Роза для княгини
В этой истории переплелось многое. Любовь,тайна и жертвенность, трагедия, поэзия и цветы. Она началась чуть больше 40 лет назад с непринужденного рукопожатия кинозвезды и монарха и продолжается до сих пор. Но теперь она живет своей особой жизнью. воплотившись в необыкновенный сад и превратившись почти в легенду, которую рассказывают в разных уголках земли.
Впервые о волшебном саде роз в Монте-Карло я услышала от наших артистов цирка. Каждый год они ездят в столицу Монако на самый престижный в мире Международный фестиваль циркового искусства, который с 1974 года проводится по инициативе главы этого крохотного средиземноморского государства Ренье III из династии Гримальди. Князь неизменно возглавляет жюри фестиваля и лично вручает победителям фигурку «Золотого клоуна» — своего рода циркового «Оскара». К чести моих соотечественников, они не раз становились обладателями заветной награды. И так уж повелось, что, покидая Монте-Карло, они непременно заходят в сад роз, воспетый в стихах, появившийся на земле как дар женщине, как дань памяти и любви.
Не изменила этой традиции и я, когда в составе делегации Российской государственной цирковой компании находилась в Монте-Карло на XX юбилейном фестивале циркового искусства. Церемония открытия, как и положено, была торжественной и красивой. Казалось, весь город собрался на морском берегу, где вырос великолепный шатер цирка-шапито. Гремела музыка, звенел смех, переливалась нарядами многоязыкая праздничная толпа. Публика занимала места под сводами цирка. Оркестр заиграл марш, зал встал и под аплодисменты в ложу вошла монаршая семья — князь Ренье III, его дочери Стефания и Каролина с детьми, сын Альбер.
Невысокого роста, коренастый, с седой шевелюрой, обрамляющей красивое лицо, 73-летний князь выглядел значительно моложе своих лет. Было в его облике что-то необыкновенно притягательное и, я бы сказала, загадочное. Глядя на него, я невольно вспомнила историю романтической любви, связавшей этого аристократа и одну из самых красивых женщин 50-х годов американскую кинозвезду Грейс Келли. Грейс была кумиром моей юности. Я бегала на фильмы с ее участием — «Окно во двор», «Деревенская девчонка», «Поймать вора», «Высший свет». Само воплощение обаяния, женственности, она, как Вивьен Ли или Любовь Орлова, была и остается женщиной на все времена.
Выйдя после торжественной церемонии из шапито, я увидела указатель с надписью «Сад роз княгини Грейс» и пошла по направление стрелки.
Сад оказался буквально в двух шагах от цирка. Довольно большой по размеру, овальной формы, окруженный высоким, ровно подстриженным вечнозеленым кустарником, сад выглядел изысканным и элегантным. Видно, что лучшие архитекторы работали над его созданием.
Я стала ходить туда каждый день, пока шел фестиваль: какая-то необъяснимая сила влекла меня в это необыкновенное место. Я подходила к воротам с ажурной решеткой и табличкой, извещающей, что сад открыт от восхода и до заката солнца и что вход с собаками запрещен. По прихотливо бегущим дорожкам, обрамленным кустами роз, я шла прямо к изумительной женской скульптуре — хозяйке сада княгине Грейс. Прекрасное открытое лицо, волосы, собранные в пучок, - памятник без претензий, сдержан и прост. Около него — гранитная доска с надписью на английском и французском языках: «Что же такого необычного в розе, что делает ее более чем цветком? Возможно, это тайна, которую она собирает сквозь века. Возможно, это радость, которую она продолжает дарить». Так говорила о розе княгиня Грейс, влюбленная в нее.
Отсюда я шла по спящему в эту зимнюю пору саду, живо представляя, как величественно прекрасен он в пору цветения. Возле многих кустов, словно визитные карточки, были таблички с именами дарителей. Высокие титулы и звания, первые лица государств, лорды, пэры, графы, князья, разные страны и континенты... «Нет только розы из России, — с грустью подумала я. — А это несправедливо. Ведь княгиню Грейс — актрису Грейс знают, любят и помнят в нашей стране».
