Приносить радость зрителям
Среди артистов и любителей цирка имена Светланы Микитюк и Вячеслава Золкина были известны до того, как они создали совместный номер.
Вячеслав исполнял наиболее сложныe, эффектные трюки в аттракционе канатоходцев, который возглавлял народный артист СССР Владимир Волжанский. Светлана солировала а группе антиподистов Мнкитюк, наиболее известной у нас в этом жанре.
На фото. СВЕТЛАНА МИКИТЮК и ВЯЧЕСЛАВ ЗОЛКИН на репетиции
После того как Вячеслав Зопкин получил серьезную травму, он со Светланой Микитюк подготовил номер, который сразу привлек внимание. В нем органически сочетаютcя дрессировка медведей и трюки антиподе. Их номер включали в программы московских цирков, он ме раз представлял Советское искусство за рубежом. Микитюк и Золкин — лауреаты премии Ленинского комсомола, призеры фестиваля циркового искусства в Монте-Карло.
В многочиcленных рецензиях уже отмечались успехи в дрессировке, виртуозное исполнение артистами трюков aнтипода, подчеркивалось, что все ими проделывается легко, увлеченно, животные предельно послушныe.
Наш корреспондент встретился c артистами и попросил рассказать о том, чего не видят зрители, — о репетициях, о том, как достигается легкость и непринужденность, рассказать и о трудностях, заботах, o том, что волнует артистов.
Корр. Первый вопрос касается того, как вы добились в своем номере атмосфeры раскованности, праздничности, того, что животные проделывают все охотно, четко? Видимо, достичь этого удалось не сразу?.
Микитюк. Трюки y нас сложные, ведь в них участвуют и медведи, a понятно — животныe не обладают чувством ответственности, Как люди.
Корр. примером сложного взаимодействия артистов и животных может служить ваш финaльный трюк. Наверное, многие его помнят. На манеже — три высокий пьедестала, ма среднем — медведь лежит на спине и удерживает корзину c обручем, увитым цветaми. На боковых пьедесталах на антиподных подушках — вы, артисты, ногами перебрасываетесь двумя большими красочными шарами. причем шары пролетают через обруч. При этом второй медведь вращает средний пьедестал так, что и обруч поворачивается — надо не промахнуться, уловить нужный момент.
Золкин. Сложность была не только c подготовкой животных, но и y меня. Я выступал на, канате, там предельная напряженность мускулов ног, a здесь мне предстояло овладеть совсем новым жанром, научиться легким, точным движением ног бросать мячи. Упорно репетировал.
Микитюк. Кстати, медведю совсем не легко удерживать корзину c обручем поднятыми кверху лапами. Когда я попробовала держать корзину во время вращения пьедестала, то почувствовала, что корзина заваливается, ее заносит вместе c обручем. Медведь все же научился уверенно балансировать корзиной как заправский аитиподист.
Золкин. Немало пришлось потрудиться и c тем медведем, который крутит пьедестал. Надо, чтоб он это делал равно мерно, не останавливался. Ведь, учтите, рядом c ним никого нет, кто бы его поторопил, поправил. Долго учили медведя выбегать не задних лапах на манеж, брать рычаг и крутить. И продолжительное время добивались, чтобы он выполнял все безотказно, Четко.
Много усилий потребовал и трюк, который мы называем «икариец».
Корр. Это тот, в котором вы, Вячеслав, лежите на пьедестале и на вытянутых ногах удерживаете медведя. Он стоит на задних лапах. Светлана бросает медведю мяч, он — вам, вы — Светлане. И так перебрасываетесь сразу тремя мячами.
Золкин. Да, речь об этом трюке. Не сразу он получился, Научили медведя стоять на задних лапах. Но, оказавшись на высоте, он пугался, отказывался стоять. Очень нелегко привыкал к высоте. Научили его ловить мяч. поймает передними лапами и держит. Бросаем ему второй мяч, он готов его схватить, да лапы заняты. Вначале просто выбивали y него мяч, пока но догадался сам бросать его. Два года потребовалось, чтобы подготовить эту переброску мячами. Любой сложный трюк — результат упорного труда, и чем лeгче он исполняется, тем больше над ним работали.
Светлана, например, ногами жонглирует сразу двумя сигарами, стоящими, так сказать, вертикально, причем вращаeт их в разные стороны. Исполняет она и такое: одной ногой вращает сигару, другой крутит кольцо, и руками жонглирует четырьмя шариками. Этого достигла не сразу.
Микитюк. Эти трюки я показы вала еще до того, как мы стали выступать c медведями. Освоила их под руководством отца. Затем постоянно шлифовала исполнение, добивалась легкости, раскованности. Недавно стала показывaть новый трюк. На каждой ноге удерживаю по сигаре в вертикальном положении и одну сигару забрасываю на другую — выстраивaется такая колонна. Как понимаете, движения должны быть предельно четкими тут пригодился весь накопленный годами опыт.
Корр. Конечно, е вашей работе вам помогает то, что вы опытныe артисты, мастера своего деле. Насколько я знаю, когда создавали номер c медведями, никто не писал вам сценарий, не придумывал трюки.
Золкин. Признаться, наше желание создать номер кое y кого вызывало возражение, говорили: «опять медведи». Но в художественном отделе Союзгосцирка его тогдашний начальник, Юрий Дмитриевич Архипцев, поверил в нас; поддержал наш замысел Владимир Алексaндрoвич Волжанский, он считал, что y нас хватит умения, упорства. Нам дали медвежат. Мы начали работать, искать, экспериментировaть. Режиссером номера я считаю Светлану.
Корр. Кстати, Очень важно, чтобы решение вопроса — доверить ли артистам подготовку номера — зависело от тек, кто хорошо знает людей, их творческие возможности, личные качества.
Теперь хочу задать вопрос, который, наверное, возникал перед вами. Каким требованиям, на ваш взгляд, должен отвечать современный номер? Что необходимо, чтобы выступление пользовалось успехом y сегодняшнего зрителя?
Микитюк. Разумеется, мы думали об атом. Я убеждена: ушло то время, когда было достаточно вывести на манеж зверя, и если он что-то проделает, то зрители довольны. Теперь зрителям этого недостаточно, их очень привлекает характер Общения человека и зверя. Такое общение особенно активно и выразительно в тех номерах, а которых дрессура сочетается с исполнением трюков других жанров, когда демонстрируются совместные трюки артистов и животных, когда они становятся как бы партнерами, как, например, в аттракционе y Людмилы и Владимира Шевченко.
Корр. Вы правы: в столкновении характеры раскрываются ярче. То же самое происходит и при совместных действиях человека и животного.
Микитюк. Мы готовили трюки, в которых участвуют вместе с нами и медведи. Но это одно. Учитывали мы, что теперешней жизни присущи большие скорости, напряженные ритмы. Это отражается в современном искусстве, стремились, чтобы наше выступление было динамичным. Например, мы учили медведей не ходить в развалочку на задних лапах, а бегать. На репетиции подолгу бегали c малышами по манежу.
Стараемся, чтобы не было пауз, вначале, когда я жонглировала сигарами, их выноcили и убирали униформисты. По существу, это уже была пауза: для зрителей в действиях униформистов нет ничего привлекательного. Мы стали тренировать медведей. Теперь медведь выносит сигару, а, когда я заканчиваю трюк, бросаю сигару c высоты пьедестала, медведь ловит ее передними лапами и убегает. Технический момент — уборка реквизита — превратилась в трюк c участием медведя. Судя по реакции зала, трюк этот нравится, интерес зрителей не ослабевает ни на секунду.
Учитываем и такое: по всей стране идет борьба за повышение качестве. Это не должно обойти и нас, артистов цирка. Каждый трюк должен выполняться виртуозно, Красиво.
Корр. Как Вы добиваетесь контактов, взаимопонимания со своими медведями? Говорят, что дрессировка — это прежде всего Воспитание животного, воспитание y него хорошего характера.
Микитюк. Наверное, это так. Мы получаем медвежат иногда агреcсивныx, недоверчивых, такой медвежонок может ударить лапой, попытаться укусить, A со временем становится послушным, добрым, вроде бы у него меняется характер.
Золкин. Мы убеждены со Светланой: надо относиться к животным хек к существам чувствующим, переживающим, которые могут обидеться, огорчиться, которые реагируют на обман, на несправедливость. Мы, кстати, не отказались еще ни от одного медведя, которого получили, берешь медвежонка, ухаживаешь за ним, растишь, конечно, привязываешься к нему и вроде бы уже несешь ответственность за его судьбу. Стараемся определить, на кто он способен, открыть в нем какие-то способности и развить их.
Корр. То, o чем вы рассказываете, очевидно, основа гуманной дрессировки. Важно то, как артист относится к животным. Конечно, животное следует ме только поощрять, но, когда требуется, и наказать. Ведь и любящие родители наказывают своих детей. Душевное, доброе, уважительное отношение к животным и определяет веpные действия дрессировщика, гуманные методы дрессировки.
Корр. Но давайте вернемся к разговору о том, как создавался номер. Вы сказали, что подготовка его носила несколько экспериментальный характер.
Микитюк. Да. Только во время репетиций убеждались, какие трюки возможны, как их построить, как их подготовить, какой нужен реквизит.
Золкин. Например, не сразу определилась конструкция пьедестала для выступления медведей-антиподистов. И вот почему. Когда пьедесталы низкие, дрессировщики помогают животным лечь, занять нужное положение. У нас же пьедесталы высокие. Надо было добиться, чтобы медведи сами правильно и быстро ложились на спину. Наверху, укрепили такие корытца. Учили медведей, забравшись наверх по лестнице, делать кульбиты. Перевернувшись через голову, они оказываются на спине.
Вначале во время репетиций медведи спускались с пьедесталов по лестнице. Это, на наш взгляд, занимало много времени. Сделали так, что медведи стали съезжать по желобу — за одну секунду они оказываются внизу. Потребовались пьедесталы определенной конструкции. Постоянно бывали на предприятии, растолковывали инженерам, рабочим, что нам нужно.
На подготовку номера ушло два года. Перед выпуском к нам приехал балетмейстер из Киева Александр Михайлович Зайцев, помог нам. Подобрали музыкальное сопровождение, в этом участвовал дирижер оркестра.
На фото. Исполняется сложный трюк. Ассистирует медведь Фома
Уже много позже композитор Олег Любивец написал специальную музыку, основанную на гуцульских мелодиях. Эскизы костюмом сделала художник Марина Зайцева.
Корр. Почему вы решили придать номеру национальное звучание, создать «Закарпатские игры»?
Микитюк. Хотелось, чтобы была внутренняя логика объединения выступления людей и медведей. Например, русские качели и медведи — органично. На Руси исстари в увеселениях участвовали поводыри c медведями. Закарпатцы занять лесным промыслом, и они могут привести на свой праздник обученного медведя отсюда национальный характер оформления реквизита, костюмы, соответствующая музыка.
Корр. Вы упоминали, что не прекращаете работу над номером. Расскажите о своих сегодняшних заботах.
Золкин. O заботах непременно надо сказать. K сожалению, много времени и сил тратим не на творчества, a на различные хлопоты, на хозяйственные дела.
Корр. Видимо, есть какие-то сложности, еще не решенные проблемы?
