Размышления под куполом цирка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Размышления под куполом цирка

Эквилибристы с шестами Половневы. Программа «Лечение смехом» 1965С огромным удовольствием я всегда иду на цир­ковое представление. Меня пленяют сила, лов­кость и красота молодости. Изумляет терпение и мастерство дрессировщика и, наконец, приводят в восторг наивные, полные непосредственного обаяния, остроумные шутки сатирика.

Эквилибристы с шестами Половневы. Программа «Лечение смехом»

Клоун — это подлинно народный артист. Он всегда в центре забот и интересов народа. Сколько радости и хо­рошего настроения может дать клоун зрителю, если он талантлив, умен и его шутки задевают людские сердца. Когда я пришел на последнюю премьеру цирка, меня охватило радостное предвкушение удовольствия. На красочной программе нарисовано: за столом, зава­ленным медицинскими атрибутами, сидит в белом халате и с папиросой в зубах врач.

«Лечение смехом — «главврач» Олег   Попов»,   — читаю я. Смешно! Настроение повышается. Усаживаюсь поуютнее   и   читаю   дальше:

«Цирковое обозрение, действующие лица и их исполнители...»

Постойте, что это? Программа театра миниатюр или, в луч­шем случае, мюзик-холла? — «Обозрение», «действующие лица»... Нет, написано четко и ясно — Московский цирк. Гм! Настораживаюсь, но... в это время мои глаза встре­чаются с лукавым взглядом Олега Попова, который смот­рит на меня с прекрасно выполненного на ковре портре­та,   лежащего   на   арене. Улыбка, которая появляется обычно, когда вспоминаешь что-то приятное или при встрече с веселым человеком, опять возникает на моем   лице. Смотрю на зрителей, которые заполнили цирк до отка­за, — да, они, как и я, весело настроены, и сердца их до­верчиво   открыты.

«Не обманете», думаю, и перевожу глаза опять на ко­вер, но свет гаснет, наступает темнота, и только светящиеся глаза клоуна в кепи, прорезая темноту, еще раз озорно подмигивают   мне:

«Не унывай! Видишь, арену заполняю  я — сейчас  будем лечить смехом!» Ковер исчезает. Бурная музыка!

И обозрение начинается парадом, который по старой цирковой    традиции    подготовляет    публику к программе. Обращение к публике в стихах читает красивый артист во фраке. Однако изо всех форм парада почему-то выбрали самую скучную, не отражающую   характера    исполняемой программы. Раз идет «Лечение смехом» — в параде долж­ны   быть   ведущими   клоуны. Само обозрение начинается в быстром темпе и разви­вается   стремительно. Директор цирка (артист В. Успенский) получает по те­лефону   распоряжение из «инстанции»:

— В цирке  должен быть смех!   Иначе...

По согбенной фигуре, низкому поклону и подобостраст­ному «Будет сделано!» мы догадываемся, что означает это   таинственное   «иначе». Директор вызывает нового режиссера (артист М. Моск­вин) и грозно передает приказ «инстанции»: «Быть в цир­ке смеху! Накачайте артистов». Режиссер, пародируя Чай­кина,   отвечает:

— Будьсде! Накачаем!

Вызывает главного клоуна — Олега Попова — и начи­нает его накачивать насосом. Олег Попов смешно наду­вается, но вдруг раздается взрыв, и клоун падает. Режиссер хватается за голову и с криком: «Перека­чал!» — убегает. Поликлиника, Главврач (артист В. Маленкин), бросив больных, уходит с приема на заседание комиссии по «улуч­шению   обслуживания   населения». Входит «перекаченный» клоун в лопнувшей хламиде, ко­торую меняет на белый халат доктора, надев машинально и   шапочку.

