В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

С Аланией в сердце

Под зажигательную  музыку на манеж вихрем врываются всадники. Сделав круг, каждый из них начинает демонстрировать свои ловкость, силу и удаль, выносливость и проворство своих коней. Сложные, головокружительные трюки следуют один за другим. Упругие стойки сменяются стремительными обрывами, поражая зрителей, у которых от этой бешеной круговерти дух захватывает.

Стремительно по кругу несутся лошадиСтремительно по кругу несутся лошади. Перед нами каскад необычных, сложных по исполнению трюков. И все это – в бешеном темпе. Не успевает один исполнитель закончить свой трюк, как на смену ему уже мчится другой.
Вот на полном скаку всадники с легкостью срываются с седла, перелетают вокруг шеи коней и вновь возвращаются в седло. Вот другой джигит на галопирующей лошади словно падает с седла почти под копыта коня, повисает на одной ноге, касаясь руками манежа. Ап! И он вновь в седле. А на смену ему – два других джигита, «нарезая» круги, поочередно соскальзывают с седла и оказываются под брюхом лошади. Сделав оборот, ловко усаживаются в седло. Еще миг – и перед нами  колонна из трех человек, балансирующая на спине скакуна…
Когда я смотрел выступление джигитов, меня не покидало противоречивое чувство. Да, красиво, да, захватывающе. Но сколько подобных групп на наших манежах. Не копируют ли они невольно друг друга, не повторяют ли трюки и комбинации, становясь в какой-то степени безликими, однотипными?
Этими сомнениями я и поделился с руководителем увиденного номера, заслуженным артистом России Арсеном Батиевым.

– Главное, чего мы добивались, создавая этот номер, – объясняет Батиев, – это донести до зрителя атмосферу родного края – Осетии. Это первооснова. Да, в таком традиционном жанре как джигитовка  все уже выдумано и перепробовано. И, конечно, трюки могут совпадать, но если нет атмосферы горской удали, нет любви к своему краю, если артист не настоящий джигит, а только играет его роль, то впечатление от номера у зрителя будет неполным. Все может быть на уровне, и лошадь стремительно несется по кругу, и трюки удаются, но нет той изюминки, которая заключается во внутреннем состоянии артиста.

конный ансамбль «Алания»За 18 лет своего существования конный ансамбль «Алания» не раз получал «золото» на международных цирковых фестивалях.
Российских и зарубежных зрителей восхищали зрелищность номера, искрометность движений, темпераментность артистов.
Как отмечали критики многих стран, достоинство номера в высоком мастерстве, темпераменте, оригинальности непростых трюков.
Артисты продолжают традицию, зарожденную Алибеком Кантемировым, который первым перенес на манеж крупицу жизни родного края, познакомил мир с бытом и историей своих соплеменников. Его аттракционы напоминали маленькие праздники в горах, где бешеные скачки сменялись искрометными танцами, где джигиты показывали свое умение и сноровку.

– Вы и ваши артисты так залихватски выполняют трюки, что невольно возникает ассоциация – родились в седле.

– Образно говоря, так и есть. Ведь практически все джигиты рождаются в Алании, как в старину называли Осетию. Это у нас, можно сказать, в крови. Но в цирк я попал поначалу не наездником, а – танцором. В 1961 году к нам, в Орджоникидзе, приехал Михаил Туганов – подбирал мальчиков в свой конный аттракцион. Предстояла поездка в Японию, где за год до этого гастролировал ансамбль танца под руководством Нино Сухишвили и Илико Рамишвили. Оставшийся под большим впечатлением от зажигательных кавказских танцев, импресарио выразил желание, чтоб в номере была танцевальная вставка. И цель приезда Туганова была именно в этом – отобрать маленьких артистов. Я в то время занимался в танцевальном кружке Дома пионеров и выбор пал на меня. Так я в 11 лет попал в цирк. Через два месяца уже уверенно сидел в седле, работал в номере. В 1962 году Туганов ушел на пенсию и передал номер дочери, Дзерассе Михайловне. Я в этом номере отработал 25 лет, получил звание заслуженного артиста Осетинской АССР.

– И распрощались с цирком?

– Это было бы тяжело для человека, привыкшему к манежу, сроднившемуся с ним. Когда мне исполнилось 35 лет, пришло время уходить на пенсию. Но я не выдержал и года спокойной домашней жизни. Тянуло в цирк. А тут в Дагестан, на съемки фильма "Приключения храброго Хачбара" приехал Мухтарбек Кантемиров. Позвонил мне – помоги в съемках, есть каскадеры, но нужен мастер джигитовки. Две недели, которые я планировал поработать с ним, вылились в семь лет. Кантемиров в то время начал создавать конный театр и уговорил поехать с ним. Поначалу не было ничего, кроме самой идеи. Убедили председателя колхоза "Заветы Ильича" Красногорского района купить лошадей. И пока театр официально не был оформлен, все мы, будущие артисты театра устроились на полтора года в колхозе конюхами с окладом 90 рублей. Наш бригадир Мухтарбек Кантемиров получал чуточку больше. Конечно, было трудно, но так велико было желание, стремление воплотить свою мечту в реальность, что все трудности отходили на задний план. Прямо там мы готовили лошадей, репетировали элементы будущего каскадерского представления.
Через полтора года нас пригласили сделать небольшое театрализованное представление на открытии нового ипподрома в Гаграх. Устроители праздника высказали пожелание, чтоб сюжет представления соприкасался с историей и традициями Абхазии. Так  в 1987 году родился первый спектакль театра – "Золотое руно", непосредственно связанный с мифом об аргонавтах, отправляющихся в древнюю Абхазию – Колхиду. Спектакль получился таким выразительным, таким убедительным, что многие приходили смотреть и сопереживать героям по нескольку раз.
После этого – гастроли в Болгарии, на Золотых Песках, в Германии, во Франции в 1989 году на фестивале нетрадиционных театров, взяли I место.
В следующем спектакль – "Россия в седле" я уже выступал постановщиком конных номеров. Режиссером был В. Жак. Сюжет разворачивался со времен древней Руси до наших дней. Героями спектакля были Три Богатыря, и у каждого из них – свое войско. Представьте себе парад, в котором участвуют 30 всадников с доспехами. Была и комическая сценка – пьяные гусары на лошадях. Я помог осуществить этот трюк. Лошади шатались вместе с «подвыпившими» всадниками, валились с ног.


– А как появился ансамбль «Алания»?

– В 1991 году я покинул театр «Каскадер»,  решил сделать свой номер. Это было почти нереально – отсутствие средств, да и обилие номеров джигитовки на манежах. Но решил не отступать. Поехал на родину, обошел друзей, занял у каждого по небольшой сумме. Так собрал необходимые деньги на покупку десяти лошадей, собрал штат 23 человека – служащих, наездников, танцоров. И начал репетиции.
В 1992 году номер был готов. В Кисловодском цирке, где на новогодних представлениях состоялась его премьера, он занимал полностью второе отделение.
Потом были шестимесячные выступления в парке Биллевард в Бельгии. По их завершении  нас пригласили в Германию. Там, недалеко от Нюрнберга мы отработали целых шесть лет – в шапито, парках. В сезон давали по  200 спектаклей. Мы показывали необычный спектакль, своеобразное ковбойское шоу. Я подготовил его, исходя из опыта конного театра Кантемирова. Чего там только не было – прыжки через лошадей, танцы с кинжалами, рыцарские турниры. Всему этому предшествовала довольно долгая предварительная подготовка – перевод  сценария на немецкий язык, запись фонограммы, пошив костюмов, изготовление бутафорского оружия…


– Бывает, что частые и длительные переезды плохо влияют на состояние животных. Да и на таможнях бывали инциденты, когда из-за отсутствия ветеринарных документов лошадей «арестовывали». Приходилось ли вам и вашим животным попадать в подобные условия?

– Да, однажды при въезде в Китай не выпускали наших коней, заперли в загоне на десять дней и не разрешали нам к ним приближаться. Но и из такой ситуации можно найти выход. По моей просьбе наш китайский импресарио каждый день покупал по нескольку тюков сена, договорился с пограничниками, чтоб перебросить это сено через границу и кормить лошадей.
Лошади – главное действующее лицо в нашем номере и поэтому мы делаем все, чтобы обеспечить им комфортное существование.
И убедительным доказательством этого  были сказанные мне слова немецкого антрепренера Ханса Мартина: "Во всей Европе только у тебя отапливается конюшня". В зарубежных гастролях мы, мы много колесили по городам. И приезжая на новое место, мы в первую очередь обеспечивали «жилищные условия» нашим четвероногим партнерам. Это было одно из основных условий антрепренеру. Ведь участки, на которых устанавливают шапито, бывают разные – сырость, грязь. Я выкладывал на землю основательный слой соломы, затем – листы фанеры – это для того, чтобы не шел холод от земли. Ну и затем сооружали стойла. Конечно, антрепренеру это накладно – каждые два-три месяца менять солому, перекладывать фанеру. А еще – 250 литров солярки в сутки. Ведь вечером после представления в цирке отключалось отопление. А у меня прямо в конюшне стоял аппарат постоянного подогрева. И бывало вся программа (жили-то в тесных вагончиках) отмечала праздники, дни рождения у нас в конюшне – единственно теплом и просторном помещении. Здесь собирались вместе, накрывали столы…


С Аланией в сердцеО лошадях Арсен Батиев может рассказывать бесконечно, ведь с ними связана вся его жизнь. За время работы, а в цирке он уже 50 лет, ни одна лошадь не была покалечена. Он – знаток конного дела, знает, как вылечить лошадь, как обучить новому трюку, как приучить к частым переездам и переменам конюшен.
И главное, он постоянно  думает над изменением структуры номера, над совершенствованием композиции.
В том, что все задуманное будет воплощено, можно не сомневаться, ведь рядом с ним его партнеры и единомышленники, среди которых его дочь Лаура, и к которым скоро присоединятся внуки Эдуард и Тамерлан.
В 2003 году на ежегодном международном фестивале циркового искусства в Варшаве конный ансамбль «Алания» под руководством Арсена Батиева завоевал высшую награду – "Золотого клоуна". Это далеко не первая и, думается, не последняя награда замечательного коллектива, выступления которого радуют всех, кто любит цирковое искусство.

Николай АРАКЕЛОВ.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Стеллаж металлический архивный. Металлические стеллажи, стеллажи консольные.