В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Русские дивертисменты. Из истории эстрады

У каждого эстрадного жанра есть свои исторические отправные пункты, которые можно проследить во времени. Иногда связи современных жанров с ними намечены как бы пунктиром, но бывает и так, что эстрада в полной мере чувствует себя богатой наследницей.

Теперь, когда Малый театр отметил свое 150-летие, а Большой вступил в предъюбилейный 199-й сезон, нам представляется очень важным отметить тот факт, что профессиональная отечественная эстрада своим рождением обязана этим славным юбилярам.

В конце XVIII и начале XIX века на заре становления русского оперно-балетного, а позднее и драматического театра на их сцене возникают дивертисментные представления. Они даются после окончания основного спектакля и представляют собой маленькие концерты, состоящие из отдельных вокальных и хореографических номеров. Если перевести на язык современности, то это были эстрадные концерты, составленные из отрывков оперных и балетных спектаклей.

Появившись на свет, дивертисмент — малое дитя оперы и балета — начал расти и усложняться. В русском дивертисменте наряду с оперными и балетными отрывками — репертуаром, характерным для дивертисмента французского, — с самого начала наметилось стремление к созданию собственных жанров. И не случайно разнообразные музыкальные произведения народного творчества заняли заметное место на профессиональной эстраде.

Постепенно дивертисмент становится самостоятельной, своеобразной формой сценического искусства. Создаются музыкально-танцевальные композиции с использованием сюжетов народных обрядов и праздников. Впрочем, сюжет и тогда служил лишь для того, чтобы объединить показ отдельных номеров. Их в программе было от пяти до двенадцати. Центральное место занимают характерные народные пляски — русские, казацкие, цыганские, — русские народные песни, хоровые и сольные. Дивертисментные представления по-прежнему даются на сценах императорских театров. В них принимают участие ведущие артисты труппы. Но в дни великого поста и масленицы, когда казенные театры закрыты, а публика жаждет зрелищ, дивертисментные представления переносятся на другие площадки. Яркие рисованные афиши, расклеенные по городу, извещали о месте представления, в котором полноправными исполнителями становятся и исполнители народные.

Одним из популярнейших дивертисментов того времени был «Семик, или Гулянье в Марьиной роще». Его поставил в 1815 году выдающийся русский балетмейстер А. П. Глуш-ковский по случаю посещения первопрестольной столицы королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III. Дивертисмент был дан в подмосковной усадьбе графа Шереметева в Останкине. Вот что пишет сам Глушковский об этом представлении: «Тогда в этом дивертисменте участвовали все лучшие танцоры и танцовщицы, которые с таким рвением друг перед дружкой старались усовершенствоваться в русских танцах... В «Семике» участвовали лучшие певцы и певицы того времени. Для них был нарочно сочинен Давыдовым хор русских солдат в честь русского воинства, который был отлично слажен. Ко всему этому употреблен был в этом же дивертисменте известный русский песенник Лебедев, который явился хороводом парод кружком песенников с разными русскими простонародными инструментами: ложками, гремушками, дудками и проч. Этот хор так мастерски выполнял свое дело, что даже у старичков косточки зашевелились. Прибавьте к этому превосходный кордебалет, который действовал ровно, точно и отлично придуманные разнообразные национальные костюмы...»

В некрологе примадонны Петербургской оперы русской певицы А. И. Ивановой, помещенном а известном периодическом театральном издании «Репертуар русского театра», издатель его И. Песоцкий, отмечая выдающиеся вокальные данные певицы и перечисляя ее обширный оперный репертуар, счел обязательным в этом небольшом очерке поместить следующие строки: «Сверх всего певица участвовала во всех почти концертах, даваемых в продолжении поста дирекцией и артистами, равно и в разных спектаклях, где были петы ею большие арии, куплеты и разные песни...» Далее следует перечисление многочисленных дивертисментов, в которых участвовала певица. Этим критик подчеркивает внутренние взаимосвязи больших и малых форм искусства, неразрывную общность между сценическим и эстрадным творчеством актрисы.

