Рязанский цирк - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Рязанский цирк

Рязанский циркНа берегах неспешной Оки раскинула свои жилые кварталы и промышленные предприятия древняя Рязань. На юру, над одним из затонов реки, стоит белокаменный Кремль — сокровищница русской средневековой архитектуры. Кремль с городом связывает несколько дорог.

Одна из них, извилистая, бегущая среди насыпных холмов древнего укрепления, выводит к стеклянному барабану с пологой крышей — Рязанскому цирку. Близость его к памятникам истории и культуры города (а отнюдь не к рынкам, как во многих местах) обусловливается многими факторами, среди которых главный — по крайней мере так хотелось бы думать — любовь рязанцев к истинно народному, искрометному искусству.

Сегодня мне хочется рассказать о Рязанском цирке как одном из зрелищных учреждений, проследить пути, которые привели этот цирк к успеху.

Творчество и план. Их взаимосвязь очевидна: при подборе классных исполнителей аншлаг обеспечен. Но как сделать, чтобы каждая программа цирка, состоящая из средних, а порой и просто слабых номеров (где набрать на все площадки суперномера?), давала полные сборы? Да еще когда рядом, в четырех часах езды, Москва с ее двумя стационарными, а летом — передвижными цирками. Здесь есть над чем поломать голову. И ломали... многие директора. До тех пор, пока в Рязанский цирк не пришел Михаил Михайлович Марусалов. За годы его руководства цирк вышел в передовые, что было отмечено на последнем совещании директоров цирков. План, до этого с треском проваливаемый под унылый звон соседней колокольни, стал выполняться и даже перевыполняться. Звон колоколов заглушали победные фанфары. Но им предшествовала кропотливая работа...

Рязань — город небольшой, да и жителей в нем, а следовательно и зрителей, немного. Старая администрация с этим мирилась, Марусалов не стал. Он сделал первый шаг — заключил договор с местным турбюро. Потянулись к цирку из областных сел автобусы с колхозниками, как говорят в отчетах, к взаимному удовлетворению обеих сторон.

Затем в городе на самых людных местах открылось несколько дополнительных касс (теперь их пять, одна — двухсменная). Для этих же целей приспособили цирковой автомобиль.

На всех крупных предприятиях появились общественные распространители, финансово заинтересованные в сбыте большего числа билетов. Рабочие покупали билеты в цирк не отходя, в буквальном смысле слова, от своих станков. Все три ручейка слились в мощный поток — зал цирка теперь редко пустовал. Однако достигнутое нужно было закрепить. На помощь привлекли средства массовой информации: радио и печать. Ежеутренне жители Рязани получали солидную «порцию» сведений о идущей в их цирке программе. В «Рязанской неделе» и областной «Приокской правде» появились аннотационные и критические статьи о предстоящих и текущих представлениях. Директор отыскал дорогу и в районные газеты, которые стали рассказывать местным читателям о культурной жизни областного центра.

Цирк теперь редко пустовал, и предубеждение артистов к этой площадке — мол, город «тяжелый» — стало исчезать. А тут еще дирекция путем немалых усилий выхлопотала под гостиницу ближайший многоквартирный дом со всеми удобствами. Известно, как артисты цирка, проводящие жизнь «на колесах», тянутся к домашнему, пусть даже временному уюту. Это также легло на чашу весов. Когда организационные и бытовые неурядицы сошли на нет, артисты уже не отбивались всеми правдами и неправдами от города на Оке.

Теперь рязанские зрители, привыкшие видеть лишь так называемые, средние номера, смогли познакомиться с творчеством таких известных мастеров манежа, как И. Кио и А. Корнилов, В. Тихонов, В. Запашный и многих других. Возросшее качество номеров увеличило в свою очередь поток зрителей. Плодотворная работа, проделанная за последние шесть лет, вернула Рязанскому цирку престиж, сделала его одним из самых посещаемых центров культуры города.

Возможно, кому-то пример рязанцев не покажется столь уж впечатляющим, но факт остается фактом — цирк из отстающих вышел в передовые и, будем надеяться, навсегда.

В прошлом году Михаила Михайловича Марусалова не стало. Ушел из жизни талантливый организатор, большой знаток дела, которому он служил, человек, давший Рязанскому цирку вторую жизнь.

...Недавно я побывал в Рязани и, конечно же, первым делом отправился в цирк. От оживленной городской магистрали к нему вела широкая аллея с фонтанами и обширными цветочными клумбами. Фасад здания украшала яркая реклама, рассказывающая об артистах программы.

Несмотря на будний день и неурочное время, у цирка было многолюдно. Оказалось, что сейчас должна состояться творческая встреча артистов разных жанров с учащимися школ города и викторина «Знаете ли вы цирк?». Мне запомнился один вопрос викторины: на манеж вывели оседланную лошадь и попросили назвать все детали ее сбруи. Лобастый мальчишка с неукротимым хохолком проявил свою эрудицию, за что получил красочный буклет и билет на вечернее представление. Популярность викторины в городе очень велика. Прибавьте сюда еще праздничные кавалькады, встречи на полевых станах с тружениками села, шефские концерты — и вы поймете, какое значение в Рязани уделяют наглядной пропаганде цирка.

В перерыве, перед вечерним представлением Виталий Десенович Цой, который руководит сейчас Рязанским цирком, знакомил меня со своим хозяйством. Мы бродили по цирку, уходя за кулисы и вновь возвращаясь в светлое, украшенное плакатами и цветами (подарком горожан) фойе. У афиши мы остановились, и разговор пошел о программе. Выявилось, что Цой неукоснительно следует правилу, заведенному еще Марусаловым: выяснять состав труппы за пятнадцать-двадцать дней до начала гастролей. За это время печатаются программки, проводится комплекс рекламных мероприятий, решаются организационные вопросы, связанные с размещением артистов, их животных, реквизита. Словом, цирк заблаговременно готов к встрече новой программы. Широко оповещены о ней и зрители.

Цой говорит, что у него в коллективе немало хороших помощников. Он называет секретаря партийной организации Юрия Григорьевича Жукова, балетмейстера-постановщика Лидию Яковлевну Марусалову. Они, как и многие другие, относятся к делу заинтересованно. Коллектив стационара направляет свои усилия на улучшение всей хозяйственной деятельности. Скажем, из сотрудников цирка созданы две бригады, которые ремонтируют помещение, оборудование, а значит не требуется привлекать специалистов со стороны, нести лишние расходы. Постоянно экономятся материалы, электричество. Установлены аппараты для рационального использования горячей воды в отопительной системе и т. п. Но главная забота, чтобы для каждого жителя Рязани или гостя города посещение цирка было праздником.

Зрителя в Рязанском цирке любят и уважают. Билетеры к нему внимательны. Всегда можно приобрести программку представления (так бы везде!), довольно часто — красочные буклеты о мастерах советского циркового искусства. В фойе открыта постоянно обновляющаяся фотовыставка — ретроспективный показ программ Рязанского цирка. На втором этаже фойе выставлены картины художников-любителей. Звучит приятная музыка. Все настраивает на встречу с прекрасным. От пронзительных, пугающих звонков цирк отказался. Теперь каждые тридцать, пятнадцать и пять минут до начала представления звучат позывные рязанского радио, и знакомый голос диктора сообщает, сколько времени осталось до начала. Суеты и суматохи после этого нововведения значительно поубавилось, да и хождение по залу во время парада-пролога прекратилось.

...А потом началось представление. На манеж вышли акробаты и дрессировщики, джигиты и жонглеры, гимнасты и клоуны. Все завершил большой иллюзионный аттракцион. Ровный состав, крепкие номера, прекрасное оформление — вот что можно вкратце сказать об этой программе.

После представления, дожидаясь артистов, я вышел подышать свежим воздухом. Надо мною сверкали и переливались огненные буквы световой рекламы, мигали разноцветные огоньки, опоясывающие купол. Из дверей выходили зрители — довольные, оживленные. И я подумал, что они еще не раз придут сюда, чтобы вновь стать свидетелями праздника, который им дарит светлое, яркое искусство!

АЛЕКСАНДР ДРИГО

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования