Разговорник на эстраде - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Разговорник на эстраде

Стоит ли доказывать, сколь велика в эстрадном концер­те роль так называемого «разговорника»? Он несет основную идейную нагрузку концерта, дает ему нужное направление, создает должное настроение на сце­не и в зрительном зале.

На эстраде Г. ОрловНа эстраде Г. Орлов

Важнейшую роль в решении этих творческих задач играют мировоззре­ние и культура артиста. Некоторые «разговорники»   рассуждают так: на эстрадные концерты зритель ходит специфический. Серьезный, глубокий, позитивный материал ему противо­показан, ему подавай легковесный репертуар, «железные» репризы, основанные на бытовых анекдотах. И подают такие куплеты:

«Мотоцикл я купил
И поездку совершил.
Врезался я с ним в забор
У ближайшей рощи.
Отчего, отчего,
Отчего так хорошо?
Оттого, что я поехал
Вместе с тещей»
.

Проходят ли подобные «остроты» на публике? К сожалению, да. Зри­тель наш в культурном отношении неизмеримо вырос, но немало встре­чается тех, для кого дешевая острота или ужимка актера куда более доход­чива, чем тонкий юмор. Некоторые эстрадники уверовали, что позитивные произведения, гражданская тематика, публицистика «не проходят» на публике. Долгое время, к примеру, мы безуспешно стреми­лись приохотить исполнителей к доб­ротно написанному фельетону поэта В. Крутецкого «Продолжение револю­ции», где рассказывается об успехах советского народа на различных участках социалистического строи­тельства. Автор терпеливо ждал год, а затем опубликовал фельетон в сборнике. Будучи напечатанным, фельетон, конечно, нашел своих ис­полнителей, но уже не в Ленконцерте. Такая же участь постигла и фелье­тон Л. Шишко «Опять на войне» — страстное обращение участника Ве­ликой Отечественной войны к нашей молодежи.

Эти и другие произведения не ис­полнялись не только в силу недопо­нимания артистами значения граж­данской тематики, но и потому, что для их исполнения нужно найти новые средства актерской выразительности. Тут не вывезет «железная» реприза или «пробойный» куплетный рефрен, тут помимо таланта нужен весь арсе­нал актерского мастерства: от страст­ной публицистики, драматических переживаний и лирической задушев­ности до острой характерности и да­же гротеска. Всем этим, к примеру, владеет Б. Бенцианов. Поэтому отлич­но слушаются в его исполнении фельетоны «Хотят ли русские войны?» И. Мэя, «Человек с чемоданчиком» М. Грина, «Помнить и дружить» В. Константинова и Б. Рацера и дру­гие. Зритель на концертах коллектива Б. Бенцианова не только от души посмеется, но и поволнуется, над чем-то задумается, проникнется уваже­нием к труду артиста и уйдет с кон­церта духовно обогащенным.

Гражданская тематика сыграла большую роль в творчестве артиста Б. Иоффе. Что он собой представлял до недавнего времени? Заурядный конферансье, неплохой пародист и куплетист. Но вот И. Виноградский на­писал для его коллектива программу «С первого взгляда», признанную лучшей среди крупных авторских ра­бот 1964 года. В ней есть фельетон «Наташка» — взволнованный лирико-драматический рассказ о зарождаю­щейся большой и верной любви, о месте советского молодого челове­ка в жизни. Б. Иоффе исполняет фельетон содержательно, сдержанно, лаконично, без своих обычных стан­дартных приемов. Показательно, что и в привычных жанрах этой програм­мы (вступление, фарсовые сценки «В роддоме», «Лекция») исполнитель />чаще всего уходит от штампов, ни­чуть не теряя должной выразитель­ности. В этом нет ничего удивитель­ного. Позитивный материал приучает актера глубже осмысливать любой номер, помогает быть строже, современнее  в  отборе  и  применении  вы­разительных средств.

Часто задают вопрос: должен ли «разговорник» иметь свою любимую тему? В идеале — да, должен. Это обогащает творчество артиста, делает его глубже, разностороннее, целе­устремленнее. Лучшим доказатель­ством этого положения может слу­жить творческая практика Г. Орлова. Последние годы он выступает в жан­ре фельетона, являющегося свое­образным лирико-публицистическим раздумьем актера-гражданина над острыми проблемами современности. Многие помнят его фельетоны «Фи­зики и лирики», «Любовь и протокол», «Людмила « Руслан». Их успех объ­ясняется не только добротностью, остротой, злободневностью литера­турного материала (авторы В. Кон­стантинов и Б. Рацер), но и тем, что систематическая разработка близких по духу и манере изложения проб­лем позволила актеру максимально раскрыть свое большое, разносторон­нее дарование.

Последние годы на страницах те­атральной прессы не умолкают споры о современной манере исполнения. Как справедливо замечает артист МХАТ имени Горького Ю. Кольцов, современная исполнительская мане­ра — это прежде всего лаконизм, простота, строгость выразительных средств при выявлении мыслей и чувств современного человека. Этому стилю противопоказаны многословность, открытый пафос чувства, сентиментальность. В театре и кинемато­графе блистательным актером такого типа является И. Смоктуновский. Есть ли примеры современной исполнительской манеры на эстраде? Есть. Очень современен по мыслям, чувствам, выразительным средствам О. Милявский. К тому же артист вла­деет даром импровизации. Правда, порой ему недостает чувства меры и   такта.

Очень современен Б. Дубров. И не только своей сдержанной по форме, философски-иронической манерой беседы со зрителем (в которую, правда, любит «подпустить» зазем­ленный пример или двусмысленный каламбур). Б. Дубров — автор-испол­нитель. Он пишет для себя остроум­ные, насыщенные проблемами сего­дняшнего дня тексты (благодаря чему пользуется большим успехом у зрителя). Ну а остальные эстрадники-«разговорники», которые прибегают к перевоплощению, трансформации? Они что, старомодны? Вероятно, дело здесь не в манере, а в чувстве меры, которая, по глубокому замечанию Л. Н. Толстого, составляет сущность искусства. Можно быть старомодным в публицистическом монологе «от автора» и очень современным в «блице», при мгновенном перевопло­щении в образ какого-нибудь бюро­крата или бизнесмена. Уже упоми­наемый Б. Бенцианов в фельетоне «Человек с чемоданчиком» точными, лаконичными средствами создает ряд разнохарактерных портретов — от «Трощенко II» до героев Братска. А насколько современнее стала ма­нера П. Рудакова! И не только в сольных фельетонах, но и в парных интермедиях    и    куплетах,    когда   он выступает в наработанной «маске» вечно чем-то недовольного, но «се­бе на уме» увальня. Много писали для эстрады В. Константинов и Б. Ра­цер, выросшие в подлинных мастеров интермедии, куплета, стихотворного фельетона. Последние годы они уст­ремились в большую комедиографию и несколько отошли от эстрады, хотя, как нам кажется, одно не исключает другое. Наоборот, работа на эстра­де будет только помогать их творче­ской деятельности в области больших форм.

Плодотворно работает над про­заическими фельетонами, интерме­диями молодой, одаренный, наделен­ный щедрой выдумкой автор И. Виноградский. Но, пользуясь большим спросом (не только в Ленинграде, но и в других городах), он нередко спе­шит и не успевает совершенствовать свое еще не окрепшее мастерство. Можно также назвать С. Беликова и Л. Шишко, отлично владеющих стихотворными эстрадными жанрами (включая и песенные тексты), В. Карлинского, успешно работающего над куплетами, интермедиями, А. Мерли­на — мастера музыкальной миниатю­ры — и   других.

Имеется при эстраде и начинаю­щая авторская молодежь, которая со временем проявит себя, но профес­сионально подготовленных, высококвалифицированных эстрадных дра­матургов эстраде не хватает. Это объясняется прежде всего труд­ностью жанра. Эстрадная драматур­гия — драматургия малых форм. Она требует предельной уплотненности действия, концентрированности мыс­ли, точности, афористичности словес­ного материала. Кроме того, автору, как правило, приходится писать на конкретного исполнителя, учитывая его особенности. Это-то прежде все­го и смущает некоторых известных ленинградских писателей-сатириков. Обидно, что до сих пор не пишут для эстрады Л. Гаврилов, В. Алексеев и другие ленинградские мастера са­тиры. К тому же положение эстрад­ных авторов по-прежнему остается незавидным: печатают их редко, в Союз писателей принимают еще ре­же. Нехватка авторских сил порож­дает основные беды репертуара «раз­говорников» — узость тематики, не всегда высокий литературный и эсте­тический уровень материалов, их легковесность, отсутствие политиче­ской страстности,   гражданственности.

Но предположим, что у молодо­го одаренного артиста-«разговорника» неплохой репертуар. Постепенно он обрел творческую индивидуаль­ность и работает весьма успешно, получая от своих выступлений мо­ральное и материальное удовлетво­рение. Но проходят годы, и друзья эстрады с тревогой замечают, что артист творчески не растет, а обра­стает штампами, становится ремес­ленником. Удивляться тут нечему. Если в театрах с молодыми артиста­ми регулярно занимаются режиссе­ры,   педагоги,   то   эстрадник,   в   лучшем случае, поработает недельки две-три с режиссером, сдаст номер и уедет на несколько месяцев на гастроли. О занятиях с педагогами он и мечтать не может. Так постепен­но и наступает творческий кризис.

Чтобы совершенствовать свое ма­стерство, надо много и настойчиво работать — работать так, как рабо­тают артисты балета, скрипачи, боль­шинство мастеров художественного слова. И молодому начинающему ар­тисту здесь не обойтись без помощи старых,  опытных мастеров эстрады. Если подытожить главные задачи, стоящие перед эстрадными артиста­ми разговорного жанра, то их мож­но свести к следующему: «разговор­ники» должны идти в первых ше­ренгах работников идеологического фронта, а это значит — иметь идейно и художественно полноценный ре­пертуар, совершенствовать свою творческую индивидуальность и ис­полнительское мастерство, обяза­тельно повышать политический и культурный уровень. Иначе — неиз­бежное отставание от быстро расту­щих духовных запросов зрителя, творческий кризис. Искусство эстра­ды — массовое, оперативное искус­ство, одно из самых доступных ши­роким кругам народа и любимых им. Именно поэтому оно должно быть высокоидейным и художественно полноценным.

Спектакль создается месяцами. Его недостатки проще заметить и устранить. Если же неудачная поста­новка все же увидит свет рампы, то ее в лучшем случае посмотрят десятки тысяч зрителей. А фельето­ны, интермедии, частушки, куплеты иногда создаются за сутки. И если они идейно и художественно неполно­ценны, то принесут гораздо больший вред, так как с тысяч эстрадных пло­щадок станут достоянием миллионов. Отсюда и повышенная требователь­ность к эстраде в целом и к лицам, осуществляющим художественное руководство. Больше авторов «хороших и раз­ных», больше интересных по мысли, злободневных, идейно и художе­ственно выдержанных рассказов, па­родий, интермедий, фельетонов, куп­летов и песен — вот что в первую очередь нужно эстраде, вот что даст ей ту силу и то направление, кото­рые она должна иметь. Кропотли­вая, вдумчивая, серьезная работа артиста-эстрадника над добротным художественным материалом помо­жет донести до зрителя его мысли и идеи, сделает искусство эстрады еще более доходчивым для народа. А в этом смысл и цель искусства.
 

Д. Авров

Журнал Советский цирк. Май 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования