Режим экономии - закон нашей жизни
Работники советского цирка, как и все трудящиеся нашей страны, видят свой долг в наведении строгого порядка з расходовании государственных средств, от них требуется проявление пристального и постоянного внимания к вопросам экономии, повышения ответственности каждого за решение любой порученной ему задачи.
Известно. что в нашем Советском государстве, выражающем интересы и волю всего народа, право контроля принадлежит самому народу как единственному хозяину своей страны. В Положении об органах народного контроля в СССР в числе основных его задач указывается на необходимость вести широкую активную борьбу «за выявление и использование резервов народного хозяйства, повышение эффективности общественного производства, экономное расходование трудовых материальных ресурсов и денежных средств, внедрение в производство всего нового, прогрессивного».
Нам всем необходимо помнить о решениях декабрьского Пленума ЦК КПСС, о письме ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении использования резервов производства и усилении режима экономии в народном хозяйстве».
Нe имея возможности в рамках журнальной статьи сказать обо всем, что вытекает из этих документов, я остановлюсь лишь на одной из задач. Это режим экономии, и его проведение на некоторых основных участках и разделах большого и сложного циркового хозяйства.
По-хозяйски должен быть продуман и повседневно проводиться режим экономии. Результативность этого во многом зависит от активной, ежечасной помощи, которую окажет Союзгосцирку многочисленная армия творческих, административных, производственных, технических работников, групп и постов народного контроля, активистов-общественников. Партийные, профсоюзные и комсомольские организации цирков охотно пойдут навстречу в оказании этой помощи.
Строгий режим экономии должен стать законом жизни каждого циркового предприятия: любые стоящие перед ним задачи — художественно-творческие или постановочные, эксплуатационные или хозяйственные — не могут решаться не только без учета творческого эффекта, но и без учета экономической стороны дела.
И действительно, идет ли речь о репетиционной или постановочной работе в самом номере, о реквизите, оформлении, костюмах, о качестве упаковочных ящиков и других еще более частных моментах, — за этим стоят всегда определенные финансовые и материальные затраты.
Вот тут-то и оказывается иногда, что «игра не стоит свеча: уже произведенные затраты на поверку далеко не всегда бывают достаточно рентабельными, они не оправдываются на деле. Приведу здесь лишь некоторые факты, свидетельствующие о полном пренебрежении экономией при расходовании трудовых, материальных ресурсов и денежных средств.
Начатая в свое время в Союзгосцирке большая работа по сокращению непроизводительных транспортных расходов должна была дать значительную экономию. Но, к сожалению, ведется она недостаточно и медленно. Неэкономно и нерационально используются транспортные средства, предоставляемые для перевозки багажа и животных (в четырехосном товарном вагоне, например, провозят пару лошадей артиста Бараненко, собак, пони и утку артистки Арзумановой, голубей артистки Жерновой и т. д.).
В числе других многочисленных сообщений следует упомянуть и акт народных контролеров Одесского цирка, зафиксировавших случаи провоза за счет государственных средств излишнего багажа: артист Бутырин вез из одного цирка в другой уток и кур; артистка Филиппович — собак, обезьян, лису и медведя; заслуженный артист РСФСР В. Тин — не используемую в работе громоздкую металлическую клетку. Ведь процесс «обрастания» номеров и аттракционов имуществом, видимо, может происходить почти бесконечно: так, аттракциону «Хищники», с которым выступает заслуженный артист РСФСР В. Запашный, для транспортировки уже сейчас необходимо двенадцать вагонов! Что же будет дальше?..
Количество багажа, который везет тот или иной артист, иногда может вызвать недоумение, так оно явно не соответствует компактности номера, его аппаратуре и реквизиту. (Артисты Бакуновские по нарядам отдела формирования. и эксплуатации программ (начальник отдела A. Филимонов) перевозят для номера «Ролики» шестнадцать мест багажа!)
Случается у Союзгосцирка и такое: по заявке бывшего директора передвижного цирка № 5 Н. Ярушева снабженцами Союзгосцирка (начальник отдела П. Джелалов) была направлена в Ашхабад бухта дефицитного кабеля, а оттуда переправлена з Москву новым директором этого цирка А. Филимоновым! Что произойдет с пресловутым кабелем а дальнейшем, не так уж трудно будет установить, а вот то, что государственные денежные средства выброшены на ветер, ясно уже сейчас!
Для того чтобы работа всего циркового конвейера была, что называется, ритмичной, многое зависит от конторы транспортно-экспедиционных операций Союзгосцирка, которую длительное время возглавляли В. Резников и B.Карандышев. Из-за длительной задержки с отправкой ею производственного багажа нарушена нормальная работа программ в Киевском, Минском, Ереванском. Ростовском, Ярославском, Омском и других цирках. В какой-то степени пострадал и конвейер из-за того, что своевременно не приступили к работе артисты Кузнецовы, Горловь, Буковские, Солохины, Морозовский, Адаскина, Чернега, Червоткина, Бирюков, Воронкова, Мяловская, Голосова, Гулевич-Воронецкий и многие другие. Это сказалось и на художественном и на экономическом успехе и, следовательно, на выполнении финансового плана.
К приведенным фактам можно добавить многократные случаи засылки имущества по неверному адресу, самовольное увеличение количества отправок или, что не менее безответственно, багаж подчас находится бесконтрольно в аэропортах неделями и даже месяцами.
Хранение материалов, имущества и оборудования на значительные суммы денег на складах базы организовано плохо, учет их запущен. Такие недопустые условия не могут не привести к убыткам, к порче, а иногда и к хищениям государственных ценностей.
Сплошь и рядом происходят задержки при отправке производственного багажа директорами цирков: особенно отличается Донецкий цирк, директор которого Г. Гликин фактически сорвал своевременное качало выступлений многих артистов в цирках Тбилиси, Казани, Львова. Минска, Куйбышева. Киева.
В то время как на складе конторы транспортно-экспедиционных операций подолгу залеживается различного вида и предостаточное количество цирковой рекламы (в 1970 г. на сумму 76 220 р. 74 к.), некоторые директора предпочитают экономить на ней. Народные контролеры Уфимского цирка, где директором П. Шишкин, сообщили, что там по-своему и довольно необычно экономят... на зрителе! На многих представлениях приобрести программу или буклет невозможно, так как в продажу они не поступают. Чем же руководствуется в данном случае директор цирка, отказываясь от такого необходимого дела, каким является реклама и пропаганда советского циркового искусства?!
Та же контора транспортно-экспедиционных операций в течение пяти месяцев не высылала 50 ООО буклетов. Реклама для артистов В. Денисова и А. Фурманова поступила в цирки за несколько дней до окончания их работы. Именная реклама по нарядам отдела формирования и эксплуатации программ отсылается очень поздно, иногда даже после отъезда артистов из данного цирка.
К сказанному следует добавить, что давно известно, какую важную, если не решающую, роль играл фактор времени в жизни цирка. Старое утверждение: «время — деньги», некогда предопределявшее лишь узкую взаимосвязь между движением часовой стрелки и преуспеванием того или иного дельца, может и сегодня на поверку оказаться не таким уж зазорным и небесполезным, если его применять на более широкой современной деловой основе, в частности в области использования всевозможных резервов и средств, имеющихся в цирковом производстве!
Своевременный и успешный выпуск новых номеров и аттракционов зависит не только от того, насколько талантлив и трудоспособен артист, удачно ли подобрана постановочная группа. Успех зависит и от того, достаточно ли всесторонне продумано предоставление репетииионного периода тому или иному номеру, аттракциону, достаточно ли подготовлен этот репетиционный период и, наконец, созрел ли сам номер, полностью ли оснащен он всем необходимым. Только при соблюдении всех этих условий может идти речь об успешной репетиционной работе! И только когда обеспечен контроль за самим репетиционным периодом, он становится плодотворным.
Не по причинам ли, упомянутым выше, ряд номеров находится сегодня на дл1ггельном репетиционном периоде? У некоторых из них. по утверждению специалистов, нет и настоящей творческой перспективы.
Можно также допустить, что срок репетиционного периода устанавливается репертуарко-художественные отделом (начальник отдела Н. Сыкчин) так щедро только для некоторых артистов, а именно для не работающих в это время по каким-либо причинам на цирковом конвейере или не пребывающих на простое. Но и в этих случаях репетиционный период далеко не всегда ограничивается отведенным сроком. Так, в январе 1971 года на длительном репетиционном периоде находились номера «эквилибр на катушках» Л. Зверева, перши О. Ружьевой, танцакробаты-вольтижеры В. Кузнецова, акробатический этюд Н. Левадовой, клоунада и музыкальный аттракцион В Морозовского, силовой аттракцион Н. Жеребцова и др.
Отсутствие постоянной репетиционной базы и четко определенной системы самой организации репетиционных периодов приводит к крайней перегрузке номерами некоторых цирков, подчас для этих целей совершенно непригодных (например. Челябинский), что отрицательно отражается прежде всего на сроках проведения репетиций.
Крайне дорого обходится Союзгосцирку проектирование и изготовление аппаратуры и реквизита для новых и переоформляемых номеров и аттракционов. Назову лишь один характерный пример неудачного изготовления реквизита для действующего аттракциона С. Синицкого «Белые медведи», которое обошлось государству более 4000 рублей (из-за отклонения, допущенного в размерах диаметра металлических труб, реквизит оказался перетяжеленным и практически не может быть использован).
Значительно увеличился объем постановочной работы, проводимой за последнее время Союзгосцирком, и потому не пора ли сделать самый серьезный вывод из существующей еще практики проектирования и изготовления цирковой аппаратуры и реквизита предприятиями, не имеющими не только прямого отношения к нашей производственной потребности, ко и достаточно ясного представления о цирке и его нуждах.
Не учитывая требований, предъявляемых цирковым искусством к современному высококачественному техническому оснащению номеров, аттракционов, целых представлений и самих цирковых зданий, ныне существующая практика ведет к значительным просчетам, браку, издержкам материальных и денежных ресурсов, не говоря уже о напрасной потере времени, труда и о разочаровании, доставляемом деятелям и поклонникам искусства цирка.
Народные контролеры нашей системы своей повседневной практической работой помогают устранять недостатки, вносят предложения по улучшению использования резервов производства, укреплению и усилению режима экономии. Успешное проведение этой работы — задача каждого работника цирка.
Советское государство щедро предоставляет нам широкие возможности, все необходимые условия для успешного творчества и работы мастеров манежа — это огромное богатство. Закон нашей жизни требует по-хозяйски беречь и приумножать это богатство в интересах социалистического государства, в интересах дальнейшего роста любимого народом искусства советского цирка.
А. ФАЛЬКОВСКИЙ, председатель центральной группы народного контроля Союзгосцирка, заслуженный художник РСФСР
оставить комментарий