В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Руководящие хозяйственные кадры в цирке

 

Семилетний план развития советского циркового искусства предусматривает рост артистических кадров. Не меньшее значе­ние имеет и проблема подготовки хозяйст­венных и административно-управленческих кадров, то есть тех, кто возглавит деятель­ность цирков и работу различных пред­приятий.

Известно, что директор цирка обеспе­чивает не только выполнение финансового плана. Его организационный опыт и знание особенностей работы цирка во многом оп­ределяют успех подготовки новых и пере­оформления старых номеров. Директору цирка каждодневно приходится решать мно­жество самых различных вопросов: и свое­временное изготовление аппаратуры, рек­визита, бутафории, и организацию ремон­та их, и контроль за репетиционной рабо­той,   и   организацию   быта  артистов.

Нельзя не оценить работу многих дирек­торов, проработавших по нескольку десят­ков лет, посвятивших свою жизнь цирково­му искусству.

Надо подумать о кадрах директоров, о подготовке и воспитании руководителей цирков. Их нужно готовить организованно, определить  формы   обучения  и  воспитания.

Мне представляется, что в каждом цир­ке должен быть стажер на должности адми­нистратора или заместителя директора. В течение двух-трех лет такой стажер сможет овладеть не только терминологией и техно­логией цирка, но изучить теорию, практику и  экономику цирка.

Подбор стажеров должен производиться с учетом их знаний, опыта работы е облас­ти искусства и общей культуры.

Чтобы осуществить это, надо установить постоянные должности заместителя дирек­тора   и   администратора,     устранив     сезонность этих должностей, существующую в штатных расписаниях многих цирков.

Директорами цирков и их заместителя­ми могут стать и некоторые артисты, имею­щие склонность к такой работе, люди, хо­рошо знающие цирк. Приобретя организа­ционный опыт, изучив экономику цирка, на­учившись анализировать баланс и т. д., ар­тист, по той или иной причине сменивший художественную деятельность на хозяйст­венную, сможет возглавить работу цирко­вого предприятия.

Руководителями цирков — его директо­рами — могут быть и отдельные работники центрального аппарата — Союзгосцирка, в частности Художественного отдела и Отде­ла формирования, знающие жанры цирко­вого искусства, его представителей и участ­вовавшие в течение ряда лет в формирова­нии программ.

Все же главным, по-моему, остается вос­питание молодой смены, чтобы через не­сколько лет Управление цирками распола­гало необходимым резервом кадров, про­фессионально грамотных, достаточно эру­дированных и специализировавшихся в хо­зяйственной деятельности.

Думается, что, пройдя стажировку в цир­ке, а затем, если это необходимо, в управ­ленческом аппарате, молодые специалис­ты-администраторы смогут возглавить то или иное предприятие. Они в этом случае будут людьми достаточно широкого кру­гозора, верно оценивающими место цирка, куда будут назначены, в общей системе цирков страны. Они смогут организовать подлинно творческую работу по подготовке новых и переформированию старых номе­ров, смогут установить производственную связь с другими цирками и студией цирко­вого искусства, то есть будут определять свою работу в соответствии с задачами, которые решает цирковое искусство в целом. Такая позиция всегда будет принципиаль­ной, она неизмеримо выше интересов дан­ного цирка и отдельного актера, с которым иной раз кое-кто из директоров не желает вступать в конфликт. Убежденность дирек­тора в безусловной справедливости требо­ваний, предъявленных им артисту, может возникнуть в результате подлинно глубоко­го знания искусства цирка. И если мы за­интересованы в том, чтобы во главе цирков находились люди высокой квалификации, следует готовить смену, обеспечивать пре­емственность опыта, передачу его от стар­шего поколения молодому. А для этого на­до   знать,  кому  передавать   эстафету.

Здесь изложены лишь некоторые требо­вания, которым должен отвечать дирек­тор — руководитель художественной и хо­зяйственной жизни цирка. Понятно, что с развитием искусства цирка, совершенство­ванием его техники эти требования будут возрастать.

Организуя подготовку и воспитание ру­ководящих кадров, следует одновременно создавать наиболее благоприятные условия для работы директоров цирков. Речь идет о пересмотре порядка премирования от­дельных предприятий, выполнивших план, независимо от невыполнения плана в це­лом 'По всем циркам страны, о строительст­ве общежитий лр[и каждом цирке, о транс­порте и т. д.

Решение этих и других вопросов будет во многом способствовать успешной рабо­те цирков. Очень хотелось, чтобы директо­ра, руководители предприятий и артисты высказались по поводу предложений, кото­рые, по-моему, целесообразно претворить в жизнь.

Я. БРЕСЛЕР

 

 

Журнал "Советский цирк" январь.1960 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100