Рыцарь цирка. В. Сергунин
Юрий Арсеньевич Дмитриев были останется той уникальной фигурой в отечественной истории цирка, которая объединяла в себе многочисленные знания, бесценный жизненный опыт и талант исследователя и интерпретатора.
По крупицам Ю. Дмитриев изучал, обрабатывали систематизировал эти знания, преумножали неустанно их популяризировал, Он был, особого рода, ходячей энциклопедией знаний o старом, новом и новейшем отечественном и мировом цирке...
Вставал рано.
По меркам артистов цирка, так даже очень — в шесть утра. Энергичная часовая прогулка, служившая ему чем-то вроде утренней гимнастики.
В семь — он садился за письменный стол. Писал очередную статью, доклад, очерк, книгу...
В девять — завтракал.
Затем — короткая «передышка» за пишущей машинкой: — отзыв, письмо, отчет, предисловие...
В десять — библиотека, институт, архив...
Работа, работа, работа... Досуга у него, кажется, вовсе не было.
Примерно так, насколько я мог наблюдать, складывался обычный рабочий день заведующего Сектором театра ВНИИ искусствознания, профессора, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств России Юрия Арсеньевича Дмитриева.
Все мы, российские артисты, на протяжении многих десятилетий называли Юрия Арсеньевича Дмитриева не иначе как «наш профессор». Почему так?
Очень просто: он был лично знаком и, больше того, дружил СО многими артистами отечественного цирка старшего Поколения.
Юрий Арсеньевич очень часто и без малейшего высокомерия и формальных церемоний заглядывал за кулисы, разговаривал с артистами, выспрашивало тех или иных деталях и особенностях творчества артистов. мысленно переношусь на 25 лет назад. Я думаю, то была закономерная и счастливая случайность, что моя жизнь в цирке началась под знаком именно его, Юрия Арсеньевича Дмитриева, благословения.
Мы, молодые выпускники ГУЦЭИ, собранные в программе «Беспокойные сердца», только-только начинали свой артистический путь, гастролируя по Сибири, когда в этот край вечнозеленых помидоров, чудесным образом приехал он – наш профессор.
«Сам Дмитриев, – говорилось за кулисами, – авторитетнейший и квалифицированнейший историк и критик цирка будет смотреть программу».
И, конечно, было волнение, и на предельном кураже промчалось представление. А потом состоялась встреча на манеже, и мы услышали яркий и профессиональный, c конкретными замечаниями, разбор программы. A еще испытали мы доброжелательное расположение к нам маститого цирковеда и довольно обнадеживающее и вместе c тем абсолютно фантастическое напутствие: до скорой встречи на манеже московского цирка!
Московский цирк в те годы являлся пределом честолюбивых мечтаний всякого уважающего себя профессионала. Но Дмитриев не был бы самим собой, если бы не оказался и на этот раз прав. «Благословение» Дмитриева оказалось пророческим! Меньше чем через год «Беспокойные сердца» работали на самом престижном манеже страны –московском.
История цирка круто замешана на романтике, она вся соткана из романтических легенд и пронизана мифами, один другого фантастичней. Наверное, искусство фанатов и феноменов, каким оно мне представляется, и не могло сложиться иначе. Фокус, однако, в другом. Феномен Дмитриева! Вот –фокус, вот уж действительно – аттракцион!
Во многом благодаря Юрию Арсеньевичу Дмитриеву, его феноменальной личности, современный отечественный цирк освободился (или это новая легенда?) от комплекса эстетической неполноценности.
Амплитуда научных интересов Дмитриева поражала размахом и разнообразием: первые шаги театра на Руси, история русского и советского театра, текущая театральная и цирковая
критика, проблемы искусства оперетты, театрального образования и еще многое другое. Когда он все это успевал?
Возможно, отчасти, дело в «корнях и почве», которые y него были, как говорится, дай Бог каждому!
В молодые годы ему довелось слушать лекции М.В. Алпатова, А.Я. Гвоздева, С.Ц. Радцига, сотрудничать с А.К. Дживелеговым, П.A. Марковым, E.M. Кузнецовым, Б.B. Алперсом, С.С. Игнатовым, дружить с Г.Н. Бояджиевым, С.С. Даниловым, учиться вместе с Г.И. Гояном, Ю,С. Калашниковым, B.H. Прокофьевым, Б.H. Ростоцким, Б.H. Асеевым, По книгам этих ученых артисты учились и учатся. Ю.А. Дмитриев по праву разделял c ними победные фанфары и тяготы первопроходцев — тяготы идущих впереди, тех, кто прокладывал пути к новым знаниям. Он долгие годы оставался в этом строю — деятельный, бодрый, энергичный, уверенно ступающий походкой восторженно влюбленного и noтомy не стареющего человека.
B юношеском порыве он признался цирку в любви. делом признался! Ибо умное, компетентное и доброжелательное слово — то же дело. И как показала прожитая им жизнь — дело важнейшее.
C молодых лет все, кто посвятил жизнь цирку и эстраде, изучают написанные Дмитриевым книги: «Русский цирк», «Советский цирк», «Искусство цирка», «Советский цирк сегодня», «Цирк в России», «Искусство советской эстрады», «Эстрада и цирк глазами влюблённого», «Цирк в России. От истоков до 2000 года» и многие другие.
C первых же шагов артиста на эстраду и в манеж Дмитриев становился его наставником и Учителем. да, Учителем!
Вовсе не обязательно с понятием Учитель ассоциировать класс или студенческую аудиторию. Хотя и сугубо преподавательской деятельности им было отдано немало сил, знаний, лет.
Хочу выделить другую, не менее важную сторону его учительского призвания — учить собой, своим собственным примером.
У Дмитриева учились и учатся! Было чему!
Он подавал нам блестящий пример своей общей культурой, интеллигентностью, потрясающей широтой эрудиции, невероятной работоспособностью, упорством, скромностью в отношениях c окружающими и требовательностью к себе и своей работе.
Он учил всем укладом своей жизни, своей уникальной личностью. K нему обращались как к одному из самых квалифицированных экспертов по цирку и эстраде. Приходили показать и обсудить новый сценарий, поделиться свежей идеей, поспорить и выслушать совет, найти поддержку или напротив, поспорить, выяснить причину неудачи или обрадовать достижением.
B нем не было нисколько высокомерия или чванства. Он не декларировали Не афишировал свою искреннюю заинтересованность и помощь.
Просто помогал. Не мог по-другому!
Изо дня в день, из года в год кропотливо и неустанно поддерживал и пестовал любое проявление мало-мальски талантливого, индивидуального, неординарного.
Занимая достаточно высокое положение в науке, ему удавалось избегать высокомерного менторства, оставаясь тактичным, мягкими деликатным человеком.
Цирку как, впрочем, и эстраде и театру, невероятно повезло c профессором Дмитриевым. Он трудился вместе со всеми и для каждого в отдельности. Он был настоящим рыцарем цирка, наш уважаемый профессор!
B его книгах не встретишь сухого академизма и наукообразной зауми. Фундаментальные исследования Ю,А.Дмитриева o цирке отличает помимо прочего, скрупулезное воссоздание факта, осмысленного в историческом контексте. Привлекая к работе обширный свод документов, он стремился к максимально возможной объективности и аргументированности изложения. Стиль его работ – доступен и информативен. Но без упрощенности. Ход его рассуждений логичен и прочно обоснован.
Вместе c тем его книги занимательны и просты. Загадка такой «простоты», как мне кажется, в том, что Дмитриев‑исследователь c самого начала счастливо нашел верный тон или, как говорят писатели, «дописался до себя». Это когда удается освободиться от гнета авторитетов, подражательности, избытка эрудиции, прямых и косвенных научных и литературных влияний. Дмитриев простои легко маневрировал в «информационных завалах» и c блеском выходил из них победителем.
Такая «простота», понятное дело, давалась упорным, каждодневным трудом. Разумеется, при наличии такой «безделицы» как талант. A талантов в Дмитриеве были – несметные залежи!
B научной и журналистской среде не раз подчеркивалась его особая щепетильность в обращении c фактическим материалом. Строгость и педантичность, в лучшем значении этик понятии. В этом проявлялась его сущность. И я бы добавил, не боясь пафоса, его профессиональная честь!
Добросовестность – еще один урок, преподанный нашим профессором всем нам, остающимся после Дмитриева.
В своих лучших статьях, творческих портретах, рецензиях и очеркахДмитриев-критик был далек от благодушия.
Его многочисленные газетные и журнальные публикации-конкретны, содержательны и, что особенно важно, полемичны. Он стремился взбудоражить мысль иных из своих оппонентов, стимулируя тем самым совместные поиски истины, настраивая на практические улучшения в решении проблем в теории и практике искусства манежа и сцены.
Дмитриев оставался всегда открытым, готовым к дискуссии, не признавая благодушия и успокоенности.
Почему я особое внимание уделяю деятельности Дмитриева-критика?
Да потому, что одна из коренных особенностей циркового искусства, как и любого исполнительского, состоит как раз в том, что для будущих поколений артистов, цирковедов и поклонников само искусство цирка способно сохраниться в значительной мере именно благодаря печатным критическим материалам,
Другим чрезвычайно важным в этом смысле источником являются воспоминания, мемуары и свидетельства самих мастеров манежа и их современников.
Сегодня стало чем-то привычным расширять наши знания об истории цирка, читая книги прославленных советских артистов Б.A. Эдера, Д.C. Альперова, Н.С. Радунского, Ф.C. Конева, M.H. Румянцева, З.Б. Кох, B.И. Филатова, и других, обращаться к серии «Мастера советского цирка» и другим печатным изданиям о цирке.
Мы радуемся этому, пусть не слишком полноводному ручейку цирковой литературы, забывая, что так было не всегда. Потому что понадобилась особая, можно сказать, Дмитриевская энергия и организаторский талант, чтобы в свое время «пробить» и обеспечить при издательстве «Искусство» работу специализированного отдела по цирку и эстраде. B перечисленных выше изданиях Дмитриев выступал либо как соавтор, рецензент, редактор, либо как автор комментариев, вступительных статей, послесловий.
Как y всякого талантливого ученого и незаурядного человека не все, наверное, y Дмитриева в жизни и работе складывалось по восходящей. Говорили, что у него были недостатки, случались ошибки.
Не считаю себя вправе судить об этом. Думаю, тем не менее, что это абсолютно нормально! Только бездарности лишены всех недостатков и пороков и не имеют завистников, недоброжелателей, врагов.
C Дмитриевым можно не соглашаться, спорить, опровергать. Но нельзя не признать того очевидного и несомненного факта, что именно его усилиями шаг за шагом формировалась отечественная цирковедческая школа - школа профессора Дмитриева!
B этой школе успешно работали и работают кандидаты искусствоведения E.M. Зискинд, H.M. Румянцева, B.H. Сергунин, А.З. Житницкий, доктора искусствоведческих наук C.M. Макаров, M.И. Немчинский.
При всех индивидуальных особенностях, это представители все-таки одной научной веры, одной, что называется, творческой крови. C могучим авторитетом и несомненным лидером - Юрием Арсеньевичем Дмитриевым.
Лидер - не должность, не звание. Беззаветное, поистине рыцарское служение цирку, возложили на нашего дорогого профессора эту почетную миссию, очевидно, главную в его жизни.
Много раз я бывал у него дома, на даче в Валентиновке. Перед встречей, учитывая занятость Юрия Арсеньевича, заранее приходилось созваниваться.
Если это был вечер, домашние обычно отвечали: ушел в цирк, на концерт, он в театре, в командировке. Когда он успевал отдыхать?
B особенности, когда множество раз убеждался, что утром, ровно в шесть, он был готов к новым походам, боям и свершениям. Видимо, y рыцарей так принято. Настоящих!
B последние годы своей долгой плодотворной жизни, Юрий Арсеньевич был серьезно болен, но ни на минуту не прекращал работать.
Таким мне запомнился Юрий Арсеньевич Дмитриев - выдающийся ученый, удивительный человек, несгибаемый боец и романтический рыцарь, искренне и до самозабвения влюбленный в поэзию и волшебство циркового искусства.
Из книги Театр. Цирк. Эстрада. К 100-летию Ю.А. Дмитриева
оставить комментарий