В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Рассказ о манеже и его людях

Сейчас я прочел новую книгу. Большую книгу о Большом цирке...

Интересно вот что... Работая долгое время в цирке, путешествуя с ним по разным городам и странам, имея сотни друзей-артистов, я сегодня вдруг открыл много нового, любопытного, доселе мне неизвестного...

А если так воспринимаю я, артист цирка, то сколько же почерпнут в этой книге молодые читатели, те, кто ежедневно заполняет цирковые залы нашей страны!»

Книга, о которой идет речь, называется «Здравствуй, цирк!». Она выпущена издательством «Молодая гвардия». Написал ее И. Черненко. А столь красноречивую рекомендацию дает ей в своем предисловии заслуженный артист РСФСР Ю. Никулин. К его словам стоит присоединить и цитируемые им же строки из письма автору книги другого известного представителя советского цирка — народного артиста РСФСР А. Александрова-Федотова:

«То направление, по которому Вы пошли, мне нравится. Такой литературы о цирке у нас не имеется. Правильный тон при описании исторических и творческих тенденций, безусловно, будет иметь успех не только у профессионалов, но и у широкого круга любителей циркового искусства...

Спасибо за правду о цирке».

Что же это за направление, и в чем секрет такого воздействия и обаяния книги И. Черненко? Что это — капитальное научное исследование, подобное работам Б. Кузнецова, или увлекательный популярный рассказ о том или ином локальном цирковом жанре, продолжающий линию книг В. Филатова и А. Аронова, И. Бугримовой, Э. Кио, Карандаша?.. В известной мере, пожалуй, и то и другое.

«Здравствуй, цирк!» сочетает в себе непосредственность, пылкость восприятия и передачи праздничной стороны циркового искусства с серьезным исследовательским проникновением в его глубину. Большой запас впечатлений, накопленный долгими годами наблюдений за повседневной жизнью цирка, общения с его прославленными мастерами и новичками, изучения специальной литературы, автор излагает с непринужденностью и свободой талантливого популяризатора. Вместе с тем: он обладает незаурядной эрудицией, разносторонними знаниями предмета, самостоятельными и свежими суждениями о нем, проявляет внимание даже к таким деталям, как живучесть цирковой терминологии, тех или иных специфических цирковых традиций.

А то, что на это повествование наложили свой отпечаток личные симпатии автора (как признается он сам), — так это же хорошо! Когда рассказчик взволнован и не скрывает своих пристрастий, он находит кратчайший и самый верный путь к уму и сердцу слушателя, в данном случае — читателя. А «главный герой книги, которому отдана большая и неостывающая любовь, — Цирк. Цирк как он есть. Без прикрас и придумок. Неутомимый и нестареющий работяга Цирк, несущий радость и счастье людям».

Обратите внимание на сочетание слов: «работяга» — «радость и счастье». Как точно передают они самую суть цирка! Да, трудно переоценить жизнеутверждающую силу, эмоциональное воздействие на человека красочных, ярких, захватывающих цирковых представлений. Мысль эта красной нитью проходит через всю работу И. Черненко, привлекающего, кстати, для ее подтверждения замечательные высказывания К. Маркса, А. Луначарского, видных деятелей искусства и литературы. Но не будем забывать и о неустанном, поистине героическом, труде всех тех, кто своими выступлениями на манеже дает нам чудесную зарядку бодрости,
молодости, смелости, веселья. Ведь «таков неписаный цирковой закон: сто бросков на репетиции ради нескольких безукоризненных на представлении». Вот эту двуединую сущность циркового искусства — черновой, упорный, до изнеможения труд во имя окрыляющего, сверкающего торжества лучших качеств и возможностей человеческого духа и тела — книга «Здравствуй, цирк!» конкретно раскрывает на десятках, а может быть, даже сотнях примеров.

Правда, иногда возникает ощущение, что богатейший материал, которым владеет автор, как бы его захлестывает. И стремясь сообщить читателю возможно больше новых и новых сведений, привести еще и еще пример, И. Черненко порой поступается обстоятельностью изложения, переходя на информационную скороговорку элементарную перечислительность имен, фактов, дат, событий. Не всегда он заботится и о литературной чистоте, образности стиля — слог местами небрежен и суховат.

Но эти огрехи частные. В целом же книга создает картину цирка, впечатляющую своей достоверностью и жизненной полнотой. Причем И. Черненко «приводит» нас в цирк не только тогда, когда манеж залит огнями, гремит оркестр и артисты под шквал аплодисментов демонстрируют свое исполнительское мастерство. Вместе с автором мы проникаем и за кулисы, присутствуем на репетициях, с волнением следим за напряженными поисками, рождениями новых номеров и трюков, участвуя в мучительных порой раздумьях и постижениях артистов.

И что принципиально важно, наш умный, знающий гид все время помогает нам ощущать и понимать идейное и художественное новаторство советского цирка, его качественное отличие от цирка старого, дореволюционного, и современного, капиталистического. Это отличие четко вырисовывается опять-таки в многочисленных конкретных артистических судьбах и образцах зажигательного искусства, наиболее ярко выявляющих прогрессивность и ясность идеологических позиций, глубокое гуманистическое содержание советского цирка, характерную для него заботу о внутреннем смысловом наполнении, образности и художественной целостности каждого номера в отдельности и циркового спектакля в целом.

А как прекрасны встающие со страниц книги дух коллективизма, царящий в советском цирке, присущие его людям трогательная взаимная выручкам товарищеская помощь! Справедливо подчеркнуты и особое внимание к нашей цирковой молодежи и, наконец, тот факт, что в нашей стране созданы великолепные условия для жизни, работы, обучения мастеров праздничного зрелища.

И. Черненко завершает свой рассказ о цирке, еще и еще раз признак ваясь ему в любви: «Мы любим его. Нас миллионы. Мы идем в цирк, ибо жаждем встречи с Радостью, Героикой, Романтикой».

Такая встреча — и не одна! — ожидает и тех, кто будет читать книгу «Здравствуй, цирк!».

Н. ЛЕЙКИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100