В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 20:32 | 9.07.2017

Рядовые советского цирка

По семейному преданию, династия старейшей цирковой семьи Феррони началась с канатоходца Джузеппе Феррони, служившего в войсках Гарибальди. В московской квартире, где я встретилась с Сусанной Натальевной Феррони, отдавшей пятьдесят лет жизни цирковому искусству, итальянские имена звучали по-театральному пышно и даже как-то неправдоподобно: Джузеппе, Дионисий, Натали...

Семейная память не сохранила сведений о том, почему и зачем оставил свою солнечную родину канатоходец Дионисий, в середине прошлого века приехавший в Россию. Может быть, его привела к нам нужда, а может быть, молва о русских ценителях силы и ловкости. С собой он привез пятерых сыновей: Ореста, Константина, Америго, Орацио и Натали.

Константин Дионисович — на арене  он выступал под псевдонимом Таити — стал отцом двух сыновей — Леона и Константина. Знатоки цирка отлично помнят их великолепный музыкально-эксцентрический номер. В 1925 году, одними из первых, Леон и Константин Таити получили почетные звания заслуженных артистов Грузинской ССР.

Канатоходец, жокей, дрессировщик собак, Натали Феррони рано вывел на манеж своих трех дочерей — Луизу, Клеопатру и Сусанну. Уже в шестилетнем возрасте Сусанна, самая младшая, исполняла роль «верхней» в номере «Перши». Она стояла на вершине шеста без страховки и играла на корнете. Луиза, как и мать, была наездницей, а Клеопатра танцевала на проволоке и была музыкальным эксцентриком.

Далекие 1917—1919 годы. Жизнь цирковых артистов полна тревог и опасностей. Переезжая с места на место, они попадали то к белым, то к зеленым, то к колчаковцам, то к махновцам... И когда, наконец, в город входили части Красной Армии, артисты торжествовали победу.

От тех лет остался у Сусанны Наталиевны дорогой ее сердцу документ. Я привожу текст дословно, ничего в нем не выправляя.

«22 июня 1919 года.

Гражданкам артисткам, сестрам Феррони.
Цирк А. Сосина

Товарищи. Исполком партии по случаю отъезда на фронт товарищей армейцев и партийных устраивает им бесплатные развлечения в воскресенье сего 28-го июня.

Вы самые лучшие артистки не только в Верном, но и вообще в Туркестанской Республике и ваше блестящее выполнение искусства не каждому доступно видеть.

А потому ввиду такого случая, будьте добры принять участие в вечере сегодня о клубе коммунистов с 8 часов вечера.

Вперед приносим вам нашу благодарность от имени партии и пребываем к вам в совершенном почтении...»

Шло время. В 1922 году Сусанна Феррони стала женой Ивана Курзямова — воздушного гимнаста, вольтижера и ловитора в «Полете». Из цирка в цирк, из города в город переезжала молодая семья. Муж и жена выступали сразу в нескольких жанрах: он демонстрировал воздушную гимнастику, она — музыкальную эксцентриаду, а вместе они показывали эквилибр на проволоке. В этом номере И. Курзямов исполнял такой сложный трюк, как сальто-бланш и эффектную, пользовавшуюся в то время большим успехом у публики езду на одноколесном велосипеде.

...В 1924 году у Курзямовых родился сын Геннадий, родился прямо в цирке. Колыбелью ребенку служил чемодан, во время репетиций стоявший тут же на манеже. Это никого не беспокоило — такое было тогда в порядке вещей. И потому, вероятно, никого не удивило, что мальчик на четвертом году жизни вышел на манеж. И только для отца с матерью этот день был праздником.

Но первая настоящая гастроль Геннадия состоялась позже. Об этом рассказывает старая цирковая афиша. Разбирая буквы, полустертые на сгибах, узнаю, что с 1 июля 1935 года в Оренбургском цирке будут выступать «жокеи-наездники 4-Серж-4», «Анастасия Герцог — штейн-трапе под куполом цирка», «штурмовая труппа 8-Инго-8» и «2-Орландо-2 — эквилибристы на проволоке» (так именовали себя на арене Курзямовы). А чуть пониже читаю: «Первая гастроль самого маленького эквилибриста Геннадия Орландо». В приказе по Оренбургскому цирку от 15 июля 1935 года отмечено, что «своим участием мальчик обновил работу номера». Чем старше становился Геннадий, тем все более усложнялись его трюки. Он выполнял на проволоке стойку жимом на одной руке, а затем вращение на одной руке.

