директор, антрепренер труппы. Крупнейшие цирковые предприниматели (к примеру, Ф.Изако, А.Сур, Э. и Р.Труцци) для постановки балетно-пантомимических спектаклей приглашали театральных режиссеров и балетмейстеров. Режиссеры в дореволюционном  цирке практически являлись составителями программы и инспекторами, отвечающими за качество ее показа зрителю.
          На основе анализа материалов советской эпохи, аттракционы и сюжетно-тематические спектакли, как правило, начинают готовиться по заранее написанному сценарию и задача режиссера - переложить литературный материал на язык циркового искусства с помощью средств цирковой выразительности.
          В параграфе «Цирковая пантомима. Этапы становления» рассмотрены формы этого циркового представления. В первых цирках-стационарах в основе пантомимы лежали элементы конной клоунады. С развитием циркового наездничества появляются конно-пантомимические сцены на героические, батальные, мифологические и другие сюжеты. Начиная с XIX века в цирковые пантомимы наряду с мимическим действием вводились диалоги и монологи. В России постановки первых пантомим относятся к 50-м годам XIX века. О самобытной русской пантомиме можно говорить лишь в связи с постановками в восьмидесятые годы XIX века. Сюжеты их были весьма разнообразны - героические, военно-исторические, романтические, среди них пантомимы-балеты, пантомимы-феерии («Стенька Разин», «Хаджи Мурат» и др.). Как показал автор, удачи сопровождали те постановки, где режиссеры отдавали предпочтение не театральным, а специфически цирковым средствам выразительности. Но при этом очень важным являлось умение перевести технический язык циркового мастерства в образный и осмысленный, необходимый для сквозного действия пантомимы.  
          В параграфе «Пантомимы с народной тематикой» исследован ряд пантомим, прежде всего, связанных с использованием народной тематики и  созданных в разные годы XX столетия.  Проанализированные в данной главе пантомимы: «Индия в Огне», «Шамиль», «Карнавал на Кубе», «Выстрел в пещере», «Под цыганским шатром», «Бахчисарайская легенда», «Руслан и Людмила», «Хан Гирей», «Спартак», «Конек-Горбунок», «Ночь перед рождеством», можно было бы классифицировать как танцевальные, акробатические и драматические. Но автор намеренно отказался от такой классификации, поскольку цирковая пантомима – это большое цирковое зрелище, имеющее сюжетную линию, драматический конфликт и сверхзадачу. Именно поэтому цирковые пантомимы были условно классифицированы по тематике их воплощения.
          Параграф «Национальные цирки» посвящен анализу цирковых программ национальных цирков: Азербайджанский цирковой коллектив, Армянский цирковой коллектив, Белорусский цирковой коллектив, Грузинский цирковой коллектив, Латвийский цирковой коллектив, Литовский цирковой коллектив, Узбекский цирковой коллектив, Украинский цирковой коллектив. В ряде национальных коллективов, наряду с оригинальными номерами, вобравшими в себя элементы народного искусства, выступали клоуны, самобытные маски и репертуар которых удачно сочетали фольклорные традиции с современностью, что также анализируется в главе.
          Рост цирковых предприятий потребовал значительного увеличения артистического контингента. При создании национальных цирковых коллективов руководство Союзгосцирка широко развернуло студийную форму подготовки номеров и аттракционов. Так в течение 70-х годов сформировались Киргизский, Казахский, Татарский, Таджикский цирковые коллективы. Будущие участники новых ансамблей обучались два года в специальных студиях, организованных в республиках. При этом подготовка артистов разговорного жанра по-прежнему была в основном сосредоточена в Государственном училище циркового и эстрадного искусства в Москве.

          В Заключении обобщаются результаты исследования и формулируются основные выводы.
          Влияние народного искусства многонациональной России – его тематизма, стилистики, специфической образности оказало несомненное воздействие на формирование репертуара отечественного цирка. История цирка неопровержимо доказывает, что его симбиоз с народным искусством является глубоко органичным. Выявился обратный процесс, когда, с одной стороны, народная культура определила художественную структуру зрелища, а с другой – осталась зафиксированной в цирковом репертуаре. Цирковые артисты и режиссеры сохраняют для зрителей подлинные национальные традиции и обычаи, истинная сущность которых порой забывается и уходит из быта и уклада народов.
          В работе приведено и проанализировано значительное число примеров циркового репертуара на национальной основе. Общие закономерности введения фольклорно-этнографического материала в художественную структуру циркового репертуара являются фундаментальными, неизменными.  Об этом говорят и современные процессы, происходящие в цирке. Новизна форм не означает сущность структуры и специфики той или иной единицы циркового репертуара, методологических принципов его создания, что имеет важный практический вывод для построения циркового номера, аттракциона или целого тематического представления.
          Важный принцип введения элементов народного искусства средствами костюма, снаряда, реквизита, музыки, танца, исторически проявился также в тенденциях отбора выразительных средств с учетом характера трюковой работы в том или ином цирковом жанре. Артист цирка разговаривает со зрителем на специфическом языке. Трюковой язык и стиль трюковой работы определяет общую стилевую окраску номера.
          Традиция образного показа особенностей циркового национального мастерства сформировалась фактически на манеже советских государственных цирков. Создание союза равноправных национальных республик подразумевало равно уважительный интерес к деятельности всех, вошедших в этот союз. Поэтому программы национальных цирков несли в себе самобытность, многогранность, красочность и познавательность. У каждого национального цирка была своя манера в преподнесении народного искусства, свои особенности и свой неповторимый колорит. Режиссеры-постановщики шли разными путями стилизации национального материала, добиваясь тотальности зрелища. Неординарный подход к введению материала на фольклорно-этнографической основе в пользу целостного постановочного хода, игровая стихия зрелища, организация музыкальной и световой партитуры, способствовавшая образной атмосфере представления, ввод сквозных персонажей – все было подчинено созданию подлинного национального колорита.
          С распадом СССР цирковые программы претерпели некое обезличивание, резко обозначив традиционные жанровые штампы с использованием национальных мотивов. Конечно, постепенно снова стали рождаться интересные цирковые представления, в которых народная тематика охватывала различные элементы этнографии той или иной страны. Но все же былая тяга к перенесению на манеж национальных традиций и обычаев практически канула в лету.
          Современный зритель, рожденный и воспитанный в атмосфере европеизированной России, несколько иначе относится к народному началу в цирковом искусстве. Но в том-то и состоит познавательная, самобытная и красочная сила воздействия национальных обычаев и традиций, которые раскрываются на цирковом манеже, чтобы увлечь зрителя своей неповторимостью, заставить взглянуть на свои корни, тем самым устремив сознание в сторону постижения прекрасного, истинного лица многонациональной России. 
          Обращение к классическому наследию выдающихся мастеров цирка – хорошая школа для цирковых режиссеров и актеров. Именно поэтому большинство примеров, приведенных в диссертации, относится к «золотому фонду» российского цирка.

Публикации по теме диссертации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1)    Пятаева О.В. Российский цирк 1900-1917 годов. Очерк истории // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2008. № 26 (60). С. 216-221. (0,5 а.л.)
2)    Пятаева О.В. Народные истоки цирковых жанров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2008. № 28 (63).  С. 272-277. (0,5 а.л.)

Публикации в других изданиях:

1)    Пятаева О.В. Артист конно-акробатического аттракциона // Феномен актера: профессия, философия, эстетика: Материалы третьей научной конференции аспирантов  13 мая 2008 года. СПб., 2008. С. 83-88. (0,25 а.л.)
2)    Пятаева О.В. Цирковые жанры в пластическом обучении современного актера // Театральная педагогика: теория и практика. Научно-методический сборник педагогических работ. Цур ДУХМАО-Югры и СПбГАТИ. Сургут, 2008. С. 12-22. (0,4 а.л.)

Работа выполнена на кафедре эстрадного искусства и музыкального театра  ФГОУ  ВПО «Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства»

Научный руководитель   –   доктор искусствоведения, профессор
                                                Богданов И.А.
Научный консультант     –   доктор искусствоведения, профессор
                                                Мельникова С.И.
Официальные оппоненты:  доктор искусствоведения, профессор
                                               Ступников И.В.
                                               кандидат искусствоведения
                                               Лопатин А.А.

Ведущая организация:    ФГОУ  ВПО  «Санкт-Петербургский государственный  университет культуры и  искусств»
Защита состоится «18» июня 2009 г. в 17:00 на заседании Диссертационного совета Д 210.017. 01 в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства по адресу: 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 35, ауд. 512.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии (Моховая ул., д. 34)

Автореферат разослан «16 » мая 2009 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета,кандидат искусствоведения                            Некрасова И.А.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования