В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Рожденная радостью

Если вы пройдете рано утром по улицам Ташкен­та — старого или нового, — вы непременно обра­тите внимание, что почти во всех дворах и квар­тирах громко звучит по радио музыка.

Ташкентцы просыпаются и засыпают с песней. Она звучит в тени­стых колхозных чайханах, на городских площадях, в цехах заводов и даже в киосках с газированной водой. Ташкентцы очень любят песню. Да и какой народ может остаться равнодушным к песне-другу, к песне-утешительнице!

Сейчас, когда я отдыхаю в прекрасном уголке Узбеки­стана — в горах Шахимардана, я больше и больше пони­маю всю прелесть и многообразие своей народной музыки, все чаще и чаще думаю о ней. Всего тридцать лет назад, и именно здесь, зарождались новые песни новой земли узбекской. Шахимардан — отдаленный край, он был в те времена еще священной Меккой Средней Азии. В темных худжрах и ущельях таились последние коварные «скорпио­ны», «змеи» — шейхи, имамы — поборники и фанатики исла­ма и шариата. В первые годы молодой республики здесь жил великий певец и первый советский поэт, композитор, дра­матург, режиссер Хамза Хаким-заде Ниязи. Этот бесстраш­ный боец революции впервые привез сюда диковинный, невиданный доселе узбеками инструмент — рояль и здесь творил свои песни о новой счастливой жизни узбеков.

Над древним и святым Шахимарданом впервые зазве­нел звонкий голос свободной девушки-узбечки. Нелегко было таким, как она, соловьям: на каждом шагу их пре­следовала опасность. Но Хамза и его талантливые ученики смело бродили по горным тропинкам и садам, слагали свои лучшие песни, мечтали о музыкальной славе своего народа, мечтали о создании опер. И вот сейчас, в этот невиданно короткий в истории срок (сорок лет!) узбекское радио передает концерты народ­ной музыки, отрывки из национальных опер и много-много хорошей, настоящей музыки. Молча слушают седые горы Шахимардана и древние чинары эту новую музыку. Они-то слышали песни тех недалеких прошедших времен и знали их   душу.

Песня узбекская очень изменилась. Раньше она вырывалась из груди, как стон и вопль. А ныне светлая радость победила безысходную тоску и скорбь. Новые песни поет узбек! Они повествуют о счастливой жизни, о замечатель­ных людях. Их слагают сам народ и любимые хафизы, рожденные Октябрем, — Т. Садыков, М. Бурханов, Ю. Раджаби, И. Акбаров, М. Левиев, С. Юдаков и многие другие. Огромную роль в создании и формировании узбекской советской музыки сыграла бескорыстная дружба и боль­шой труд русских мастеров. В. А. Успенский, Р. М. Глиер, С. Н. Василенко, И. С. Козловский и другие большие музы­канты стали близкими друзьями и учителями узбекских композиторов.

Благодаря их совместному с нашими композиторами творчеству мой народ овладел музыкальными богатствами мира.   Теперь   Узбекистан — крупный   музыкальный   центр. И мне, молодому артисту, довелось убедиться в этой дружбе самому. С огромной благодарностью я буду пом­нить московских замечательных друзей — композитора Я. Френкеля, режиссера А. Конникова, поэта Я. Зискинда, Н. Смирнова-Сокольского, М. Гаркави, которые приняли активное участие в создании нашего ансамбля узбекского эстрадного искусства, этого нового для нас жанра. Правда, узбекская национальная эстрада имеет свою историю и традиции. Это прежде всего творчество остроумных и «злых» аскиябозов, чье искусство было направлено против баев и власть имущих. Танцоры, куплетисты, канатоходцы, кукольники — все это артисты массового народного и близ­кого ему искусства. Но я говорю о песне, об эстрадной песне, о джазе в Узбекистане. Вначале было много скеп­тиков, не верящих в успех этого интереснейшего начина­ния. Они считали, что наша музыка очень специфична и трудно поддающаяся какой-либо европейской обработке. Но они ошиблись. Мы используем все достижения совре­менной эстрадной музыки и берем то необходимое, что великолепно гармонирует с нашими многообразными ритмами, мелодиями и формами. У нас для примера были лучшие образцы опытов композиторов зарубежного Восто­ка (индийских, арабских, иранских). Их музыка очень схожа и близка узбекской. Я хочу, чтобы меня правильно поня­ли, — я имею в виду хороший синтез и свое лицо, а не под­ражание. Мы очень верили в помощь наших национальных мастеров, в наших композиторов, которые уже имели этот опыт и в опере и в создании современной музыки других форм.

К сожалению, еще немногие наши композиторы дружат с эстрадным оркестром. Некоторых из них даже шокирует, так сказать, «легкий жанр». Но мы, молодежь, терпеливо ждем их помощи, ибо эстрадная песня все прочнее входит в быт народа, становится все популярнее. У нас сейчас есть замечательные друзья: М. Бурханов, А. Акбаров, Ш. Рамозанов, С. Джалиль, Б. Гиенко, Я. Френ­кель; друзья из братских республик, из Москвы и Ленин­града. С нетерпением ждем песен и от лучших создателей современной узбекской музыки — композиторов С. Юда-кова,  М.  Левиева,  А.  Мухамедова.

Мы хотим, чтобы возродилась старая восточная тради­ция Мушоира — доброе состязание поэтов и певцов Восто­ка. Пожалуй, трудно сейчас назвать страну, где бы не пели советские   песни. Большой радостью и гордостью переполнилось мое сердце, когда зарубежные студенты, обучавшиеся у нас в Ташкенте, перед отъездом просили у нас песни о нашем солнечном городе, где они научились многому, чтобы сде­лать свою страну такой же богатой, счастливой и красивой, как мой Узбекистан.


Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100