В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Разговор будет продолжен

В четвертом номере нашего журнала была опубликована статья Ю. Дмитриева «Что такое новое!» Недавно она обсуждалась на расширенном заседании режиссерской колле­гии Союзгосцирка.

Статья вызвала полезный и интересный разговор о том, каковы пути поисков и соз­дания подлинно нового, оригинального в цирковом искусстве и что мешает этому. Многие выступавшие отмечали, что совет­ский цирк за последние годы добился значи­тельных успехов, о чем свидетельствует воз­росшая популярность его у нас в стране и за рубежом. Однако у него есть еще много нерешенных проблем. Например, еще мало сделано, чтобы каждый национальный кол­лектив имел свое творческое лицо. Иной раз своеобразие этих коллективов сводится лишь к национальным костюмам и специальному тексту в прологе. Не используются богатые источники, такие, как народные игры и празд­нества. Главный редактор художественного отдела А. Рождественский привел описание сложных, своеобразных трюков из исследова­ния старинных народных зрелищ в Грузни и отметил, что ни один режиссер, работавший с грузинским коллективом, не воспользовался этим интересным материалом, который дал бы возможность сделать национальную про­грамму разнообразнее и ярче.

Не раз выступавшие вспоминали о спорте, у мастеров которого имеются большие до­стижения. Например, гимнастки, сходя с раз­новысоких брусьев, легко проделывают двой­ное сальто. Цирку есть что позаимствовать во всех видах спорта. Но делается в этом на­правлении пока мало. Мировой рекордсмен Ю. Власов предложил в своем выступлении в печати организовать силовой театр. Как ра­ботники цирка откликнулись на это! До сегод­няшнего дня — никак. А ведь можно было бы показать на арене спектакль с демонстрацией различных  силовых  номеров. Некоторым артистам кажется, что доста­точно иметь новый вид реквизита, чтобы объявить — подготовлен новый номер. Но главное другое — создание яркого выразитель­ного образа. Об этом говорил заслуженный деятель искусств РСФСР М. Местечкин: «Я репетирую номер на буме. Но то, что проволока заменена бумом, еще не определяет, будет ли номер истинно новым. В основе его должен быть новый образ, созданный арти­стом — в этом и заключается новое в цирке».

Выступавшие отметили перспективность больших сюжетных представлений на манеже. Но многие напоминали, что и здесь должен присутствовать творческий поиск. Пантомимы давно ставятся на арене. Все дело в том, насколько органически в них связаны новое содержание  и  новая форма. На заседании дружный отпор получили вы­сказывания, еще бытующие среди некоторой части артистов, что наряду с отличными но­мерами неизбежно будут существовать и средние, повторяющие достижения лучших. Нет, искусство цирка не терпит серости. Каждый номер, каждый исполнитель должен быть интересен, своеобразен.

В ходе обсуждения теоретические пробле­мы переплетались с вопросами организацион­ными, производственными, которые тесно свя­заны с решением творческих задач. Были высказаны соображения об улучшении работы режиссеров. В частности, М. Местечкин под­черкнул, что нельзя считать сотрудничество режиссера с артистами законченным после того, как номер принят комиссией. В дальней­шем номер не остается без изменений: свое диктует зритель, принимая одно и отвергая другое, сам артист приходит к новым реше­ниям, и, конечно, в этой работе должен уча­ствовать режиссер. А разве не отражается на осуществлении режиссерских замыслов несвоевременное из­готовление аппаратуры, плохое техническое оборудование наших цирковых зданий! С тре­вогой говорилась о том, что даже новые цир­ки в Туле, Киеве, Минске плохо приспособле­ны для водных феерий, демонстрации различ­ных эффектов. В результате интересные спектакли, подготовленные в Москве, нередко нельзя показать в  других городах.

Немало интересных творческих предложе­ний высказали в ходе обсуждения режиссеры С. Кожевников, Б. Романов, Б. Колмановский, Е. Тимошенко, начальник художественного от­дела С. Семочкин. Выступил и автор статьи Ю. Дмитриев. Он призвал работников цирка проявлять больше инициативы, творческой смелости. Разве не тревожит тот факт, что толчком подготовки специальной программы конного цирка явилась заявка из Франции на гастроли такого коллектива? Неужели такая идея не могла родиться у нас! А почему бы не попробовать создать цирк зверей с различными номерами дрессуры!

Дмитриев подчеркнул, что цель его ста­тьи — указать некоторые пути поисков нового, призвать к высокой культуре в работе, а главное — покончить с творческой успокоен­ностью. Подводя итоги обсуждения, главный ре­жиссер художественного отдела Союзгосцирка заслуженный деятель искусств Литовской ССР Н. Барзилович подчеркнул, что художествен­ный отдел должен превратиться в лаборато­рию по созданию нового. Каждый его сотруд­ник призван не только поддерживать творче­ские начинания артистов, но и быть инициа­тором создания оригинальных и неповторимых произведений циркового искусства. Для этого, разумеется, работники отдела должны быть высококвалифицированными специалистами, ко­торым по плечу решение сложных творческих вопросов. Было решено, что разговор о новом на арене необходимо продолжить среди арти­стов в цирках и цирковых коллективах.
 

Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100