С верой в будущее
Анна Редель и Михаил Хрусталев — звезды первой величины — долго сверкали на небосклоне нашей эстрады. Мы помним пленительную гармонию их виртуозных танцев, в которых, естественно, сливались грациозность и сила, движение и музыка, пластика и ритм.

Испанский танец. Исполнители Р. ГАТИНА и М. НЕГРУ
Акробатический вальс исполняют Ю. РОМАНЕНКО и А. ГАЙДАРОВ
А. РЕДЕЛЬ и М. ХРУСТАЛЕВ
Силой таланта и мастерства они превращали свои лучшие танцевальные номера в хореографические жемчужины, напоминающие то поэму, то новеллу, то лирическую песнь... И вот все оборвалось. Оборвалось осенью 1958 года, совсем неожиданно. Заполненный до отказа Театр эстрады, как всегда, горячо приветствовал любимых танцоров. Провожаемый аплодисментами, Михаил Хрусталев уносил со сцены свою партнершу, застывшую в великолепной скульптурной позе... За кулисами ему стало плохо, он упал. Затем долгая болезнь и приговор врачей, навсегда отлучивший его от сцены.
Что же дальше? Этот мучительный вопрос неотвратимо встал перед артистами. Позади тридцать лет жизни на сцене, тысячи концертов, площадки чуть ли не всех городов Советского Союза, залы Тегерана и Белграда, Вены и Бухареста. Они щедро дарили свое искусство зрителям не только в годы мира, но и в военное время — их видели фронтовики выступающими в лесу на замаскированном аэродроме, в селении, только что отбитом у врага, в полевом госпитале. За три десятилетия они создали сто тридцать танцевальных номеров, в каждый из которых вложен большой труд, частица сердца. Как же жить без любимого дела, которое с самых юных лет составляло смысл их существования?
Да, с самых юных. У Анны Аркадьевны хранится фотография, подаренная ей Станиславским. «Мне было четырнадцать лет, — рассказывает она, — но я уже выступала на профессиональной сцене. После одного из балетных спектаклей ко мне за сцену пришел Константин Сергеевич, расцеловал меня, а назавтра прислал вот этот снимок». На фотографии Станиславский написал: «Милой Анне Редель» и ниже: «Работайте и верьте в будущее. II.XI. 1922 г.» Всю жизнь она и ее бессменный партнер работали и верили в будущее. Поражает не только обилие их работ, но и многообразие поисков, богатство жанровой палитры. Они показали себя мастерами танцев классических и народных, характерных, эксцентрических, спортивных, сатирических. Это они были создателями нового типа эстрадного танца, сочетающего классику с «элегантной акробатикой».
— Уйдя со сцены, — говорит Михаил Михайлович, — мы поняли, что не можем жить без искусства, не имеем права похоронить то, что дал нам большой и радостный труд, и мы с Анной Аркадьевной нашли себя на новой — педагогической стезе...
Новая стезя... Вот на сцене в стремительном вихревом танце появляются Рая Гатина и Миша Негру. Зрители впервые видят юную пару. Вдохновенно исполняют они танец молдавских цыган, пленяя искрометностью, темпераментом, динамичностью, легкостью и отточенностью движений. Сколько молодого задора в этом бурном танце! И вместе с зрителями за каждым движением юной пары из-за кулис следят взволнованно и требовательно Анна Редель и Михаил Хрусталев. Словно сегодня экзамен не только для Миши и Раи, но и для их наставников, которые подарили эстраде этих талантливых танцоров.
