Бацола-Ренц - 1910г. Цирк Р. Труцци
Сальто-мортале на платок! И Семейные ботинки.
Бацола-Ренц, один из артистов старинной цирковой семьи, воспитывался на традициях цирка, знал все жанры от езды на лошади до дрессировки. 30-ти лет оставил все жанры и перешел на клоунаду, стал работать в соло-антре эксцентрического жанра, используя все виды циркового искусства.
Неизменный черный костюм, брюки до груди, крахмальная рубашка, большой крахмальный воротник, большой белый жилет до колен, сюртук до икр, большой цилиндр.
Грим - парик, посередине черный редкий пробор. Грим - 3-й номер, большой рот, красный носик. Говорил по-русски с акцентом. Работу вел в очень поднятом темпе, был необычайно подвижен и очень весел.
Сальто-мортале на платок! И семейные ботинки.
На манеж под музыку выбегает собачка. Бежит быстро по манежу по барьеру. На спине у нее прикреплен обруч, на котором написано "Рыжий Ренц". Собачка убегает. На четырехколесной площадочке стоит кресло, своеобразный вид выезда (в повозку впряжено два гуся, которые вывозят Рыжего Ренца. Обежав полманежа, гуси скрываются за кулисами. Ренц сходит на манеж).
РЕНЦ - Господин Шпрех! Я вам покажу сегодня несколько рекордных сальто-морталей. Мой первый сальто-мортале: вот носовой платок, я его положу на землю. Встану так, что платок будет между ног. Перекручу в воздухе сальто и приду на то же самое место.
ШПРЕХ - Этого не может быть!
РЕНЦ - Смотрите! Считаю и кручу сальто. Раз, два, три - кручу! Крутит сальто. Пока он считает, Шпрех берет платок и кладет влево от Ренца на поларшина.
РЕНЦ- Попал!
Смотрит под ноги - платка нет. Ищет платок.
ШПРЕХ - Господин Ренц, вы взяли слишком вправо. Ваш платок находится слева.
РЕНЦ - Вправо? Ну что же, давайте еще раз попробуем. Кладет платок на место.
РЕНЦ - Раз, два, три! Крутит сальто. Шпрех перекладывает платок вправо.
РЕНЦ- Попал!
ШПРЕХ - Нет, взяли влево! Ренц бросается вправо и видит платок.
РЕНЦ - Не попал, ну и что же, давайте попробуем последний раз! Становится у платка, считает - Раз... два... Шпрех нагибается, хочет переложить платок. В это время на счете "два" Ренц поворачивается и видит, что Шпрех хочет взять паток. Шпрех спохватился и делает вид, что поднимает что-то с манежа.
РЕНЦ - В чем дело?
ШПРЕХ - Видите, я нашел цепочку. Боюсь, чтобы вы не поскользнулись и не упали.
РЕНЦ - Цепочка? Спасибо! Раз, два,..
Ренц быстро поворачивается, видит,, что Шпрех, нагнувшись, быстро хватается за ногу.
РЕНЦ - Господин Шпрех, что с вами?
ШПРЕХ - Ревматизм в ноге.
РЕНЦ - Ах, ревматизм в ноге? Ничего, я его вам вылечу.
Считает "раз, два", быстро поворачивается, дает подбегающему к платку Шпреху пощечину. Считает "три", крутит сальто и попадает на платок.
ШПРЕХ - Что вы делаете?
РЕНЦ - Вылечил ревматизм, нашел цепочку и попал на платок! Господин Шпрех! Попросите моего друга Джимми. Из-за кулис выбегает собачка.
РЕНЦ - Господа! Разрешите познакомить вас с моим другом Джимми. Он во всем подражает мне: Я весел и он весел,.. Собака прыгает перед Ренцом с лаем.
РЕНЦ - Я служу директору, а он передо мной (собака служит). Я гуляю и он гуляет, Ренц гуляет, держа руки в карманах. Собака бегает между ног у клоуна.
РЕНЦ - Я кручу сальто и он тоже.
ШПРЕХ - Ну это вы заговорились. Собака не может крутить сальто.
РЕНЦ - Первым делом - как грубо - "собака"! Это друг и он вам покажет, что он умеет делать сальто. Джимми! Крути несколько сальто-морталей! Садись у главного выхода! Собака бежит и садится, где было приказано.
РЕНЦ - Ну, крути! Крути же! Ах я и забыл, что ты не любишь, чтобы я смотрел. Пожалуйста! Я уйду в униформу. А вы, господин маэстро, дирижер оркестра сыграйте ему что-нибудь, чтобы ему было веселей крутить...
Ренц уходит к униформе. Оркестр играет галоп. Собака крутит сальто от главного выхода до униформы. Ренц выбегает на манеж: в длинных ботинках, надев их в то время как собака делала сальто. Ботинки длиной 90 см. на деревянной подошве. Выбегает на середину манежа.
РЕНЦ - Господин Шпрех! Как вам нравится мои семейные ботинки? Набегает на Шпреха, громко хлопая ботинками по манежу. Благодаря деревянной подошве раздаются громкие хлопки. Шпрех убегает от него, боясь, что он отдавит ему ноги. В то время как Ренц бегает за Шпрехом, он теряет цилиндр и просит Шпреха поднять его. Шпрех хочет подать цилиндр, на него опять набегает Ренц. Шпрех ставит цилиндр на манеж и уходит.
РЕНЦ - Подайте цилиндр!
ШПРЕХ - Возьмите сами!
РЕНЦ - Я не могу, ботинки мешают. Подайте!
ШПРЕХ - Не подам, возьмите сами.
РЕНЦ - Пожалуйста. Я не возьму цилиндр, а надену.
ШПРЕХ - Каким образом?
РЕНЦ - Смотрите!
Медленно сгибается, заложив руки за спину. Благодаря длинным ботинкам достает головой до цилиндра и надевает его.
РЕНЦ - Удобные ботинки, в особенности,для чиновников: не сгибая спину, можно кланяться начальству.
Снимает с головы цилиндр и медленно валится, кланяясь. Благодаря устойчивости ботинок получается возможность кланяться чуть ли не до лежачего положения. РЕНЦ - Господин Шпрех! Я хочу вам сказать что-то по секрету.
ШПРЕХ - Пожалуйста, я вас слушаю.
К нему подходит Ренц, сзади опираясь на плечи, встает на носки ботинок и шепчет ему что-то на ухо.
ШПРЕХ - Я ничего не слышу!
РЕНЦ - А я ничего не говорю! Шпрех сердится, хочет уйти. Ренц его останавливает.
РЕНЦ - Господин Шпрех, я пошутил!
Шпрех уходит Ренц на носках длинных ботинок бежит за ним и задерживает его. РЕНЦ - Не сердитесь! Давайте помиримся.
Протягивает ему руку. Шпрех руку не дает. Ренц проходит с протянутой на уровне его головы рукой, Шпрех проходит у Ренца под ногами.
РЕНЦ - Господин Шпрех! Ну давайте ваши руки и обопритесь мне на ноги, мы с вами помиримся.
Шпрех проделывает это. Ренц спускается в нормальное положение и вдруг вскрикивает.
ШПРЕХ - Что с вами?
РЕНЦ - Аи, вы мне наступили на любимую мозоль. Господин Шпрех, чтобы вы сказали, если бы я в этих 90-см ботинках сделал сальто не с возвышенности, а с места? Это еще труднее!
ШПРЕХ - Это не мыслимо! Вы споткнетесь, не выкрутите сальто и разобьетесь!
РЕНЦ - Господа, смотрите!
По барьеру во круг манежа с обручем и плакатом бежит собачка. Плакат: "Рекорд! Сальто-мортале в 90-см ботинках!" Оркестр играет дробь. Ренц с места в 90-см ботинках крутит сальто.
РЕНЦ - Позовите моего друга Джимми, (выбегает собака)
Ну, Джимми давай покажем публике, что мы не только акробаты, но еще и музыканты! Во время разговора с Доюимми Ренц снимает ботинки и надевает низкий цилиндр.
РЕНЦ - Джимми, ты должен забраться ко мне на цилиндр. Вот тебе маленькая трубочка. Я буду играть на мандолине, а ты в такт музыке будешь играть на трубочке. Джимми, начали!
Ренц нагибается. Собака взбирается ему на спину. Ренц медленно поднимается, собака переходит на плечи, взбирается на цилиндр и садится. Вступает музыка. Ренц играет на мандолине. В нужном такте собака издает ноту на трубочке. Это повторяется несколько раз. Ренц несет собачку на голове с переднего выхода от барьера за кулисы. Когда доходит до униформы, вступает оркестр. Собачка спрыгивает с головы и оба убегают за кулисы. На аплодисменты выбегают. Ренц крутит кульбиты, собачка прыгает через него до тех пор, пока они не сорвут аплодисментов. Под конец собачка прыгает ему на руки и они убегают за кулисы.