Рапсодия листа
Однажды в Москонцерте был вывешен такой приказ: «За мужество и стойкость, проявленные при исполнении служебных обязанностей на гастролях по обслуживанию рыбаков Камчатки, артистам... (таким-то) объявить благодарность.»
Мне посчастливилось быть в этой группе. Закончился концерт для рыбаков, базирующихся на маленьком островке. Ночевать там было негде, и нас сразу после выступления отправили на небольшом рыбачьем боте обратно на материк. Когда мы выходили в море, погода была спокойная. Мы находились уже в открытом море, как вдруг подул порывистый ветер. Все сильнее, сильнее... Море разбушевалось, и начался такой шторм, что наш бот, как подбитую птицу, то швыряло куда-то в бездну, то снова выбрасывало на гребни волн... Мотор захлебнулся, и, как пишут в морских романах, мы полностью оказались во власти морской стихии.
Сидели мы вдоль бортов друг против друга. И когда волны накрывали нас, мы нагибались, хватались за руки, чтобы никого не смыло за борт. Напротив меня сидел мой друг — замечательный музыкант и артист, солист-балалаечник Владимир Нагорный Шляпа его улетела в море, мокрые волосы залепили лицо, а коленями он крепко зажал футляр с балалайкой. И вот когда на нас снова обрушился водяной шквал, я вдруг из-под накрывшей нас волны слышу голос Нагорного:
— Гриша: Если доберемся до берега, завтра у пограничников буду играть Вторую рапсодхю Листа!..
В этот момент нас осветил луч прожектора. Пограничники на сторожевом катере, будто услышав слова Нагорного, поспешили на помощь. Они бросали нам тросы, спасательные круги, но при такой качке поймать их было трудно. Тогда два пограничника, зажав зубами концы тросов, бросились в воду, пробились к боту и, взяв нас на буксир, с трудом доставили к берегу. Потом, приветливо помахав бескозырками, снова ушли в море нести сторожевую службу.
Утром все артисты встали как ни в чем не бывало. Привели в порядок свои просоленные костюмы, реквизит; шутили, смеялись, изображая, как кто выглядел в море. А вечером состоялся концерт для пограничников. Выступления артистов сопровождались горячими аплодисментами. Но самый большой успех выпал на долю моего друга, когда он сыграл Вторую рапсодию Листа... В творческой биографии Владимира Викторовича Нагорного есть немало интересных страниц. Еще мальчиком, выступая перед красноармейцами и рабочими, он покорял слушателей виртуозной игрой на балалайке. Его способности уже тогда получили широкое признание.
Посвятив жизнь искусству, Нагорный неустанно совершенствует свое мастерство. Его репертуар разнообразен: от шопеновских вальсов и мазурок до русских народных песен и плясовых наигрышей. Лист и Бетховен, Чайковский и Алябьев, Варламов и Андреев, многие произведения советских композиторов — вот тот обширный музыкальный багаж, которым владеет исполнитель. И не случайно обработки и переложения для балалайки и фортепиано, сделанные Виктором Нагорным в содружестве с пианисткой Лидией Окаемовой, изданы Государственным музыкальным издательством и вошли в учебные программы музыкальных училищ и вузов.
Известный советский композитор и дирижер М. М. Ипполитов-Иванов писал в свое время: «Владимир Викторович Нагорный несомненно обладает виртуозным талантом для игры на балалайке. У него есть отличный ритм и музыкальность, что гарантирует ему прочный артистический успех в его концертной деятельности; и я от души желаю ему успехов, в которых не сомневаюсь...»
Г. САЛЬНИКОВ, артист Московцерта
Журнал Советский цирк. Май 1968 г.
оставить комментарий