В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Приносить радость зрителям

СВЕТЛАНА МИКИТЮК и ВЯЧЕСЛАВ ЗОЛКИН на репетицииСреди артистов и любителей цирка имена Светланы Микитюк и Вяче­слава Золкина были известны до того, как они создали совместный номер.

Вя­чеслав исполнял наиболее сложныe, эф­фектные трюки в аттракционе кана­тоходцев, который возглавлял народный артист СССР Владимир Волжанский.  Светлана солировала а группе антипо­дистов Мнкитюк, наиболее известной у нас в этом жанре.

На фото. СВЕТЛАНА МИКИТЮК и ВЯЧЕСЛАВ ЗОЛКИН на репетиции

После того как Вячеслав Зопкин получил серьезную травму, он со Светланой Микитюк подготовил номер, который сразу привлек внимание. В нем органически сочетаютcя дрессировка мед­ведей и трюки антиподе. Их номер включали в программы московских цир­ков, он ме раз представлял Советское искусство за рубежом. Микитюк и Зол­кин — лауреаты премии Ленинского комсомола, призеры фестиваля циркового искусства в Монте-Карло.

В многочиcленных рецензиях уже от­мечались успехи в дрессировке, вир­туозное исполнение артистами трюков aнтипода, подчеркивалось, что все ими проделывается легко, увлеченно, живот­ные предельно послушныe.

Наш корреспондент встретился c ар­тистами и попросил рассказать о том, чего не видят зрители, — о репетициях, о том, как достигается легкость и непринужденность, рассказать и о трудностях, заботах, o том, что волнует артистов.

Корр. Первый вопрос касается того, как вы добились в своем номере атмо­сфeры раскованности, праздничности, то­го, что животные проделывают все охотно, четко? Видимо, достичь этого удалось не сразу?.

Микитюк. Трюки y нас сложные, ведь в них участвуют и медведи, a понятно — животныe не обладают чув­ством ответственности, Как люди.

Корр. примером сложного взаимодей­ствия артистов и животных может слу­жить ваш финaльный трюк. Наверное, многие его помнят. На манеже — три высокий пьедестала, ма среднем — медведь лежит на спине и удерживает корзину c обручем, увитым цветaми. На боковых пьедесталах на антипод­ных подушках — вы, артисты, ногами перебрасываетесь двумя большими кра­сочными шарами. причем шары проле­тают через обруч. При этом второй медведь вращает средний пьедестал так, что и обруч поворачивается — надо не промахнуться, уловить нужный момент.

Золкин. Сложность была не только c подготовкой животных, но и y меня. Я выступал на, канате, там предельная напряженность мускулов ног, a здесь мне предстояло овладеть совсем новым жанром, научиться легким, точным движением ног бросать мячи. Упорно репетировал.

Микитюк. Кстати, медведю совсем не легко удерживать корзину c обручем поднятыми кверху лапами. Когда я попробовала держать корзину во время вращения пьедестала, то почувствовала, что корзина заваливается, ее заносит вместе c обручем. Медведь все же научился уверенно балансировать кор­зиной как заправский аитиподист.

Золкин. Немало пришлось потрудиться и c тем медведем, который крутит пьедестал. Надо, чтоб он это делал равно мерно, не останавливался. Ведь, учтите, рядом c ним никого нет, кто бы его поторопил, поправил. Долго учили медведя выбегать не задних лапах на манеж, брать рычаг и крутить. И продолжительное время добивались, что­бы он выполнял все безотказно, Четко.

Много усилий потребовал и трюк, который мы называем «икариец».

Корр. Это тот, в котором вы, Вячес­лав, лежите на пьедестале и на вытянутых ногах удерживаете медведя. Он стоит на задних лапах. Светлана бросает мед­ведю мяч, он — вам, вы — Светлане. И так перебрасываетесь сразу тремя мячами.