Торопыга и хлопотун — швейцар поликлиники Карболкин (его смешно играет артист В. Добронравов), заботясь о брошенных больных, заставляет врача поневоле — Олега Попова — продолжить прием. Вот тут начинается цепь не­доразумений между больными и мнимым врачом — ряд миниатюр  и  интермедий,  из  которых  состоит обозрение. Олег Попов с его искрометным талантом становится хо­зяином вечера, остроумным выдумщиком и проказником со   светлой   улыбкой. Играя врача поневоле, он разоблачает «больных» и «вдохновляет»   сомневающихся. Очень смешно разделывается с совместителем, распи­ливая его на две половинки. Остроумно разоблачает симу­лянта, поднося к его рту горящий   факел.

— Дыхните! — Симулянт-пьяница дышит, и из его рта вырывается столб пламени, как будто взорвался бак с бен­зином.

Или приходит больной с забинтованной ногой: «Насту­пил слон!» — и просит больничный лист. О. Попов предла­гает ему попробовать работать руками. И вот мы смотрим интересный номер на проволоке. Его мастерски исполняет эквилибрист на костылях и ручных коньках В. Яковлев. Вслед за этим в поток сцен хорошо сбитого и порой остроумного сюжета включается добрый десяток номеров. Закономерно ли это для цирка? Вполне!

Труппа «Икарийские игры» под руководством В. ПлинераРабота эквилибристов с шестами Половневых и особен­но блестящие упражнения гимнастки на трапеции, прикре­пленной к першу, который ее партнер, балансируя, держит на плече, — были великолепно оценены зрителем. Группа «пама, мама и дети» — икарийские игры под руководством опытного мастера Виктора Плинера — в своем выступлении показала новые трюки, проделанные четко   и   в   хорошем   ритме. Веру Сербину зритель любит и всегда смотрит с удо­вольствием. Ее быстрые трансформации, разнообразные и изящные танцы на проволоке проходят легко и весело, и публика бурно отмечает отличное мастерство заслуженной артистки.

Труппа «Икарийские игры» под руководством В. Плинера

Всеволод Херц, силовой жонглер, и Аверьяновы, акробаты-эксцентрики, своим выступлением украсили про­грамму. Подлинный восторг вызвали Бубновы — воздушные гим­настки, отлично тренированные, с красивыми спортивными фигурами. Гимнастки вплетались в общий, очень интерес­ный по композиции трюков рисунок, построенный на смене эффектных и требующих большой слаженности дви­жений.

О. Попов в паузах нашел много разнообразных паро­дийных моментов. Очень смешно, легко и изящно под му­зыку Чайковского «Танец молодых лебедей» клоун танцует с гирей, которая при подъеме тянет его в сторону. Номер исполняется с артистическим блеском. Олег Попов — клоун уже с мировым именем, но его актерское дарование и данные таят в себе, мне кажется, еще не раскрытые возможности. Мы уверены, что он еще поразит нас своими шутками и мастерски сделанными но­мерами. Невозможно перечислить весь калейдоскоп номеров, которыми изобилует программа «Медвежьего цирка»: тут боксеры и жонглеры, танцоры и трюковые поездки на всех видах легкового транспорта. Словом, я не берусь пе­речислять все. Надо увидеть эту единственную в мире труппу медведей. Вы будете несомненно покорены муже­ством и терпением народного артиста РСФСР Валентина Филатова   и   чудесами его дрессировки.

У меня давно исчезли все сомнения, с которыми я пришел на представление. Нет, это не театр миниатюр, это подлинный цирк со всеми его специфическими и отли­чительными   особенностями.

Стремительный ритм и веселая игра увлеченных акте­ров создают тот необходимый каскад перемежающихся номеров, который всегда определяет успех программы, и проведенные в цирке часы для зрителя пролетают как ми­нуты. Знающий все секреты циркового мастерства и требова­ния зрителя талантливый главный режиссер Марк Местечкин убедил меня в возможности и необходимости новых поисков построения цирковой программы и зарядил ме­ня — старого поклонника искусства арены — хорошим на­строением.
 

Мих. ЖАРОВ, народный артист СССР

Журнал Советский цирк. Май 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования