В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

АРТИСТЫ РОСГОСЦИРКА

Если вы зададитесь вопросом: кто есть кто среди мастеров отечественного манежа, чем знаменит и славен, - ответ найдете в книге «Цирк в России (от истоков до 2000 года)», выпущенной к юбилею издательством «РОССПЭН». Ее автор - известный историк цирка, доктор искусствоведения Юрий Арсеньевич Дмитриев рассказывает о многих замечательных артистах арены, их творческих находках и достижениях. И о том, как развивался наш цирк. Отрывки из этой книги, публикуемые сегодня, - фрагменты его богатой истории...


   Перед революцией цирки находились в состоянии глубокого материального и художественного кризиса. Их восстановление в первые месяцы новой власти не представлялось возможным. К моменту национализации, то есть к 1919 году, московские цирки представляли собой только стены и крышу. Не было в них и никакого циркового имущества. Но сами артисты кое-где стали организовывать трудовые товарищества, забирали цирки в свои руки, что называется, явочным порядком. Цирку предстояло развиваться по трем основным направлениям: 1) демонстрация физической силы, ловкости и красоты человека; 2) демонстрация дрессированных животных; 3) разговорный жанр должен стать основой агитационной работы.


   В Московском цирке Никитиных ставили пантомимы на аполитичные темы. Исключением была пьеса «Позор старого режима» (1918 год), рассказывающая о любовных похождениях и попойках Распутина. Эта «грубая и откровенно циничная пьеса была рассчитана на вкусы обывателей, смаковавших подробности интимной жизни последнего царя и его семьи. Главное внимание было сосредоточено на выступлении хора цыган», - так критиковали в то время постановку газеты.


   В 1-м Госцирке успехом пользовалась пантомима «Фантазия капитана Кука». Это старая цирковая пьеса без слов. Некий чудак, капитан Кук, нажив состояние, решает отправиться в путешествие. В качестве пассажиров он берет тех, кто может у него на корабле показать свой артистический талант. Только одна пассажирка не является актрисой - это бедная девушка-цыганка, она спасается от старшин своего табора, собирающихся выдать ее замуж за немилого. Добряк-капитан уводит рыдающую девушку к себе в каюту, а когда ее жених пытается проникнуть на корабль, капитан убивает его выстрелом из револьвера. Пантомима нравилась публике.


   В отличие от Москвы Петроградской цирк не стал сразу государственным. Здание, прежде принадлежавшее С.Чинизелли, передали в ведение коллектива артистов. Коллектив избрал директором С.М.Новицкого и художественным руководителем - музыкального клоуна М.И.Пясецкого (Мишеля). В течение ряда лет здесь работала постоянная труппа.
Здесь шли большие пантомимы: «Черная маска», «Дон Перлон», «Креко-обезьяна», «Конкурс женихов», «Злой колдун» и другие. В пантомиме «Зеленый черт» влюбленные, убегая от своих преследователей, с акробатической ловкостью взбирались на стены, прыгали в окна, бегали по крыше дома. А их неловкие преследователи падали с крыши и проваливались в дымоходные трубы. Шли пантомимы детективные, навеянные бульварной литературой о сыщиках Шерлоке Холмсе, Нате Пинкертоне, Дике Картере и других. Ставилась и печально известная своей откровенной пошлостью пьеса А.И.Антропова «Ванька-ключник».


   Выдающийся дрессировщик лошадей В.Ж.Труцци, оказавшись в 1919 году в Одессе, где власть принадлежала белым, не нашел себе места в цирке и стал извозчиком. Когда пришли красные, он вступил в кавалерийский полк Одесского укрепленного района и участвовал в освобождении Крыма. В 1921 году он возглавил Севастопольский народный цирк.


   Со временем все чаще ставился вопрос о том, что в советском цирке надо показывать прекрасного человека, что необходимо изгонять с манежа демонстрацию уродства: «каучуковых» людей, факиров, людей, выпивающих ведра воды, глотающих лягушек и т.п. Писатель Ю.К.Олеша говорил: «Человек в черном трико пропускает голову между собственных ног и смотрит на собственную спину; другой человек выпивает двадцать бокалов воды, закуривает сигару, гуляет, размахивая тросточкой, затем останавливается посреди арены, поглаживает себя по животу - и вот изо рта человека начинает бить фонтан, очевидно, теплой воды... Третий просто подбрасывает железную балку и подставляет под ее падение шею.

Это цирк уродов. Каким чувством реагирует на такие номера зритель? Публика смущена, хочет воскликнуть: не стоит унижаться передо мною».


   В конце сезона 1923-1924 года во 2-м Госцирке начали регулярно проводиться чемпионаты французской борьбы; тогда программа стала совсем слабой. В этих чемпионатах были в ходу различные трюки. Среди участников появились «чемпионы мира», хотя никто этих званий борцам не присваивал. Выступали на манеже борцы под масками: «Черная», «Синяя», «Желтая», «Золотая», «Сатана», «Металлист», «Молния» и другие. Борец И.Чуфистов «боролся» с быком, Дядя Ваня (Лебедев) руками «удерживал» на месте автомобиль с пассажирами. Конечно, все это было откровенное шарлатанство.


   Тогда же стали практиковаться гастроли артистов из-за рубежа. Иностранцы привезли несколько неизвестных у нас интересных но винок, пробудивших творческую активность советских артистов. Скажем, немец Джефрис демонстрировал на арене корабль, управляемый по радио. Судно двигалось вперед и назад, поворачивалось, на нем поднимался и опускался флаг, зажигались огни, стреляли находившиеся на палубе пушки. Цирк всегда стремился использовать в своих представлениях достижения науки и техники, и в этом отношении номер Джефриса заслуживал всяческого внимания. Он появился в Москве летом 1924 года, когда радио еще только входило в быт, но интерес к нему был очень велик. Джефрис работал в советских цирках более десяти лет.


   Когда речь идет о Виталии Лазаренко, братьях Танти, А.А.Дурове, Бим-Боме и других клоунах, исполнявших современный репертуар, нельзя не сказать, что они часто обращались к произведениям, поддерживающим установки, пропагандируемые газетами, утверждаемые отделами агитации и пропаганды партийных органов. Выступавшие на аренах артисты разговорного жанра призывали «ликвидировать кулачество как класс», издевались над церковью, ее служителями и верующими, определяли зарубежную культуру как упадочную и разлагающуюся и всячески восхваляли порядки, устанавливающиеся в нашей стране.


   В 30-е годы материальные дела большинства цирков были плохи: горожане, наголодавшиеся и пообносившиеся, спешили обзавестись самым необходимым, так что денег на развлечения почти не оставалось. Клоун П.Л.Лавров рассказывал, что в 1922 году артисты, чтобы не умереть с голоду, ходили в поле и выкапывали там мерзлый картофель. Они нанимались скалывать лед и сбрасывать с крыш снег, а чтобы зрители их не узнавали, привязывали себе бороды. На рождественские праздники ходили по богатым квартирам и давали представления.


   Летом 1927 года был создан Первый деревенский передвижной цирк. Для труппы зафрахтовали пароход, который отправился вниз по Волге, давая представления в прибрежных селах, деревнях и небольших городах. Для представлений был выстроен разборный павильон.


   Любимцем публики стал Карандаш - клоун Михаил Румянцев. Как-то он выступал в цирке в Сочи. В один из вечеров разразился такой ливень, что он затопил закулисные помещения, артисты не могли выйти на манеж, и Карандаш остался на нем один. Вода стала затоплять манеж, и тут коверный показал, что он блестящий мастер импровизации. Более двадцати минут он забавлял публику, заставив ее забыть о дожде и всех неудобствах, с ним связанных. Чего только не делал этот маленький смешной человек: черпал воду сковородкой, перепрыгивал через одну лужу, чтобы попасть в другую, прицеплял к ручке сковороды шнур и ловил рыбу. Публика не переставала смеяться, она даже не заметила, как кончился дождь и униформисты подготовили манеж для следующего номера.


   Огромной популярности добился Эмиль Кио. Он изобрел и восстановил целый ряд трюков, никогда или давно не исполнявшихся на цирковой арене. К ним принадлежит «Троллейкар».
На арену выезжал троллейкар - тележка, напоминающая те, на которых на вокзалах перевозят чемоданы или почту. Впереди и сзади троллейкара стояли (во всяком случае, так казалось зрителям) два ассистента Кио, одетые турками. На уровне их плеч находилось большое стекло, на него ложилась женщина. Троллейкар ехал по кругу арены. Кио набрасывал на женщину покрывало; не проходило и десяти секунд, как покрывало падало, на стекле никого не было - женщина исчезала. Эффект был особенно велик, так как с люками троллейкар не мог быть связан, он непрерывно двигался, в то время как арена все время была ярко освещена и не имела никаких кулис.
   Эмиль Теодорович Кио скончался в 1965 году. Сейчас с аналогичными номерами в цирках выступают его сыновья - Эмиль и Игорь.


   В первые же дни Великой Отечественной войны многие цирковые артисты добровольно пошли в действующую армию. 22 июня 1941 г., сразу после окончания представления в Московском цирке, Михаил Туганов собрал свою труппу казаков-наездников и танцоров и обратился к ним с призывом отправиться на фронт добровольцами, и все участники ансамбля поддержали его. Казаки Туганова и присоединившиеся к ним другие артисты вошли в состав Первого особого кавалерийского полка, которым командовал прославленный генерал Л.М.Доватор. Они участвовали во многих разведках и боях. Одиннадцать наездников погибли.

Много боевых вылетов было на счету у акробатов Владимира Довейко и Георгия Россини, ставших офицерами-летчиками. Воевали эквилибрист Михаил Дмитриев и турнист Всеволод Зимин. Циркового артиста Семена Донемана, ставшего солдатом, фашисты взяли в плен. Он был заживо замурован в севастопольских катаком бах, так как отказался выдать военную тайну. Воздушный гимнаст И.А.Шепетков был пулеметчиком в отряде 28 панфиловцев, сражавшихся на ближних подступах к Москве. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Суровую школу войны прошли знаменитые клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин.


   Среди тех, кто после войны работал со львами, была Ирина Бугримова. В жизни простая и добрая, Ирина Николаевна на арене поражала сильным характером и даже героизмом. Когда львы сходили с тумб, чтобы исполнить приказание своей повелительницы, невольно возникала гордость за женщину, которой подчинялись даже эти царственные хищники. Удачно была поставлена сцена своеобразного единоборства со львом. Лев рычал, сжимался, готовясь к прыжку, он больше не желал исполнять приказаний. И тогда артистка совсем близко подходила к зверю и смотрела ему в глаза. И лев отворачивался, потом потягивался, будто бы он очень устал, и покорно шел выполнять приказание.
Бугримова оставила манеж в 1976 году.


   В середине 50-х годов всесоюзное и мировое признание по праву пришло к Олегу Попову. Артист щедро одарен природой: обаятелен, музыкален, ритмичен, ловок. У него способности акробата, эквилибриста, жонглера. Стоило ему появиться на арене и улыбнуться, как весь зрительный зал испытывал к нему симпатию.
Попов - человек творческий, деятельный. Над новыми номерами он готов работать дни и ночи. Сам придумает сценарий, изготовит реквизит, по многу раз будет переделывать каждую деталь.


   Из клоунов в 60-е годы XX века огромного и заслуженного успеха добился Леонид Енгибаров. В 1964 году на Международном цирковом конкурсе в Праге жюри признало его лучшим клоуном Европы.
   Это был великий артист, владевший широчайшей амплитудой выразительных средств цирка (акробатика, жонглирование, эквилибристика, пантомима). Артист редчайшего обаяния и исключительной сценической выразительности, создававший глубокие человеческие характеры, открывавший в персонажах, которых изображал, ум и доброту, наглость и самоуверенность, и нежность...


   Николай Столяров и Ян Польди на высоких одноколесных велосипедах, удерживая их в равновесии, чуть-чуть трогая одну педаль, с подъема другой ноги забрасывали на голову блюдечки и чашки, одни на другие, образуя в результате довольно высокую колонну. В последнюю чашку забрасывалась ложка и кусок сахара. Кроме того, Польди таким же образом набрасывал свечи в подсвечники, а когда они все оказывались на месте, то загорались ярким светом. Но между артистами была существенная разница: Столяров проводил номер солидно, серьезно, сам удивляясь и недоумевая, как это у него все получается, а Польди исполнял его шаловливо, как шутку, весело и непринужденно. Зрителям доставляли удовольствие и тот и другой не только показом сложностей, но и комедийными интермедиями.


   Отечественные цирки славны показом хорошо дрессированных животных. Но в послевоенные годы с большой остротой встал вопрос о кормлении животных, их транспортировке. Непомерно увеличились цены на еду, железнодорожные перевозки, коммунальные услуги. Но никакие трудности не останавливают творческую фантазию цирковых артистов.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100