В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

С верой в будущее

Анна Редель и Михаил Хрусталев — звезды первой величины — долго сверкали на небосклоне нашей эстрады. Мы помним пленительную гармонию их виртуозных танцев, в которых, естественно, сливались грациозность и сила, движение и музыка, пластика и ритм.

Испанский танец. Исполнители Р. ГАТИНА и М. НЕГРУ Акробатический вальс исполняют Ю. РОМАНЕНКО и А. ГАЙДАРОВ А. РЕДЕЛЬ и М. ХРУСТАЛЕВ

Испанский танец. Исполнители Р. ГАТИНА и М. НЕГРУ
Акробатический вальс исполняют Ю. РОМАНЕНКО и А. ГАЙДАРОВ
А. РЕДЕЛЬ и М. ХРУСТАЛЕВ


Силой таланта и мастерства они превращали свои лучшие танцевальные номера в хореографические жемчужины, напоми­нающие то поэму, то новеллу, то лириче­скую песнь... И вот все оборвалось. Оборвалось осенью 1958 года, совсем неожиданно. Заполненный до отказа Театр эстрады, как всегда, горячо приветствовал люби­мых танцоров. Провожаемый аплоди­сментами, Михаил Хрусталев уносил со сцены свою партнершу, застывшую в ве­ликолепной скульптурной позе... За ку­лисами ему стало плохо, он упал. Затем долгая болезнь и приговор врачей, нав­сегда отлучивший его от сцены.

Что же дальше? Этот мучительный вопрос неотвратимо встал перед артиста­ми. Позади тридцать лет жизни на сцене, тысячи концертов, площадки чуть ли не всех городов Советского Союза, залы Тегерана и Белграда, Вены и Бухареста. Они щедро дарили свое искусство зрите­лям не только в годы мира, но и в воен­ное время — их видели фронтовики вы­ступающими в лесу на замаскированном аэродроме, в селении, только что отбитом у врага, в полевом госпитале. За три де­сятилетия они создали сто тридцать танцевальных номеров, в каждый из кото­рых вложен большой труд, частица сердца. Как же жить без любимого дела, которое с самых юных лет составляло смысл их существования?

Да, с самых юных. У Анны Аркадьев­ны хранится фотография, подаренная ей Станиславским. «Мне было четырнад­цать лет, — рассказывает она, — но я уже выступала на профессиональной сцене. После одного из балетных спектаклей ко мне за сцену пришел Константин Сергее­вич, расцеловал меня, а назавтра при­слал вот этот снимок». На фотографии Станиславский написал: «Милой Анне Редель» и ниже: «Работайте и верьте в будущее. II.XI. 1922 г.» Всю жизнь она и ее бессменный парт­нер работали и верили в будущее. Поражает не только обилие их работ, но и многообразие поисков, богатство жанро­вой палитры. Они показали себя масте­рами танцев классических и народных, характерных, эксцентрических, спортив­ных, сатирических. Это они были созда­телями нового типа эстрадного танца, со­четающего классику с «элегантной акро­батикой».

— Уйдя со сцены, — говорит Михаил Михайлович, — мы поняли, что не можем жить без искусства, не имеем права похоронить то, что дал нам большой и радостный труд, и мы с Анной Аркадьев­ной нашли себя на новой — педагогиче­ской стезе...

Новая стезя... Вот на сцене в стре­мительном вихревом танце появляются Рая Гатина и Миша Негру. Зрители впервые видят юную пару. Вдохновенно исполняют они танец молдавских цыган, пленяя искрометностью, темпераментом, динамичностью, легкостью и отточенно­стью движений. Сколько молодого задора в этом бурном танце! И вместе с зрителями за каждым дви­жением юной пары из-за кулис следят взволнованно и требовательно Анна Ре­дель и Михаил Хрусталев. Словно сегод­ня экзамен не только для Миши и Раи, но и для их наставников, которые пода­рили эстраде этих талантливых танцо­ров.

Мишу Негру — электромонтера с ки­шиневской фабрики Редель и Хрусталев приметили на Всесоюзном смотре кол­лективов художественной самодеятельности. Приметили, несмотря на то, что танцевал он в группе своих земляков и роль ему в этих плясках отводилась вто­ростепенная. Только очень зоркий взгляд мог заметить искорку таланта в юноше, угадать в нем темпераментного танцора. Заметили, взяли адрес. Стали искать ему партнершу. А это непросто: настоящий хореографический дуэт — не арифмети­ческая сумма, а творческий союз двух художников, способных слитно жить на сцене. Прошло много времени, прежде чем Редель и Хрусталез увидели шест­надцатилетнюю Раю Гатину — изящ­ную, черноокую, полную огня, влюблен­ную в танцы. Она! — решили наставники. Стали вызывать Мишу из Кишинева, но, как потом выяснилось, на фабрике не желали лишаться опытного монтера и скрывали от него столичные телеграммы. Однако Редель и Хрусталев были на­стойчивы, и Миша Негру приехал в Мо­скву.

Но тут только начались главные труд­ности. Увидев друг друга, Мита и Рая наотрез отказались танцевать в паре. Миша уверял Хрусталева. а Рая доказывала Анне Редель, что они не могут со­ставить дуэт. «Неужели интуиция нас обманывает? — думали педагоги. — Ведь в творческом облике Миши и Раи столько общего». Редель и Хрусталев не отступали. Не жалея сил и труда, со свойственным им педагогическим тактом и теплом работа­ли они с учениками. Результат превзо­шел все ожидания — первые же высту­пления молодой пары принесли им боль­шой успех. Это заставило работать еще настойчивее. Теперь молодые артисты не мыслят своей жизни в искусстве друг без друга...

За шесть лет работы во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искус­ства Анна Аркадьевна и Михаил Михай­лович испытали немало радостного вол­нения, воспитали целую плеяду одарен­ных танцоров — вспомним хотя бы ан­самбль танцоров «Дружба», братьев Валерия и Геннадия Сазоновых, успешно выступающих ныне в Московском театре оперетты, трио Катаниченко, принятых в ансамбль Эдди Рознера.

Надо побывать на уроках Анны Ар­кадьевны и Михаила Михайловича, что­бы понять, сколько труда, души вклады­вают они в своих питомцев. Говорят, что трудно, невозможно пересказать музыку. Это следует отнести и к педагогическому таланту. Как ноты в мелодии, перепле­таются здесь задушевная беседа, терпе­ливое внушение, впечатляющий пример, живой показ. Настоящий педагог и на­ставник не просто учит — он передает, «внушает» ученикам собственный твор­ческий почерк, открывает перед ними тайны сценического опыта, обогащает не только их мастерство, но и духовный мир. Достаточно, скажем, увидеть на сце­не выпускников нынешнего года Галину Феоктистову и Николая Музыку, испол­няющих хореографическую новеллу по мотивам «Мцыри», чтобы определить — это школа Редель и Хрусталева. Все ра­боты их учеников наглядно подтвержда­ют, что Редель и Хрусталев передают эстафету своего искусства в верные руки, что не угасают традиции их виртуозного мастерства.

Вот уже шесть лет Редель и Хруста­лев живут радостями и печалями своих питомцев. Успех первых концертов в Москве, удачное выступление в Швеции, Польше, Чехословакии, победы на эст­радных фестивалях — все это большие радости. И как собственное торжество от­мечали Редель и Хрусталев присвоение звания лауреатов всесоюзного конкурса артистов эстрады любимым ученикам Юлии Романенко и Альвиану Гайдарову — тому самому Альвиану, которого они нашли в самодеятельном коллективе завода «Серп и молот» и которому по­могли стать великолепным танцором.

«Чем больше я работаю, тем больше я живу», — говорил Бернард Шоу. И дей­ствительно, жизнь, заполненная люби­мым трудом, — неугасающая молодость. Анна Редель и Михаил Хрусталев нашли себя на новом поприще. Ныне во время эстрадных представлений они не на сцене, за кулисами. Но они остались ак­тивными деятелями искусства. Мы лишились радости видеть их хореогра­фические шедевры, но они нашли, выпе­стовали, вывели на эстраду новых талан­тливых артистов, которые радуют зри­телей своим мастерством.

«Работайте и верьте в будущее!» Бо­лее сорока пяти лет прошло с того дня, как рука К. С. Станиславского начертала эти слова. Анна Редель и Михаил Хру­сталев и сегодня работают — растят мо­лодые таланты. Они и сегодня полны ве­ры в будущее — будущее своих питом­цев.

МИХ. ЦУНЦ, АЛ. ТУРБАСОВА

Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100