Размышления о новогодних спектаклях - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Размышления о новогодних спектаклях

В дни школьных каникул просмотрела три детских спектакля: два — на манежах Московских цирков, один — в Театре эстрады, но его тоже следует отнести к цирковым, так как подготовлен он силами артистов «Цирка на сцене».

Передо мной три программки. Перечитываю их. «Путешествие волшебного факела» в цирке на Ленинских горах. Авторы сценария — Э. Внуков, В. Головко. Музыка Э. Артемьева, В. Шаинского. Художественный руководитель постановки — В. Головко. Режиссер-постановщик — М. Корчагина (спектакль стал ее дипломной работой). Главный балетмейстер-постановщик — Р. Рибаковас, художник-постановщик — М. Ратнер, режиссер — Л. Канагина, режиссер-стажер ГИТИСа — А. Карашени, звукорежиссеры — Л. Попова, В. Загидулин. «Новогодний цирковой карнавал» на Цветном бульваре. Авторы — Н. Румянцева, Г. Саркисян, Ю. Бирюков. Стихи А. Левина. Режиссер-постановщик — Ю. Бирюков, балетмейстер-постановщик — П. Гродницкий, художники-постановщики — И. и Д. Казачек, композитор и главный дирижер — О. Любивец, помощник режиссера — д. Фриш, концертмейстер — А. Сосновский, звукорежиссер — В. Тарасов. «Волшебное озеро» в Театре эстрады. Автор — Н. Коваль. Композитор — И. Тамарин, стихи М. Шабарова. Художественный руководитель постановки — С. Макаров, режиссер-постановщик — Г. Гульченко, в спектакле участвовали артисты Московской дирекции «Цирк на сцене» и инструментальный ансамбль «Арена», возглавляемый В. Комаром.

Вот сколько людей занималось тремя детскими спектаклями! А сколько артистов исполняли различные роли и номера!.. Да, веселые детские представления стали делом вполне серьезным. И подходить к их оценке, наверное, нужно с теми же мерками.

Прежде всего постараюсь дать краткие либретто. Если бы мы имели дело с известными сюжетами, в их пересказе не было бы смысла. Но тут без этого не обойтись.

Начну с «Волшебного факела». Сценаристы использовали сюжетную канву своего же «Карнавала мира». Там взрослые зрители успевают побывать на пяти континентах, и здесь детвора самым чудесным образом переносится из Азии в Европу, из Африки — в Америку, а оттуда — в Австралию. Дело в том, что Дед Мороз (В. Логвинов) и Снегурочка (Н. Ермолаева) поручают Пионеру (С. Никитина) и Пионерке (И. Подковина) принести на праздник факелы дружбы со всех континентов. Тогда зажжется главный, волшебный факел, загорится елка и начнется новогоднее торжество. Как и следует по законам сказок, доброму делу всегда мешают злые силы: откуда ни возьмись появляются Бармалей (П. Толдонов), Баба Яга (Г. Ротман), Кащей Бессмертный (В. Минаев), а чуть попозже — Тьма-Тьмущая (Е. Батов). Первые строят героям мелкие каверзы, а Тьма-Тьмущая воздвигает на их пути крупные препятствия. Пионеров окутывает зловещий туман, их ослепляют таинственные лучи, но всюду, на всех континентах, наши герои находят друзей и Добро побеждает Зло. Волшебный факел вспыхивает ярким светом дружбы.

Сказка поставлена В. Головко с невероятным размахом. В ней много действующих лиц — Доктор Айболит (В. Крачинов), старик Хоттабыч (В. Духновский), Карлсон (Г. Бокарев), Крокодил Гена (А. Астанин), Чебурашка (П. Фатеев), Гномы (Л. Носова, Л. Тарасова), Чунга-Чанга (Е. Милаев); много ярких, хороших номеров, органично использована балетная труппа. И все очень масштабно, зрелищно, красочно. И как всегда, рядом с Головко интересно работают художник и балетмейстер.

