| 22:21 | 29.08.2017
Режиссёр Игорь Тернавский
"Всё человечество давно играет роли, лишь ты один играешь самого себя".
Человек не может знать всё, сказал как-то Сократ. Вот и я не знаю того, что должен знать по долгу своей профессии. Не знаю что такое "режиссёр", хотя отработал в цирке 30 лет. Не знаю чем он занимается в цирке. Возможно это лукавство с моей стороны, конечно знаю. Но вот чем он должен заниматься, этого я точно не знаю.
Я никогда не стеснялся спросить у тех кто знает всё о том, чего не знаю я. По этой причине я всегда учился и буду учиться всю жизнь. Вот и сейчас, я беру в руки толковый словарь О. Даля и читаю: "Режиссёр" - французское слово: Управляющий актёрами, игрой, представлениями, назначающий что ставить, раздающий роли.
Кто же тогда он, Игорь Тернавский, который не занимается всем тем, чем должен заниматься "режиссёр". Он не раздаёт роли, не управляет актёрами, не руководит представлениями.
Этим руководит инспектор манежа. Руководить всегда легче, когда что - то уже создано. Кто же он, этот загадочный человек, которого называют в цирке "главный режиссёр"? Маг, волшебник, иллюзионист, или ловкий манипулятор всего того что происходит на арене. Что он делает в цирке?. Какова роль этого с виду скромного, почти во всём неприметного человека.?
Всё что "режиссёры" столичных театров выставляют на показ, у него этого нет. Нет цветного пиджака расшитого золотом, двух пар очков на лбу, чтобы видно было даже из за угла кто здесь "режиссёр". Нет яркой рубахи - косоворотки... Ничего из выше названного мной, у него нет. Удивительно, ни каких знаков различия. Поди разберись кто он этом цирке... Он даже в кабинете сидел просто, скромно и незаметно. Не подавлял своей должностью посетителей. Да и стучаться в дверь не надо было. Она в его кабинет всегда открыта. Не стучать же в притолоку. Странно, ни малейшего ложного величия.
Почему так, подумал я? И стал внимательно наблюдать за ним. Он никогда не умничал, даже серьёзные вопросы решал на ходу, как второстепенные, которые тут же надо забыть, а он их не забывал. И то что было сказано на ходу в коридоре, у других не решалось даже в кабинете, а у него решалось. Даже на улице, по пути в цирк, при случайной с ним встречи, решалось всё. Впервые я увидел его именно идущим в цирк из окна секретарши. Она глянув через левое плечо на улицу сказала мне: - "А вот и он, наш "главный режиссёр". Я на мгновение бросил свой взгляд в его сторону. Но тоже ничего примечательного не нашел. И тут я нечаянно вспомнил слова одного философа: - "Чем необыкновенней человек, тем проще он с виду".
Вот и он был прост с виду. В светлом вязанном свитере на молнии, в руках чёрная папка, походка уверенная, быстрая, но не суетная. Невысокого роста с чёрной шевелюрой густых волос. Вот и весь портрет.
Уже потом я понял, что не это было главным в его внешности. Главным был его взгляд, не пронизывающий, не сверлящий, и даже не оценивающий, а мягкий, умный и доброжелательный. Он вежливо поздоровался, и вошел в свой кабинет оставив открытой дверь. Я сразу обратил внимание на голос, он был баритонального тембра, уверенным надёжным и красивым.
Ага.. Ну что же.... подумал я, первое впечатление пусть не окончательное, но приятно позитивное. Посмотрим что будет дальше.
- Можешь зайти к нему сейчас - тихим голосом сказала Таисия Егоровна, кивнув своим взглядом в сторону открытой двери. - К нему можно всегда так, в любую минуту, в минуту он решит все твои вопросы.
- Неудобно, Таисия Егоровна! Так вдруг наскоком делать свои дела, мы ведь вроде бы воспитанные люди.
- Я тебя поняла, можешь прийти в любое удобное для тебя время. Партнёр твой в цирке?
- Не знаю, но с минуты на минуту будет. У нас сегодня костюмированный день, их надо привести в порядок.
- Понятно.... да, а как твой партнёр, его кажется зовут Виктор? Он ведь у нас ранее работал, кажется с Шуйдиным...
- Точно так Таисия Егоровна, а у Вас оказывается отменная память.
- На то я и секретарь, чтобы держать в голове всё, даже такие незначительные эпизоды из цирковой жизни, ну и всякую ненужную ерунду.
- Это не ерунда уважаемая Таисия Егоровна! Это совсем не ерунда. Из этой ерунды, складываются серьёзные человеческие отношения.
- Ты Володька как всегда в своём репертуаре. Ты у нас всегда был таким. Вот и сейчас прозу жизни превращаешь в философию. Я сколько раз говорила тебе живи проще.
- Ладно, учту, я пойду, сейчас он будет.
- Передай ему от меня привет и добрые пожелания на весь день.
- Сделаю, он любит это, когда его имя часто упоминается в разговоре. Даже если этот разговор не имеет к нему ни какого отношения.
- Ну как тебе "главный режиссёр"? - спросил меня мой партнёр как только я вошел в гримёрную комнату, и продолжал, - нам ведь с ним работать. Ох, и насмотрелся я на своём веку на этих "постановщиков"
- Я вижу у тебя богатый жизненный опыт Виктор Фёдорович! Никак натерпелся ты от этих режиссёров. Они ведь в основном прожектёры. А нам с тобой не до прожектов. Нам дело надо делать. Конкретное дело. Вполне осязаемое и зримое, мы ведь с тобой артисты не правда - ли?
- Это точно, вот ты и возьми на себя эти обязанности. Мне через три года уходить на пенсию, а твой творческий путь только начинается, он не ограничен во времени. У тебя впереди целая жизнь, счастливая, яркая творческая канитель. Поэтому не перекладывай своих забот на чужие плечи.
- Ну что же, учту твои советы, исполню их, как чтит послушный сын заветы своего отца. Ты конечно иронизируешь, но в этом есть и некое предостережение. Спасибо за совет, но вот тебе ответ моей души неугомонной. Чем труднее творческая жизнь, тем больше радости приносит она в минуты роковые. А что касается творческой "канители", то вряд ли кому удалось избежать её в искусстве.
- Про радости Владимир Иванович, я тебе ничего не говорю, их будет мало, а может и вовсе не будет, а вот трудностей обещаю много, ровно столько, сколько ты сможешь вынести на своих мускулистых плечах. И какой тебя бес попутал стать циркачом?
- Тот же что и тебя, спасибо понял, учту.
- А тебе не кажется Виктор Фёдорович! Что ты взял на себя обязанности нашего Господа. Ведь только он распоряжается судьбой человека, он раздаёт роли, а мы покорно их исполняем. Я конечно постараюсь сыграть свою роль достойно, насколько хватит сил. Знать не случайно попал я в цирк, так было кем - то предопределено. Судьба вела, а я покорно шел, значит это была рука моего ангела. Сопротивляться бесполезно, сопротивляться можно воле человека, но не Всевышнему..
- Да, это точно, я возможно немного перегнул силу своих возможностей, а может даже перепутал роли. Как важно сыграть свою роль. Вот так нечаянно встанешь не на свои рельсы глядишь:
" А беда за кромки льда ухватилася".
Точно не помню, но примерно так сказал Владимир Высоцкий в своей песне.
- А чего это ты вдруг вспомнил эту песню?
- Не знаю к чему, но вот в хорошее мало вериться. В плохое больше. Уж больно всё прекрасно идёт у этих ребят, так не бывает. Если всё хорошо, то жди беды.
- Значит предчувствие?
- Да, предчувствие.....
- Ну, песню - то эту я тебе напомню. Вот её слова
"Я несла свою Беду
По весеннему по льду.
Надломился лёд - душа оборвалася,
Камнем под воду пошла.
А беда, хоть тяжела, -
А за острые края задержалася".
- Да, тебе только что передавала привет и добрые пожелания на весь день, Марина Влади.
- А кто такая Марина Влади?
- Да, это жена Высоцкого, не помнишь что-ли? Она эту песню и пела. А точнее, тебе привет передавала Таисия Егоровна, её - то надеюсь ты знаешь. При случае зайди к ней засвидетельствовать своё почтение. Человеку будет приятно, да и ты оставишь о себе приятное впечатление.
- Хорошо что напомнил, обязательно зайду.
Через несколько дней, я поговорил с режиссёром, с которым был знаком сиюминутно. Поговорили на лестничной клетке, пока поднимались на второй этаж. И что уж меня совсем поразило, успели решить все вопросы. Я знаю одно золотое правило, много и долго говорят тогда, когда говорить не о чем. А вот деловой разговор, всегда короткий. Как выстрел из дуэльного пистолета с десяти шагов и точно в цель.
- Ну и что тебе сказал главный режиссёр, да кстати, как его зовут?.
- Откуда тебе известно что я с ним разговаривал? Я не был у него в кабинете.
- Знаю что не был, я это понял по твоему виду. Шучу конечно. Случайно видел как вы вместе поднимались по лестничной клетке.
- Зовут его Игорь Нисонович Тернавский. Что касается режиссуры, то он не подпадает под классическое определение "режиссёр".
- А вот тут давай немножечко поподробнее. Как это он не подпадает под классическое определение "режиссёр". Кто же он тогда, и под что он подпадает?
- Знаешь, если меня не обманывает интуиция, мой жизненный опыт и всё что с этим связано, то могу дать точное определение этому явлению. Он не режиссёр, он творец.
- Угу, творец! Что же слово хорошее, не затасканное, редко встречающее в нашей цирковой практике. Я имею в виду не по произношению а по сути сотворённого дела этим творцом. Только как тебе удалось за такое короткое время распознать этого человека?
- Ты наверное хотел сказать, как мне удалось расколоть этого человека?
- Будем считать именно это я и хотел сказать.
- Странно, но мне не пришлось этого делать. Он оказался простым, не зажатым в своих мыслях человеком, не играющим чужую роль. Роль "главного режиссёра". Он играет самого себя. Вот это и дало мне основание утверждать что он творец. Для него важно дело, а не разговор о деле которое может быть сделано, а может и нет. Есть так называемые - плавающие режиссёры, они не знают что конкретно надо делать. Этот не тот случай. А во всём остальном разберёмся позже. Секретарь о нём очень хорошего мнения. А ты должен понимать, секретарь в цирке, это особая порода людей. Это человек знающий и информированный лучше директора цирка. Это второе информированное лицо в цирке, по всем вопросам нашей кочевой жизни. Она видит даже сквозь стены. Знает о том, о чём мы с тобой ведём беседы.
- Ты это серьёзно!?
- Да уж куда серьёзнее.
- А кто же тогда является первым лицом в этой информационной свалке новостей, которой непонятно кто руководит, директор цирка?
- Нет, как это не странно.... Самый информированный человек в цирке - это уборщица.
- Ответь почему?
- А это потому, что она первая приходит на работу. Она же не с мытья полов начинает свой трудовой день. Она сначала проверит все телеграммы которые пришли из " Главка", все бумаги которые лежат на столе у директора, у секретаря. Она же умеет читать. Это раньше у графов и князей бывали сплошь безграмотные прислуги, они не совали свои носы в бумажные секреты своих хозяев а теперь у нас сплошная грамотность. А грамотность в наше время, это фантастическое любопытство. Человека на протяжении многих веков, всегда интересовали чужие секреты.
Все беды от того, дорогой мой друг Виктор Фёдорович, что мы плохо информированы, мы не знаем нашего брата артиста, и не только артиста, обслуживающего персонала тоже не знаем. Ну вот к примеру, ты наверное довольно наслышан как обстоят дела в театральных кругах. Зависть, борьба кланов, склоки, сплетни, подводные течения. Эти злословят про тех, те про этих. Но это не сплетни.
- Тогда что? Объясни, мне простому актёру.
- Это необходимое условие существования любого творческого коллектива. Это и есть то, что называется - жизнь.
- О, как!
- А как ты думал.....
Прошло какое - то время, мы репетируем свою акробатику. Нам никто не мешает, к нам никто не лезет, никто не учит, ничего не навязывают. Мы сами разбираемся в своих делах.
- Что-то не видно нашего режиссёра? - спрашивает меня мой партнёр.
- А зачем он тебе?
- Как зачем, мы вроде занимаемся творчеством. А коли так, то и вопрос, который напрашивается сам собой. А что вы тут ребята делаете?
- Что мы делаем, он знает. А что его нет, то это объясняется очень просто. Ещё не наступило время. Знаешь для стратега, которого выбрал "римский сенат" для ведения войны и боевых действий, важно знать когда выступить со своим войском в поход. Когда напасть на противника и как разбить его малыми силами, неожиданно и без потерь. Так и для творца, важно сказать нужное слово во время. Это делается для того чтобы оно приобрело значимость, соответствующий вес, а не гонять без надобности пургу на холостых оборотах. В творчестве никогда не надо сорить словами. Особенно не к месту. Всему своё время. Вот увидишь, всё будет как надо. Я лично в этом уверен.
- Ну ладно, будем считать тебе виднее. Ты его лучше знаешь, он твой земляк, и возраста Вы одного.
Появился главный в самый неожиданный для нас момент. Он шел мимо, по своим делам. Просто мы оказались на его пути, занимались физической подготовкой. Он ничего не сказал, лишь улыбнулся на наше приветствие.
- И как понимать эту улыбку? - спросил мой партнёр.
- Эта улыбка говорит о том, что он уже всё знает. И что мы с тобой выбрали правильный вектор направления своего движения. Я же тебе сказал, что он не режиссёр, он творец. Таких в искусстве мало. В цирке их ещё меньше. Вот он один из них и есть, что тебе не ясно? Он ничего не будет говорить там, где говорить не надо. Он просто кивнёт головой и этого будет достаточно.
- Да, сколько работаю в цирке, а такое встречаю впервые. Может пойдём пообедаем? Я что-то проголодался....
- Обед никогда не бывает лишним, Виктор Фёдорович, он всегда ко времени. Пойдём, хуже не будет.
- Хочу заметить, это самое лучшее место в цирке.
- Ты имеешь в виду буфет?
- Да, конечно. Для меня всегда радость когда я сижу за столом. Так уж я устроен, люблю покушать. С детства не переношу голод. Удивляюсь как ты можешь во всём себе отказывать, соблюдать режим, так мало есть, мало спать, много репетировать?
- Всё ради искусства Виктор Фёдорович. Надо в голове переключить тумблер и всё будет в порядке.
- А я вот ничего не хочу переключать. Я просто хочу есть. Когда я уйду на пенсию, построю себе дом, погреб в три этажа, и полностью заставлю его банками с маринованными огурчиками, помидорами, мочёными антоновскими яблоками и всякой другой съедобной всячиной. Так, что мы будем есть?
- Ты же знаешь у нас с тобой один и тот же репертуар, нам нужна белковая пища. Возьмём рыбу с капустой, так она лучше усваивается в желудке.
- В моём желудке, как мне кажется и металлические болты и те усваиваются.
- Ну зачем же ты так, мы с тобой вроде интеллигентные люди. Вон видишь столик в углу ни кем не занятый, вот за него и сядем. Пообедаем и отдохнём в гардеробной до вечера, а вечером снова выйдем на арену.
Мимо проходит Игорь Нисонович и направляется к нашему столику.
- Что я тебе говорил, он не станет разговаривать с нами в кабинете, он решит вопросы здесь, в неофициальной обстановке, но официально.
- Ну что ребята сказать?
- Говорите Игорь Нисонович, мы Вас слушаем.
- Я вижу вы составляете собой прекрасный дуэт парной акробатики. Ваши тела на редкость сильны, пластичны и гармоничны. В искусстве это особенно важно. Вращающий пьедестал, на котором Вы решили работать усилит зрительный эффект движения, а пластическую линию сделает беспрерывно текущей. Разность весовых категорий создаст конфликт, на котором всё будет и построено. Нам не нужна акробатика в классическом понимании этого слова. Но элементы акробатики необходимы. Это наш инструмент, так сказать причина к созданию художественного образа.
И так примерное краткое содержание сценария: "два воина застыли в непримиримой вражде друг с другом, в воинственных позах усиленных медленным вращением пьедестала. У них в руках короткие боевые мечи и небольшие щиты. Начинается бой, всё это будет отражено в музыкальной основе над которой уже работает Владимир Друзьякин. На днях я вас с ним познакомлю. В самый трагический момент действия когда один воин готов поразить своего соперника приставив к его груди свой меч, звучит женский вокал. Есть такая традиция на Востоке, когда женщина становиться между воинами, вражда прекращается. Так как наше искусство условное, этой женщиной будет женский вокал. Происходит примирение. Они выбрасывают мечи а затем и свои щиты. подают друг - другу руки и начинается состязание в силе, красоте, ловкости и мощи. Любая война рано или поздно заканчивается миром, вот ваша сверхзадача, которую Вы должны пронести через весь свой номер". Вопросы есть?
- Нет Игорь Нисонович, вопросов нет. Только как вы точно определили наши стремления, которые совпали с вашими взглядами на философскую часть нашего произведения.?
- Не знаю, точно ответить не могу, так сложилось у меня в моей голове. Я представил что так должно быть.
- Понятно, мы так и сделаем. Недели через две продемонстрируем вам результат.
- Удачи Вам ребята!
И Игорь Нисонович ушел.
- Ну давай Сократ, Платон, Аристотель, или как тебя ещё назвать, рассказывай какие тайны ты узнал из этого разговора?
- С удовольствием, только ни каких тайн тут не было и в помине.
- Так уж и ни каких?
- Совершенно верно, ни каких. Его последняя фраза сказанная нам "удачи вам ребята", говорит о том, что он полностью нам доверяет в общем, в деталях если нужно будет он подправит.
- Да, тонко сработано Игорем Нисоновичем.
- Он понимает, что мы не дети, и наш опыт он не отрицает, да и потом в главном мы не расходимся. Характеры у нас с тобой не редисканые, люди мы порядочные, видные с нами приятно работать, нам с ним ещё приятнее. Что ещё нужно простому циркачу Виктор Фёдорович!
- Я тоже так думаю.
- Ты посетил нашу секретаршу? Засвидетельствовал ей своё почтение?
- Да, конечно. Что касается творческих планов она полностью на нашей стороне.
- Что, уже и этот сценарий знает, о котором только что рассказал Игорь Нисонович?
- Насчёт сценария сказать ничего не могу, но уже кое что знает.
- Вот видишь Виктор Фёдорович что такое цирк. Информация о нас летит впереди нас самих.
Мы своими руками сделали вращающий пьедестал. Нашли на складе брошенный кем - то движок. Из труб сварили каркас. Сделали из дерева спартанские мечи обшив их тонким листовым железом. А из листов латуни отчеканили щиты. Ими же украсили профиль пьедестала повесив их на тонкую фанеру по всему кругу. Попробовали на него встать, и хоть что - то сделать на вращении. Всё получилось. Я вот что хочу тебе сказать Виктор Фёдорович! Я не в обиде на династийных артистов зато, что им на новые произведения отпускают деньги. Не в обиде что они получают больше нас. Не обижаюсь и зато, что они регулярно выезжают за рубеж, получают звания, но я сильно в обиде за них, почему они не лучше нас? Они должны быть лучше нас. У них есть финансовый ресурс, административный. У них связи в руководстве "СОЮЗГОСЦИРКА", оно на их стороне. Тогда скажи мне, почему они хуже нас? Они по своей сути, импотенты творчества, они ничего не создали своего. Они работают на том материале, на котором работали их отцы. Они кормятся за счёт умерших, так и не создав ничего своего. Вот с этим я никогда не смирюсь. Знаешь, никогда. На этом построена к примеру, вся дрессура. Ты можешь мне ответить на этот вопрос?
- На этот вопрос я тебе ответить не могу. Знаешь, я ведь раньше над такими вопросами даже и не задумывался. Мне было совершенно всё равно. Видимо это приходит только с опытом жизни. Когда я был совсем молодым, меня взял к себе в номер Семён Арнаутов, мы работали "Партерный полёт" ты их знаешь. Работа была классная да и сам шеф был человеком незаурядным. Обладал огромной физической силой и русской смекалкой. Я не о чём не думал. Я был свободен душой и телом. За всё отвечал шеф. А я был только артистом и созерцателем жизни. Меня ничего не волновало.
- Тогда назови причину твоего ухода из номера?
- Причина ухода из номера мой друг, стара как мир. У него было два сына один вольтижёр, другой подрастающий отслуживший армию ловитор. Вот и получается что один из троих выходит лишний. Я понимал, они семья. Меня не выгоняли, я сам ушел. Освободил место для родного сына шефа. Вот такая грустная история.
- Да нет, ни сколько не грустная. В жизни случаются такие ситуации довольно часто. Кто - то кому - то переходит дорогу или третий лишний. Ты уступил место в лодке и свой спасательный круг, тому, кому по праву родства он принадлежал.
- Так оно и есть. Я понял никогда не садись в чужую лодку. Построй свою, что я и сделал.
- Через неделю мы были у звуко - режиссёра Владимира Друзьякина. Это все друзья Игоря Нисоновича. Мастера высшего уровня, они творят на грани невозможного. Он ставит плёнку на аппарат, включает свой агрегат. Всё что мы оговаривали с Тернавским, всё было выражено в музыкальном материале. Бой, примирение, женский вокал и две мелодии на основную работу.
- Ну как? - спросил он, поправляя свои очки.
- Как не видя нас можно было создать такую музыкальную основу?
- Мне сказал Игорь что надо сделать, вот я и сделал.
- Скромность достойна большого мастера.
Это было очередное потрясающее качество Игоря Нисоновича, он каким - то невероятным образом находил способных людей и открывал в них природный талант. Я понял у творца должна быть талантливая команда, слаженно работающая на высокую духовную идею.. Их всех объединяла одна страсть, они любили искусство. Игорь Нисонович создал такой творческий коллектив, что он превосходил все цирки в нашей стране. Включая и два Московских Там в столице творчество тлело, а тут в Перми разгоралось ярким пламенем. Первопрестольная ему завидовала. Слухи о удачных постановках доходили до цирка на "Цветном бульваре" о них узнали в цирке на "Проспекте Вернадского" . О нём во всю говорили в "Олимпийском комплексе" на "Проспекте Мира".
- Галина Симадо, режиссёр "Олимпийского комплекса" постоянно интересовалась у меня, что за феномен появился в Перми. Затягиваясь сигаретой она прожигая меня своими чёрными глазами, устраивая мне артистический допрос. Правда ли что его постановки таковы, как о них говорят наши артисты? Ты же у нас хорошо знаешь этот цирк, давай рассказывай.
- Галина Владимировна! Успех не разовый и не случайный, эти ребята в цирк пришли не шутить, они пришли совершить революцию, но не с шашками наголо. Они ничего не отрицают, они создают новое, и это новое настолько значительно, что нам такое и не снилась. Дайте время, дайте срок и мы все не поверим своим глазам увидев сотворённое. Они не латают старых одеял, не поправляют ранее созданного. Не работают над разводками в чужих номерах, не учат делать комплемент, они не занимаются чепухой. Свой успех они строят на новых образцах.
- Причина, говори что за причина, которая позволяет ему творить такие постановки?
- Особого секрета нет. Этот человек по своей природе творец, его нашел директор цирка Юрий Борисович Александровский, всех других нашел сам Тернавский. У него художник, очень талантливый человек Илья Колыбалов. Балетмейстеры муж и жена Шилковы, из театра "Оперы и балета. Его племянник Леонид Новосилицкий молодой человек, учится в ГИТИС е и работает в этом цирке. Так что познаёт цирк с самых низов. Жажда творчества у всех на пределе. Каждый вечер они собираются за чаем и обсуждают всё новое что произошло в мире искусства. И всех их объединяет он, Игорь Тернавский.
Мы успешно выпустили номер и уехали согласно разнарядке "Союзгосцирка" на гастроли в другой город.

Следующий мой приезд в Пермь был по причине ухода моего партнёра на пенсию. Мне не хотелось продолжать работать этот номер с кем-то другим. Иногда смена партнёра не представляется возможным. Причин тьма, всего не расскажешь. Разное физическое сложение, другие интересы, другие мышцы, другие мысли, другое трудолюбие, всё это играет огромную роль. Проще говоря , подобрать другого партнёра я не мог, да и не хотел. Я подал в художественный отдел "Союзгосцирка" заявку на создание нового воздушного номера в сольном исполнении. Мне разрешили, но с одним условием, чтобы я не требовал денег у компании на постановку номера. Ни единого рубля мы тебе не дадим, так и сказала работница художественного отдела Валерия Волокова, жена того самого Льва Осинского, о котором я писал, искусством которого я восхищался, он работал эквилибр на одной руке, другой руки у него не было. Какой был артист! Да и человек был изумительный. А вот жена его была сократовской Ксантипой. Мне не было обидно, что отказали в финансовой помощи для создания номера. Мне больно было слушать чепуху и ограниченность ума, в столь творческом вопросе.
Спорить с работниками "главка" бесполезно. Когда тебя в искусстве не поддерживают, сделать что-либо, не представляется возможным.
Я был вынужден обратиться снова в свой цирк, где я когда-то начинал свою актёрскую деятельность, где я всех знал и все знали меня. Я снова, уже в который раз приезжаю в родной для меня цирк. Я должен подготовить новый номер без отрыва от производства, но вот вопрос, я ограничен во времени. Гастроли длятся полтора месяца, а мне нужно три. После окончания гастролей, нас по разнарядке посылают в другой город, а это значит я не успеваю выпустить свой номер. "Главк" в который раз подбрасывает мне свинью. Контора не считается с моими интересами. Это нужно мне, это не нужно им. Я упросил директора чтобы он приложил все усилия оставить нас ещё на одну программу. Я был уверен, что мой номер будет готов но нужно ещё полтора месяца. Через огромные усилия директора и режиссёра, нас оставляют на вторую программу. За меня уже переживают билетёры, контролёры, спрашивают, интересуются, переживают. Только в разговоре со мной об искусстве, они понимают сколько здесь трудностей, сколько подводных камней, рифов. Как легко сесть на мель когда не знаешь фарватера по которому собираешься плыть. Плыть нужно мимо острых камней, против течения. Таковы условия, выставленные мне руководством "Союзгосцирка".
Я рассказываю сюжет будущего номера Игорю Нисоновичу. Он его одобряет, он знает, задуманное будет сделано. Я репетирую дважды в день, а вечером работаю в спектакле. Я сильно похудел, я уже обхватываю свою талию. На мне остались одни мышцы и сухожилия. Я целую минуту держу передний бланж, минуту крест, десять раз подтягиваюсь на одной руке. Физически я готов, но я сильно устал эмоционально. Это видит и моя сестра, у которой я остановился и всегда останавливаюсь когда приезжаю на гастроли в Пермь. Она ничего не говорит, я тоже не отличаюсь многословием.
Мне не даёт покоя музыка из оперы Доницетти "Любовный напиток" Ария "Неморино", в исполнении Лучано Паваротти. Я не хочу работать под обычную цирковую музыку, надо что - то менять, но что менять... А может нужно всё менять. Я не сплю по ночам, мне снятся непонятные, короткие, тревожные сны. Сюжет их настолько разнообразный, что я не могу и не знаю как его восстановить в своей памяти. У меня по ночам судорога мышц верхнего плечевого пояса, необъяснимая тревога, не успокоенность и боль во всех сухожилиях от постоянно усиливающихся физических нагрузок. Мне кажется я заставляю страдать всех окружающих. Появилась нервозность, ни с кем не хочется говорить. Я хорошо понимаю как это выглядит со стороны. Странно и непривлекательно. У меня даже не хватает сил всё это объяснить близким и родным людям. Я всё это понимаю, но ничего с собой не могу поделать. Нужен отдых, но у меня на это нет права и времени.
Игорь Нисонович всё это понимает, я уверен видит и сочувствует, но мы на эту тему с ним не разговариваем. Он знает что такое творчество, какие муки порой испытывает артист. Но как бы трудно ни было, этот период надо выдержать. Мне кажется весь цирк это чувствует. Все желают мне успеха, все видят как это трудно, все переживают. Для работы в жанре воздушной гимнастике, нужна оснастка. Всё это лежит на моих плечах и кроме меня этого никто не сделает.
- Ну что выдержишь? - говорит мой партнёр - однако ты взвалил на себя непосильный груз.
- Выдержу, я знал на что иду, поэтому рассчитал свои силы до самого финиша. Но давай поговорим о другом, у меня есть информация от моих друзей о нашем режиссёре. Я конечно всего этого не знал. Помнишь я говорил тебе, что у Игоря Нисоновича баритональный тембр голоса. Я обратил на это внимание в наш первый день знакомства.
- Помню, что из того?
- А то что у него рано проявились музыкальные способности. Он пел, но вот случилось для мальчишки самое страшное, он сорвал голос. Потом ушёл служить в армию, а возвратившись поступил в политехнический институт. В 1972 году после окончания института, не проработав ни одного дня по специальности ушёл работать во Дворец им. Дзержинского. А в 1976 году, наш директор цирка Юрий Борисович Александровский взял его к себе на работу в должности главного режиссёра. Вот оказывается где была собака зарыта. Вот почему тогда, в наш первый приезд я тебе сказал, что он не похож на классического режиссёра. На тех, кого выпускает ГИТИС. Он другой, он чистый, он без коммунистических догм, которые навязывают будущим работникам культуры и искусства. Им, высоким партийным работникам, творческая индивидуальность не нужна, важнее партийная преданность.
- Он конечно на своём месте, он родился режиссёром. Он не начальник над артистами, он им друг, верный и умный помощник.
Я помню мы работали с ним в Москве в "Олимпийском комплексе" на " Проспекте МИРА" в дни Новогодних каникул. Время неумолимо приближалось к премьере. Чувствовалась тревога в штабе "ОЛИМПИЙСКОГО КОМПЛЕКСА". Он попросил дать ему прочесть сценарий спектакля . Через час он разложил всё по своим местам. Памятью обладал абсолютной, после прочтения сценария знал его наизусть.
Талантливая режиссура принесла успех на мировой арене аттракциону "Горская легенда" под руководством Тамерлана Нугзарова, в последствии ставшим Народным Артистом России, Лауреатом Государственной премии. Меня только беспокоит то, что создатель этого шедевра остался до конца своей жизни региональным режиссёром. Только спектакль "Бумбараш" удостоин первой премии на Всесоюзном конкурсе цирковых спектаклей. А это минимум как звание заслуженного артиста России. Но его тихо обошли оставив за ним шлейф провинциального режиссёра. Первенствовать должна Москва. Все "великие" постановки должно осуществляться здесь, но не на Урале.
В искусстве цирка всегда была и будет предвзятость. Наш Российский цирк любит династии. Ему нужны фамилии, к которым привыкли чиновники от искусства. Это происходит от того, что срабатывает стереотип мышления. Чтобы дать истинную оценку в искусстве, нужно быть свободным от сложившихся за много лет стереотипов, нужно быть очень образованным порядочным и талантливым человеком. Но чиновник по своей природе консервативен. Он не хочет думать. Он делает так, как делали до него, как легче, как выгоднее для своей личной персоны.
Это был первый тяжёлый удар, нанесённый этому человеку в самое незащищённое место. За него никто не вступился. За него некому было не кому было замолвить словечко. Здесь он был как сирота, сюда и был нанесён удар. Да и недоброжелателей у него было больше, чем он предполагал, так что выжить практически не представлялось возможным. Но он выжил, он встал на ноги, это была его победа. Не знал творец какой новый удар готовили ему власти.... Произошло это после смерти директора цирка Ю. Александровского. Пользуясь случаем они беспардонно выбили из под его ног творческую опоры. Как выбивают опору приговорённым к смертной казни.
Его отправили в "Краснодарский цирк." На голом месте создавать то, что он создал здесь, где он творил, работал, жил, радовался своим успехам. Я знал какие интриги плестись за его спиной, но точной подтверждённой документами информации у меня не было. Были только слухи, весьма настойчивые и постоянно усиливающиеся. Я не мог эту информацию озвучить, она была облечена в форму дешевой деревенской сплетни от недоброкачественного источника.
P. S.
"Посеяв в Советском Союзе хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. ... Литература, театры, кино - всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески и поднимать так называемых творцов, которые станут вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности. И лишь немногие, очень немногие, будут догадываться или даже понимать что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдём способ оболгать, объявить отбросами общества..."
Из выступлений бывшего директора ЦРУ А. Даллеса (1893 - 1969)
Именно так и поступили с истинным творцом И. Тернавским, всё как и должно быть по сценарию А. Даллеса директора ЦРУ.
А я успешно выпустил воздушный номер и стал лауреатом на 2-ом Всесоюзном смотре артистов цирка.

И вот почему - то слышатся мне слова песни Владимира Высоцкого в женском исполнении и звучат эти слова ему, Игорю Нисоновичу, туда, в тот мир, где нет ни зависти, ни ненависти ни вражды друг к другу, а только покой и бесконечность. Я уверен он их слышит, слышит и простил им всем, кто сократил срок его жизни на четверть века. И только тогда, когда мы уйдём в тот мир, поймём что ни за что травили этого человека, творца и большого мастера.
"И беда с того вот дня
Ищет по свету меня.
Слухи ходят вместе с ней с Кривотолками.
А что я не умерла,
Знает голая ветла
Да ещё перепела с перепёлками."
Владимир Фалин
оставить комментрарий