Золкин. Да, речь об этом трюке. Не сразу он получился, Научили медведя стоять на задних лапах. Но, оказавшись на высоте, он пугался, отказывался стоять. Очень нелегко привыкал к высоте. Научи­ли его ловить мяч. поймает передними лапами и держит. Бросаем ему второй мяч, он готов его схватить, да лапы заняты. Вначале просто выбивали y него мяч, пока но догадался сам бросать его. Два года потребовалось, чтобы подготовить эту переброску мячами. Лю­бой сложный трюк — результат упор­ного труда, и чем лeгче он исполняется, тем больше над ним работали.

Светлана, например, ногами жонглирует сразу двумя сигарами, стоящими, так сказать, вертикально, причем вращаeт их в разные стороны. Исполняет она и такое: одной ногой вращает сигару, дру­гой крутит кольцо, и руками жонглирует четырьмя шариками. Этого достигла не сразу.

Микитюк. Эти трюки я показы вала еще до того, как мы стали выступать c медведями. Освоила их под руковод­ством отца. Затем постоянно шлифовала исполнение, добивалась легкости, раскованности. Недавно стала показывaть новый трюк. На каждой ноге удерживаю по сигаре в вертикальном положении и одну сигару забрасываю на другую — выстраи­вaется такая колонна. Как понимаете, движения должны быть предельно чет­кими тут пригодился весь накопленный годами опыт.

Корр. Конечно, е вашей работе вам помогает то, что вы опытныe артисты, мастера своего деле. Насколько я знаю, когда создавали номер c медведями, никто не писал вам сценарий, не при­думывал трюки.

Золкин. Признаться, наше желание соз­дать номер кое y кого вызывало воз­ражение, говорили: «опять медведи». Но в художественном отделе Союзгос­цирка его тогдашний начальник, Юрий Дмитриевич Архипцев, поверил в нас; поддержал наш замысел Владимир Алек­сaндрoвич Волжанский, он считал, что y нас хватит умения, упорства. Нам дали медвежат. Мы начали работать, искать, экспериментировaть. Режиссером номера я считаю Светлану.

Корр. Кстати, Очень важно, чтобы решение вопроса — доверить ли артистам подготовку номера — зависело от тек, кто хорошо знает людей, их творческие возможности, личные качества.

Теперь хочу задать вопрос, который, наверное, возникал перед вами. Каким требованиям, на ваш взгляд, должен отвечать современный номер? Что не­обходимо, чтобы выступление пользо­валось успехом y сегодняшнего зрителя?

Микитюк. Разумеется, мы думали об атом. Я убеждена: ушло то время, когда было достаточно вывести на манеж зверя, и если он что-то проделает, то зрители довольны. Теперь зрителям этого недостаточно, их очень привле­кает характер Общения человека и зверя. Такое общение особенно активно и вы­разительно в тех номерах, а которых дрессура сочетается с исполнением трю­ков других жанров, когда демонстриру­ются совместные трюки артистов и жи­вотных, когда они становятся как бы партнерами, как, например, в аттракционе y Людмилы и Владимира Шевченко.

Корр. Вы правы: в столкновении ха­рактеры раскрываются ярче. То же самое происходит и при совместных действиях человека и животного.

Микитюк. Мы готовили трюки, в которых участвуют вместе с нами и мед­веди. Но это одно. Учитывали мы, что теперешней жизни присущи большие скорости, напряженные ритмы. Это отра­жается в современном искусстве, стре­мились, чтобы наше выступление было динамичным. Например, мы учили мед­ведей не ходить в развалочку на задних лапах, а бегать. На репетиции подолгу бегали c малышами по манежу.

Стараемся, чтобы не было пауз, вна­чале, когда я жонглировала сигарами, их выноcили и убирали униформисты. По существу, это уже была пауза: для зрителей в действиях униформистов нет ничего привлекательного. Мы стали тренировать медведей. Теперь медведь выносит сигару, а, когда я заканчиваю трюк, бросаю сигару c высоты пьеде­стала, медведь ловит ее передними ла­пами и убегает. Технический момент — уборка реквизита — превратилась в трюк c участием медведя. Судя по реакции зала, трюк этот нравится, интерес зри­телей не ослабевает ни на секунду.

