Режиссер и педагог Николай Лаврентьевич Степанов
Если бы о Николае Лаврентьевиче Степанове написали книгу, пожалуй, самые интересные главы в ней были бы о его режиссерской и педагогической работе.
А началась бы эта книга с рассказа о подростке из Сокольников, тогда окраинного района Москвы. В те годы а Сокольниках находилась одна из центральных спортивных баз Москвы. И, конечно, все местные мальчишки увлекались спортом. Увлекался и Николай Степанов, притом сразу многими видами спорта. Зимой это были лыжи и коньки, летом — плавание и прыжки в воду на Москве-реке, велосипед, футбол, теннис. И во все времена года — бокс, акробатика, гимнастика. Многовато? Пожалуй. Но сил было много, да и увлекаться он умел удивительно. Что бы выбрал Степанов, если бы спорт стол для него главным? Вероятно, акробатику. А может быть и бокс: была мечта стать таким же великолепным мастером ринга как Константин Градополов.
Спорт не стал главным в жизни Николая Степанова: у него появилось увлечение цирком. Вечерами, после смены, молодой слесарь становился слушателем курсов искусства движения, вскоре стал выступать вместе с братом в номерах парной акробатики на эстрадных площадках парков, в рабочих и студенческих клубах.
Постепенно цирк стол его призванием, его судьбой. Но в дальнейшем ему пригодилось то, чему научился в заводских цехах, в спортивных залах. Он убедился, что артисту цирка нужны технические знания. Разве можно придумать оригинальный цирковой номер, связанный с использованием аппарата, не зная техники? А спортивная подготовке? Любой цирковой жанр требует хорошей спортивной формы, а особенно акробатике, в которой специализировался Степанов,
Окончив техникум циркового искусства (ныне ГУЦЭИ), он стал артистом, и все свои знания, все, чему научился, принес на манеж.
Молодежная труппа, в которую он попал, исколесило всю страну: побывала в Средней Азии, на Магнитке, в Комсомольске-на-Амуре, выступала перед строителями, хлопкоробами, пограничниками. А скоро Степанов, не прекращая выступлений но манеже, стол художественным руководителем циркового коллектива. Товарищи внимательно прислушивались к его советам, он придумал и разработал несколько интересных номеров, подобрал для них хороших исполнителей.
Началась война с фашистскими захватчиками. Степанов подает одно заявление за другим с просьбой послать его в Действующую армию. Его направили в школу связистов, окончив которую, он стал радистом. Степанов участвовал в Сталинградской битве, освобождал от врагов Украину, Прибалтику, Польшу.
Демобилизовавшись, Степанов вернулся в цирк режиссером. Именно тогда и начались в книге его жизни главы, наполненные большой творческой работой — педагогической и режиссерской. Все это взяло его целиком, увлекло, как когда-то в юности спорт. Много великолепных артистов цирка получило от него путевку в жизнь. Десятки цирковых программ украшают номера, созданные Степановым. И среди них — номера акробатов Солохиных, эквилибристов но моноцикле В. Карпи и Л. Орловой и многие другие. Какую нужно иметь творческую фантазию, энергию, чтобы придумать и воплотить в жизнь почти восемьдесят номеров!
Особенно пригодилась педологическая и режиссерская хватка Степаново при создании цирковых коллективов. Николай Лаврентьевич всегда удивительно терпелив и внимателен к новичкам. Вместе со своими товарищами он занимался спортивной и артистической подготовкой с неопытными еще ребятами и девушками. Степанову и другим режиссерам студии удается за короткое время из новичков вырастить артистов, создать с их участием оригинальные, яркие номера.
С именем Степанова самым тесным образом связан выпуск таких крупных работ, как «Балет на льду», «Молодежный коллектив», первый коллектив "Цирк на льду", «Цирк на воде». Недавно Центральная студия циркового искусство выпустила «новый лед» — второй коллектив «Цирк но льду». Вместе с другими в большой роботе участвовал и Степанов. Им подготовлено несколько интересных номеров.
Когда отмечалось пятидесятилетие советского цирка, Степанову за его самоотверженный труд было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Недавно Николаю Лаврентьевичу исполнилось шестьдесят. Но и сегодня он с молодыми. Они учатся у него упорству, преданности цирку. Вероятно, иному режиссеру показался бы непосильным тот объем работы, который выполняет Степанов. Но ему этот труд не кажется тяжелым. Ветеран вдохновенно передает молодым свой опыт, свои знания.
Ю. ОСТРОВСКИЙ
оставить комментарий