Золкин. Нерешенных проблем много одна связана c содержанием животных Обычно клетки c медведями стоят в тесном помещении, освещение часто искусственное. Животным, особенно молодым, нужен свежий воздух, солнце а при здании цирка нередко нет двора негде разместить вольер под открытым небом. Медвежат выводим гулять на улицу. Взрослого медведя так вы вести нельзя. Эти сложности испытывают все дрессировщики. Надо, чтобы в цирка были более удобные помещения дл животных, место для установки вольeр на свежем воздухе.
Другая проблема. Перевозка медведей. Зимой клетки грузятся на открытую машину, во время движения клети продувает. A ведь медведи несколько месяцев провели в теплом помещении и вдруг — на мороз и ветер. В железнодорожном вагоне в центре печка, он топится, a по углам на стенах снег. Ту же y клетки располагаются сопровождающие медведей люди.
Приехали в новый город, а в цирке — еще предыдущая программа, тогда, случается, клетки ставят на улице, в холодном сарае или в гараже, в котором запах бензина. Я убежден: каждый дрессировщик должен иметь специальные фургоны с автономным освещением, отоплением, чтобы можно было перевозить в них животных, если потребуется содержать их тем продолжительное время. Такими фургонами нужно обеспечить всех дрессировщиков, a не только тех, кто проявляет наибольшую настырность. Оставляет желать лучшего снабжение кормами. Еде медведей должна быть Достаточно разнообразной, содержать свежие овощи, витамины. А весной часта не обеспечивают даже морковью. Тогда бежим на рынок, покупаем за свои деньги.
Зазеленели газоны — выкраиваем время, едем за город, рвем траву, кладем ее в клетки. Смотришь, медведь что-то выбрал из зеленой кучи — ест. Но разве допустимо, чтобы даже c морковью были перебои.
Дрессировщиков не могут удовлетворять и клетки. Некрасивые, ненадежные.
На фото. Требуется и предельная слаженность, и от четвероногого партнера - тоже
Когда мы окaзывались за рубежом, на том же фестивале в Монте-Карло, стыдно было за наши грубые клетки. Номер наш был лучше, чем y других, a вот клетки намного хуже. Железные прутья сколько ни крась, медведи когтями, зубами соскребают с них краску. Ненадежны колеса, быcтро отламываются. Есть и другие недостатки. A почему бы при изготовлении клеток не учитывать требования дрессировщиков, особенности их работы c животными.
A то клетки сразу приходится переделывать. A вскоре начинать их ремонт. Вожу c собой инструмент, металлические детали, сварочный аппарат.
Микитюк. Я вот на что хочу обратить внимание. Антиподистам, жонглирующим ногами, нужна специальная обувь.
B магазине ее не купишь, изготавливают ее в мастерских Союзгосцирка. Подолгу ждешь выполнения заказа, a обувь часто оказывается непрочная. Я исколола все руки, латая обувь, где-то подклеиваю лейкопластырем. И это, когда выступаем перед столичными зрителями, гостями Моcквы.
Корр. Видимо, есть eще одна проблема. Каждому дрессировщику нужно, чтобы y него было надежные помощники. Как y вас обстоит c этим?
Золкин. У нас относительно благополучно. C самого начала пришел в номер ассистентом Анатолий Поляков. Поступил совсем юным, увлекся. Затем пришли Иван Палонович, Владимир Андреев. Уговорил брата Александра поступить в цирк. Он оставил профессию шофера, вместе c женой Ниной ухаживает за медведями. Мои помощники добросовестно выполняют свои обязанности, на них можно положиться. Спасибо им!
A проблема существует. Дело в низкой оплате ассистентов. Причем ставка ассистента не зависит от того, в каком номере он работает. Понятно, что нагрузке в номере с животными куда больше, чем в иных жанрах. Заботы c утра до позднего вечере. A если хищники, то ведь — и риск и опасность. Все это не учитывается. B результате ассистенты, рабочие по уходу за животными увольняются, a дрессировщик без помощников обойтись не может, приходится брать случайных людей. A это недопустимо, если в номере хищники или экзотические животные, требующие особого уходе.
Корр. Все, о чем вы говорите, заслуживает серьезного внимания. Все эти проблемы требуют решения.
Зoлкин. K сожалению, многие вопросы решаются медленно, трудно. Такое впечатление, что иным сотрудникам Союзгосцирка безразличны судьбы номеров, артистов. Порой кажется, что они стараются даже попридержать тех, кто идет к успеху, кто творчески активен. Одновременно видишь, как много средств и усилий иногда тратится на номера явно неперспективные.
Микитюк. A должно быть так: те, кто по своей инициативе создают, совершенствуют номера — в первую очередь получают помощь. И еще важно, чтобы успех был обязательно замечен и отмечен. Вспоминается прошлое. Как говорила, в юности c помощью отца подготовила сложнейшие трюки. Знакомые артисты хвалили, a вот официально это не было признано. Сейчас я думаю, если бы отметили мои достижения, это вдохновило на освоение еще чего-то нового, более сложного, a тогда казалось — напрасно c детства трачу все время на репетиции. Ведь начала я выступать одиннадцати лет.
Золкин. Равнодушие к делу, которому отдаешь всего себя, всегда обидно. Случается, приходишь в Союзгосцирк — и c тобой говорят как c назойливым просителем. Такое впечатление: положишь на стол заявление об уходе из цирка, и тут же его подпишут, не спросят, в чем дело, не задумаются, что не будет номера, который посылают на укрепление программ. И руки опускаются.
Корр. Ваше настроение можно понять. Тем более что были случаи, когда подписывали заявления и отпускали из системы цирков одаренных артистов, будто существует переизбыток интересных, оригинальных номеров. И все же руки опускать не нужно. Ведь артист выходит на манеж для зрителей, для многих тысяч советских людей.
Микитюк. Это верно. Где бы представление ми проходило, кто бы ни заполнял зал, — мы стараемся выступить возможно лучше. Для нас нет выступлений праздничных и будничных, каждое стремимся провести на подъеме, постоянно думаем, как сделать номер еще интереснее.
Корр. Вот и расскажите, пожалуйста, что нового хотите внести в свое выступление!
Золкин. Задумали и репетируем новые трюки, но нужно ли их описывать? Завершим — покажем.
Микитюк. Главное — скоро нас в номере будет трое. Собираемся ввести дочь. Я, как говорила, начала выступать одиннадцати лет. Дочери Кристине сейчас — восемнадцать. Многие трюки, исполняемые мной, она освоила.
Недавно в Волгограде она выходила на манеж, жонглировала игрушечным мишкой, сигарами. Кристина уже не первый год участвует в парад-прологах, в группе кордебалета — хочется, чтобы увереннее чувствовала себя перед зрителями.
Очень важно, что мы не просто вводим третьего партнера, а перестраиваем номер, создаем новые трюковые комбинации. Например, сейчас на манеже два пьедестала: на одном — я, на другом — медведь, будет четыре, на них — я, Кристина, два медведя. Я бросаю сигару на лапы медведя, одновременно Кристинa — второму медведю. По такому принципу перестраиваются все трюки, весь номер.
Корр. Как я понимаю, на манеже будет и больше артистов и больше животных. Зрелище должно стать более мaссовым, более эффектным. Достичь такого не просто.
3олкин. Конечно, придется поработать. Но, как видите, рук мы не опускаем, a, наоборот, трудимся не покладая рук. И все же артисты заслуживают больше внимания и помощи. Досадно, если приходится тратить время не на репетиции, a превращаться в снабженца, администратора, хозяйственника, «толкача». Для артиста главным должно быть — творчество.
Микитюк. Творчество — эта наша жизнь. Человек, посвятивший себя искусству цирка, не представляет себя вне цирка. Так хочется приносить зрителям больше радости.
Беседу вел К. ГАНЕШИН
Журнал Советская эстрада и цирк. Июнь1986 г.
оставить комментарий