...Когда 12 апреля 1956 года 26-летняя американская кинозвезда Грейс Келли пересекла Атлантику на морском лайнере «Конституция» и прибыла в Монако для бракосочетания с 33-летним князем Монако Ренье III, из самолетов над головами молодых посыпался дождь из красных и белых роз.
Она знала, что больше никогда не будет сниматься в кино. К двадцати шести годам она больше всего хотела стать женой и матерью. Студия «Метро Голдвин Мейер», с которой у Келли заканчивался контракт, неохотно отпускала ее из своих объятий. И все же объявила, что подарит кинозвезде свадебное платье стоимостью 7 тысяч 266 долларов 68 центов, включая работу, материал и услуги модельера Хелен Роуз, и отпустит ее любимую парикмахершу Вирджинию Дарси (жалованье 300 долларов в неделю) сопровождать Грейс на бракосочетание в Монако. Студия также преподнесла Грейс в подарок все платья, которые та надевала в своем последнем фильме «Высший свет», где ее партнерами были Бинг Кросби, Фрэнк Синатра, Луи Армстронг. Но и этим щедроты «Метро Голдвин Мейер» не ограничились: к солидной премии студия решила присовокупить и оставленное за актрисой еженедельное жалованье в 1,5 тысячи долларов. И все это — ради эксклюзивного права запечатлеть на пленку торжественную церемонию бракосочетания в Монако.
Венчание состоялось 19 апреля 1956 года в кафедральном соборе княжества. Его смотрели по телевидению 30 миллионов зрителей в 9 европейских странах.
...Этот «роман века», как окрестили его журналисты, начался с легкой руки фотожурналиста из «Пари-матч» Пьера Таланта, которому пришла в голову гениальная идея — сфотографировать для обложки своего журнала американскую кинозвезду Грейс Келли, приглашенную в 1954 году на Каннский фестиваль, и князя Ренье III. Грейс была в расцвете своей славы. Она только что получила «Оскара» за участие в фильме «Деревенская девчонка», где снялась с Бингом Кросби, и была названа «лучшей актрисой года» — этот титул ей «присудил нью-йоркский «Кружок театральных критиков». Популярность ее была феноменальной. Она обладала аристократичными манерами, изысканным вкусом и редким умением располагать к себе людей. Была одинаково вежливой и с лордом, и с мусорщиком.
Воплотить свою идею Пьер Талант надеялся с помощью супруги — известной киноактрисы Оливии де Хэвилланд, сыгравшей роль Мелани в легендарном фильме «Унесенные ветром». Таланту удалось раздобыть билеты на «Голубой экспресс», следующий из Парижа в Канн, и даже в тот же вагон, в котором ехала Грейс. Вместе с Оливией он пытался уговорить Грейс на встречу с монархом. Как и подобает звезде, Грейс не торопилась с ответом. Как и подобает журналисту, Галант, приехав в Канн, позвонил в Монако и договорился с дворцом о встрече.
Для Грейс это был всего лишь фотосеанс для «Пари-матч». Предполагалось, что она совершит прогулку по княжескому саду и обменяется с князем рукопожатием.
Когда 6 мая 1955 года около четырех часов пополудни американская кинозвезда Грейс Келли обменивалась рукопожатием с князем Монако Ренье III, она была образцом изысканности. На фотографии из альбома о монаршей семье, который мне удалось купить в Монте-Карло, запечатлен невысокого, роста человек в мешковатом костюме, привычном понимании, наружности, с солнечными очками на носу. И с обезоруживающей улыбкой. Монарх не ограничился рукопожатием. Ренье показал Грейс свой личный зверинец. Пропустив сквозь прутья руку, он нежно погладил тигра, словно тот был ручной кошкой. Особая любовь князя |к диким животным показалась Грейс странной, но... соответствующей его титулу. Она была приятно удивлена, что князь говорит на безупречном английском языке (потом она узнала, что в свое время у него была няня-англичанка, а кроме того, он получил образование в частной английской школе).
Несколько дней спустя Грейс послала князю записку с выражением благодарности. К середине лета 1955 года между ними завязалась переписка. Ренье, как оказалось, был мастером эпистолярного жанра. Человек от природы застенчивый и сдержанный, он в своих письмах преображался и представал перед ней остроумным, мудрым и искренним. У Грейс возникло такое чувство, будто, она давным-давно знает его. Впоследствии Ренье назвал их письма «потаенным садом сокровищ» и «тропой, что шаг за шагом вела его навстречу девушке его мечты».
Грейс понравилась Ренье в тот самый момент, когда она призналась — вскоре после их встречи, — что ей не очень-то и хотелось ехать на сеанс фотосъемки. Она совсем не была похожа на кинозвезду, и это прежде всего и потянуло его к Грейс. Теперь он искал повод.
Летом 1955 года такой повод представился.
...Грейс Патриция Келли родилась в Филадельфии 12 ноября 1929 года. Ее отец, Джек Келли, выходец из Ирландии, основавший свое дело «Келли. Кирпичные работы», собственными руками каменщика сложил миллионное состояние. Он даже выдвигал свою кандидатуру на пост мэра Филадельфии от демократической партии, но не добрал голосов. Ее мать, Маргарет Майер, немка по происхождению, окончила Темпльский университет и вела уроки физкультуры в Пенсильванском медицинском колледже. В семье все, за исключением Грейс, были одержимы спортом. Отец и брат Джек-младший, которого домашние называли Келлом, стали даже олимпийскими чемпионами по гребле. Отличными пловчихами были две ее сестры — Пегги и Дизайна.
Грейс унаследовала от матери не только ее физические данные — белокурые волосы и правильные черты лица, но и деловую хватку, настойчивость в достижении цели. Словом, характер. Впрочем, эти качества были присущи и отцу. Кумиром ее детства был родной брат отца, любимый дядюшка драматург Джордж Келли, получивший в 1926 году Пулитцеровскую премию за пьесу «Жена Крэга».
Хорошими знакомыми семьи Келли в Филадельфии были супруги Остины, которых Грейс привыкла называть не иначе, как «тетя» и «дядя». Супружеская чета Остинов, проводившая в Европе летний отпуск, в августе 1955 года прибыла в Канн. Тетушка Эди горела желанием попасть в Монако на благотворительный бал, проводимый Обществом Красного Креста. Дяде Рассу было известно, что во время Каннского кинофестиваля Грейс представилась возможность лично познакомиться с Ренье. С удивительной бесцеремонностью Расе позвонил во дворец, чтобы выяснить — не поможет ли им князь получить приглашение на бал. Его просьба в конце концов легла на стол 73-летнему капеллану — отцу Франсису Такеру, который уже начал подыскивать невесту для своего неженатого хозяина. Отец Такер быстро смекнул что к чему и лично доставил приглашение Остинам. Ему не стоило большого труда выудить у супругов все, что им было известно о Грейс, ее родословной и ее семье. В результате Остины удостоились чести не только посетить бал Красного Креста, но и получить приглашение во дворец на чай с самим монархом.
Неудивительно, что в последующие годы Остины стали рассматривать знакомство с князем, которое им удалось завязать в 1955 году, как отправной момент величайшего романа столетия, считая, что именно их инициатива повлекла за собой развитие событий. В то время никто не подозревал, что Грейс и Ренье уже состоят в переписке и поэтому, так или иначе, нашли бы способ встретиться друг с другом. Однако время и место этой встречи, — несомненно, заслуга Остинов и отца Такера, который договорился с супругами, что сделает Филадельфию важной остановкой в готовящемся визите князя в США.
Князь поехал в Америку в поисках невесты. Об этом он официально уведомил Париж. А если поиски окажутся удачными, он сразу сделает предложение. Имя Грейс было включено в список невест наряду с другими претендентками. Но для Ренье весь список ограничивался только этим именем. Когда князь, сделав первым пунктом своего пребывания Филадельфию, 25 декабря 1955 года нанес визит семейству Келли на Генри-авеню, 3901, и спросил Грейс, согласна ли она стать его женой, та, не задумываясь, ответила: «Да».
С детских лет Грейс была уверена, что в один прекрасный день сбудутся ее мечты: она станет знаменитой — звездой экрана, а потом — обязательно принцессой...
Они прожили вместе 26 лет. Она родила ему троих детей.
23 января 1957 года появилась на свет первая дочь — Каролина Луиза Маргарита. Это событие произошло ровно через 9 месяцев и 4 дня после свадьбы. По этому поводу был объявлен национальный праздник. Из тюрьмы был выпущен один-единственный находящийся в ней заключенный. 14 марта 1958 года родился сын и наследник престола Альбер Луи Пьер. 1 февраля 1965 года — Стефания Мария Элизавета. Дети доставляли большую радость Грейс и Ренье, особенно Альбер, который рос добрым, приветливым, послушным мальчиком. На него никогда не приходилось повышать голос. С девочками было сложнее. Мать говорила, что в детстве ей приходилось шлепать Каролину, чтобы заставить слушаться. Наказывать Стефанию было бесполезно — она была упряма, своенравна и очень мила.
Княгиню обожали в Монако. До сих пор вспоминают, как она устраивала во дворце рождественские елки и приглашала на них всех мо-накских детей, сколько сил отдавала благотворительности, как навещала, дома престарелых и приюты для сирот. В 1958 году княгиня открыла в Монако больницу, позднее названную ее именем, а спустя несколько лет — детский сад, чтобы помочь работающим матерям. Владелец скромного отеля «Версаль», в котором я остановилась, сказал мне, что с приездом княгини Грейс в Монако резко увеличился приезд туристов — «а это всем на благо», пояснял он.
Там же узнала я и подробности ее гибели.
Это случилось в понедельник, ясным, солнечным днем 13 сентября 1982 года. Со своей 17-летней дочерью Стефанией княгиня возвращалась на «Ровере» из их загородной резиденции Рок-Ажель, спрятавшейся в горах, в Монте-Карло. Она отказалась от шофера и сама села за руль. Грейс не любила водить машину, да и делала это неважно, о чем сама не раз говорила. На заднее сиденье положила с десяток платьев на вешалках, чтобы не помялись. Возможно, она хотела без свидетелей поговорить с дочерью, собравшейся поступать в школу автогонщиков, и отговорить ее от этого опасного шага. Около горной деревушки Ля-Тюрби Грейс не справилась с управлением, «Ровер» рухнул в 45-метровую пропасть, ударился о дерево, смяв крышу и двери со стороны водителя. Машина несколько раз с грохотом перевернулась и, покачиваясь, остановилась колесами вверх.
Стефания отделалась легкими ушибами. Мать, не приходя в сознание, умерла на следующий день. Ей было 52 года.
Ее похоронили в том же соборе, где 26 лет назад они с Ренье III венчались. Я зажгла свечку и положила цветы на ее могильную плиту.
...Во время похорон князь рыдал, не стесняясь слез. Он казался сломленным и опустошенным.
Но жизнь идет. Дом снова зазвенел детскими голосами: династию Гримальди продолжили внуки. Наверное, именно они помогли князю вернуться к жизни. Внуков у него теперь пятеро. Трое детей у Каролины — Андреа, Шарлотта и Пьер. Ее муж, итальянец Стефано Казираги, выходец из богатой, но не блещущей аристократизмом семьи, погиб в 1990 году во время гонок на моторных лодках. Двое детей у Стефании — Луи и Полина, которых она родила от своего телохранителя Даниэля Дюкрюэ. Но в августе прошлого года она вынуждена была с ним расстаться из-за разразившегося скандала по поводу его связи со стриптизершей. Как тут не поверить в легенду о проклятии, витающем над женской частью дома Гримальди. Кстати, в январе этого года начались празднования в честь 700-летия их блистательного правящего дома.
