Реликвии памяти
Mузей эстрады... Даже звучит как-то непривычно. И тем не менее таковой уже существует. Размещается он в Ленинграде на Моховой улице, на третьем этаже старинного здания, занимаемого нынe Ленконцертом. Те, кто внимательно следит за публикациями в «Известиях», «Советской культуре», «Музыкальной жизни», наверное помнят, как нелегко складывалась его судьба.
Фото из ЭКСПОЗИЦИИ музея: K. ШУЛЬЖЕНКО выступает на призывном пункте ве Ленинграде. 1991 г.
На словах все вроде бы «за», приказ о создании музея появился еще в 1983 году, но на деле вопрос сразу же уперся в отсутствие помещения. Где размещать те почти что пятьдесят тысяч «единиц хранения», которые бережно, даже c любовью собраны организатором нового музея, старейшим деятелем ленинградской эстрады Григорием Полячеком? Ведь одно дело заниматься сбором экспонатов, так сказать, по должности и совсем другое — бескорыстно отдавать этому занятию все своe время, энергию, средства. И что подразумевается под этим словообразованием — «единицы хранения»? A вот что: уникальные реликвии, хранящие память o далеком прошлом русской эстрады, запечатлевшие подвиг советских артистов в годы Великой Отечественной войны, рассказывающие o сегодняшнем дне нашего эстрадного искусства. Я видел, например, чудом сохранившиеся афиши увеселительных «заведений» (так они тогда именовались) «Аквариум» и «Аполло», датированные 188Ь годом, слушал чрезвычайно редкую запись военной поры «Монолог о черте» в исполнении Аркадия Райкина.
Многое Полячеку приходилось покупать y случайных людей на личные сбережения, но наиболее ценные экспонаты, по словам Григория Марковича, достались ему даром: бюсты K. Гибшмана (работа Манизера) и Д. Шостаковича (к бюсту последнего пришпилена записка: «Скульптурный портрет, сделанный c меня скульптором Имрановым, мне очень понравился. Я горячо желаю талантливому скульптору дальнейших творческих успехов. Шостакович. 5.12.69»), маска A. Закушняка, картины и рисунки Сварога, Кукрыниксов, Мыльникова.
Все, или почти все, приходилось начинать «c нуля», да и помощи, собственно, ждать было неоткуда подобного музея нигде нет в мире.
На фото. СЕРГЕЙ ОБРАЗЦОВ
Сейчас трудности, кажется, позади. Выделены три просторных помещения (зал русской и довоенной советской эстрaды, экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, и лекционный зал, однако этого недостаточно. Нужно место для хранения более чем 30 тысяч экспонатов, иллюстрирующих достижения многонационального эстрадного искусства 50-80-x годов.
Музей функционирует. Подолжается сбор редких экспонатов, ведется исследовательская работа; e зале, посвященном участию артистов эстрады в Великой Отечественной войне, проводятся экскурсии. На одной из таких экскурсий вместе со студентами театрального училища довелось побывать и мне. B роли экскурсовода выступaл Полячек. Как захватывающе интересно рассказывал он o боевом прошлом советской эстрады и c каким вниманием аудитория внимала ему.
Военная экспозиция убедительно опровергала древний афоризм «когда грохочут пушки, молчат музы». Нет, музы не молчали. Мы узнали, что за время Великой Отечественной для обслуживания частей Красной Армии было направленно на фронт 3800 театральных, концертных и цирковых бригад в составе более 40 тысяч артистов. за период войны орденами и медалями нагрaждены более чем три тысячи артистов. за этими сухими цифрами стоят удивительные судьбы и необычайные биографии. Я обратил внимание на тот факт, что дореволюционная н довоенная тематика насчитывают около 20 тысяч экспонатов, а по военному периоду собрана всего тысяча. Полячек заметил, что похожий вопрос он задавал Марии Владимировне Мироновой: почему, мол, у нее почти нет снимков времен войны? Очень хорошо ответила ему Миронова: «Мы ездили на фронт не фотографироваться, a ра6отать». Вот потому и экспонатов мало. И потом, что значит мало, если в экспозиции удалось разместить далеко не все.
Повторять увлекательную лекцию Полячека не имеет смысла. Приведу лишь несколько примеров того, что открылось мне в новом ракурсе. Врезалась в память фотография Владимира Плисецкого (родственника нашей знаменитой балерины). Он был акробатом и работал в ансамбле под руководством K. Шульженко и B. Коралли, в известном номере «Трио Кастелио» (вариант так называемого «черного кабинета». Когда началась война, и коллектив артистов, возглавляемых Шульженко и Коралли, вступил в армию как джаз-ансамбль Ленинградского фронта, Владимир Плисецкий заявил: «Я в армию как артист не пойду. Я парашютист и должен воевать». Он был зачислен добровольцем и за первую боевую операцию, проведенную в июле 1941 года, его, молодого лейтенанта, одним из первых наградили орденом Красной Звезды. 15 декабря того же года, уже будучи командиром разведгруппы, он отправился на выполнение очередного задания, но был обнаружен врагом. B неравном бою c фашистами, израсходовав все боеприпасы, последней гранатой разведчики подорвали и себя.
На фото. Ю. ТИМОШЕНКО и E. БЕРЕЗИН
B витрине под стеклом — программка юбилейного 500-го концерта K. Шульженко в осажденном Ленинграде, ее первая пластинка и знаменитый синий платочек, тот самый, c кoторыьгм артистка выступала на Ладоге после того, как получила новый текст песни от лейтенанта Максимова. Останавливаю свой взор на старенькой, изрядно потертой скрипке,принадлежавшей когда-то Григорию Красавину. Сейчас его имя мало кому известно, a когда-то это был знаменитый артист. Выступал c куплетами и репризами. Чем же он так прославился? Приехав в 1926 году в Одессу, Красaвин сразу же обратил внимание на то, что почти на каждом перекрестке торгуют бу6ликамн. Тогда он пришел к своему приятелю, довольно популярному в то время автору Якову Ядову: «Яша, вся Одесса кричит про бублики. Давай я тоже буду петь насчет бубликов». Ядов сказал: «Хорошо. Ты ставь чай, a я пойду к себе и буду печь бублики». Он удалился в другую комнату и начал стучать на машинке, что означало «печь бублики». В этот момент, когда был подан чай, были готовы и «бублики». Мелодию тут же подобрал на скрипке сам Красавин. Так появилась на свет песня, которая сразу облетела Россию.
Красавин со своей неразлучной скрипкой потом прошел всю войну и на фронте на мотив «Бубликов» пел антигитлеровские куплeты, пользовавшиеся неизменным успехом y бойцов. Он исполнял на войне и все то, что придумывал в ту пору Илья Набатов. У него на руках было такое «удостоверение»: «Я, Набатов, разрешаю петь весь мой репертуар моему другу Григорию Красавину». Сочинив новые куплеты, Набатов обязательно присылал их и Красавину.
B общем, это была не экскурсия в привычном значении этого слова, a своего рода лекция-концерт. Рассказ Полячека сопровождался прослушиванием записей военных лет (звучали песни в исполнении И. Яунзем, И. Юрьевой, Л. Утесова, Л. Руслановой, Л. Кострицы, K. Шульженко, M. Бернеса). Кроме того, после осмотра экспозиции посетителям музея предложили небольшой концерт. Вообще y Полячека есть четыре получаcовые концертные программы, основанные на военной тематике. Две из них сделаны студентами Музыкального училища, третья подготовлена силами Ленконцерта, четвертая — артистами-фронтовиками, которые продолжают и сегодня выступать на эстраде.
Удалось посмотреть и интересный концерт, поставленный на имитированной под старый грузовик сцене лекционно-концертного зала. Но такое можно увидеть не каждый день.
Для нормальной работы всех экспозиций необходимо решить еще множество организационных и технических вопросов. Двум сотрудникам музея (верным помощником во всех делах Полячека является Наталья Федоровна Шведова) это, конечно, не под силу. Нужна действенная помощь и со стороны Ленконцерта, и со стороны других заинтересованных организаций. Значение музея в деле идеологического воспитания не только начинающих артистов эстрады, но и вообще нашей молодежи переоценить трудно.
A недооценивать никак нельзя.
БОРИС САВЧЕНКО
Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1986 г.
оставить комментарий