Танец «Снежинок» в голубоватом свете под медленно падающим снегом... Танец очаровательных японок с веерами... Гимнастки, превращенные в фантастические цветы... Хореографическая композиция с голубями Корчагиных... Красиво. А в апофеозе, сплетаясь и расплетаясь, движется огромный хоровод. И тут уж глаза просто разбегаются. Рассмотреть все и всех просто не успеваешь. Одним словом, на манеже — новогодний карнавал.

Ну а в зале? Насколько он захватил ребят? Дети, притихнув, во все глаза глядели на удивительное по красоте зрелище, но оживлялись и аплодировали чаще всего во время выступлений Ермолаевых с лошадьми, Крачиновых с обезьянками, акробатов Моисеевых да антиподистки А. Микитюк. Так и должно быть? Но ведь юные зрители пришли на спектакль. И вдруг равнодушие к сюжету...

Коснусь немного взаимоотношений цирка со. зрителем и позволю себе привести цитату из статьи Г. Товстоногова «Открытие». Он передает свое впечатление от вахтанговской «Принцессы Турандот», увиденной им в 1933 году: «... главным связующим звеном между сценой и залом были четыре маски — они то комментировали события сказки Гоцци, то сами участвовали в них, то, выключившись из предлагаемых обстоятельств пьесы, разговаривали со зрителями на темы современной жизни... Маски вели весь спектакль, придавали ему совершенно особую атмосферу праздничного «действа», поддерживали его ритм, эмоциональный «градус», активизируя зрителя и вовлекая его в сценическую игру» («Театр», 1983, № 2).

Я, конечно, далека от мысли сравнивать вахтанговский спектакль с детским представлением. Я совсем о другом: в театре (!) зрителя вовлекали в сценическую игру. А в цирке, где раньше такое «вовлечение» казалось вполне естественным, зритель все чаще остается сторонним наблюдателем. Вначале сторонним, а затем и равнодушным.

...Понаблюдала за реакцией ребят в зале, потом прислушалась к детским репликам в фойе. Вспоминали обезьянок, лошадей, собачек, девочки восхищались «Снежинками», прелестными японками, той, что «все подбрасывала ногами», мальчишек больше привлекали каратисты и Баба Яга.

— Ну, Баба Яга мировая! Я, говорит, Баба Йога. И давай шпаги заглатывать!

А одна юная зрительница охала:

—    Ох, мама, до чего красиво! Правда, жутко красиво?!
—    Тебе интересно?

Девочка задумалась, а потом твердо и убежденно сказала:

—    Говорю же: очень красиво.

Ее увлекла зрелищная сторона спектакля, других забавляли реплики Бабы Яги, смышленые обезьянки, но никто не вспомнил о пионерах. Все, что происходило вокруг них, было интересным, а все, что делали они... Постойте, а что же они сами-то делали?

Пионер и Пионерка. Авторы, к сожалению, не дали им даже имен. А какие у них характеры? Пионеры ведь тоже бывают разные. В «Тимуре и его команде» все они делали важное и нужное дело, но Тимур не был похож на Гейку, а тот — на Симу Симакова. Конечно — конечно, там литературное произведение, а здесь цирковой сценарий.

И все же... Несколько бы живых черточек характера. Он — отважный, а она — немного трусиха, все-таки девочка. И каждому — смешные словечки, интонации, остроумные реплики. Страшновато им? Бывает. Такие герои, глядишь, и вовлекли бы юных зрителей в «манежную игру». Идея, ради которой ставится большой спектакль, должна затронуть души детей, только тогда она овладеет их умами.

В. Головко, талантливый и опытный режиссер, видимо, поддался традициям этого цирка: здесь и прежде положительные герои чаще оказывались на положении статистов. Зато отрицательным везло на исполнителей. Повезло и сейчас: известное клоунское трио — Толдонов, Ротман, Минаев — умеет многое. Баба Яга (Ротман) коварна, но находчива. Эта хитрюга всех веселит. Еще немного — и юные зрители оказались бы на ее стороне... Такого, конечно, не случилось. Действие благополучно шло к концу. Зло разоблачено и наказано. Но развязка происходит по воле режиссера, а должна бы естественно вытекать из смелых поступков пионеров. Но здесь главное слово не за ними, а за режиссерами, которые умело переключают наше внимание с внутренних коллизий на постановочные эффекты.

Если новый цирк всегда поражает грандиозностью зрелища, то цирк на Цветном бульваре тяготеет к более камерным постановкам с чуть более углубленным сюжетом. Так было в «Бременских музыкантах», «Голубом щенке», «Золотом ключике». И нынешний сценарий не стал исключением. Он предлагал ребятам множество новогодних загадок.

Итак, на манеже — викторина. Она похожа на любимую телевизионную передачу. Есть команда зрителей и команда артистов. Цирковых артистов. Значит, события обязательно разовьются по-цирковому. Для викторины требуется маленькая лошадка, а тут появляется настоящая дрессированная лошадь. На барьере — конверты с вопросами. Лошадь бежит по кругу, останавливается напротив одного из них. В нем вопрос про любимую книжку, зачитанную до дыр. Зал всенепременно ответит: «Мойдодыр». В другом конверте вопрос: «Кто это?» И под бесшабашный припев: «Дили-дили, трали-вали, это мы не проходили...» — появляется шустрый лохматый мальчуган. Как тут не догадаться! Ясно — Антошка.

Фрагмент спектакля «Новогодний цирковой карнавал» в цирке на Цветном бульваре и Фрагмент спектакля «Путешествие волшебного факела» в цирке на Ленинских горах фото А. ШИБАНОВА, В. ПАНЯРСКОГО и Б. БУДУЛАТЬЕВА

Фрагмент спектакля «Новогодний цирковой карнавал» в цирке на Цветном бульваре и Фрагмент спектакля «Путешествие волшебного факела» в цирке на Ленинских горах фото А. ШИБАНОВА, В. ПАНЯРСКОГО и Б. БУДУЛАТЬЕВА
  
Клоун Антошка (Е. Можаева) будет действовать в привычной маске, исполнять давно освоенные трюки, но в иных предлагаемых обстоятельствах. Поскольку он не может без проказ, то хватает с барьера конверты и, как на огромном бумажном змее, уносится под купол. А когда ему наказывают не прикасаться к одной из книг, нарушитель спокойствия все делает наперекор. И на манеж сразу вываливает банда из «синдиката гангстеров». Они безобразничают почище Антошки: горланя издевательские песни и стишки, захватывают в плен лошадь, конверты, самого Антошку, собираясь устроить свою викторину и свою елку, а ребят оставить без праздника. Команда артистов растерялась и просит помощи у команды зрителей. Общими усилиями найден ответ: привлечь к делу розыскных собак. И собаки артиста Богуслаева отыскивают логово бандитов. Близок веселый конец викторины. Но остался еще один вопрос — кто же ее вел? Появляется человек в шубе с большой белой бородой и красным носом. Даже самые маленькие зрители догадались: «Дед Мороз!» Завершается праздник цирковым карнавалом, куда монтируется любое количество номеров.

Приблизительно так развивались бы события по сценарию. Приблизительно, потому что спектакль всегда отличается от литературного первоисточника. Трактовать сценарий по-своему — право режиссера. (А как насчет прав авторов, в данном случае — соавторов?). Возвращаясь к спектаклю, не могу не отметить: идея викторины сохранилась.

Правда, шустрого Антошку зрители «не отгадывали», отчего первый выход его получился скомканным. На манеж гурьбой вышли 3. Мартиросян (Дед Мороз) и команда клоунов-знатоков — Е. Можаева (Антошка), А. Латышев, Е. Гордеева, С. Богуслаев, О. Демидов. А помните, как Антошка выходил с веселой, знакомой песенкой, как точно появлялся в финале Дед Мороз? А вопрос про «Мойдодыра»? Он давал ребятам возможность сразу включиться в игру. Вместо этого, показав большую книгу, детей спросили: «Как называется повесть Гоголя, где действие происходит на ярмарке?» Они молчали. Не потому, что старшие не читали повесть. Вслушайтесь в вопрос: как труден он для восприятия. Сравните: зачитанный до дыр — «Мойдодыр». Сам вопрос, его смысл, может быть и посложнее, но формулировать его надо как можно доступнее. Артисты ведь обращаются к детской аудитории разных возрастных групп. А минут на раздумье тут не дашь. Пауза — минутная, кажется в цирке очень-очень длинной. Зная это, режиссер на всякий случай организовал «подсадку». Честное слово, взрослому это видно невооруженным глазом.

После одиноко прозвучавшего ответа на манеж, то есть на Сорочинскую ярмарку, выехали на волах украинские акробаты Черниевские. Выехали прямо из книжки. Зрелищно? Да, весьма. Но если бы номеру не предшествовал такой скучный вопрос! А дальше — больше. На сцене — огромная сова. Нужно угадать, что это за птица. «Подсадка» чеканит ответ прямо из учебника зоологии. Теперь и ребята понимают: подстроено заранее. И точно. Вопрос задавался ради ответа. В руках у Антошки — белая мышь, она нужна для репризы, отнюдь не лучшей клоунской репризы Можаевой и Латышева.

Затем последовали вопросы о книгах «Три мушкетера», «Дон Кихот», «Остров сокровищ». Чередой проходили герои: Дон Кихот (Ю. Диаманди), Санчо Панса (А. Ермаченко), мушкетеры (С. Васейкин, В. Савенков, А. Зиновьев, Ю. Бирюков). Не обошлось без коварного пирата с целой пиратской шайкой из «Острова сокровищ». Спектакль стал набирать темп, но момент первоначального контакта со зрителем был упущен.

Нельзя не отметить, как много режиссер Ю. Бирюков работал с артистами. Е. Гордеева, которую вечером зрители видят в образе грустного флейтиста, предстала совсем в ином облике. Да и у Антошки более логично выстроился его «манежный характер». Или такой момент. Злой пират мечтает о новогодней елке. Когда ему вместо нее подсовывают пальму, он наивно верит в обман. Такая режиссерская находка сразу выделяет персонаж из массы других злодеев. Тем более что Л. Фриш сочно вылепил облик пирата. Точное место в спектакле найдено номеру Газизовых «Охотник и птица». И совсем неожиданно в финале пускается в пляс... елка.

Вроде бы все сделано по-иному, но отнюдь не плохо. Так о чем сожаления? О том, что с самого начала действие не завязалось в тугой сюжетный узел. Выпали остроумные шутки, реплики, забавные стишки. А эти вялые вопросы... Неужели цирку противопоказан юмор? Ведь так хочется, чтобы дети, выйдя из цирка, повторяли шутки клоунов и распевали полюбившиеся песенки, как после мультиков.

Ю. Бирюков кардинально переработал сценарий. Сказалось постоянное опасение режиссеров: артисты «не донесут» авторскую мысль. Возможно, по-своему он прав. Такое случается. И какой выход? Снимается один сценарный кусок за другим, и артистам уже вовсе нечего «нести». Остаемся делать «елку» «совсем про другое». Но может быть, следовало продолжить работу с соавторами? Они что-то изменили бы, дописали... Их вариант не укладывался в привычные ходы, привычные решения? Но не пора ли нам отказываться от слишком привычного?

И, наконец, последний среди названных спектаклей — «Волшебное озеро». Шел он на сцене Театра эстрады. Тут наличие «четвертой стены» показалось бы, пожалуй, наиболее оправданным. Но артисты включили ребят в свою игру с первого появления на сцене. Клоуны Э. Смольная и И. Смольный приветствовали ребят вполне традиционно, как в цирке в дни моего детства. Вначале на приветствие отвечают девочки, потом мальчики. Мальчишки, естественно, кричат громче. Клоунесса призывает девочек подтянуться. Те стараются. А потом еще раз: «Ну-ка, все вместе!» Зал ожил.

Не думайте, что я впадаю в противоречие: то борюсь с «привычным», то защищаю традиционные приемы. Нечто повторяющееся, усредненное, безликое не может радовать, а без классических антре не обойтись на манеже, как не обойтись без классики в театре.

