Рождение Латвийского циркового коллектива - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Рождение Латвийского циркового коллектива

С разноцветными парусами импровизированных кораблей выходят на манеж артисты в робах рыбаков, и двое юношей выносят огромный янтарь, из которого, точно в старой народной сказке, появляется красивая девушка.

Когда смотришь этот эпизод в парад-прологе нового циркового Латвий­ского коллектива, невольно возникает мысль: вот та­ким же неожиданным  и сказочным было рождение самой цирковой труппы — меньше года потребовалось на ее создание!

Художественно-акробатическая груп­па — В. Озолинь, А. Редкославина, С. Пушкина и С. Рукис.Художественно-акробатическая груп­па — В. Озолинь, А. Редкославина, С. Пушкина и С. Рукис.

Но в цирке, как известно, «чудеса» возможны лишь на манеже, да и то во время выступления иллюзиони­стов. А все, что делается за пределами арены, обычно связано с долгим и упорным трудом. В данном слу­чае — с огромной работой режиссера Л. Лукьянова. Это он предложил вместо старого латвийского коллектива создать новый, молодежный. В прежней труппе номе­ров едва хватало на отделение. К тому же возраст многих артистов приближался к пенсионному, и это, естественно, ограничивало перспективы дальнейшего роста коллектива. Режиссеру Л. Лукьянову вместе с директором Рижского цирка А. Млокит поручили ор­ганизовать новый национальный коллектив.

Встал вопрос: где взять исполнителей? В ГУЦЭИ? Но для этого надо было ждать четыре года. И тогда режиссер решил искать будущих артистов в самой Ри­ге, среди спортсменов и любителей цирка. В местных газетах, по радио и телевидению объявили о наборе в коллектив. Было подано свыше пятисот заявлений. После трех отборочных конкурсов приняли всего двад­цать два человека. Это были люди самых различных профессий, жиз­ненных судеб и интересов. Ева Аузане  еще недавно училась в десятилетке. Аня Полякова работала швеей. Дайна 3аринь и Татьяна Строкатова трудились на за­весе ВЭФ, Иван Бойко занимался в институте физической культуры, а Анита Редкославина училась в мезшколе... Все они горячо любили цирк и с нетерпе­нием ждали начала репетиционной работы.

В январе прошлого года люди собрались. А что же дальше? Многие артисты, выступавшие тогда в Рижском цирке, с нескрываемым любопытством посмат­ривали на говорливую молодежь, появившуюся за ку­лисами.

— Типичная авантюра, — шептались по углам скеп­тики. — Артистов из них все равно не получится...

Кстати, основания для таких сомнений были, и при­том немалые. Ведь обычно из спорта и самодеятельно­сти в цирк берутся отдельные исполнители, а здесь из них собирались организовать целый коллектив. По­добного в истории цирка еще не было. Но Лукьянов верил в творческие силы молодежи, в ее стремление овладеть цирковым искусством. В эту трудную мину­ту, которая обычно сопутствует всем большим начи­наниям, его поддержали работники Рижского цирка, старейший мастер манежа заслуженный артист Лат­вийской ССР Роланд. Лукьянов начал с общей подготовки будущих арти­стов. Ежедневно по утрам он занимался с ними акробатикой, гимнастикой, эквилибристикой. В план учеб­ной работы входили также уроки хореографии, грима, актерского мастерства и даже езда на лошадях, кото­рых подарило коллективу правительство Латвии.

Фрагмент из сценки «Девушка и хулиганы»Фрагмент из сценки «Девушка и хулиганы»

В процессе подготовительных занятий Лукьянов внимательно присматривался к своим питомцам, ста­рался выявить их способности, склонности, интересы. Нужное решение ему подсказали профессиональное чутье и опыт многолетней работы. Режиссер был уве­рен, что Дайна Заринь, к примеру, по всем своим дан­ным могла бы стать воздушной гимнасткой. Но она стремилась работать в партере. Когда Лукьянов впер­вые предложил девушке подняться под купол по вере­вочной лестнице, она испугалась. Судорожно цепляясь руками за перекладины, Дайна взобралась вверх, по­смотрела оттуда на непривычно пустой зал... и у нее пропал страх. Она поняла, что режиссер прав — ей быть воздушной гимнасткой. Не ошибся Лукьянов и в выборе жанра для Евы Аузане. Он с самого начала решил, что девушку, надо готовить к участию в «Полете над батудом». И дейст­вительно, Ева оказалась неплохим вольтижером. Сме­лая, куражливая, она скоро научилась делать слож­нейшие комбинации.

Занятия по подготовке трюков режиссер поручил двум опытным артистам — Н. Яковенко и М. Дрыгиной. Когда же основные трюки были освоены, Лукья­нов стал разрабатывать композицию выступлений. Он параллельно готовил четырнадцать номеров, с ран­него утра и до поздней ночи пропадал в цирке. Можно только удивляться его неиссякаемой энергии. Здесь помогла ему та жизненная школа, которую прошел он — сын и внук артистов и сам в прошлом артист цирка и драмы, командир саперов-подрывников в го­ды войны и, наконец, цирковой режиссер. Многое, разумеется, зависело и от самих участников коллектива, от их желания и старания. Будущие арти­сты увлеченно и настойчиво работали, упорно трени­ровались.

В разгар лета, когда занятия шли полным ходом, стало известно, что осенью в Казахстане состоится Декада латвийского искусства, в которой должен уча­ствовать и новый цирковой коллектив. Изменили темп занятий: вместо шести стали репетировать по десять часов в сутки... И вот наконец Алма-Ата, манеж передвижного цирка — первое представление. Только артисты могут по-настоящему понять волнение дебютантов. И как бы­ло приятно, когда публика благодарно и тепло встре­тила выступление новорожденного коллектива! Многое подкупает и радует в первой программе лат­вийской труппы. Создавая спектакль, режиссер отказался от обычной подачи номеров. Эквилибристка Н. Суворова, например, выходит на арену под видом начинающего клоуна — участника художественной самодеятельности. Клоун «выживает» с манежа арти­стку, которая должна выступать, и начинает работать с ее реквизитом. И только тогда, когда клоун уверенно балансирует на четырех катушках, выясняется, что это выступает очаровательная девушка.

На оригинальном использовании традиционной «подсадки» построен номер эквилибристов со стульями Г. Коряк, Н. Яковенко и Н. Геращенко. Маленькая девочка просит униформиста и здоровяка из публики заменить ее партнеров, которые куда-то запропастились. «Артисты поневоле» попадают в смешные ситуа­ции, «овладевая» незнакомой им профессией. Запоми­нается такой эпизод: «униформист» не может удер­жать девочку, исполняющую стойку на руках. Тогда маленькая артистка опускается на ковер и держит руки в руки мужчину. Любопытна эксцентрическая сценка акробатов-ка­скадеров — «Девушка и хулиганы». В ней героиня выходит победительницей в поединке с двумя нагле­цами, напавшими на нее в парке. Артист Г. Насонов, исполняющий роль девушки, умело и смешно приме­няет приемы самбо, как трюковую часть акробатики. Каскады следуют один за другим. После них «хулига­ны» едва стоят на ногах. Они уже не рады, что связа­лись с такой энергичной и смелой противницей.

Оживляет номер «Полет над батудом» и придает ему комический оттенок выступление В. Смирнова: перед зрителями смешной неудачник, который никак «не может» допрыгнуть до мостика. Однако оптимистический тон представлению задает прежде всего клоунская группа: маститый и много­опытный Антонио, А. Полкманис, В. Володин, Г. Быстров. Их репертуар остр и злободневен. От клоунов до­стается на орехи и хапугам, и лакировщикам, и перестраховщикам — словом, всем тем, кто мешает нашим людям жить и работать. Клоуны почти все время находятся на манеже. Своими сценками они цементируют представление, делают его монолитным. Особо следует отметить молодого клоуна А. Полкманиса: пребывание в новом коллективе заметно помог­ло его творческому росту.

Разумеется, не все еще идеально в программе. Ска­зывается спешка, вызванная сокращением репетицион­ного срока. Отдельным исполнителям пока недостает актерского мастерства, умения держаться на манеже. Но справедливости ради надо сказать, что молодые артисты продолжают упорно учиться. И не только на манеже, кстати: ведь большинство из них занимается в общеобразовательной средней школе. Есть среди участников труппы и студенты-заочники вузов. После Алма-Аты коллектив побывал на гастролях в Кемерове, где его выступления также проходили с аншлагами. Но первый успех не вскружил голову мо­лодым артистам. Они полны творческих планов. Об их будущем думает и режиссер. Это еще мало — научить каждого участника программы исполнять определен­ное количество трюков. Нужно стремиться к тому, чтобы вчерашние спортсмены и любители цирка стали подлинными мастерами манежа, всесторонне овладели сложным и многогранным цирковым искусством. Ра­боты впереди — непочатый край...

Этим летом молодые артисты собираются гастроли­ровать по городам Латвии, где еще не видели своего национального циркового коллектива. Снова выйдут на манеж юноши с огромным янтарем — чудесным даром прибалтийской земли, снова появится из вол­шебного камня прекрасная девушка. И зрители, при­шедшие на представление, будут радоваться не только сказочно быстрому рождению коллектива, но и ска­зочному богатству молодых талантов, которые нашли свое призвание на манеже цирка.
 

Е. МАРКОВ, спецкор журнала «Советская эстрада и цирк» Алма-Ата

Журнал Советский цирк. Март 1966 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования