В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Подготовка новых номеров

 

РУССКАЯ ТРОЙКА

Под звуки русской народной мелодии на арену вылетает запряженная в розваль­ни тройка. На манеже цирка зимнее уб­ранство: заснеженный ковер, опушенная белыми хлопьями барьерная дорожка. У форганга голые березки в снежных сугро­бах. Мягкий зимний свет...

Удалые кони вихрем мчатся по кругу. На расписной дуге коренника трепещут пестрые ленты, малиновым звоном переливаются колокольцы. В розвальнях вата­га веселых музыкантов: баян, балалайка, рожки, бубны. Комик-затейник бьет в ложки, лукаво подмигивает ямщик. Не­сется  лихой посвист.

Гоп-ля! Оставив инструменты, парни на ходу выпрыгивают из саней, сбрасывают полушубки, шапки. Затейник одним рыв­ком скидывает валенки — пошла конная потеха!

Парни ловко прыгают на покрытых ряднами лошадей, с лошадей в розвальни, оттуда — в сугробы. На крупах коней и в санях возникают атлетические пирамиды ж так же незаметно, как возникли, рас­сыпаются. Наконец, сани делают крутой разворот и уносятся за кулисы.

Окончилось зимнее гулянье:  идет весна.

Под куполом цирка появляется мимирующая маска солнечного диска. Солнце весело щурится, улыбается, подмигивает, заливая манеж ярким светом. Под аккомпанемент оркестра оно поет песню о слав­ном Яриле — олицетворении ласковой, животворящей  весны.

В лучах теплого солнца постепенно тают сугробы, зеленеют березки, распускаются цветы на почках. На зеленую лу­жайку манежа снова вылетает тройка, запряженная уже  в бричку.

Кони карьером несутся по кругу. Мель­кают вышитые косоворотки, яркие девичьи сарафаны. И снова конная потеха, только еще замысловатее, еще затейливее, чем прежде.

На полном скаку артисты выполняют комбинированные прыжки и сложные пи­рамиды, стойки,  арабские  сальто.

Тройку на манеже сменяют две ло­шади под нарядными чепраками, затем пара лошадей на смежных ремнях. В бы­стром темпе исполняются сложные трюки жокейского искусства, стилизованные в русской национальной традиции.

Этот новый номер задуман заслужен­ным артистом РСФСР А. Александровым-Сержем, руководителем труппы жокеев-наездников, которые выступят в дни юби­лейных торжеств на арене Московского цирка. Подготовка номера осуществлена Ленинградским цирком (режиссер-консуль­тант — заслуженный деятель искусств РСФСР Г. Венецианов).

ЛЬВЫ И ЛОШАДИ

Так называется новый цирковой ат­тракцион, над созданием которого работает заслуженный артист РСФСР А. Н. Буслаев вместе с артисткой Тамарой Буслаевой (режиссер-консультант Н. Н. Зиновьев).

— На протяжении многолетней творче­ской жизни в цирке меня всегда привлека­ли необычные сочетания двух противопо­ложных начал, — говорит А. Н. Буслаев — Достаточно вспомнить недавнее прошлое: львы на мотоциклах, слоны и балерины и другие аттракционы. Теперь меня увлекла более трудная задача — одновременно по­казать на манеже лошадей и львов в еди­ном цирковом действии. Такая задача в цирке еще не ставилась,

...Звучит торжественная увертюра. На арену выбегают четыре лошади. Они проделывают различные эволюции. По­является коверный и с недоумением спра­шивает дрессировщика, почему номер на­зывается «Львы и лошади»? На арене по­является первый лев. Коверный в ужасе. Происходит ряд комических недоразуме­ний.

Между тем на арену плавно въезжает кабриолет с Тамарой Буслаевой. На спине лошади   спокойно   устроился   львенок,   а рядом с артисткой восседают два взрослых льва. Укротительница спрыгивает с кабри­олета и начинает демонстрировать искус­ство своих питомцев. Львы катаются на шарах, играют, группируются в пирамиду. И вдруг на манеж, где находятся львы, выбегают лошади. Вот они останавливают­ся около львов. Как заправские всадники львы ловко вскакивают на- спины лошадей. и начинается необычная скачка с разно­образными перестроениями.

Для демонстрации  этого аттракциона

изготовляется клетка особого устройства, впервые применяемая в цирке. Клетка автоматически выдвигается из-за кулис и опоясывает барьер арены двумя полукру­жьями. Когда предохранительные меры не нужны (например, при исполнении кон­ных эволюций, в которых хищники не участвуют), оба полукружья клетки от­тягиваются за кулисы, но перед появле­нием львов снова замыкаются в кольцо. Новый аттракцион выпускается Цент­ральной студией циркового искусства.

ГРУППА  ЭКЗОТИЧЕСКИХ   ЖИВОТНЫХ

Арена закрыта круглым занавесом, опоясывающим барьер. Увертюра переносит зрителя в сказочную страну. В звуки оркестра вплетаются голоса зверей. Рас­светает. На занавесе вырисовываются очер­тания тропического леса. Занавес подтя­гивается под купол, — и зритель видит заросшее бамбуком озеро. Так начинается новый аттракцион, подготавливаемый в Ереванском цирке молодым дрессировщи­ком Степаном Исаакяном.

В аттракционе демонстрируется боль­шая смешанная группа животных: венценосные журавли, павлины, антилопы, удавы,   питоны,  крокодилы  и   бегемоты.

Создатели аттракциона (дрессировщик С. Исаакян, режиссер-консультант Б. Эдер, режиссер В. Миронов) стремятся показать животных в веселой сюжетной сценке.

По началу дрессировщик предстает в образе комика-эксцентрика.

Заметив птиц у озера, он подкрады­вается к ним, пытается их поймать. Но в платке, который он так ловко накинул на птицу, неожиданно оказывается... рыба! Да и та, выскользнув из рук, падает в озеро, а когда он пытается достать рыбу удочкой, то вместо нее вылавливает... кро­кодила. Оправившись от испуга, наш ге­рой устраивается позавтракать на неболь­шом холмике, но тот неожиданно начи­нает двигаться. Оказывается, герой принял за  холм вздремнувшего  бегемота.

В самый критический момент, когда кажется, что незадачливый комик погибнет, растерзанный зверями, он на глазах у зрителя преображается в сказочного бо­гатыря, который смело сражается с огром­ным крокодилом, борется с удавами. Сме­лость и разум человека побеждают.

«МЕДВЕДИ-ПОЖАРНЫЕ»

Просторная комната... Мирно спит ма­лыш в детской кроватке.

Старая нянька гладит его штанишки. Тишина... Ничто не нарушает покоя... Не­ожиданно из-под одеяла с пронзительным воплем выныривает взлохмаченная голова медвежонка. Старушка, забыв про утюг, семенит к нему с соской. Но Мишка ка­призничает и торопливо «шепчет» ей что-то на ухо. В это время под утюгом вспы­хивает пламя.

Пожар!.. В смятении старушка мечет­ся по комнате, не находя воды, затем в ужасе убегает. Медвежонок вылезает из кровати спешит вслед за ней...

Над новым буффонадным номером «Медведи-пожарные» работает молодой дрессировщик Анатолий Корнилов. Уже теперь, по отдельным отработанным фраг­ментам, можно сказать — аттракцион обе­щает быть интересным.

В номере заняты четыре бурых медве­дя, которые вместе с дрессировщиком ве­село разыгрывают различные комические сценки во время тушения пожара.

Вот из-за кулис выскакивает мотоцикл с закрепленной на нем пожарной лестни­цей. В коляске, поблескивая шлемом, сидит полный решимости пожарный-мишка. За мотоциклом мчится маленький тарантас, в который запряжены пони. С таран­таса торопливо соскакивают два медведя, и, установив помпу, начинают качать... но, увы, вода так и не поступает. Тогда на­чинаются различные трюки и эпизоды. Один из медведей, собираясь залить огонь, комично взбирается по лестнице с ведром, расплескивая воду и щедро обливая дрес­сировщика, который никак не поспевает за ним.

Вот мишка спасает испуганную собач­ку, забравшуюся от огня на подоконник. Он бережно снимает ее оттуда и, крепко прижав лапой к своей косматой груди, осторожно, ощупывая каждую ступеньку, спускается вниз.

Номер рассчитан на 8—10 минут. Но за это время зрители увидят немало остро­умных эксцентрических сценок. Сценарий Н. Зиновьева помогает дрессировщику наи­более эффективно проявить возможности четвероногих артистов.

В работу медведей включены элементы акробатики и эквилибристики; один из них использован в качестве комика, дру­гой — в качестве мотоциклиста.

Все это не является внешним по отно­шению к сюжету, либо случайным соединением отдельных трюков. Наоборот, трюки помогают раскрыть комедийное со­держание номера.

ГАСТРОЛИ ЗА РУБЕЖОМ

Три группы артистов советского цирка гастролируют в настоящее время за гра­ницей.

С 27 августа по 1 сентября прошли га­строли группы артистов советского цирка в Афинах. В составе группы: заслужен­ный артист РСФСР Валентин Филатов (аттракцион «Медвежий цирк»), дагестан­ские канатоходцы под руководством На­родного артиста Даг. АССР Рабадана Абакарова, воздушные гимнасты Б. и Л. Левандовские, жонглер И. Хромов, эксцент­рик О. Белоусов с партнерами, эквилибрист Л. Осинский, группа турнистов под руководством М. Николаева, танцовщица на проволоке Л. Кудоярова, акробаты-вольтижеры Маленкины, эквилибристы на першах под руководством Ю. Половнева, клоун-дрессировщик И. Ермаков, силовые акробаты А. и Е. Куделины. Коверные клоуны — В. Мозель и А. Савич. Руково­дитель группы — Л. Зайцев.

Закончив гастроли в Греции, труппа выехала в Югославию и 7 сентября начала выступления в Белграде.

Вторая группа артистов советского цир­ка гастролирует в Польше. В составе груп­пы: заслуженная артистка РСФСР И. Бу­гримова (группа дрессированных львов), заслуженные артисты РСФСР воздушные гимнасты Е. Синьковская и В. Лисин, кон­ный жонглер Н. Ольховников, ансамбль акробатов-прыгунов под руководством Ф. Алексеева, акробаты с подкидной дос­кой Карповы, эквилибристы на шарах братья В. и П. Маренковы, музыкальные эксцентрики под руководством 3. Гуревича, дрессировщица И. Авьерино, акробаты И. и К. Лапиадо, Е. Страшная (пластиче­ский этюд), антиподист Н. Лукьянов. Ко­верный клоун — заслуженный артист РСФСР К. Берман. Руководитель группы— народный артист РСФСР Б. Эдер.

Гастроли группы начались в Лодзи, в дальнейшем состоятся в Кракове и в конце октября закончатся в Варшаве.

Коллектив украинского цирка гастро­лирует в Чехословакии. В его составе: воздушные гимнасты Крыленко, танцов­щик на проволоке Г. Гвоздев, гуцульский акробатический ансамбль, жонглер Б. Фи­липенко, дрессировщица Э. Подчерникова с группой медведей, акробаты-вольтиже­ры В. Фоменко, М. Таланкина и С. Белов, антиподисты А. и М. Микитюк, оригиналь­ные жонглеры-манипуляторы А. и М. Ла­рионовы,      музыкальные        эксцентрики A.  Аронов  и  В. Байдин,   дрессировщица B. Ольховикова     («Собачий   футбол»)    и другие номера. Коверные клоуны — К. Му­син и П. Копыт. В заключительных спек­таклях приняли участие Заслуженные артисты   РСФСР П. Чернега и С.  Разумов, Заслуженный    артист   Молдавской    ССР В. Херц и соло-эквилибрист М. Егоров.

Гастроли, начавшиеся в Братиславе, продолжены в Брно и будут закончены в Праге.

 

 

Журнал «Советский цирк» октябрь 1957 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100