С прыжком интереснее
Это было на концерте в Серпухове. После моего выступления конферансье объявил велофигуристов Васильевых.
Я знал, что они сегодня исполнят новый трюк. В автобусе они показали мне фото рабочего момента этого трюка. На плечах у сидящего на велосипеде Володи стоит его партнер Глеб, а на плечах у Глеба — вытянувшись в струнку, Лида.
— А в чем же трюк? — спросил я.
Посмотрев на меня так, как смотрят на человека, в умственных способностях которого сомневаются, Володя сказал: «Велосипед, между прочим, едет...» Итак, это было на концерте в Серпухове. Велосипед с Володей делал второй круг. Вот на плечи Володи вспрыгнул Глеб, затем на задней подножке машины оказалась Лида, которая вмиг, как по лестнице, взобралась на плечи Глеба. Велосипед стал набирать скорость. Зал замер. И тут Лида задела головой верхнюю падугу. От неожиданности она качнулась, и Глеб и Лида, теряя равновесие, стали медленно валиться назад. Я видела напряженные руки и спину Володи, который, почувствовал, что Глеб стоит неуверенно; видела невероятные усилия воли и мускулов трех людей. И вот эта воля победила — они стали выпрямляться, вот они уже почти совсем выпрямились. Но, выпрямившись, они на повороте не смогли удержаться в нужном положении и теперь стали падать вперед и — что самое страшное — из круга движения...
Тот, кто ездит на велосипеде, знает, что основной принцип баланса на нем — в какую сторону падаешь, в ту и нужно поворачивать руль. Володе повернуть руль было некуда, так как теперь наклон был туда, где зияла глубокая оркестровая яма. Глеб и Лида неумолимо падали в оркестр. Это значит увечье. Может быть, даже смерть. Надо было предотвратить падение, надо было сделать так, чтобы они упали не в яму, а на сцену. Дальше произошло следующее.
Володя, скомандовав «ап», оттолкнулся от велосипеда и ласточкой прыгнул в оркестровую яму, а его партнеры очутились на краю сцены, у самой рампы. Промедли Володя одну секунду, и было бы поздно, но он успел! Зал ревел от восторга. Глеб и Лида, привычно улыбаясь публике, искали глазами Володю, а тот, очутившись в оркестре, быстро пробежал под сценой и через секунду был уже на эстраде, держа за руки своих спасенных партнеров.
Крики «бис» и бурная реакция зрителей заставила Васильевых повторить трюк. Но на сей раз, разумеется, уже без прыжка в оркестр... Все это случилось в течение максимум полутора-двух минут, и далеко не все актеры, стоявшие за кулисами, поняли, что произошло. Те, кто поняли, думали о том, какое это большое счастье, что сейчас около Дома культуры не стоит «скорая помощь» и что профессия велофигуристов чем-то схожа с профессией минеров...
А наша певица, которая смотрела второе отделение концерта из зрительного зала, усаживаясь в автобус, восторженно говорила: «Замечательные сегодня были номера! Только я не понимаю, почему велофигуристы на бис не сделали прыжок в оркестр? С прыжком интереснее!» Володя посмотрел на певицу так, как он уже однажды смотрел на меня, и сказал, улыбнувшись: «Я никогда не хотел бы повторять этот трюк». И на минутку в автобусе стало тихо. Наверное, каждый из артистов пожелал Васильевым того же.
Елизавета Ауэрбах
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1965 г.
оставить комментарий