В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

С верой в чудо

За голубые мечты в детстве кое-кого драли за уши. По­тому что мечты эти редко уживались с родительскими убеждениями.  — Хочешь в цирк?! — возмущенно восклицали папы и мамы, чуть не падая в обморок.

Сложный трюк: «Сальто с ног в кресло на колонну из двух». Сложный трюк: «Сальто с ног в кресло на колонну из двух».

Владимиру Дмитриевичу Ушакову, прямо скажем, повез­ло. Его отец, знаменитый филолог — составитель толкового словаря русского языка и профессор Московского универси­тета Д. Н. Ушаков, считал, что в семье достаточно одного филолога. Все остальное решил случай. Ушаковы переехали на Арбат, и воспитателем будущего артиста цирка стал, как это ни странно, двор того дома, где он жил.

Это был один из самых, если можно так выразиться, спортивных дворов Москвы. Взрослые и дети играли здесь в волейбол, бегали, прыгали, крутились на перекладине, за­нимались акробатикой. Известный летчик С. Моисеев учил Володю ходить на руках и делать «мосты». Вскоре отец узнал, что его одиннадцатилетний сын зани­мается акробатикой на «Курсах искусства движения», где преподавал один из основоположников советской акробати­ки С. П. Сергеев.

— Это увлечение серьезно? — спросил отец Володю.
— Да. Хочу в цирк.

Отец удивился. Потом сказал:

— Главное — это верить в чудо. Если веришь — иди своим путем.

...С тех пор прошло сорок два года. Прошлой весной со­стоялась премьера номера акробатов Ушаковых «Икарии­ские игры». Я его увидел в Архангельске. Номер сразу при­влек внимание не только своей сложностью и своеобра­зием — было в нем еще нечто такое, что заставило задумать­ся о пути, которым шел артист, о его творческих принципах.

Путь к номеру был для Владимира Ушакова сложным и долгим. После окончания «Курсов искусства движения» он вошел в группу «50 счастливчиков» при Московском мюзик-холле. Затем попал в Мацист (мастера циркового искусства). Оттуда он вышел уже актером. Многие прочили юноше бле­стящее будущее. Но мало кто подозревал, что в нем пробуди­лось неуемное стремление к поиску. Правда, он и сам еще не осознавал, чего именно ищет. Чтобы понять это, нужен был опыт. Ушаков решил попробовать свои силы в разных жан­рах. Он был велофигуристом, выступал в различных акроба­тических номерах.

«Икарииские игры» давно привлекали его внимание. Уша­ков считал, что именно в этом жанре акробат может осо­бенно ярко проявить свое умение, изобретательность. Окончательный выбор был сделан тогда, когда он увидел в Орле выступление «икарийской пары» Лурих. Репетируя под ру­ководством опытного исполнителя, Ушаков понял, так ска­зать, физически ощутил не только богатые возможности «икарийских игр», но и сложности этого жанра. И он не спешил создавать свой номер, а стремился прежде всего приобрести необходимый творческий багаж.

Традиционная пирамидаТрадиционная пирамида

Вместе с другими артистами он подготовил немало инте­ресных номеров. Владимир Дмитриевич записывал свои наблюдения, разрабатывал методику овладения искусством «икарийских игр». А через некоторое время выступил в этом жанре на эстраде. Высшего физкультурного образования ему было мало, хотелось еще глубже знать возможности человеческого тела. Начал посещать занятия в медицинском институте:  днем — студент, вечером — артист.

После войны Владимир Дмитриевич перешел, так сказать, к решительному наступлению. Руководя тогда ансамблем ЦДСА, он одновременно занимается с участниками художе­ственной самодеятельности, выискивая среди них талантли­вых ребят. Можно сказать, что его сегодняшний номер в цирке начал складываться в московском клубе строителей. Именно туда пришли на занятия его будущие партнеры Саша Кузяков, Толя Букалов, Анвар Ситдиков, Станислав Морозов. Владимир Дмитриевич научил их любить цирк, заложил непоколебимую веру в силу искусства. Он никогда не «на­таскивал» ребят на трюк, а учил их прежде всего думать, творчески осмысливать каждый элемент трюка, этап за эта­пом. И это важное качество исполнителей сейчас очень мно­гое решает в номере.

После представления я пришел к Ушаковым в их гарде­робную. Навстречу мне поднялся худощавый, сильный чело­век с внимательными, пытливыми глазами. Он познакомил меня со всеми партнерами, в том числе с тринадцатилетним Сашей Васёнковым. Мы побеседовали, а потом он сказал, обращаясь к ребятам:

— Всем ужинать. И не забудьте послушать «Последние известия».

Поздним вечером мы шли с Владимиром Дмитриевичем по тихим ночным улицам города. Я расспрашивал своего попутчика о его жизни, о партнерах, о творческих замыслах.

Год назад Владимир Ушаков вернулся на манеж. Восемь месяцев напряженнейших репетиций с учениками. И как бурный финиш, результат многолетних исканий — премьера нового номера. Можно смело утверждать, что в истории цирка почти не бывало случая, чтобы после долгого переры­ва заявку на сложнейший номер аттракционного плана сделал человек, которому за пятьдесят. Однако это так — Вла­димиру Дмитриевичу сейчас 54 года. Притом Ушаков вовсе не собирается останавливаться на том, что уже сделано. Под­готовленный номер он считает только началом своей работы на манеже.

— Мы мечтаем об «икарийских играх» на лошадях, — говорит Владимир Дмитриевич и лукаво улыбается.

Мы... Он всегда говорит «мы». И, быть может, в этом один из «секретов» успеха всей группы, ее особенно привлека­тельная черта — дух товарищества, совместных творческих исканий. Я вспоминаю одну из репетиций артистов. Анвар Ситдиков, отрабатывает «сальто-пируэты», «бросающий» Саша Кузяков с Ириной Щукиной осваивают «вертушку». Толя Букалов пробует исполнить двойное сальто. Ему помо­гает Виктор Кузнецов. Вот они стоят рядом, Виктор долго и терпеливо объясняет Толе, в чем причина его неудачи. В это время разгорается спор между Сашей и Ириной. А что делает Ушаков? Внимательно слушает. Улыбается. Потом вдруг останавливает спорщиков и объясняет, кто прав. Вла­димир Дмитриевич знает, что такой метод работы воспиты­вает у каждого участника номера умение самостоятельно мыслить, критически оценивать и свою работу и работу товарищей.

Трое на антиподных подушках, трое в воздухеТрое на антиподных подушках, трое в воздухе

Что скрывать — есть еще в цирке номера, где все и вся подчинены единолично руководителю. Такой руководитель номера стремится, чтобы все «работали только на него», чтобы он один постоянно был в центре внимания. Каждый из его партнеров выполняет лишь определенную функцию. Минуют годы, а к партнерам такого руководителя так и не приходит самостоятельность. Ушаков иначе относится к сво­им младшим товарищам. Зрители, конечно, видят руководи­теля номера, отдают ему должное, но они видят также, с ка­ким уважением и любовью относится глава этой артистической семьи к своим партнерам. Это педагогический такт Ушакова. И это не может не вызвать ответного уважитель­ного чувства...

Дороги, бесконечные дороги, вечный перестук колес, по­рой нечеловеческая усталость, скрытая улыбкой на манеже. Сегодня холод, завтра — жара. Сегодня Архангельск, завт­ра — Алма-Ата. Репетиции, выступления, снова репетиции... Но Ушаков еще и наставник, ответственный за судьбу моло­дых артистов. Вот к. нему подходит Саша Васенков.

— Владимир Дмитриевич, эту книжку прочел. Что дальше посоветуете?

Анвар Ситдиков после зарплаты спрашивает:

— Владимир Дмитриевич, что бы мне теперь купить?

Знают ребята, что на все свои вопросы получат дельные продуманные ответы. Уже в восемь утра Ушаков на ногах.

— Анвар, Саша, Олег, Толя... В школу, быстро!

В номере Ушакова учатся почти все. Пятеро — в школе, а Виктор Кузнецов — на третьем курсе института физической культуры. Ирина Щукина получила высшее музыкальное образование. Большинство партнеров Ушакова не кончали циркового училища, но, по оценке специалистов, получили хорошую подготовку. В этом заслуга Владимира Дмит­риевича. В номере Ушаковых более двадцати трюков. Акробаты выступают на разновысотных пьедесталах с вращающимися антиподными подушками (художник-конструктор А. Цемель). Такого реквизита в подобных номерах не было ни у кого. Благодаря ему и без того сложная работа артистов стала еще более разнообразной и оригинальной.

Есть у артистов и уникальные трюки. Например, «Пируэ­ты-сальто одновременно на трех подушках». Если обычно в номерах такого плана «пируэт-сальто» выполняли лишь два ведущих артиста (верхний и нижний), то здесь их ше­стеро (три пары), причем один из верхних исполнителей — Ирина Щукина. Этот трюк она выполняет мастерски. А ее арабские сальто через головы партнеров пока не делает ни одна артистка. «Икарийские игры» Ушаковых как бы разделены на шесть этапов. Выступление начинается на обычных анти­подных подушках, затем, как мы уже говорили, выносятся разновысокие, позволяющие демонстрировать оригинальные и красивые комбинации. На третьем этапе остается один высокий пьедестал. В руках двух артистов появляется пал­ка, которая служит для их партнеров как бы перекладиной турника. Исполнители проделывают стойки на ногах у ниж­него (В. Ушакова), «флик-фляки» и другие акробатические прыжки с ног нижнего на колонну из двух партнеров. Чет­вертый этап — традиционная для «икарийских игр» пирами­да. Затем пятый этап — партерные прыжки: зрители уже привыкли, что «икарийские игры» заканчиваются такими прыжками. На манеже Букалов исполняет двойные сальто, а Кузнецов — два с половиной круга «флик-фляков». Пуб­лика бурно аплодирует.

И тут ее ожидает сюрприз. На манеж вдруг снова выно­сят антиподные подушки (шестой этап!). И не успевает зри­тель опомниться, как начинается бешеная «вертушка». Здесь  уместно вспомнить о режиссере номера заслуженном деяте­ле искусств М. Местечкине. Давно зная Владимира Дмитрие­вича, он активно поддержал творческие искания одаренно­го артиста, во многом помог ему. Владимир Ушаков непрестанно думает о новых трюках, о новых красках номера. Он уверен, что все задуманное им сбудется, потому что ему удалось заразить своих партнеров верой в чудо, которое они все вместе творят на манеже цирка.
 

Л. ЛЕРНЕР

Журнал Советский цирк. Апрель 1967 г

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100