Цирк друзей - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк друзей


Трудно, пожалуй, более лаконично и в то же время столь точно охарактеризовать программу, которую Ленинградский цирк показал в дни 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Да, именно цирк друзей! В дружеском творческом соревновании встретились на манеже артисты Советского Союза и стран народной демократии. Чередование номеров отечественных и иностранных как бы символизировало крепнущие зарубежные связи нашего цирка. Всякий раз, когда объявлялся новый номер, под купол взвивался флаг той страны, представители которой выходили на манеж.
Это в свою очередь подчеркивало интернациональный характер представления, придавало ему особую торжественность. Пролог к представлению посвящен теме Великого Октября. Авторы и постановщики — поэт Вс. Азаров, режиссер, заслуженный деятель искусств Г. Венецианов, художник Г. Берман — стремились найти особые формы для воплощения этой темы. ...Гаснет свет, и на высвечиваемой прожектором сценической площадке появляется моряк в бушлате и бескозырке. Зал внимательно слушает стихотворный текст, написанный Вс. Азаровым. Постановщикам удалось лаконичными штрихами отобразить тему Октябрьского штурма, передать обстановку грозовых революционных дней. В символической фигуре моряка, стоящего на сцене, во внезапно открывающейся панораме Невы с легендарной «Авророй» на переднем плане зрители ощутили и пафос и подлинно романтическую взволнованность. Впечатление усиливалось благодаря музыке, удачно скомпонованной из мелодий революционных песен.
Менее убедительней оказалась вторая часть, посвященная сегодняшнему Ленинграду, несколько статичная и снижающая силу эмоционального воздействия. Это тем более досадно, что отдельные моменты и тут оказались удачными. Эффектной получилась картина праздничного салюта. Синие, зеленые, красные электрические лампочки, вспыхивающие под куполом цирка, создали иллюзию падающих разноцветным дождем ракет. Неожиданное появление на манеже представителей всех братских союзных республик, символическое изображение искусственного спутника в виде женщины, пролетающей на шаре через весь цирк (в этой роли предстала воздушная гимнастка Дашевская) — эти и другие сугубо цирковые приемы оживили пролог, придали ему динамичность.
Надо ли подробно останавливаться на таких популярных номерах советского цирка, включенных в программу, как джигитовка, демонстрируемая группой наездников под руководством заслуженного артиста РСФСР М. Туганова, или танцы на проволоке в исполнении заслуженной артистки РСФСР В. Сербиной? Когда, горяча коней, под оглушительное щелканье бича, подбадривая себя и партнеров задорными выкриками, начинают свое выступление джигиты-наездники, именуемые ныне на афише «Всадниками солнечной Осетии», кажется, будто вихрь ворвался на цирковой манеж — так темпераментна их работа, так она полна удали и какой-то отчаянной лихости. То же можно сказать о танцах на проволоке Веры Сербиной.
Да, самой настоящей удалью веет от народных плясок, исполняемых артисткой. В номере под руководством заслуженного артиста РСФСР и народного артиста Дагестанской АССР Я. Гаджикурбанова хорошее впечатление производит молодое поколение эквилибристов. Джарият Гаджикурбанова, уже являющаяся, несмотря на свои юные годы, заслуженной артисткой Дагестанской АССР и ее юные сестры Эльмира и Айшат зарекомендовали себя достойными партнерами взрослых.
Молодые артисты Ванда и Валентин Ивановы уверенно работают на першах. Заключительный трюк — вращение на зубнике — они исполняют четко, изящно. Ленинградцы впервые увидели сложный, в отличном темпе проведенный номер акробатов-вольтижеров Запашных в новом составе исполнителей. Наличие четырех партнеров, без сомнения, значительно обогатило номер. Из-за кулис выносят столик с жонглерским реквизитом, но ставят его не так, как обычно, сбоку, у барьера, а в центре манежа. В скромном черном костюме, не спеша, из-за кулис выходит Николай Ольховиков. Следом выводят лошадь. И вот уже Ольховиков прочно стоит на ее широкой спине.
Пантомимисты-звукоподражатели Сун Тхай (Китай)
Пантомимисты-звукоподражатели Сун Тхай (Китай)
Заслуженный артист РСФСР М. Туганов
Заслуженный артист РСФСР М. Туганов

Ему кидают мячи, обручи, палочки, и всеми этими предметами он жонглирует, объезжая манеж, совершая круг за кругом.
Он расставляет на стеклянном подносе фужеры, наполняет их разноцветной жидкостью и спрыгивает с лошади, ничего не уронив, не пролив ни одной капли. Из номеров зарубежного цирка нам в первую очередь хотелось бы назвать выступление артистки Германской Демократической Республики Урсулы Прей. Она появляется из-за кулис в сопровождении дрессированных шимпанзе. Две взрослые обезьяны, одетые в удобные комбинезоны, поддерживают ее под руки, а третья — маленький забавный детеныш, с любопытством озираясь, вертя поросшей черными волосами головкой, восседает в колясочке, которую дрессировщица катит перед собой. Урсула Прей и ее партнер прекрасно обыграли «человекообразность» шимпанзе.
Совсем «по-человечьи» сидят в креслицах обезьяны, перекладывая ногу на ногу, демонстрируя при этом свои белые туфли и полосатые носки. Вот одна из них сосредоточенно рассматривает картинки в книге и не бросает ее до тех пор, пока не перевернет последней страницы. Но особенно забавен обезьяний детеныш. Он сидит в своей колясочке, поставленной как бы случайно в сторонке, и, пользуясь тем, что на него якобы никто не смотрит, начинает шалить. Выпрыгивает из коляски, приплясывая, обегает вокруг нее и снова как ни в чем не бывало забирается на подушки. Никаких окриков, приказов, понуждений.
Присутствие человека почти не ощущается в этом номере, построенном на использовании природных особенностей шимпанзе, прошедших тонкую, умную школу дрессировки. Есть в новой программе еще один номер с дрессированными животными. Болгарский клоун Петр Порванов («Пэпо») демонстрирует дрессированного козла. Это на вид невозмутимое, меланхоличное животное ловко прыгает сквозь обруч, катит по манежу бочку, ходит по бутылкам, взбирается по отвесной лестнице на пьедестал и там, на тесной площадке, проделывает сложные балансы. Порванов — любимец детей.
Это большой спокойный человек в чуть утрированном светло-клетчатом костюме. У него мягкий и какой-то особенно добрый юмор. И животные, с которыми он выходит на манеж, тоже добрые. Особенно это относится к чудесной маленькой собачонке — «Пэпо номер два», как рекомендует ее дрессировщик. Эта собачонка танцует вальс, уморительно снимает с себя шляпу, по заказу публики «угадывает», какую музыку исполняет оркестр, а допустив ошибку, сконфуженно отворачивается, пряча мордочку в лапки. Воздушная гимнастика в праздничной программе представлена неоднократно выступавшими в наших цирках венгерскими артистами 2 Шимон. Смело работает Тибор Шимон. Сильно раскачав трапецию, он становится на голову и в таком положении удерживается в равновесии.
Пластические этюды в последние годы исполняются преимущественно женщинами. В номере польских артистов 2 Мозес не исполнительница демонстрирует гибкость своего тела, а исполнитель.
Воздушные гимнасты Шимон (Венгрия)
Воздушные гимнасты Шимон (Венгрия)
Заслуженный артист РСФСР Борис  Вяткин
Заслуженный артист РСФСР Борис Вяткин

Артисты держатся на манеже очень благородно и мягко. В номер введена силовая акробатика, причем в роли «нижнего» выступает хрупкая белокурая Халина Мозес. Удивительно, откуда в ее тонких руках, обтянутых длинными ажурными перчатками, столько силы. Любопытна работа акробатов-эксцентриков 2 Петреску (Румынская Народная Республика). На манеж выходят два человека в ярко-красных костюмах, и вдруг оказывается, что эти на первый взгляд весьма серьезные люди в очках ведут себя очень неожиданно.
Они хватают друг друга за ноги, сталкиваются лбами, и каждое такое столкновение заканчивается каскадом. Правда, при этом оба пытаются сохранить серьезность, совсем не улыбаются, и тем смешнее их поведение. Эксцентрики Венци и Вики, представляющие цирковое искусство Чехословацкой Республики, очень чисто проделывают стойки «голова в голову», сочетая их с игрой на музыкальных инструментах. Запоминается трюк, когда «верхний», стоя вниз головой, играет на скрипке, а затем на трубе, аккомпанируя прикрепленными к ногам «тарелками». Но хотелось бы сказать нашим чехословацким друзьям, что отдельные моменты их работы грубоваты. В хорошем темпе проходит выступление эквилибристов на катушке Отхона и Сандака. Введение комедийных моментов оживляет этот номер, знакомящий зрителей с цирковым искусством Монгольской Народной Республики. Великолепное впечатление оставляет номер китайских артистов Сун Тхай. Исполнители отлично владеют даром имитации. Они искусно подражают птицам, насекомым, воспроизводят голоса обитателей скотного двора, разыгрывая бесхитростные, полные юмора сценки. В паузах в Ленинградском цирке вновь выступает заслуженный артист РСФСР Борис Вяткин. В последние годы немало говорилось об отходе этого талантливого коверного от сугубо цирковых приемов работы.
Подчеркивалось, что Вяткин больше разговаривает на манеже, нежели действует, что он излишне театрализует свои выступления, что подобная манера скорее подходит для эстрады, чем для цирка. Но, оказывается, это вовсе не так. В новой программе мы видели его на первом представлении. Показ новых реприз, подготовленных специально к праздничной программе, по ряду технических причин задержался, и Вяткин строил свою работу в основном на прежнем репертуаре. Он выходил в паузах один, без помощников (в последние годы Ленинградский цирк с излишним усердием практиковал одновременное участие нескольких коверных, которые, надо сказать, только мешали друг другу). Заслуженная артистка РСФСР В.Сербина Вяткин действительно находился «весь вечер на манеже», и зрители могли с удовлетворением убедиться, что перед ними подлинно цирковой коверный. Он совсем не пользовался реквизитом, прекрасно обходясь без него. И, хотя большинство реприз далеко не ново, они с удовольствием смотрятся в исполнении Вяткина — так много по-настоящему забавных типично клоунских штрихов вносит он в свою работу. В то же время Вяткин еще раз доказал, что умеет быть злободневным. Утром 3 ноября было передано по радио сообщение о запуске второго искусственного спутника, и в тот же день Вяткин исполнил репризу на эту тему.
Основу ее составляла телеграмма, якобы полученная вяткинской Манюней от собаки, совершающей полет в космическом пространстве. Клоунада «Спиритическая история» в исполнении И. Демаша, Г. Мозеля и Б. Вяткина, несомненно, одна из редких удач за последние годы в этом жанре. Добротный сценарий, написанный молодым ленинградским автором Г.Рябкиным, позволил создать четкую по замыслу, стройную по композиции сатирическую сценку. Убедительна сюжетная завязка. Клоуны находят на чердаке корзину со старыми вещами — дамской туфлей, рваными галифе и сапогами без подметок. Возникает вопрос: кому они принадлежат? Один из клоунов предлагает провести спиритический сеанс.
И вот последовательно, один за другим, появляются «духи» бывших владельцев этих вещей: Керенского, Врангеля, Гитлера. Остро, гротесково, в цирковом плане решены все три фигуры. В финале выясняется, что клоунов разыграл Б. Вяткин, решивший подшутить над ними и изобразить «духов»... Итак, праздничная программа просмотрена. Разнообразие номеров, сильный состав исполнителей, участие кроме артистов Советского Союза представителей стран народной демократии обеспечили этой программе прочный и заслуженный успех у ленинградских зрителей.

М. МЕДВЕДЕВ
 Журнал «Советский цирк» декабрь 1957 г
 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования