| 14:09 | 13.11.2012
Российский цирк на политической арене: его судьба, герои и лица
Может ли конкурс на замещение должности директора Большого Московского цирка на проспекте Вернадского повлиять на дальнейшую судьбу и развитие российского цирка? Мнения, анализ, прогнозы.
В Министерстве культуры РФ 15 ноября 2012 г. состоится конкурс на замещение должности директора Московского цирка на пр. Вернадского.
В качестве претендентов на пост директора БГМЦ на пр. Вернадского свои кандидатуры выдвинули Д. Костюк, В. Булыгин, Э. Запашный, С. Шабанов и М. Абдулаев.
По некоторым данным, у большинства претендентов есть нарушения условий проведения конкурса. В связи с чем среди цирковых артистов и деятелей российского циркового искусства возникли споры, касающиеся кандидатов на пост главы Московского цирка на пр. Вернадского, их предыдущей деятельности и авторитета среди коллег.
Даже учитывая факт, что все участники конкурса хорошо знают специфику цирковой деятельности, есть одно «НО» - условия конкурса никто не вправе нарушать. Если информация о нарушениях верна, специалисты обязательно ее проверят, сделают выводы и примут правильное решение в отношении кандидатов и целесообразности проведения выборов в данной ситуации.
Но есть еще и другая проблема. Многие представители российского циркового сообщества уверены, что для возрождения российского цирка и его былой славы необходимо одно условие – объединение. А результаты голосования и новый директор Большого Московского цирка не решат глобальную проблему, соответственно стратегическая цель на пути развития российского цирка не будет достигнута.
Наряду с тем, самая крупная цирковая организация мира – компания «Росгосцирк», к сожалению, не имеет своей площадки ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге – культурных центрах нашего государства. И это первое, что мешает развитию не только Российской государственной цирковой компании, но и циркового искусства в целом.
Это мнение разделяют многие ведущие деятели советского и российского цирка и уважаемые зрителями и коллегами Народные артисты СССР и России.
«Я убежден, что все цирки страны должны быть в одной государственной системе, коим на сегодняшний день является компания «Росгосцирк». И это моя твердая позиция» - утверждает Народный артист СССР Олег Попов.
По словам Лауреата государственной премии, Народного артиста России - Тамерлана Нугзарова, «сегодня практически невозможно увидеть в Москве лучшие номера российского цирка – все они гастролируют по России. Поэтому иностранные импресарио удивляются, когда, ожидая увидеть тот самый прославленный советский цирк, встречаются с обратным. А ведь наибольший доход компании в свое время приносили зарубежные поездки, которые сегодня мы можем вернуть, только представив качественные программы Росгосцирка в столице. Вернув московские цирки государственной компании, мы вновь вернем имя российскому цирку».
«В Советское время у нас был авторитет. На московских площадках работали лучшие номера и аттракционы. А сейчас для того, чтобы представить достойных артистов в Москве, нужно лишний раз «идти на поклон» - отмечает Народный артист России – Николай Сквирский.
Народный артист России Виталий Воробьев: «На официальном совещании, участники которого решали вопрос об отделении двух московских цирков от государственной компании, я говорил, что этого категорически делать нельзя! Но мое мнение, к сожалению, разделили не все, а кое-кто даже посмеялся! Ведь на тот момент им казалось это решение правильным и верным. Хотя опыт 20 прошедших лет показал обратное.
В свое время в Москве можно было увидеть только лучших артистов российского цирка. Все стремились попасть в столичную программу, артисты испытывали гордость. Мы жили в те времена, когда эти цирки строились, и вместе с ними строился сам советский цирк! Сегодня практически исчезли эталоны, на которых можно было бы равняться. Теперь мы не видим «лучших из лучших». Необходимо срочно решать этот вопрос и вернуть Росгосцирку прежнее уважение».
Подтверждая слова Народных артистов, стоит сказать и о том, что сегодня при условии частного проката программ в Москве, качество этих программ, по мнению экспертов, оставляет желать лучшего. И то, что происходит сейчас в цирке на пр. Вернадского, яркое тому свидетельство.
Программа в общем не плохая в свете представленных цирковых произведений последних лет, но бенефис одного артиста, при всем уважением к его труду, не усиливает как качество этой программы, так и репутацию циркового искусства в целом. Профессиональный артист цирка, как показывает практика, не может одновременно работать на высоком профессиональном уровне сразу несколько номеров, так как сама специфика циркового искусства диктует постоянное и трепетное отношение к своему жанру, которому артист уделяет все свое время.
Это немаловажно еще и потому, что нам сегодня необходимо уделить внимание и художественной части формирования цирковых шоу. Высокопрофессиональная программа - это, прежде всего, сама по себе хорошая реклама, которая в Советское время приносила свои плоды. О цирке снимались телевизионные сюжеты и кино, люди писали и говорили об артистах, и, как следствие, профессия артиста цирка была престижна. Соответственно, когда цирковое искусство было на вершине своей популярности в 50 -80 гг., цирк посещали и руководители государства. Отсюда было уважение к цирковому искусству, к артистам, которые его демонстрируют.
И сегодня у нас есть все для того, чтобы возродить былую славу цирка, вновь сделать его национальным достоянием. По оценкам специалистов, силами Росгосцирка возможно сделать отличную высокопрофессиональную программу того – Советского уровня, и не одну. Но показать ее в Москве или в Санкт-Петербурге - главных культурных центрах России, порой не представляется возможным.
Хотя в России есть яркий пример восстановления престижа похожей Империи - хоккея. Цирк и хоккей были по своей сути национальным достоянием государства, которым гордились, уважали и любили на всех уровнях. И сегодня российский хоккей, который испытывал такие же трудности, как и мы сейчас, благодаря объединению усилий группы энтузиастов и поддержке государства смогли вывести его на прежний уровень.
С точки зрения управления организацией, любому руководителю высшего уровня легче работать с одним, нежели с множеством начальников в одной и той же отрасли производства.
Исходя из этого, в заключение стоит отметить главную мысль – в единстве сила, и этому учит нас история. Только сильное государство, в данном случае - организация, а не «раздробленные удельные княжества», сможет достичь наибольшего успеха и процветания.
Александр Рыбкин
оставить комментарий