В 1939 году, к двадцатилетию советского цирка, Орландо создали новый интересный номер — эквилибр на движущейся проволоке. Кроме прежних трюков артисты, учитывая специфику движущегося снаряда, придумали новые. Иван Курзямов показывал «гонки на велосипеде», а Геннадий — своеобразный «бег на месте»: артист стремительно бежал оперед, а проволока при этом двигалась о противоположном направлении. Сусанна Наталиевна исполняла темпераментный испанский танец. Тогда же она первая продемонстрировала эффектный трюк — стояло на движущейся проволоке но пуантах. Выступление Орландо пользовалось неизменным успехом.

Год 1941-й. В начале войны семья Курзямовых оказалась в Архангельске. Там же выступал Леон Таити. Талантливый мастер и режиссер, он взялся за перо, написал и вскоре поставил сюжетное цирковое представление «Бандит с большой дорогим. Это была острая сатира на Гитлера.

Глубоко патриотический спектакль, проникнутый безграничной верой в нашу победу, встретил у публики самый горячий прием. Курзямовы были активными участниками этой пантомимы. А позже. Иван Курзямов сам ставил по этому сценарию спектакли в различных цирках, и они всюду имели громадный успех.

Но вернемся к первым дням войны. Выступления Курзямовых на манеже Архангельского цирка чередовались с концертами в госпиталях у воинов. За активную шефскую деятельность все трое были награждены медалями «За оборону Советского Заполярья».

Любовно й бережно хранятся в семье и другие медали, которыми награждены мать, отец и сын: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945    гг.», «За победу

над Германией в великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За победу над Японией».

Заметив, что я задержала взгляд на последней медали, Геннадий Иванович пояснил: в период войны с Японией в 1945 году они были на Дальнем Востоке и постоянно выезжали в воинские части, где давали шефские представления.

...Я продолжаю рассматривать фотографии, программки, афиши, читаю рецензии и обращаю внимание на то, что рядом с именами Дуровых, Бим-Бом, Виталия Лазаренко очень часто стоит фамилия Орландо. Сусанна Натальевна улыбается и говорит:

— Да, мы гордимся, что наши имена стояли рядом с именами таких корифеев манежа. О себе же лично можем сказать, что мы — рядовые советского цирка.

Рядовые советского цирка — это звучит гордо. На протяжении полувека Сусанна Феррони и Иван Курзямов самоотверженно служили любимому искусству. А если вы сегодня придете в новый Московский цирк, то в том, как будут проходить его представления, как последовательно и динамично один номер сменяет другой, немалая заслуга Геннадия Ивановича Курзямова.

Свою артистическую деятельность он оставил в 1962 году и с той поры осуществляет обязанности инспектора манежа.

Каждое цирковое представление — это комплекс усилий многих людей. Набор номеров — еще далеко не цирковое представление. В функции режиссера-инспектора манежа входит и составление программы, и подвеска аппаратуры, и ее установка, и инструктаж артистов по технике безопасности, и контроль за обучением униформистов, и сохранность реквизита, и еще множество обязанностей, включая и участие в клоунских репризах. Инспектор манежа несет абсолютную ответственность за все представление в целом. Случиться может всякое: может внезапно заболеть артист, может сломаться реквизит, но ничто нс должно сбить темп представления, понизить его, если можно так выразиться, жизнерадостный тонус. Инспектор манежа должен быть всегда начеку. Собранность, умение мгновенно оценить обстановку, переставить номера, заменить одного артиста другим — вот те необходимые качества, которыми в полной мере обладает Г. Курзямов.

Представления советского цирка во Франции, ГДР, Бельгии, Японии и других странах проходили с триумфом, и благодарности в адрес инспектора манежа Геннадия Курзямова от Министерства культуры СССР свидетельствуют о том, что немалая доля и его труда вложена в этот успех.

Каждое утро Геннадий Иванович спешит в цирк к началу репетиций. Сам он уже, конечно, но тренируется на арене, но внимательно следит за работой других артистов — это тоже входит в обязанности инспектора манежа. Вместе с отцом выходит из дома и отправляется на репетицию юная Сусанна Курзямова. Правда, пока еще она идет не в цирк, а в цирковое училище, куда в этом году будет поступать и ее младший брат Владимир. Никто пока не знает, как сложится их творческая судьба, но мне думается, что, так же как отец, деды и прадеды, они — шестое поколение династии Феррони — всю свою жизнь посвятят арене.

ЛИДИЯ БОРОДИНА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100