Учитываем и такое: по всей стране идет борьба за повышение качестве. Это не должно обойти и нас, артистов цирка. Каждый трюк должен выполняться вир­туозно, Красиво.

Корр. Как Вы добиваетесь контак­тов, взаимопонимания со своими медве­дями? Говорят, что дрессировка — это прежде всего Воспитание животного, воспитание y него хорошего характера.

Микитюк. Наверное, это так. Мы полу­чаем медвежат иногда агреcсивныx, не­доверчивых, такой медвежонок может ударить лапой, попытаться укусить, A со временем становится послушным, доб­рым, вроде бы у него меняется характер.

Золкин. Мы убеждены со Светланой: надо относиться к животным хек к су­ществам чувствующим, переживающим, которые могут обидеться, огорчиться, которые реагируют на обман, на неспра­ведливость. Мы, кстати, не отказались еще ни от одного медведя, которого получили, берешь медвежонка, ухажи­ваешь за ним, растишь, конечно, привя­зываешься к нему и вроде бы уже несешь ответственность за его судьбу. Стараемся определить, на кто он спосо­бен, открыть в нем какие-то способности и развить их.

Корр. То, o чем вы рассказываете, очевидно, основа гуманной дрессировки. Важно то, как артист относится к живот­ным. Конечно, животное следует ме только поощрять, но, когда требуется, и наказать. Ведь и любящие родители наказывают своих детей. Душевное, доброе, уважительное отношение к животным и определяет веpные действия дрессиров­щика, гуманные методы дрессировки.

Корр. Но давайте вернемся к разговору о том, как создавался номер. Вы ска­зали, что подготовка его носила несколько экспериментальный характер.

Микитюк. Да. Только во время репе­тиций убеждались, какие трюки возмож­ны, как их построить, как их подго­товить, какой нужен реквизит.

Золкин. Например, не сразу опреде­лилась конструкция пьедестала для вы­ступления медведей-антиподистов. И вот почему. Когда пьедесталы низкие, дрес­сировщики помогают животным лечь, занять нужное положение. У нас же пьедесталы высокие. Надо было добиться, чтобы медведи сами правильно и быстро ложились на спину. Наверху, укрепили та­кие корытца. Учили медведей, забрав­шись наверх по лестнице, делать кульбиты. Перевернувшись через голову, они оказываются на спине.

Вначале во время репетиций мед­веди спускались с пьедесталов по лест­нице. Это, на наш взгляд, занимало много времени. Сделали так, что мед­веди стали съезжать по желобу — за одну секунду они оказываются внизу. Потребовались пьедесталы определен­ной конструкции. Постоянно бывали на предприятии, растолковывали инженерам, рабочим, что нам нужно.

Исполняется сложный трюк. Ассистирует медведь ФомаНа подготовку номера ушло два года. Перед выпуском к нам приехал ба­летмейстер из Киева Александр Михай­лович Зайцев, помог нам. Подобрали музыкальное сопровождение, в этом участвовал дирижер оркестра.

На фото. Исполняется сложный трюк. Ассистирует медведь Фома

Уже много позже композитор Олег Любивец напи­сал специальную музыку, основанную на гуцульских мелодиях. Эскизы костю­мом сделала художник Марина Зайцева.

Корр. Почему вы решили придать номеру национальное звучание, создать «Закарпатские игры»?

Микитюк. Хотелось, чтобы была внут­ренняя логика объединения выступления людей и медведей. Например, русские качели и медведи — органично. На Руси исстари в увеселениях участвовали поводыри c медведями. Закарпатцы занять лесным промыслом, и они могут привести на свой праздник обученного медведя отсюда национальный характер офор­мления реквизита, костюмы, соответст­вующая музыка.

Корр. Вы упоминали, что не прекра­щаете работу над номером. Расскажите о своих сегодняшних заботах.

Золкин. O заботах непременно надо сказать. K сожалению, много времени и сил тратим не на творчества, a на различные хлопоты, на хозяйственные дела.

Корр. Видимо, есть какие-то сложности, еще не решенные проблемы?