Мишу Негру — электромонтера с кишиневской фабрики Редель и Хрусталев приметили на Всесоюзном смотре коллективов художественной самодеятельности. Приметили, несмотря на то, что танцевал он в группе своих земляков и роль ему в этих плясках отводилась второстепенная. Только очень зоркий взгляд мог заметить искорку таланта в юноше, угадать в нем темпераментного танцора. Заметили, взяли адрес. Стали искать ему партнершу. А это непросто: настоящий хореографический дуэт — не арифметическая сумма, а творческий союз двух художников, способных слитно жить на сцене. Прошло много времени, прежде чем Редель и Хрусталез увидели шестнадцатилетнюю Раю Гатину — изящную, черноокую, полную огня, влюбленную в танцы. Она! — решили наставники. Стали вызывать Мишу из Кишинева, но, как потом выяснилось, на фабрике не желали лишаться опытного монтера и скрывали от него столичные телеграммы. Однако Редель и Хрусталев были настойчивы, и Миша Негру приехал в Москву.
Но тут только начались главные трудности. Увидев друг друга, Мита и Рая наотрез отказались танцевать в паре. Миша уверял Хрусталева. а Рая доказывала Анне Редель, что они не могут составить дуэт. «Неужели интуиция нас обманывает? — думали педагоги. — Ведь в творческом облике Миши и Раи столько общего». Редель и Хрусталев не отступали. Не жалея сил и труда, со свойственным им педагогическим тактом и теплом работали они с учениками. Результат превзошел все ожидания — первые же выступления молодой пары принесли им большой успех. Это заставило работать еще настойчивее. Теперь молодые артисты не мыслят своей жизни в искусстве друг без друга...
За шесть лет работы во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства Анна Аркадьевна и Михаил Михайлович испытали немало радостного волнения, воспитали целую плеяду одаренных танцоров — вспомним хотя бы ансамбль танцоров «Дружба», братьев Валерия и Геннадия Сазоновых, успешно выступающих ныне в Московском театре оперетты, трио Катаниченко, принятых в ансамбль Эдди Рознера.
Надо побывать на уроках Анны Аркадьевны и Михаила Михайловича, чтобы понять, сколько труда, души вкладывают они в своих питомцев. Говорят, что трудно, невозможно пересказать музыку. Это следует отнести и к педагогическому таланту. Как ноты в мелодии, переплетаются здесь задушевная беседа, терпеливое внушение, впечатляющий пример, живой показ. Настоящий педагог и наставник не просто учит — он передает, «внушает» ученикам собственный творческий почерк, открывает перед ними тайны сценического опыта, обогащает не только их мастерство, но и духовный мир. Достаточно, скажем, увидеть на сцене выпускников нынешнего года Галину Феоктистову и Николая Музыку, исполняющих хореографическую новеллу по мотивам «Мцыри», чтобы определить — это школа Редель и Хрусталева. Все работы их учеников наглядно подтверждают, что Редель и Хрусталев передают эстафету своего искусства в верные руки, что не угасают традиции их виртуозного мастерства.
Вот уже шесть лет Редель и Хрусталев живут радостями и печалями своих питомцев. Успех первых концертов в Москве, удачное выступление в Швеции, Польше, Чехословакии, победы на эстрадных фестивалях — все это большие радости. И как собственное торжество отмечали Редель и Хрусталев присвоение звания лауреатов всесоюзного конкурса артистов эстрады любимым ученикам Юлии Романенко и Альвиану Гайдарову — тому самому Альвиану, которого они нашли в самодеятельном коллективе завода «Серп и молот» и которому помогли стать великолепным танцором.
«Чем больше я работаю, тем больше я живу», — говорил Бернард Шоу. И действительно, жизнь, заполненная любимым трудом, — неугасающая молодость. Анна Редель и Михаил Хрусталев нашли себя на новом поприще. Ныне во время эстрадных представлений они не на сцене, за кулисами. Но они остались активными деятелями искусства. Мы лишились радости видеть их хореографические шедевры, но они нашли, выпестовали, вывели на эстраду новых талантливых артистов, которые радуют зрителей своим мастерством.
«Работайте и верьте в будущее!» Более сорока пяти лет прошло с того дня, как рука К. С. Станиславского начертала эти слова. Анна Редель и Михаил Хрусталев и сегодня работают — растят молодые таланты. Они и сегодня полны веры в будущее — будущее своих питомцев.
МИХ. ЦУНЦ, АЛ. ТУРБАСОВА
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.
оставить комментарий