Разговорник на эстраде
Стоит ли доказывать, сколь велика в эстрадном концерте роль так называемого «разговорника»? Он несет основную идейную нагрузку концерта, дает ему нужное направление, создает должное настроение на сцене и в зрительном зале.
На эстраде Г. Орлов
Важнейшую роль в решении этих творческих задач играют мировоззрение и культура артиста. Некоторые «разговорники» рассуждают так: на эстрадные концерты зритель ходит специфический. Серьезный, глубокий, позитивный материал ему противопоказан, ему подавай легковесный репертуар, «железные» репризы, основанные на бытовых анекдотах. И подают такие куплеты:
«Мотоцикл я купил
И поездку совершил.
Врезался я с ним в забор
У ближайшей рощи.
Отчего, отчего,
Отчего так хорошо?
Оттого, что я поехал
Вместе с тещей».
Проходят ли подобные «остроты» на публике? К сожалению, да. Зритель наш в культурном отношении неизмеримо вырос, но немало встречается тех, для кого дешевая острота или ужимка актера куда более доходчива, чем тонкий юмор. Некоторые эстрадники уверовали, что позитивные произведения, гражданская тематика, публицистика «не проходят» на публике. Долгое время, к примеру, мы безуспешно стремились приохотить исполнителей к добротно написанному фельетону поэта В. Крутецкого «Продолжение революции», где рассказывается об успехах советского народа на различных участках социалистического строительства. Автор терпеливо ждал год, а затем опубликовал фельетон в сборнике. Будучи напечатанным, фельетон, конечно, нашел своих исполнителей, но уже не в Ленконцерте. Такая же участь постигла и фельетон Л. Шишко «Опять на войне» — страстное обращение участника Великой Отечественной войны к нашей молодежи.
Эти и другие произведения не исполнялись не только в силу недопонимания артистами значения гражданской тематики, но и потому, что для их исполнения нужно найти новые средства актерской выразительности. Тут не вывезет «железная» реприза или «пробойный» куплетный рефрен, тут помимо таланта нужен весь арсенал актерского мастерства: от страстной публицистики, драматических переживаний и лирической задушевности до острой характерности и даже гротеска. Всем этим, к примеру, владеет Б. Бенцианов. Поэтому отлично слушаются в его исполнении фельетоны «Хотят ли русские войны?» И. Мэя, «Человек с чемоданчиком» М. Грина, «Помнить и дружить» В. Константинова и Б. Рацера и другие. Зритель на концертах коллектива Б. Бенцианова не только от души посмеется, но и поволнуется, над чем-то задумается, проникнется уважением к труду артиста и уйдет с концерта духовно обогащенным.
Гражданская тематика сыграла большую роль в творчестве артиста Б. Иоффе. Что он собой представлял до недавнего времени? Заурядный конферансье, неплохой пародист и куплетист. Но вот И. Виноградский написал для его коллектива программу «С первого взгляда», признанную лучшей среди крупных авторских работ 1964 года. В ней есть фельетон «Наташка» — взволнованный лирико-драматический рассказ о зарождающейся большой и верной любви, о месте советского молодого человека в жизни. Б. Иоффе исполняет фельетон содержательно, сдержанно, лаконично, без своих обычных стандартных приемов. Показательно, что и в привычных жанрах этой программы (вступление, фарсовые сценки «В роддоме», «Лекция») исполнитель />чаще всего уходит от штампов, ничуть не теряя должной выразительности. В этом нет ничего удивительного. Позитивный материал приучает актера глубже осмысливать любой номер, помогает быть строже, современнее в отборе и применении выразительных средств.
Часто задают вопрос: должен ли «разговорник» иметь свою любимую тему? В идеале — да, должен. Это обогащает творчество артиста, делает его глубже, разностороннее, целеустремленнее. Лучшим доказательством этого положения может служить творческая практика Г. Орлова. Последние годы он выступает в жанре фельетона, являющегося своеобразным лирико-публицистическим раздумьем актера-гражданина над острыми проблемами современности. Многие помнят его фельетоны «Физики и лирики», «Любовь и протокол», «Людмила « Руслан». Их успех объясняется не только добротностью, остротой, злободневностью литературного материала (авторы В. Константинов и Б. Рацер), но и тем, что систематическая разработка близких по духу и манере изложения проблем позволила актеру максимально раскрыть свое большое, разностороннее дарование.
Последние годы на страницах театральной прессы не умолкают споры о современной манере исполнения. Как справедливо замечает артист МХАТ имени Горького Ю. Кольцов, современная исполнительская манера — это прежде всего лаконизм, простота, строгость выразительных средств при выявлении мыслей и чувств современного человека. Этому стилю противопоказаны многословность, открытый пафос чувства, сентиментальность. В театре и кинематографе блистательным актером такого типа является И. Смоктуновский. Есть ли примеры современной исполнительской манеры на эстраде? Есть. Очень современен по мыслям, чувствам, выразительным средствам О. Милявский. К тому же артист владеет даром импровизации. Правда, порой ему недостает чувства меры и такта.