Золкин. Нерешенных проблем много одна связана c содержанием животных Обычно клетки c медведями стоят в тесном помещении, освещение часто искусственное. Животным, особенно молодым, нужен свежий воздух, солнце а при здании цирка нередко нет двора негде разместить вольер под открытым небом. Медвежат выводим гулять на улицу. Взрослого медведя так вы вести нельзя. Эти сложности испытывают все  дрессировщики. Надо, чтобы в цирка были более удобные помещения дл животных, место для установки вольeр на свежем воздухе.

Другая проблема. Перевозка медведей. Зимой клетки грузятся на открытую машину, во время движения клети продувает. A ведь медведи несколько месяцев провели в теплом помещении и вдруг — на мороз и ветер. В железнодорожном вагоне в центре печка, он топится, a по углам на стенах снег. Ту же y клетки располагаются сопровождающие медведей люди. 

Приехали в новый город, а в цирке — еще предыдущая программа, тогда, случается, клетки ставят на улице, в холодном сарае или в гараже, в котором запах бензина. Я убежден: каждый дрессировщик должен иметь специальные фургоны с автоном­ным освещением, отоплением, чтобы можно было перевозить в них животных, если потребуется содержать их тем продолжительное время. Такими фургонами нужно обеспечить всех дрессировщиков, a не только тех, кто про­являет наибольшую настырность. Оставляет желать лучшего снабжение кормами. Еде медведей должна быть Достаточно разнообразной, содержать свежие овощи, витамины. А весной часта не обеспечивают даже морковью. Тогда бежим на рынок, покупаем за свои деньги.

Зазеленели газоны — выкраиваем время, едем за город, рвем траву, кладем ее в клетки. Смотришь, медведь что-то выбрал из зеленой кучи — ест. Но разве допустимо, чтобы даже c морковью были перебои.

Медведь антиподист. Микитюк ЗолкинДрессировщиков не могут удовлетво­рять и клетки. Некрасивые, ненадежные.

На фото. Требуется и предельная слаженность, и от четвероногого партнера - тоже

Когда мы окaзывались за рубежом, на том же фестивале в Монте-Карло, стыдно было за наши грубые клетки. Номер наш был лучше, чем y других, a вот клетки намного хуже. Железные прутья сколько ни крась, медведи когтями, зубами соскребают с них краску. Ненадежны колеса, быcтро отламываются. Есть и другие недостатки. A почему бы при изготовлении клеток не учитывать требования дрессировщиков, особенности их работы c животными.

A то клетки сразу приходится переделывать. A вскоре начинать их ремонт. Вожу c собой инструмент, металли­ческие детали, сварочный аппарат.

Микитюк. Я вот на что хочу обратить внимание. Антиподистам, жонглирую­щим ногами, нужна специальная обувь.

B магазине ее не купишь, изготавли­вают ее в мастерских Союзгосцирка. Подолгу ждешь выполнения заказа, a обувь часто оказывается непрочная.  Я исколола все руки, латая обувь, где-то подклеиваю лейкопластырем. И это, когда выступаем перед столичными зрителями, гостями Моcквы.

Корр. Видимо, есть eще одна пробле­ма. Каждому дрессировщику нужно, что­бы y него было надежные помощники. Как y вас обстоит c этим?

Золкин. У нас относительно благо­получно. C самого начала пришел в номер ассистентом Анатолий Поляков. Поступил совсем юным, увлекся. Затем пришли Иван Палонович, Владимир Анд­реев. Уговорил брата Александра посту­пить в цирк. Он оставил профессию шофера, вместе c женой Ниной уха­живает за медведями. Мои помощники добросовестно выполняют свои обязан­ности, на них можно положиться. Спа­сибо им!

A проблема существует. Дело в низкой оплате ассистентов. Причем ставка ас­систента не зависит от того, в каком номере он работает. Понятно, что на­грузке в номере с  животными куда боль­ше, чем в иных жанрах. Заботы c утра до позднего вечере. A если хищники, то ведь — и риск и опасность. Все это не учитывается. B результате ассистенты, рабочие по уходу за животными уволь­няются, a дрессировщик без помощников обойтись не может, приходится брать случайных людей. A это недопустимо, если в номере хищники или экзоти­ческие животные, требующие особого уходе.

Корр. Все, о чем вы говорите, заслу­живает серьезного внимания. Все эти про­блемы требуют решения.

Зoлкин. K сожалению, многие вопросы решаются медленно, трудно. Такое впе­чатление, что иным сотрудникам Союзгосцирка безразличны судьбы номеров, артистов. Порой кажется, что они стараются даже попридержать тех, кто идет к успеху, кто творчески активен. Одновременно видишь, как много средств и усилий иногда тратится на номера явно неперспективные.

Микитюк. A должно быть так: те, кто по своей инициативе создают, совершенствуют номера — в первую очередь получают помощь. И еще важно, чтобы успех был обязательно замечен и отмечен. Вспоминается прошлое. Как гово­рила, в юности c помощью отца подготовила сложнейшие трюки. Знакомые артисты хвалили, a вот официально это не было признано. Сейчас я думаю, если бы отметили мои достижения, это вдохновило на освоение еще чего-то нового, более сложного, a тогда казалось — напрасно c детства трачу все время на репетиции. Ведь начала я выступать один­надцати лет.

Золкин. Равнодушие к делу, которому отдаешь всего себя, всегда обидно. Слу­чается, приходишь в Союзгосцирк — и c тобой говорят как c назойливым просителем. Такое впечатление: поло­жишь на стол заявление об уходе  из цирка, и тут же его подпишут, не спросят, в чем дело, не задумаются, что не будет номера, который посылают на укрепление программ. И руки опуска­ются.

Корр. Ваше настроение можно понять. Тем более что были случаи, когда под­писывали заявления и отпускали из систе­мы цирков одаренных артистов, будто существует переизбыток интересных, ори­гинальных номеров. И все же руки опускать не нужно. Ведь артист выходит на манеж для зрителей, для многих тысяч советских людей.

Микитюк. Это верно. Где бы представление ми проходило, кто бы ни заполнял зал, — мы стараемся выступить воз­можно лучше. Для нас нет выступлений праздничных и будничных, каждое стре­мимся провести на подъеме, постоянно думаем, как сделать номер еще инте­реснее.

Корр. Вот и расскажите, пожалуй­ста, что нового хотите внести в свое выступление!

Золкин. Задумали и репетируем новые трюки, но нужно ли их описывать? Завершим — покажем.

Микитюк. Главное — скоро нас в номере будет трое. Собираемся ввести дочь. Я, как говорила, начала высту­пать одиннадцати лет. Дочери Кристине сейчас — восемнадцать. Многие трю­ки, исполняемые мной, она освоила.

Недавно в Волгограде она выходила на манеж, жонглировала игрушечным миш­кой, сигарами. Кристина уже не первый год участвует в парад-прологах, в группе кордебалета — хочется, чтобы увереннее чувствовала себя перед зрителями.

Очень важно, что мы не просто вводим третьего партнера, а перестраиваем номер, создаем новые трюковые комбинации. Например, сейчас на манеже два пьедестала: на одном — я, на другом — медведь, будет четыре, на них — я, Кристина, два медведя. Я бросаю сигару на лапы медведя, одновре­менно Кристинa — второму медведю. По такому принципу перестраиваются все трюки, весь номер.

Корр. Как я понимаю, на манеже будет и больше артистов и больше животных. Зрелище должно стать более мaссовым, более эффектным. Достичь такого не просто.

3олкин. Конечно, придется поработать. Но, как видите, рук мы не опускаем, a, наоборот, трудимся не покладая рук. И все же артисты заслуживают больше внимания и помощи. Досадно, если прихо­дится тратить время не на репетиции, a превращаться в снабженца, администра­тора, хозяйственника, «толкача». Для ар­тиста главным должно быть — твор­чество.

Микитюк. Творчество — эта наша жизнь. Человек, посвятивший себя искус­ству цирка, не представляет себя вне цирка. Так хочется приносить зрителям больше радости.

 

Беседу вел К. ГАНЕШИН

Журнал Советская эстрада и цирк. Июнь1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100