...Грейс составляла половину его жизни. Теперь у него осталась вторая — цирк. После окончания фестиваля князь приглашает артистов во дворец, садится с ними за обеденный стол. В обществе цирковых артистов Ренье раскрепощается, становится открытым и. искренним — таким, как всегда был с Грейс.
Нигде я не видела такого братства артистов, как в цирке. Может, именно оно так привлекает Ренье. Этот 13-метровый манеж, вероятно, имеет какую-то магическую силу, заставляет подставить плечо, а не подножку даже сопернику. Это в оркестре музыкант сфальшивит, а музыка звучит дальше. В цирке фальши не бывает. Отсюда и огромное душевное напряжение, и стрессы, и даже смерть.
Немного отвлекусь. В 1995 году, блестяще завершив выступления на XIX международном фестивале артистов цирка в Монте-Карло, в номере своей гостиницы от обширного инфаркта скоропостижно скончался блистательный российский акробат Николай Земсков. Сердце не выдержало перегрузок. А год спустя в том же соборе Св.Николая, где состоялась панихида по русскому артисту, по окончании юбилейного фестиваля в честь артистов цирка была отслужена месса. Я была на ней. Звучала красивая музыка, пел хор, солировал облаченный в церковные одежды постоянный ведущий фестиваля великолепный Серджио, певший ко-гда-то в парижском театре «Опера». И вдруг среди непонятных слов я услышала имя Николая Земского. После мессы я спросила Серджио, о чем пел хор. «О том, что артист цирка — посланец божий», — ответил он...
Рассказывают, у Ренье в гараже стоит микроавтобус, в котором он может жить, желая уединиться. А когда, наконец, отойдет от дел и передаст правление сыну, то просто уедет куда глаза глядят. Или вслед за бродячим цирком. Так говорят...
А накануне XXI фестиваля в Монако в Российской государственной цирковой компании родилась мысль — отправить князю Ренье с нашими артистами розовый куст. Обратились в Центральный ботанический сад Академии наук РФ. Там к нашей просьбе отнеслись с пониманием. И вот элегантный куст розы под названием «Утро Москвы», выведенной к 850-летию столицы, отправился в Монако. В сопроводительном письме князю президент Росгосцирка Людмила Яирова написала, что эта роза — знак признательности человеку, делающему так много для развития международных связей в области циркового искусства, и дань памяти несравненной княгини Грейс, которую любят и помнят в России. И вот в Росгосцирк пришло письмо:
«Уважаемая г-жа Яирова!
Благодаря Вашему доброму участию Центральный ботанический сад г.Москвы проявил глубокое внимание, прислав мне эту розу «Утро Москвы», которая будет посажена в Монако в Саду роз княгини Грейс.
Позвольте выразить Вам благодарность за высоко оцененный мною подарок в память о моей любимой жене и примите еще раз мою искреннюю признательность за Ваш очаровательный жест.
Чрезвычайно признательный Вам,
Ренье III, Князь Монако».
«В память о моей любимой жене...» Я вспомнила слова заупокойной службы по княгине Грейс: «Господи, я не спрашиваю у тебя, почему ты забрал ее у нас, но благодарю тебя за то, что ты нам ее дал».
А может, душа княгини Грейс вселилась в одну из роз, что благоухают в волшебном саду" Монако? В саду, который носит ее имя...
Ирина ЗАХАРОВА. МОНТЕ-КАРЛО — МОСКВА
Статья "Роза для княгини" - журнал "Эхо Планеты" август 1997 г.
оставить комментарий