Спектакль тем временем продолжался. К двум клоунам присоединился третий — Володя (коверный В. Савельев). И вывел «дрессированного медведя» (Н. Савельева). «Медведь», танцуя, наступил клоуну на ногу. Печален первый опыт дрессировки, но Володя все равно хочет стать артистом. А клоун Игорь мечтает о космосе. Что для этого нужно? Не знают клоуны, не знают и ребята. Секрет известен Деду Морозу. Только он слишком спешит в дальние края. Ответит лишь по возвращении... Оставшись без присмотра, клоуны Игорь и Володя поддаются на обман Водяного (А. Смыков). Обещая ответить на их вопрос, он заманил наивных клоунов в подводное царство.

Картина «На дне озера» постановщикам явно удалась. Призрачный свет, мерцающие тела проплывающих рыб (акробаты В. Коноплев и А. Кузьмин). Большая лягушка застыла в причудливом изгибе. Это Л. Шевчук демонстрирует «каучук». Завораживает ритмичным, таинственным танцем змея — гимнастка Л. Бенда работает на трапеции, но аппарата на видно, светится лишь фигура артистки в костюме змеи. Из зала все кажется волшебным, фантастическим.

Клоунам-то не до волшебных красот. Трудно, трудно дышать им на дне озера. Водяной не намерен отпускать их, он приказывает осьминогу покрепче опутать клоунов. Спасает, как всегда, Дед Мороз.

«На земле» яркий свет и веселье. Клоунам легко дышится! Но они так и не узнали самого главного: как стать артистом, космонавтом, инженером, летчиком? Дед Мороз объясняет им да и всем ребятам: «Для этого надо много и упорно трудиться». Именно так трудятся цирковые артисты, которые показывают детям свое искусство.

Ребята увидели много цирковых номеров. Клоун Володя тоже очень старался. Он взбирался на лестницу, подражая эквилибристам, жонглировал, дрессировал собаку. Только все выходило очень смешно. Он даже показывал фокусы, но «случайно» сам себя разоблачал...

Владимир Савельев действительно владеет многими цирковыми жанрами. Это хорошо, но главный секрет его обаяния и успеха заключается в безошибочном умении находить контакт со зрительным залом. Он удивительно чутко слушает и слышит его. Савельев органичен и достоверен на протяжении всего спектакля. Он любит работать для детей, и они чувствуют, понимают, что перед ними не равнодушный человек.

И вновь о юных зрителях: на всех трех «елках» побывал мой одиннадцатилетний сосед Вася. Походы мальчик начал с Театра эстрады. Мне казалось: следующие спектакли сотрут или хотя бы пригасят впечатление от первого. Однако Васе больше всего запомнилось «Волшебное озеро». На мое «почему» он ответил:

— Там был человек.

Подразумевая (если перевести на язык взрослых) актерскую индивидуальность В. Савельева. Человек установил контакт со всем залом и с каждым ребенком в отдельности. И человек запомнился. Получилось это не без ведома режиссеров.

Художественный руководитель постановки С. Макаров и режиссер Г. Гульченко (студентка-заочница ГИТИСа, выполнявшая дипломную работу) кое-что изменили в сценарии. И спектакль выиграл. Судите сами.

Главными героями автор сделал двух пионеров. Но что им делать, когда начнется цирковое представление? Изображать зрителей? С. Макаров решил: героями станут клоуны. Уточню: клоуны не изображали пионеров, а действовали в собственных масках, просто все приключения пионеров произошли с ними. И они же учились труду у цирковых артистов. Учились по-клоунски — смешно и достоверно. Вроде бы небольшая перестановка, но насколько логичнее развивался сюжет... И как ловко клоуны, вовлекая детей в сценическую игру, несли им главную мысль спектакля.

Размышляя обо всем, что повидала в дни каникул, думаю: цирк может трогать ребячьи сердца.

ГЕНРИЕТТА БЕЛЯКОВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования