В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк в Румынской народной республике

Виктор Моно ЧиаканикаГоворя о деятельности нового цирка в нашей стране, нель­зя не учитывать большой любви народа к цирку и того обстоятельства, что цирковые представления многие го­ды воодушевляли массы простых людей той спецификой, в которой отточенное мастерство, смелость и красота человече­ского тела сливались воедино.

Документы прошлого говорят о скромных цирковых группах и коллективах артистов, которые давали спектакли на городских площадях и ярмарках. Газеты отмечают успех цирка «Сидоли» во время празднования Дня национальной независимости 1877 го­да. Можно сказать, что этот цирк организовал спектакли, до то­го времени незнакомые в нашей стране. Зная хорошо цирк, Сидо­ли создавал большие постановочные спектакли, используя опыт Франкони в Париже и Сарразани в Дрездене.

В цирке «Сидоли» имелась специальная установка, превра­щавшая арену в бассейн, и шли пантомимы «Марокко» и «Цирк под водой».

Люди преклонного возраста вспоминают конные номера — тог­да на арене появлялось более ста лошадей. Помимо дрессировки знаменитые артисты демонстрировали вольтижеровку, высшую школу верховой езды и акробатические трюки. Давние любители цирка вспоминают Лолу Борисов с ее африканскими львами, воз­душный аттракцион Лупу и Думитреску, остроумного и обаятель­ного клоуна Мэркулеску и других.

Артисты  ЦандарикаИ все же успех, каким пользовался цирк «Сидоли», не уберег его во время экономического кризиса, разразившегося во всем ка­питалистическом мире в 1929—1934 годах. Не имея возможности содержать такое большое предприятие и не получая помощи со стороны государства, цирк прекратил свое существование. Цирко­вые артисты с большим трудом находили скудный заработок. Ко­чуя из города в город, часто без реквизита и костюмов, артисты вынуждены были выступать в маленьких кабачках и даже на тротуарах, попадая в зависимость от хозяев, которые их жестоко эксплуатировали. Чтобы найти хоть какую-нибудь работу, арти­сты должны были владеть несколькими жанрами и не совершен­ствовали свой основной номер.

Искусство цирка Румынии падало. Только некоторые загра­ничные цирки, как, например, «Буш» или «Клудский», давали большие цирковые спектакли. Румынские правители того време­ни насаждали культуру для привилегированных классов, прене­брегая интересами и культурными запросами простых людей. Искусство, в том числе и цирковое, было источником доходов фа­воритов, которым покровительствовало правительство.

Характерно для этого периода вырождение клоунады. Тради­ция старых клоунов была предана забвению. Вместо остроумных, осмысленных реприз, пантомим или клоунад, полных юмопа, на арене появились плоские остроты, непристойные шутки. Возник полный тривиальности вид спектакля, так называемый «спек­такль для взрослых». Лишь небольшое число подлинных арти­стов, по-настоящему любящих цирк и уважающих публику, раз­вивали традиции народного циркового искусства.

Коренное преобразование цирка, его приближение к задачам современности, повышение художественного качества спектаклей, а также создание материальных условий для артистов началось 23 августа 1944 года. Активная деятельность партии и правитель­ства в области культуры плодотворно сказалась на развитии всех видов искусства. Преобразование цирка проходило в острой борь­бе, в преодолении трудностей, но настойчивая планомерная ра­бота дала свои плодотворные результаты.

В самом большом частном цирке Кратеиля под наблюдением государственных органов уже в первые годы после образования народной республики проводилась работа по восстановлению полноценного циркового спектакля. Все же в условиях частно ка­питалистического сектора трудно было создать современный идейно-художественный спектакль. Это можно было осуществить лишь после возникновения государственного цирка в 1954 году.

Постановки государственного цирка «Первый спектакль», «Карнавал цирка», «Весна в цирке» и другие представления в столице и в провинции имели большой успех у публики. Рождал­ся новый цирк и вместе с тем оживали лучшие традиции прош­лого. Удачно составленные программы включали оригинальные номера. Большое внимание уделялось оформлению представле­ния, костюмам и реквизиту. Известную роль в развитии цирка сыграли директора и режиссеры, особенно Н. Динеску, М. Георгиу, Ц. Ципа.

На арене появляются дрессированные лошади, пони, верблю­ды — дрессировщики Виченциу, Кратеиль Поп. Популярностью пользуются укротительница львов и пантер Лидия Жига, жонг­леры Овидиу Бокан, акробаты Ганя и Августин, 8 Хутерер, иллюзионные аттракционы Жозефину и Мажореану.

Цирковые спектакли «Новое в цирке», «Майские цветы», «Вечер в цирке», «Мастера арены», «София-Бухарест», «Шкатулка с сюрпризами» привлекали большое количество зрителей.

В Румынском цирке особое внимание уделяется музыке. Семь джаз-оркестров, из которых «Алла-Бреве» уже хорошо известен, приобретают большое значение при осуществлении больших по­становок. Музыка в них — один из важных компонентов еди­ного целого. В цирке исполняются классические произведения, со­чинения современных авторов, широко используется фольклор. Музыкальную работу в цирках возглавляет молодой композитор и дирижер Ливиу Каваси.

По сравнению с первой четвертью 1955 года (вскоре после об­разования государственного цирка) число спектаклей в первой четверти 1956 года повысилось на 250%, а число зрителей — на 300%.

В последующие годы отмечается дальнейший рост этих процен­тов. Наибольший успех имел спектакль «Варьете-концерт». Новая форма цирковых представлений и новое содержание, а также обеспеченная материальная основа дали возможность после двад­цатилетнего перерыва организовать гастроли за границей.

Цирковые ансамбли Румынии дали полные спектакли в Польше и в Болгарии. Представления хорошо принимались зри­телями Варшавы и Софии.

Коллективы, уезжавшие за границу, показывавшие спектакли с ярко выраженным национальным колоритом (цирковые номера, музыка и костюмы), помогали иностранному зрителю ознако­миться с нашей страной.

Артисты румынского цирка выступали в Чехословакии, Гер­манской Демократической Республике, Венгрии и в СССР. Нашу страну посетили болгарские, венгерские, немецкие, польские и чехословацкие артисты и несколько гастрольных групп артистов советского цирка. Нужно отметить большой успех цирковой про­граммы с участием народного артиста РСФСР Э. Кио. Несмотря на длительные гастроли, во время которых давалось ежедневно по два спектакля, большое количество зрителей не могло попасть в цирк, поэтому было организовано представление на стадионе, ко­торое смогли увидеть 40 тысяч зрителей.

Артисты, приезжавшие из-за границы, показывали спектакли и номера высшего класса. Ознакомление с этими номерами, а также возможность выезжать за границу позволили румынским артистам углублять свои номера и приобретать опыт зарубежных товарищей по профессии. Все это содействовало повышению уров­ня наших номеров и цирковых спектаклей. Этому способствовали и личные контакты. Так, например, Малек — чехословацкий ук­ротитель львов — помог нашей укротительнице Дине Михалча, а советский жонглер Нази Ширай помогла нашему жонглеру Бебе Думитреску. Артисты-акробаты сделали большой шаг вперед в усовершенствовании трюковой работы. В акробатические номера была введена техника. Появились акробатика на мотоцикле, ак­робатика на самолете, акробатика в глобусе и т. д. Только в го­сударственном цирке, создающем все условия для длительной репетиционной работы, могли быть созданы такие групповые номера, как «Летающие акробаты» под руководством Гани и «Ак­робаты с подкидными досками» под руководством Макса Хутетерера добившегося от молодежи сложной трюковой работы и вы­сокого артистизма.

Помимо работы над отдельными номерами многое делается для создания единого по замыслу и композиции представления. Боль­шим достижением явилась постановка на воде «Поднять все па­руса!», встреченная зрителем с большим одобрением.

Сложнее с клоунадой. Наши комики в сатирической форме высмеивали отсталые обычаи и отсталых людей. Артисты Тонино, Цандарика, Бони средствами сатиры боролись со всем косным, мешающим построению социализма в нашей молодой республике. В области классической клоунады свыше пятидесяти лет успешно работал талантливый Виктор Мано Чаканика, награжденный правительством орденом «Труда». Но в настоящее время исполни­телей классической клоунады у нас нет.

Успехи, достигнутые Румынским государственным цирком, позволили нашим молодым артистам, участвовавшим в художест­венных конкурсах VI Всемирного фестиваля молодежи и студен­тов в Москве летом 1957 года, вернуться на родину с золотыми, серебряными и бронзовыми медалями.

Достижения нашего цирка, особенно за последние пять лет, значительны, но они не могут заслонить многих недостатков.

Румынский цирк находится на подъеме. Он взял на вооруже­ние все лучшее от старого цирка, обогащает цирковые спектакли темами современности, изучает опыт артистов цирка дружеских стран и вносит свой вклад в развитие нашей новой культуры.

г. Бухарест

И. БУТНАРУ

Журнал Советский цирк декабрь 1959 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Крановое колесо к2р www.ask-kran.ru