С выступлением в дивертисментах связана творческая деятельность больших опорных артистов того времени. По-новому раскрылся в дивертисментах талант выдающейся вокалистки Елизаветы Семеновны Сандуновой, обладательницы великолепного контральто широкого диапазона. Сандунова пела заглавные партии опорного репертуара, участвовала в филармонических концертах, исполняя сочинения Гайдна, Керубини и других композиторов.

В русских дивертисментах Сандунова с громадным успехом исполняла русские песни в их подлинных образцах, «подражательные русские песни» и чувствительные романсы современных композиторов. В исполнении Сандуновой становились они исповедью горячего сердца, романтической повестью любви. С легкой руки певицы исполненные ею песни становятся популярными во многих слоях общества. «Все поют эту песню,— вспоминает современник актрисы А. Макаров,— вплоть до тех мальчиков, которые в летнее время, торгуя патокой, более выигрывают себе прибыли через свои песенки, нежели через продажу своего товара».

Сандунова стала первой певицей, чье исполнение приносило песням широкую популярность, сумевшей, как тогда говорили, «пустить песню в оборот». Можно сказать, что русские дивертисменты проложили путь к возникновению нового песенно-романсового стиля.

Цыганские хоры были очень популярны в то время и принимали участие в русских дивертисментах. Несколько изящных романсов, созданных музыкантами-дилетантами из числа дворянской молодежи, увлекавшимися таборным пением цыган, открыли дорогу в профессиональное искусство прекрасным голосам, которыми обладали участники цыганского хора Ильи Соколова. Романсы эти были приближены к их манере исполнения, но сохраняли строй «образованной» музыки. Постепенно в репертуаре хора Ильи Соколова стали преобладать русские народные песни и романсы русских композиторов. Отличительной же особенностью был своеобразный певческо-исполнительский стиль, свойственный цыганскому мелосу. Пение цыган приводило в восхищение многих просвещеннейших и талантливейших людей того времени, в том числе и А. С. Пушкина. Известен также эпизод, как знаменитость Европы итальянская певица Анжелика Каталани, слушая пение цыганки Степаниды, была от нее в восторге и подарила ей со своих плеч богатую турецкую шаль. Выдающиеся русские оперные певцы с большим интересом относились к творчеству цыганских исполнителей, перенимая многое для своего дивертисмонтного репертуара.

Происходило взаимопроникновение и обогащение профессионального и народного искусства, формировались жанры, специфические для русской эстрады. Так вошла а искусство и живет в нем по сей день под именем «старинный русский романс» замечательная ромаисовая лирика русских композиторов А. Варламова, А. Гурилева, П. Булахова, А. Алябьева, А. Верстовского. Старинный русский романс — явление примечательное в русской музыкальном культуре. Он очаровывает все новые и новые поколения, выросшие в эпоху иных музыкальных ритмов.

В тридцатые годы прошлого века оперная и драматическая труппы императорских театров Москвы были соединены. Оперные актеры могли участвовать в драматических постановках, а драматические — в оперных. Например, актер Малого театра В. Живокини, будучи по преимуществу актером драмы на комических ролях, с большим успехом выступал как певец и танцор в операх-буфф.

«От этого,— отмечал современник,— спектакли московские были гораздо разнообразнее и занимательнее». Сами сцены Большого и Малого театров служили для постановки различных по жанру спектаклей. В один вечер в Большом театре ставили водевиль «Лукрецию», драму «Парашу-сибирячку» и «Семик-дивертисмент». Артисты драматической труппы с успехом выступали в дивертисментах на ролях с пением. Очень популярен в музыкальном дивертисменте был артист Малого театра Н. Цыганов. Цыганов был не только исполнителем. но и автором многих своих песен. Слова песен он писал сам, а музыку использовал народную. Увлекшись исполнительским искусством Н. Цыганова, А. Варламов и А. Алябьев создали для него много песен. Н. Цыганов как певец и поэт был их непосредственным соавтором.

Но постепенно дивертисмент с участием актеров драмы стал принимать другую форму. На русскую сцену пришел водевиль с его разнообразными куплетными песенками. Водевили давались обычно в бенефис какого-либо актера. 13 декабря 1840 года на сцене Большого театра в бенефис артиста драматической труппы Д. Ленского были поставлены сразу три водевиля: «Артист», «Зятюшка» и «Павел Степанович Мочалов в провинции». В последнем участвовали и сам Павел Мочалов, игравший самого себя, и Пров Садовский, исполнявший роль содержателя провинциального театра Чердаковского, и Василий Живокини, игравший провинциального актера Клепикова, выдававшего себя за Мочалова. По словам очевидца, «Садовский в этом водевиле был чрезвычайно хорош, а пел куплеты, как нельзя лучше. Он был неподражаема. Казалось бы, все комплименты актерской игре розданы. Но вот речь идет о Живокини. И снова мы читаем: «Живокини неподражаем каждый раз... Он так спел последний куплет к публике, что заставил аплодировать сонного зрителя и кричать «браво».

Водевиль укрепился в дивертисментном репертуаре. Наиболее удачные куплеты из водевилей начали исполняться в качестве самостоятельных номеров.

Великолепным исполнителем куплетов был и М. С. Щепкин. С именем Щепкина связано также появление на дивертисментной эстраде жанра короткого устного рассказа. В основу своих рассказов Щепкин брал или свои личные жизненные наблюдения, или перерабатывал литературные источники. Серьезное и забавное перемешивалось в рассказах Щепкина. Известно, что устные рассказы Щепкина использовал А. И. Герцен в «Сороке-воровке» и Н. В. Гоголь в «Старосветских помещиках». Не лишено достоверности и то соображение современников, что образ помещика Горлопанова — хвастуна, задиры, пьяницы, любителя гончих собак, который был создан Щепкиным на основе материала одной из ролей в комедии Ф. Иванова «Женихи», дал Гоголю основу к созданию образа Ноздрева.

Неотразимым рассказчиком был и П. М. Садовский. Он сам писал рассказы и играл их в «лицах», пользуясь средствами социально-бытовой характеристики отдельных персонажей. Увлеченный устными рассказами Садовского, молодой И. С. Тургенев написал для него «Разговор на большой дороге». М. С. Щепкин и П. М. Садовский — первые профессиональные актеры-рассказчики, основоположники жанра короткого устного рассказа.

Примерно в то же время начали исполняться в дивертисментах произведения поэтов. Первым чтецом Пушкина на профессиональной сцене был П. Мочалов, в 1824 году на сцене Малого театра он сыграл стихотворение «Черная шаль». Мочалов выдвинул на первый план в своем исполнении тему страстной, романтической любви. Трагическое звучание ее усиливалось музыкой А. Верстовского.

Однажды в бенефис актрисы Н. Ф. Репиной П. Мочалов а сопровождении оркестра прочел отрывки из «Цыган» Пушкина. Был в его репертуаре и Рылеев. Декламация и художественное чтение сделали свои первые шаги на дивертисментной эстраде. Так в русских дивертисментах определились вехи развития отечественной эстрады.

Идя от прошлого к современности, производя строгий переучет накопленным духовным ценностям, мы полнев, точнее, справедливее представим себе роль дивертисментной эстрады, если назовем хотя бы несколько имен: М. Ермолова и Ф. Шаляпин, А. Давыдов и А. Вяльцева, И. Москвин и Н. Обухова, В. Яхонтов, в эстрадном творчестве которых продолжались и развивались традиции русских дивертисментов.


Б. СЕРЕБРЕННИКОВА

оставить комментарий
 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100