В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Репетиционный период в цирке

Вопрос о «репетиционниках», то есть об артистах, находящихся в силу тех или иных причин ив РП (репетиционном периоде), большой и сложный.

В одной статье всех саманных с этим проблем даже не затронешь. Тем не менее есть смысл рассмотреть хотя бы часть их на примере одного из наших постановочных цирков, ну хотя бы Харьковского.

Стационар этот в среднем выпускает до десяти номеров в год. Репетиционная работа проводится и во время сезона и по окончании его. Но вот что характерно: за последние пять лет цирк не выпустил ни одного номера по собственной заявке, ни одного нового произведения с новыми исполнителями. Постановка тех или иных номеров здесь в основном связана с необходимостью трудоустройства артистов, так или иначе оказавшихся но у дел.

Вот несколько примеров.

Маргарита Кожевникова, работавшая в группе акробатов-прыгунов под руководством отца, продолжать работу в этом жанре не могла. В свою очередь выпускница ГУЦЭИ Жанна Рыжкова, что называется, но нашла себя в жанре эквилибра на проволоке. Этих артисток главному режиссеру Харьковского цирка Е. Зискинду и режиссеру С. Бадиной удалось по творческой заявке режиссера-педагога С. Морозова соединить в хорошем номере воздушных гимнасток.

Силовой акробат В. Демченко остался без партнере, а имеющий спортивный разряд артист В. Пруница не находил себе места в ряде номеров. Пришлось в данном случае режиссерам и балетмейстеру Я. Додину немало поработать, чтобы в конце концов создать новый хороший номер. Однако долгое время его не выпускали из-за отсутствия костюмов, которые поступали из Москвы, что называется, частями, что превратило со временем РП в ВП (вынужденный простой) на целых два месяца!

В декабре, когда я приехал я Харьков, там уже полгода находились на репетиционном периоде воздушные гимнасты Зиньковские. Почему так долго? Причин несколько. Безжалостно эксплуатируемая аппаратура пришла в полную негодность, и вместо запланированного текущего ремонта пришлось фактически заново делать механизмы. Не так уж они сложны, но Харьковский завод подъемно-транспортного оборудования, изготовляя их (разумеется, вне плена), переносит окончание работ с месяца на месяц. При этих условиях артисты не могут, естественно, проводить полноценные репетиции. К тому же состав номера не был укомплектован полностью.

В свое время ГУЦЭИ выпустило номер, возглавляемый А. Садофьевым, — сочетание работы на батуде с икарийскими играми. Но уход руководителя и текучесть состава участников привели к тому, что а конце концов остался лишь один исполнитель — Юрий Попов. Только благодаря его энергии и настойчивости были подобраны молодые исполнители из числа спортсменов, которые
в сравнительно короткий срок сумели освоить этот жанр. Однако по истечении репетиционного периода номер был готов лишь наполовину, так как Харьковский велозавод изготовил для них батуд, но не сделал антиподных подушек. Мало этого. Репертуарно-художественный отдел Союзгосцирка не обеспечил номер режиссером. Таким образом, возникла необходимость во вторичном репетиционном периоде.

Вообще надо сказать, что избыточной заботой Союзгосцирка постановочный цирк не обременен. Ни один из выпущенных тут номеров представители объединения, в данном случае репертуарно-художественного отдела. не сочли нужным принять лично. Как правило, вместе с направляемыми на репетиционный период артистами не присылаются сценарий. И сценарии харьковскому режиссеру приходилось самому придумывать на месте. Причем в дальнейшем их никто не утверждал.

Приведенных выше примеров вполне, думается, достаточно, чтобы поставить вопрос о насущных нуждах любого постановочного цирка. Прежде всего он должен располагать мастерскими, пусть и небольшими, где можно было бы выполнять столярные, токарные работы, чтоб хотя бы в мелочах не зависеть от заводов, имеющих свои планы и не всегда способных выполнять заказы цирка. Тут же в постановочных стационарах нужны маленькие пошивочные мастерские для несложного ремонте и подгонки костюмов.

Парадоксально, но в штате постановочного цирка нет ни одного работника постановочной части, как нет и художника-постановщика. Все, что тут выполнено, сделано в первую очередь благодаря энергии директора, заслуженного работника культуры УССР Ф. Яшинова, инженера А. Симонова и администратора Н. Хильченко. Но, как видно, одного лишь рвения, даже самого настойчивого, еще недостаточно, чтобы успешно решить весь комплекс задач, связанных с репетиционным периодом.

Что же еще нужно? Необходимо решить вопрос об ассигновании средств на постановочную работу. Пока же на каждый самый минимальный расход требуется специальное разрешение Союзгосцирка. Весь безлюдный фонд, который по идее призван служить основной формой финансирования постановочных работ, дирекция вынуждена расходовать на оплету услуг уполномоченных так называемого Бюро организации зрителей.

в дни, когда пишется эта статья, в Харькове находятся на репетиционном периоде исполнители нескольких номеров. Репетировать этим артистам, учитывая нужды работающей программы, приходится ночью. Такое же положение и а других цирках. Уже много раз ставился вопрос о необходимости вторых манежей, но пока ничего реального нет. Даже а строящемся новом Харьковском цирке второй манеж не предусмотрен. Но здесь все-таки положение особое. Ведь когда в недалеком будущем новое здание войдет в строй, в городе станет два цирка. И, может быть, стоит подумать над тем, чтобы старый использовать как репетиционную базу или даже как студию. Это, конечно, не решит всех проблем репетиционного периоде, но в чем-то существенно поможет.

Положение исполнителей, находящихся на репетиционном периоде, слишком серьезно, чтобы не привлечь к нему всеобщего внимания. Артисты, по существу, предоставлены семи себе. Артистке Галине Симадо для подготовки конного номера три раза предоставляли репетиционный период по семь месяцев, то есть почти на два года, но ни одного раза за это время ей но была дана... лошадь! Это уже случай из практики не Харьковского цирка, а Горьковского. Но от этого факт не становится менее разительным.

В этой небольшой статье сделана попытка затронуть лишь некоторые проблемы репетиционного периода. На самом же деле их гораздо больше. И главная из них — необходимость сосредоточить в одном каком-то специальном органе руководства всем этим важным этапом, имеющим большое значение для поддержания на высоком уровне репертуара нашего конвейера. За этим делом нужен глаз да глаз. Заинтересованно строгий, внимательный глаз рачительного хозяина. И тогда репетиционный период из беды артиста, каким он нередко теперь бывает, превратится в пору его обоснованных творческих надежд.

Ю. БЛАГОВ

ОТ РЕДАКЦИИ. Публикуя эти заметки писателя Ю. Благова, редакция полагает, что они затрагивают весьма интересный, существенно важный вопрос, разговор о котором следует непременно продолжить. По этому поводу мы ждем откликов от артистов, режиссеров и директоров цирков, а в первую очередь — от руководства Союзгосцирка.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

декларация технического регламента таможенного союза