РЕПЕРТУАР >> Ю. Никулин и М. Шуйдин
ФРАГМЕНТЫ, ХОДЫ, ИМПРОВИЗАЦИИ ИЗ РЕПЕРТУАРА Ю. НИКУЛИНА И М. ШУЙДИНА
ГИПНОЗ
Клоун Миша силой "магнетических" чар погружает партнера в глубокий гипнотический сон. И когда публика уверовала, что он погрузился в нирвану, Юрик вдруг отворачивается от мага и, очень серьезно глядя в лица зрителей, деловито поясняет: "Гипноз!"
Само собой понятно, что иллюзии зрителей по поводу происходящего рассеиваются в мгновение ока, а клоун как ни в чем не бывало вновь погружается в гипнотический сон-транс.
ИМПРОВИЗИРОВАННАЯ КАВАЛЕРИЯ
Эта реприза демонстрируется коверными в тех случаях, когда в цирковой программе есть конные номера.
/Клоуны ходят по манежу в надетом на себя каркасе лошадей. А сбоку висят в ботинках бутафорские ноги, и создается впечатление, будто клоун едет верхом./
Лошадки "пьют" из ведра. Плюются друг в друга. Садятся на барьер и пр.
БУТАФОРСКИЙ СИЛАЧ
...В конце экзамена мы показали массовый этюд - капустник. Тема капустника - цирк. /…/ Я изображал силового жонглера Всеволода Херца, который в то время выступал с блестящим номером. Я выходил на манеж в халате с неимоверно широкими плечами. Когда с меня снимали халат, то все видели, что в плечи халата вставлена палка, а я оставался в трусах: предельно худой, с бутафорскими гирями. Это вызывало смех.
УВЕЛИЧИТЕЛЬ
В этой репризе маленькие предметы превращались в огромные. Кладем маленькую расческу, вытаскиваем полуметровую. Положим обычную зажигалку - вытаскиваем громадную. В конце репризы брали четвертинку водки, закладывали в наш увеличитель и доставали оттуда японскую бутыль огромных размеров
СЛЕДЫ
/Из заготовок для репризы "Шерлок Холмс"./
Я и некоторые трюки уже разработал, например, технику следов: преступник идет по манежу и оставляет четкие следы ног на ковре, которые он потом "заметает" обыкновенной метелкой.
ПЕРШ
Мы появляемся на манеже, неся на плечах длинный шест, и своими приготовлениями настраиваем публику на то, что сейчас повторим сложный трюк только что выступавших артистов. Не спеша снимаем пиджаки, пробуем крепость шеста, после чего я устанавливаю его себе на лоб. Прежде чем начать влезать на перш, Миша, надев на себя пояс с лонжей, подходит к униформистам. Смахнув слезу, он печально пожимает всем руки, как бы прощаясь перед, возможно, смертельным трюком. Потом подходит ко мне. В оркестре звучит барабанная дробь. А я неожиданно ложусь на ковер вместе с шестом, и Миша старательно ползет по нему...
(бревно?)
Использовал:
Макаров С.М. "Юрий Никулин и Михаил Шуйдин". М. Искусство, 1981. 208с.
Стрельба бантиками - 164-166
Макаров С.М. "Советская клоунада". М.Искусство, 1986
Стрельба бантиками - 187-188
Проводка, Яйцо - запись Чернова Е.П.
Увеличитель - Никулин - Почти серьезно - 415с.
Следы - Никулин - Почти серьезно - 425с.
Перш - Никулин - Почти серьезно - 442с.
Змейка - Никулин - Почти серьезно - 414с.
Бутафорский силач - Почти серьезно - 167с.