Очень современен Б. Дубров. И не только своей сдержанной по форме, философски-иронической манерой беседы со зрителем (в которую, правда, любит «подпустить» заземленный пример или двусмысленный каламбур). Б. Дубров — автор-исполнитель. Он пишет для себя остроумные, насыщенные проблемами сегодняшнего дня тексты (благодаря чему пользуется большим успехом у зрителя). Ну а остальные эстрадники-«разговорники», которые прибегают к перевоплощению, трансформации? Они что, старомодны? Вероятно, дело здесь не в манере, а в чувстве меры, которая, по глубокому замечанию Л. Н. Толстого, составляет сущность искусства. Можно быть старомодным в публицистическом монологе «от автора» и очень современным в «блице», при мгновенном перевоплощении в образ какого-нибудь бюрократа или бизнесмена. Уже упоминаемый Б. Бенцианов в фельетоне «Человек с чемоданчиком» точными, лаконичными средствами создает ряд разнохарактерных портретов — от «Трощенко II» до героев Братска. А насколько современнее стала манера П. Рудакова! И не только в сольных фельетонах, но и в парных интермедиях и куплетах, когда он выступает в наработанной «маске» вечно чем-то недовольного, но «себе на уме» увальня. Много писали для эстрады В. Константинов и Б. Рацер, выросшие в подлинных мастеров интермедии, куплета, стихотворного фельетона. Последние годы они устремились в большую комедиографию и несколько отошли от эстрады, хотя, как нам кажется, одно не исключает другое. Наоборот, работа на эстраде будет только помогать их творческой деятельности в области больших форм.
Плодотворно работает над прозаическими фельетонами, интермедиями молодой, одаренный, наделенный щедрой выдумкой автор И. Виноградский. Но, пользуясь большим спросом (не только в Ленинграде, но и в других городах), он нередко спешит и не успевает совершенствовать свое еще не окрепшее мастерство. Можно также назвать С. Беликова и Л. Шишко, отлично владеющих стихотворными эстрадными жанрами (включая и песенные тексты), В. Карлинского, успешно работающего над куплетами, интермедиями, А. Мерлина — мастера музыкальной миниатюры — и других.
Имеется при эстраде и начинающая авторская молодежь, которая со временем проявит себя, но профессионально подготовленных, высококвалифицированных эстрадных драматургов эстраде не хватает. Это объясняется прежде всего трудностью жанра. Эстрадная драматургия — драматургия малых форм. Она требует предельной уплотненности действия, концентрированности мысли, точности, афористичности словесного материала. Кроме того, автору, как правило, приходится писать на конкретного исполнителя, учитывая его особенности. Это-то прежде всего и смущает некоторых известных ленинградских писателей-сатириков. Обидно, что до сих пор не пишут для эстрады Л. Гаврилов, В. Алексеев и другие ленинградские мастера сатиры. К тому же положение эстрадных авторов по-прежнему остается незавидным: печатают их редко, в Союз писателей принимают еще реже. Нехватка авторских сил порождает основные беды репертуара «разговорников» — узость тематики, не всегда высокий литературный и эстетический уровень материалов, их легковесность, отсутствие политической страстности, гражданственности.
Но предположим, что у молодого одаренного артиста-«разговорника» неплохой репертуар. Постепенно он обрел творческую индивидуальность и работает весьма успешно, получая от своих выступлений моральное и материальное удовлетворение. Но проходят годы, и друзья эстрады с тревогой замечают, что артист творчески не растет, а обрастает штампами, становится ремесленником. Удивляться тут нечему. Если в театрах с молодыми артистами регулярно занимаются режиссеры, педагоги, то эстрадник, в лучшем случае, поработает недельки две-три с режиссером, сдаст номер и уедет на несколько месяцев на гастроли. О занятиях с педагогами он и мечтать не может. Так постепенно и наступает творческий кризис.
Чтобы совершенствовать свое мастерство, надо много и настойчиво работать — работать так, как работают артисты балета, скрипачи, большинство мастеров художественного слова. И молодому начинающему артисту здесь не обойтись без помощи старых, опытных мастеров эстрады. Если подытожить главные задачи, стоящие перед эстрадными артистами разговорного жанра, то их можно свести к следующему: «разговорники» должны идти в первых шеренгах работников идеологического фронта, а это значит — иметь идейно и художественно полноценный репертуар, совершенствовать свою творческую индивидуальность и исполнительское мастерство, обязательно повышать политический и культурный уровень. Иначе — неизбежное отставание от быстро растущих духовных запросов зрителя, творческий кризис. Искусство эстрады — массовое, оперативное искусство, одно из самых доступных широким кругам народа и любимых им. Именно поэтому оно должно быть высокоидейным и художественно полноценным.
Спектакль создается месяцами. Его недостатки проще заметить и устранить. Если же неудачная постановка все же увидит свет рампы, то ее в лучшем случае посмотрят десятки тысяч зрителей. А фельетоны, интермедии, частушки, куплеты иногда создаются за сутки. И если они идейно и художественно неполноценны, то принесут гораздо больший вред, так как с тысяч эстрадных площадок станут достоянием миллионов. Отсюда и повышенная требовательность к эстраде в целом и к лицам, осуществляющим художественное руководство. Больше авторов «хороших и разных», больше интересных по мысли, злободневных, идейно и художественно выдержанных рассказов, пародий, интермедий, фельетонов, куплетов и песен — вот что в первую очередь нужно эстраде, вот что даст ей ту силу и то направление, которые она должна иметь. Кропотливая, вдумчивая, серьезная работа артиста-эстрадника над добротным художественным материалом поможет донести до зрителя его мысли и идеи, сделает искусство эстрады еще более доходчивым для народа. А в этом смысл и цель искусства.
Д. Авров
Журнал Советский цирк. Май 1965
оставить комментарий