Рассказывает капитан трех кораблей - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Рассказывает капитан трех кораблей

Автор этой книги Борис Филиппов — человек редчайшей профессии. Назовите какую-нибудь особо редкую... Ну, скажем, поэт — как будто отнюдь не массовая профессия. И все же, во сколько раз больше у нас поэтов, чем директоров артистических клубов.

Профессия эта не только редчайшая, но и новая. Потому что и артистический клуб — в подлинном смысле этого слова — одно из завоеваний именно нашей советской культуры. Вспомним знаменитую в свое время, в 1912 году открывшуюся, петербургскую «Бродячую собаку». Казалось бы, чем не клуб! Собирались же тут актеры и художники, литераторы и музыканты. Однако из воспоминаний современников ясно обрисовывается, что была «Бродячая собака» меньше всего клубом, а всего более — своеобразным зрелищным предприя­тием. За изрядную плату сюда широко допускалась буржуазная публика, жаждавшая окунуться в «мир искусства», готовая не только раскошелиться, но даже терпеть унижения. Меткое замечание о своеобразной психологии буржуа — в одной из статей Блока: «футуристы разбили несколько графинов о головы публики первого ряда, особенно желающей быть «эпатированной».

Люди искусства презрительно именовали такую публику «фармацевтами». Но именно «фармацевты» давали главный доход «Собаке» (как и другим подоб­ным предприятиям]. А поэты, актеры, художники не столько общались здесь между собой, сколько «по­казывали себя» зтим самым «фармацевтам», как бы позировали для них. В руках частника артистический клуб неизбежно превращается в коммерческое дель­це, а то и просто в кабак. Это сказывалось еще и в годы нэпа. Борис Филиппов рассказывает в своей книге о ха­рактерном заведении в подвале Старопименовского переулка под интеллектуальным названием «Кружок друзей искусства и культуры». Здесь после полуночи собиралось общество артистов, писателей и поэтов, разбавленное изрядным количеством сомнительных дельцов. «Друзья искусства и культуры» резались в преферанс и винт до самого рассвета. «Из-под полы» процветали «очко» и «железка».

С созданием по инициативе А. В. Луначарского в этом самом подвале первого настоящего советско­го артистического клуба и начался путь Бориса Фи­липпова в редчайшей его профессии. В художествен­ной и литературной среде он общеизвестен как «капитан трех кораблей»: Клуба мастеров искусств в Старопименовском, затем Центрального Дома ра­ботников искусств и, наконец, Центрального Дома литераторов. Впечатлениями »тих сорока лет и продиктована книга «Актеры без грима». На самый первый взгляд — это просто отдельные как бы «этюды» о знаменитых наших артистах. Так и воспринял книгу автор предисловия Б. Полевой: «Это не мемуары, где автор водит читателя по тропинкам своей жизни, зто не эссе, где декларируются взгляды автора. Скорее всего, это дружеские заметки, где добрый и наблю­дательный челочек постарался зафиксировать и со­хранить для потомства живые человеческие черты и черточки замечательных людей, с которыми сводила его судьба».

Эта характеристика, по-моему, требует дополнения. «Черты и черточки», конечно, есть в книге. Мы узна­ем о веселых причудах Козловского. Об особенно­стях характера Смирнова-Сокольского. О житейском юморе Хенкика, о художнической одержимости Яхонтова... Любители  и  историки  эстрады  найдут тут для себя немало. Любители и историки театра — также. И все же книга — нечто гораздо большее, чем собрание «черт и черточек». Заметим, Борис Филиппов не описывает выступле­ния тех или иных знаменитых актероа, о которых ведет речь, хотя, разумеется, мог бы описать. Мень­ше всего книга похожа и на сборник «анекдотов» о знаменитостях. Вникая в движение этих, казалось бы, «пестрых» глав, убеждаешься: главный герой книги — Артистический Труд. Из богатейших запасов своей памяти автор отбирает именно то, что строит образ Артистического Труда — в его особенностях, в его отношениях с жизнью народа. Стремясь очертить обобщающий образ Артистиче­ского Труда, Филиппов в одном ряду ведет речь о таких предельно разных артистах, как Шаляпин, Вертинский и трагики — принадлежащие, собственно, еще XIX веку, — братья Адельгейм. Именно потому, что они настолько разные, и выступает в их судьбах с особой зримостью величайшее значение Родины для художника и его труда.

Борис Филиппов не «декларирует» свои взгляды. Но очень ясно выражает их. Они подтверждаются самой жизнью, вспоминаемой им. Как ясно, к при­меру, говорит о гражданственности, о патриотизме, непременно свойственных настоящему художнику, рассказ о первой фронтовой артистической бригаде в Отечественную войну!.. Верно отмечает автор предисловия: Филиппов чело­век добрый. Но нельзя не прибавить: он и непри­мирим ко всему, что идет вразрез с подлинным искусством, что мешает художническому служению народу. И в книге это ясно ощутимо. Борис Филип­пов — не бесстрастный «Пимен-летописец», а дирек­тор артистического клуба. Настоящего. Советского.

Хотя артистический клуб не решает судьбы актеров и спектаклей, не присваивает почетных званий, но людям искусства клуб нужен, быть может, больше, чем кому-либо другому. По самой природа творче­ства — процесса всегда личного, индивидуального, — человек искусства всегда подвержен опасности «ва­риться в собственном соку». И как живописец «от­ходит» от пишущей картины, проверяя ее взглядом «со стороны», так и каждый человек искусства стре­мится к такому общению с людьми, которое помо­жет ему проверить себя, свое образотворчество. Подлинный артистический клуб и дает такую воз­можность. Естественно, и работа его директора далеко не просто «административная», но — в подлинном смысле слова — творческая. Будучи человеком скромным, Борис Филиппов ничуть не распространяется о том, как именно директорствует он, как достигает полез­ных результатов. И однако книга его, а живых обра­зах памяти, своеобразный «отчет» о сорокалетнем опыте работы в амплуа директора Артистического клуба.

И хоть это профессия редчайшая, но многое тут назидательно, по-моему, вообще для работающих в сфере художественной культуры, какова бы ни была «специфика» здесь или там. Свобода от каких-либо влияний «групповщины» и борьбы самолюбий, това­рищеское общение без «чинопочитания», без высо­комерия и подхалимажа, сплоченность вокруг под­линных интересов искусства — все это исключительно важно и в работе театрально-художественных кол­лективов, учреждений и организаций культуры. Заставляя невольно задумываться об этом, книга Бориса Филиппова служит тому же благородному делу, которому автор посвятил свою жизнь.
 

Вадим НАЗАРЕНКО

Журнал Советский цирк. Сентябрь 1967 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Рейтинг.ru