Макаров С.М. - Юрий Никулин и Михаил Шуйдин:
Сценка на лошади - 52-60
Наболевший вопрос - 73-77
Маленький Пьер - 83-90
Футболофон 110-114
Веселые рыболовы 25-115-123
Насос 161-163
Стрельба бантиками 164-166
Хулиганы 166-167
Дефицит-Тарелки 180-181
Сами себя поймали 181-183
Змейка 184-185
Гипноз 185
Импровизированная кавалерия 185-187
Шипы и розы 187-189
Смерть чиновника 190-192
Весы 192-196
Тараканы - 196-198
Место под солнцем 201-202
Телеманы 203-205
Макаров С.М. Советская клоунада:
Сами себя поймали 241-244
Чтоже произошло? 240-241
Хулиганы 188
Веселые рыболовы 168-170
Маленький Пьер 142-144
Примечания:
Футболофон
В репризе помимо Никулина и Шуйдина участвовал Кадников, который играл роль дирижера.
Литературный текст Макарова - Ю.Никулин и М.Шуйдин - 110-114
По усам текло - текст взят у Викторова А. С пером у Карандаша. 102с.
Впервые показана в 1953г. в ЦДРИ на творческом вечере Карандаша
Наболевший вопрос - описание и история создания у Макарова - Ю.Никулин и М.Шуйдин. 72-77. Режиссер Арнольд А.Г. авторы Л.Куксо, Ю.Никулин
Лит. Никулин. Почти серьезно. 296с.
Место под солнцем - авт. М.Татарский. Макаров. Ю.Н. и М.Ш. 201-202с.
Советская клоунада - 253-254с. Впервые фономима показана в спектакле "Цирк сегодня" в 1978г.
Фономима Телеманы Авторы М.Местечкин и Макаров. Текст Макаров. Ю.Н.и М.Ш. 203-204. Сов.кл. 254-255с.
Примечание:
Наболевший ? /Куксо Л. Никулин Ю./
Текст по книге Макарова Ю.Н. и М.Ш. 76-77с.
Режиссер Арнольд А.Г.
Первый номер клоунов. Лит. Макаров Сов. Кл. 139-141с.
Сценка на лошади. Макаров. Сов.кл 129-132с.
Основой для сценки послужила старинная клоунада "Англичанин на уроке верховой езды". Сценка, разумеется претерпела значительные изменения. Ее постановщиком был М.Н.Румянцев
Шипы и розы /М.Татарский/. Макаров Ю.Н. и М.Ш. 188-190
Макаров - "Клоунада "Шипы и розы", пожалуй, одна из вершин в творчестве Шуйдина и Никулина. Мак. Сов.кл. 188-189.
Славский Р. Рыжий+Белый. 100-101 в сб.Искусство клоунады
Весы /Ю.Никулин/
Макаров- Ю.Н. и М.Ш. 192-196с.
Сов.кл 246-249
Мысль этой репризы была подсказана карикатурой. Однажды я увидел в "Крокодиле" рисунок - вспоминает Никулин, - На базаре, сложив ноги по-турецки, сидит человек и продает арбузы. Руки у него вытянуты в стороны. На одной ладони он держит арбуз, а на другой лежит гиря. Под рисунком надпись: "Когда на базаре нет весов"
192-193с.
Насос. Макаров - Ю.Н. и М.Ш. 161-163с.
Р.Е.Славский восторженно говорил: "Эту прелестную миниатюру, придуманную Никулиным и Шуйдиным, по праву можно назвать маленьким цирковым шедевром"
(163с.) Макаров. Сов. Клоунада 184-185с.
Тараканы - Макаров - Ю.Н. и М.Ш. 196-198с.
Впервые партнеры показали ее в 1974г.
Макаров. Сов.клоунада. 249с.
Смерть чиновника
Макаров - Ю.Н. и М.Ш. 190-192с.
Макаров - Сов.клоунада 244с.
Лит.
Макаров
Ю.Благов - Наши клоуны
Маски.
Юрик - флегматичный, никогда не улыбающийся, не лишенный, однако, порой и черт трогательной наивности, душевности.
Миша - жизнерадостный, предприимчивый "мастер на все руки", лукавый задира, постоянно разыгрывающий своего нерасторопного приятеля.